-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Донгар

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Неизвестная_Планета Camelot_Club
Читатель сообществ (Всего в списке: 4) МегА-АрТ Релакс_и_вдохновение WiseAdvice О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.11.2012
Записей: 17086
Комментариев: 904
Написано: 19521


После моей жизни в искусстве. К 150-летию со дня рождения Константина Станиславского

Четверг, 08 Августа 2013 г. 13:03 + в цитатник
Цитата сообщения красавицаумница После моей жизни в искусстве. К 150-летию со дня рождения Константина Станиславского

 Оригинальное название: После моей жизни в искусстве. К 150-летию со дня рождения Константина Станиславского

Год выпуска: 2013
Жанр: Документальный, биография, культура, история, кинематограф, искусство
Выпущено: Россия, ГТРК "Культура"
Режиссер: Алексей Шемятовский
Ведущий: Анатолий Смелянский
В ролях: Константин Станиславский

О фильме: Ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский представляет свою новую авторскую программу, посвящённую на этот раз великому театральному режиссёру, актёру, педагогу, создателю знаменитой актёрской системы, которая имеет огромную популярность в России и в мире, Константину Сергеевичу Станиславскому. В 2013 году исполняется 150 лет со дня его рождения.



Фильм 1-й. "Чужой дом".

Декрет об объединении театрального дела и национализация Художественного театра, ответ большевистскому перевороту и гражданской войне. Жизнь и быт Станиславского в эти годы. Идея создания театра-пантеона. Попытка вернуть в Советскую Россию "Качаловскую группу", секретный протокол с властью о гастролях в Европе и Америке. Американские гастроли, крушение самой идеи Художественного театра. Письма из-за океана. Возвращение в СССР в августе 1924 года.



Фильм 2-й. "В Америке".

В сентябре 1922 года Станиславский отправляется вместе с Художественным театром в Европу и Америку. Разрешение на гастроли было получено с огромным трудом и на секретных условиях. Эта поездка, растянувшаяся на два года, стала переломным моментом в судьбе Художественного театра и в судьбе Станиславского. В сущности, именно там, за океаном, была подготовлена почва для советизации великого театра.




Фильм 3-й. "Возвращение".

Разрыв с Немировичем-Данченко. Констанстантин Сергеевич впервые единолично руководит МХАТом. Последняя вспышка творческого гения: "Горячее сердце" и "Дни Турбиных". Празднование 10-й годовщины революции. Постановка спектакля "Бронепоезд 14-69". МХАТ выбирает путь. Молодое руководство советского МХАТа рвётся в бой. В это время Михаил Чехов покидает СССР. Октябрь 1928 года, 30-летие МХАТа. Станиславский играет Вершинина: у него случается инфаркт на сцене. В итоге - Станиславский покидает Художественный театр накануне "года великого перелома". Он вернётся почти через два года, но уже в другую страну и в другой МХАТ.

 




Фильм 4-й. "Система".

Станиславский известен в современном театральном мире как создатель Художественного театра. Но не менее важна сотворенная им система воспитания актёра. Процесс создания "главной книги" захватил много лет и эпох. Завершение этой книги состоялось в 1930-е годы. Тут сошлось всё: одиночество Станиславского (четыре года не переступал порога созданного им театра), канонизация артиста, уничтожение всех его оппонентов и так далее. Смысл странной и гордой фразы, в которой сам Константин Сергеевич формулирует итог своего пожизненного труда: "Актёра - общественника в свою книгу я не пустил".




 

Фильм 5-й. "Изоляция".

 

Главное изобретение Константина Станиславского - Художественный театр. Что приключилось с этой коренной идеей ХХ века? Как выстроились отношения Станиславского с "другом всех советских артистов"? Как оборвались его отношения с Немировичем-Данченко. Как покинул Художественный театр Булгаков? Приглашение разгромленного Мейерхольда на работу в оперную студию Станиславского. Последние творческие идеи Константина Станиславского. Его смерть и похороны. В чём должна заключаться сейчас наша верность человеку, который прославил русский театр в мире?

7 августа 1938 года не стало Константина Станиславского. Его система актёрского мастерства — один из наших национальных брендов, всем известно крылатое «Не верю!», но принципы системы Станиславского знают единицы. Попробуем разобраться!

1
ДЕЙСТВИЕ – ОСНОВА СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
 
 
 

Система Станиславского – понятие в определённой степени условное. Сам её автор признавал, что научиться дистанционно невозможно – только через личное общение мастера с учеником, путём непосредственной передачи опыта. Потому, как ни парадоксально, каждый понимает систему Станиславского по-своему. И даже набор основных принципов может различаться от актёра к актёру, от режиссёра к режиссёру.
В основе системы – принцип действия. Действие, по Станиславскому, – основа сценического искусства. Спектакль плетётся из действий, каждое действие должно вести к достижению определённой цели.
Кроме того, актёр должен строить свою роль, должен играть не посредством имитации эмоций героя, потому что таким образом он будет выглядеть фальшиво или прибегнет к использованию штампов, которые разрушают восприятие его роли. Актёр должен выстраивать цепочку элементарных физических действий. Физическое действие родит внутреннее переживание, которое получится не выстраданным, а естественным, правдивым.

