После моей жизни в искусстве. К 150-летию со дня рождения Константина Станиславского |
Оригинальное название: После моей жизни в искусстве. К 150-летию со дня рождения Константина Станиславского
Год выпуска: 2013
Жанр: Документальный, биография, культура, история, кинематограф, искусство
Выпущено: Россия, ГТРК "Культура"
Режиссер: Алексей Шемятовский
Ведущий: Анатолий Смелянский
В ролях: Константин Станиславский
О фильме: Ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский представляет свою новую авторскую программу, посвящённую на этот раз великому театральному режиссёру, актёру, педагогу, создателю знаменитой актёрской системы, которая имеет огромную популярность в России и в мире, Константину Сергеевичу Станиславскому. В 2013 году исполняется 150 лет со дня его рождения.
Фильм 1-й. "Чужой дом".
Декрет об объединении театрального дела и национализация Художественного театра, ответ большевистскому перевороту и гражданской войне. Жизнь и быт Станиславского в эти годы. Идея создания театра-пантеона. Попытка вернуть в Советскую Россию "Качаловскую группу", секретный протокол с властью о гастролях в Европе и Америке. Американские гастроли, крушение самой идеи Художественного театра. Письма из-за океана. Возвращение в СССР в августе 1924 года.
Фильм 2-й. "В Америке".
В сентябре 1922 года Станиславский отправляется вместе с Художественным театром в Европу и Америку. Разрешение на гастроли было получено с огромным трудом и на секретных условиях. Эта поездка, растянувшаяся на два года, стала переломным моментом в судьбе Художественного театра и в судьбе Станиславского. В сущности, именно там, за океаном, была подготовлена почва для советизации великого театра.
Фильм 3-й. "Возвращение".
Разрыв с Немировичем-Данченко. Констанстантин Сергеевич впервые единолично руководит МХАТом. Последняя вспышка творческого гения: "Горячее сердце" и "Дни Турбиных". Празднование 10-й годовщины революции. Постановка спектакля "Бронепоезд 14-69". МХАТ выбирает путь. Молодое руководство советского МХАТа рвётся в бой. В это время Михаил Чехов покидает СССР. Октябрь 1928 года, 30-летие МХАТа. Станиславский играет Вершинина: у него случается инфаркт на сцене. В итоге - Станиславский покидает Художественный театр накануне "года великого перелома". Он вернётся почти через два года, но уже в другую страну и в другой МХАТ.
Фильм 4-й. "Система".
Станиславский известен в современном театральном мире как создатель Художественного театра. Но не менее важна сотворенная им система воспитания актёра. Процесс создания "главной книги" захватил много лет и эпох. Завершение этой книги состоялось в 1930-е годы. Тут сошлось всё: одиночество Станиславского (четыре года не переступал порога созданного им театра), канонизация артиста, уничтожение всех его оппонентов и так далее. Смысл странной и гордой фразы, в которой сам Константин Сергеевич формулирует итог своего пожизненного труда: "Актёра - общественника в свою книгу я не пустил".
Фильм 5-й. "Изоляция".
Главное изобретение Константина Станиславского - Художественный театр. Что приключилось с этой коренной идеей ХХ века? Как выстроились отношения Станиславского с "другом всех советских артистов"? Как оборвались его отношения с Немировичем-Данченко. Как покинул Художественный театр Булгаков? Приглашение разгромленного Мейерхольда на работу в оперную студию Станиславского. Последние творческие идеи Константина Станиславского. Его смерть и похороны. В чём должна заключаться сейчас наша верность человеку, который прославил русский театр в мире?
7 августа 1938 года не стало Константина Станиславского. Его система актёрского мастерства — один из наших национальных брендов, всем известно крылатое «Не верю!», но принципы системы Станиславского знают единицы. Попробуем разобраться!
Система Станиславского – понятие в определённой степени условное. Сам её автор признавал, что научиться дистанционно невозможно – только через личное общение мастера с учеником, путём непосредственной передачи опыта. Потому, как ни парадоксально, каждый понимает систему Станиславского по-своему. И даже набор основных принципов может различаться от актёра к актёру, от режиссёра к режиссёру.
В основе системы – принцип действия. Действие, по Станиславскому, – основа сценического искусства. Спектакль плетётся из действий, каждое действие должно вести к достижению определённой цели.
Кроме того, актёр должен строить свою роль, должен играть не посредством имитации эмоций героя, потому что таким образом он будет выглядеть фальшиво или прибегнет к использованию штампов, которые разрушают восприятие его роли. Актёр должен выстраивать цепочку элементарных физических действий. Физическое действие родит внутреннее переживание, которое получится не выстраданным, а естественным, правдивым.
Вообще правдивость, правда – один из важнейших моментов в теории Станиславского. Ни актёр, ни режиссёр не в состоянии изобразить что бы ни было лучше, чем то существует в природе, в жизни, в реальности. Природа – главный художник, она же – инструмент. Именно её необходимо использовать. На сцене нужно не играть роль, а жить ею.
«При своем показе Хлестакова я тоже минутами ощущал себя самого в душе Хлестаковым. Это ощущение чередовалось с другим, когда я вдруг находил в себе частичку души роли», — писал Станиславский. Роль становится частью личности актёра, обстоятельства жизни героя смешиваются с обстоятельствами биографии самого актёра. Для этого при работе над ролью актёр должен использовать свой собственный жизненный опыт, а также фантазию, которая поможет ему поверить, что он совершает те действия, что совершает его персонаж. Тогда «все моменты роли и ваши актерские задачи станут не просто выдуманными, а клочьями вашей собственной жизни».
Мы не склонны анализировать свои эмоции, тем более элементарные: что чувствуем, когда едим, когда сидим, идём, говорим. Не склонны разбирать на мельчайшие детали действия других людей в жизни. Актёр же должен быть ещё и исследователем. К примеру, детально изучить течение своего дня, обычного буднего дня. Или проанализировать, как ведёт себя человек, желающий понравиться хозяевам, к которым зашёл в гости.
Такие наблюдения должны войти в привычку. А знания, полученные подобным путём, помогут актёру (а тем более, режиссёру) строить цепочку физических действий, а следовательно, и переживаний героя пьесы.
Цепочка (или, как говорил Станиславский, партитура) физических действий должна быть донельзя проста. Поскольку каждый раз – первый, второй, тысячный – выходя на сцену, актёр должен заново переживать роль, сложная схема действий будет его то и дело запутывать. Ему сложнее будет вызвать в себе переживания, сложнее играть, а зрителю – сложнее «читать» его игру.
Станиславский также верил, что в жизни действия за некоторыми исключениями логичны и последовательны. Таковыми они должны оставаться и в постановке. Логичным и последовательным вообще должно быть всё: мысли, чувствования, действия (внутренние и внешние), хотения, задачи, стремления, вымысел воображения и прочее. Иначе рискует возникнуть всё та же путаница.
Ещё один важнейший термин системы – сверхзадача. Ни режиссёр, ни актёры не должны пренебрегать идеей автора пьесы в угоду своим мыслям, убеждениям. Режиссёр должен обнаружить авторскую точку зрения и стремиться выразить её. Актёры – и того больше – должны понять, принять и проникнуться идеями своих героев. Сверхзадача труппы заключается в том, чтобы выразить главную идею произведения. В этом – главная цель спектакля. И все их усилия должны быть направлены на достижение данной цели. Возможным это становится при выяснении основной линии действия, которая проходит через все эпизоды произведения и потому называется сквозным действием.
Сверхзадача достижима, когда все участники коллектива объединяют свои усилия в работе над спектаклем. «Необходимы взаимная уступчивость и определенность общей цели, — считал Станиславский. — Если артист вникает в мечты художника, режиссера или поэта, а художник и режиссер в желания артиста, – все и будет прекрасно. Люди, любящие и понимающие то, что они вместе создают, должны уметь столковаться». Без коллективности, без взаимной поддержки и товарищеского чувства, среди дрязг, капризов и всплесков самолюбия – искусство обречено на провал. Станиславский даже категоричнее: при таком отношении к делу смерть самого искусства неизбежна. «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве», — призывает он.
Искусство должно воспитывать. Во-первых, воспитывать тех, кто им занимается, творческую группу. Во-вторых, воспитывать зрителей. При этом Константин Станиславский признаёт, что основная функция театрального искусства – развлекательная. Но: «Публика идет в театр для развлечения и незаметно для себя выходит из него обогащенная новыми мыслями, ощущениями и запросами благодаря духовному общению с ней авторов и артистов от сценических подмостков».
Не следует забывать, что всегда публика ходила и будет ходить в театр (и шире – приобщаться к любому виду искусства), чтобы если не развлечься, то отвлечься, от жизни, от повседневности, от быта, работ и проблем. Но это не должно побуждать авторов и артистов идти у неё на поводу. Ведь, когда двери закрываются и в зале гаснет свет, «мы можем вливать им в душу все, что захотим».
Григорий Саблин
У Константина Сергеевича Станиславского немало мудрых изречений, касающихся жизни, творчества и искусства. Мы предлагаем ознакомиться с самыми популярными и интересными из них.
Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет… Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести. Был молод. Состарился. Скоро надо умирать.
Что такое талант? — Душа
Любите искусство в себе, а не себя в искусстве.
Чувство зафиксировать нельзя.
Хорошие декорации для любителей – спасение. Сколько актёрских грехов прикрывается живописностью, которая легко придает всему спектаклю художественный оттенок! Недаром же так много актёрских и режиссёрских бездарностей усиленно прячутся на сцене за декорации, костюмы, красочные пятна, за стилизацию, кубизм, футуризм и другие «нэмы», с помощью которых стараются эпатировать неопытного и наивного зрителя.
Театр начинается с вешалки.
Актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное – легким, и легкое — прекрасным.
Сначала убедись, а потом уж убеждай.
Подлинное искусство всех народов и веков понятно всему человечеству
Недостатки перенимать легко, достоинства — труднее.
Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше.
Рубрики: | Театр и артисты |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |