Кайсын Кулиев (1917—1985) родился и вырос в высокогорном ауле Булунгу Кабардино-Балкарии в семье скотовода и охотника.В 1926 году поступил в школу в Нижнем Чегеме. После окончания школы учился в педагогическом техникуме в Нальчике, заполняя толстые тетради своими стихами.
Первые стихотворные опыты Кулиева относятся к годам ученичества, первые публикации — к 1933 году.С 1935 года по 1939 год Кайсын Кулиев учился в ГИТИСе имени А. В. Луначарского (ГИТИС) и Литературном институте имени А. М. Горького в Москве.Закончив учёбу в Москве, преподаёт литературу в КБГПИ. Он вполне осознает себя поэтом, много пишет и печатается, определяя для себя начало своего литературного пути.
В июне 1940 года поэт уходит в армию. Великая Отечественная война застает его в Прибалтике. С середины 1942 года стихи Кайсына Кулиева публикуются в центральных печатных изданиях в русских переводах, звучат по Всесоюзному радио, обретая широкую читательскую аудиторию.
В ноябре 1942 года после ранения Кулиев по приглашению А. А. Фадеева приезжает в Москву, где в военной Москве был организован творческий вечер, на котором присутствовали Б. Л. Пастернак, К. М. Симонов, Н. Н. Асеев, В. К. Звягинцева, Д. Б. Кедрин и другие. В 1943 году сборник стихов Кайсына Кулиева был выдвинут на соискание Сталинской премии, но в связи с депортацией балкарцев в 1944 году эту премию ему не дали.
С боями Кайсын Кулиев прошел трудными фронтовыми дорогами, испытал горечь потерь, ранения. Был десантником, военным корреспондентом газеты «Сын отечества», где печатались его боевые корреспонденции и стихи, принесшие ему широкое признание.
Принимал участие в боях за освобождение Москвы, Орла, Ростова, Украины, Крыма, Прибалтики.В марте 1944 года Кайсын Кулиев узнает о депортации балкарского народа в Среднюю Азию. В апреле 1944 года, выписавшись из госпиталя после ранения и побывав в родном Чегемском ущелье он отправился в ссылку вслед за своим народом, добровольно разделив с ним его трагическую судьбу.
Более десяти лет прожил Кайсын Кулиев в Киргизии, активно участвуя в литературной жизни республики, но без права издавать собственные произведения.
Слепой живет надеждой на прозренье.
Больной, страдая, верит в исцеленье.
И путник, обессилев от дорог,
надеется ступить на свой порог.
Надеется на чудо обреченный,
на скорую победу побежденный.
Надеется настигнутый бедой:
минуют беды и не возвратятся,
надеется захлестнутый волной
до берега заветного добраться.
Надежда — свет дневной во тьме ночной,
опора сильных и бессильных сила.
Я думаю: что стало бы со мной,
когда бы мне надежда не светила?
|
|
| |
|