2
НЕ ИГРАТЬ, А ЖИТЬ
 
 
 

Вообще правдивость, правда – один из важнейших моментов в теории Станиславского. Ни актёр, ни режиссёр не в состоянии изобразить что бы ни было лучше, чем то существует в природе, в жизни, в реальности. Природа – главный художник, она же – инструмент. Именно её необходимо использовать. На сцене нужно не играть роль, а жить ею.
«При своем показе Хлестакова я тоже минутами ощущал себя самого в душе Хлестаковым. Это ощущение чередовалось с другим, когда я вдруг находил в себе частичку души роли», — писал Станиславский. Роль становится частью личности актёра, обстоятельства жизни героя смешиваются с обстоятельствами биографии самого актёра. Для этого при работе над ролью актёр должен использовать свой собственный жизненный опыт, а также фантазию, которая поможет ему поверить, что он совершает те действия, что совершает его персонаж. Тогда «все моменты роли и ваши актерские задачи станут не просто выдуманными, а клочьями вашей собственной жизни».

3
АНАЛИЗ
 
 
 

Мы не склонны анализировать свои эмоции, тем более элементарные: что чувствуем, когда едим, когда сидим, идём, говорим. Не склонны разбирать на мельчайшие детали действия других людей в жизни. Актёр же должен быть ещё и исследователем. К примеру, детально изучить течение своего дня, обычного буднего дня. Или проанализировать, как ведёт себя человек, желающий понравиться хозяевам, к которым зашёл в гости.
Такие наблюдения должны войти в привычку. А знания, полученные подобным путём, помогут актёру (а тем более, режиссёру) строить цепочку физических действий, а следовательно, и переживаний героя пьесы.

4
ПРОСТОТА, ЛОГИКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
 
 
 

Цепочка (или, как говорил Станиславский, партитура) физических действий должна быть донельзя проста. Поскольку каждый раз – первый, второй, тысячный – выходя на сцену, актёр должен заново переживать роль, сложная схема действий будет его то и дело запутывать. Ему сложнее будет вызвать в себе переживания, сложнее играть, а зрителю – сложнее «читать» его игру.
Станиславский также верил, что в жизни действия за некоторыми исключениями логичны и последовательны. Таковыми они должны оставаться и в постановке. Логичным и последовательным вообще должно быть всё: мысли, чувствования, действия (внутренние и внешние), хотения, задачи, стремления, вымысел воображения и прочее. Иначе рискует возникнуть всё та же путаница.

5
СВЕРХЗАДАЧА И СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ
 
 
 

Ещё один важнейший термин системы – сверхзадача. Ни режиссёр, ни актёры не должны пренебрегать идеей автора пьесы в угоду своим мыслям, убеждениям. Режиссёр должен обнаружить авторскую точку зрения и стремиться выразить её. Актёры – и того больше – должны понять, принять и проникнуться идеями своих героев. Сверхзадача труппы заключается в том, чтобы выразить главную идею произведения. В этом – главная цель спектакля. И все их усилия должны быть направлены на достижение данной цели. Возможным это становится при выяснении основной линии действия, которая проходит через все эпизоды произведения и потому называется сквозным действием.

6
КОЛЛЕКТИВНОСТЬ
 
 
 

Сверхзадача достижима, когда все участники коллектива объединяют свои усилия в работе над спектаклем. «Необходимы взаимная уступчивость и определенность общей цели, — считал Станиславский. — Если артист вникает в мечты художника, режиссера или поэта, а художник и режиссер в желания артиста, – все и будет прекрасно. Люди, любящие и понимающие то, что они вместе создают, должны уметь столковаться». Без коллективности, без взаимной поддержки и товарищеского чувства, среди дрязг, капризов и всплесков самолюбия – искусство обречено на провал. Станиславский даже категоричнее: при таком отношении к делу смерть самого искусства неизбежна. «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве», — призывает он.

7
ВОСПИТАНИЕ ТЕАТРОМ
 
 
 

Искусство должно воспитывать. Во-первых, воспитывать тех, кто им занимается, творческую группу. Во-вторых, воспитывать зрителей. При этом Константин Станиславский признаёт, что основная функция театрального искусства – развлекательная. Но: «Публика идет в театр для развлечения и незаметно для себя выходит из него обогащенная новыми мыслями, ощущениями и запросами благодаря духовному общению с ней авторов и артистов от сценических подмостков».
Не следует забывать, что всегда публика ходила и будет ходить в театр (и шире – приобщаться к любому виду искусства), чтобы если не развлечься, то отвлечься, от жизни, от повседневности, от быта, работ и проблем. Но это не должно побуждать авторов и артистов идти у неё на поводу. Ведь, когда двери закрываются и в зале гаснет свет, «мы можем вливать им в душу все, что захотим».

 

Григорий Саблин

У Константина Сергеевича Станиславского немало мудрых изречений, касающихся жизни, творчества и искусства. Мы предлагаем ознакомиться с самыми популярными и интересными из них.

  • Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет… Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести. Был молод. Состарился. Скоро надо умирать.

  • Что такое талант? — Душа

  • Любите искусство в себе, а не себя в искусстве.

  • Чувство зафиксировать нельзя.

20130116-stanislavskiy

  • Хорошие декорации для любителей – спасение. Сколько актёрских грехов прикрывается живописностью, которая легко придает всему спектаклю художественный оттенок! Недаром же так много актёрских и режиссёрских бездарностей усиленно прячутся на сцене за декорации, костюмы, красочные пятна, за стилизацию, кубизм, футуризм и другие «нэмы», с помощью которых стараются эпатировать неопытного и наивного зрителя.

  • Театр начинается с вешалки.

  • Актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное – легким, и легкое — прекрасным.

expert_03_005_3

  •  Сначала убедись, а потом уж убеждай.

  • Подлинное искусство всех народов и веков понятно всему человечеству

  • Недостатки перенимать легко, достоинства — труднее.

  • Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше.

Рубрики:  Театр и артисты

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку