У Маши КЗОТР прочитала про флешмоб о морях, на которых мы побывали и решила поучаствовать, несмотря на то, что в моей жизни было всего два моря.
Надо сказать, что я очень люблю воду. Я хорошо плаваю и никогда не упущу возможность искупаться в хорошем водоеме. Жаль, что теперь у меня такая возможность бывает очень редко. А в былые времена , каждый летний денечек я бегала на свидание с моей любимой Архарой, воды которой чисты, как слеза ребенка.
А вот на моря поехать мне все никак не удавалось. То мама больная на руках была, то дочка маленькая, то денег нет, то с работы не отпускают.
Вообще-то, если быть честной , первый раз я побывала на море еще до рождения дочери. Мы с мужем ездили к его родителям и целую неделю каждый день ходили гулять на море. На Каспийское море. Оно было прекрасным.
Прозрачные воды уходили за горизонт и сливались с небесной лазурью. Чайки орали , как угорелые и дрались между собой за кусочки батона, который я им бросала. Прибрежные волны пенились и омывали камни, на которых я стояла , любуясь морской далью. Я даже трогала море руками,НО! Я не могла искупаться. На дворе стоял март. Море было холодным, а я была беременной. Поэтому эту встречу с морем я считаю не действительной.
Настоящее свидание с морем у меня состоялось спустя шесть лет. По воле судьбы, это снова было Каспийское море.
В Махачкале тогда жила моя приятельница , которая настойчиво приглашала меня в гости. Был авуст 1993 года. В Чечне уже было не спокойно. По телевизору показывали. как чеченские мужчины , обнявшись и став кругом , танцуют какие то свои боевые ритуальные танцы (не лезгинку!) и открыто высказывают угрозы всем, кто встанет у них на пути. Уже были мелкие конфликты и боестолкновения, пропажи людей. Ехать было страшно. Но Зина убеждала, что в Дагестане все в порядке и опасаться мне совершенно нечего. И я, дура безмозглая, решилась.
Как вспомню это путешествие, так мне аж тошно становится.
Дорога оказалась изматывающей и даже страшной.
Ночь в поезде от Архары до Хабаровска мне не удалось поспать потому, что пришлось делить одну полку с доченькой. Поэтому уже в Хабаровске я была , как сонная муха. День мы провели , покупая себе новые наряды для пляжного отдыха, сходили в парк и кафе. А вечером прибыли в аэропорт, где провели всю следующую ночь , сидя на скамейке т.к. вылет откладывался несколько раз по метеоусловиям принимающей стороны. вылетели мы только под утро. Алька в самолете сразу заснула и я мечтала поступить также, но ко мне прицепился один "ухажер" кавказской наружности и весь перелет клеил меня всеми возможными способами. Я ему пыталась по человечески объяснить, что я так устала, что неспособна адекватно реагировать на его ухаживания и попросила дать мне возможность хоть немного поспать. Но придурок продолжал приставать ко мне с разговорами, коньяком, конфетами и даже угрозами. Я пожаловалась стюре. Но, что она могла сделать с горячим кавказским парнем?
В Минводы я прилетела еле живая. Добрались до города, нашли железнодорожный вокзал и тут я узнала, что такое настоящий людской муравейник. Да, именно так. Вокзал был похож на именно на муравейник. В нем было народу больше, чем в салоне общественного транспорта в час пик. Все сновали туда-сюда, тащили сумки и коробки, перекрикивались, толкались. А очередь в кассу оказалась просто безразмерной.
Уставшая и невыспавшаяся Алька, хотела одновременно есть, пить, в туалет и на руки. А я не могла отойти из очереди и тащила на себе две сумки с нашими вещами в одной руке, и Альку в другой руке. При этом, моя уставшая голова уже почти ничего не соображала. Болела спина. Было душно и совсем не было сил.
В общем , отдыхать мы начали по полной.
Когда подошла наша очередь, оказалось, что поезд на Махачкалу только что ушел. И следующий будет только поздно вечером.(Т.е. в переводе на привычное нам дальневосточное время рано утром следующего дня) Делать нечего. Взяли билет и на ватных ногах пошли искать место , где можно попить , поесть и потуалетиться. Нашли какой-то магазин. Купили какой-то фигни. Прямо на ступеньках (А где еще? ) перекусили. Нашли туалет. Ну, рассказывать про привокзальные туалеты я вам не буду. Сами поди знаете, какие раньше были туалеты.
Гулять по городу не было сил. Поискали скамейку или хоть какой-нибудь пенек. Ничего не нашли. Я прислонилась к какой то стене вокзала, Алька забралась ко мне на руки и уснула. И вот в таком положении, да еще на солнцепеке мы провели часов пять.Я чувствовала себя рабыней Изаурой. Переживала, что я таким отдыхом погублю ребенка. Но изменить уже ничего не могла. Хотела от дыхать? Отдыхай!
Когда подошел поезд, уже была ночь. Поезд Минводы-Баку был древний, как мамонт, вонючий и грязный. Со спящей Алькой на руках. я кое-как забралась в вагон. Тут я обратила внимание , что 99% пассажиров - это мужики азербайджанцы с огромными баулами, которые они рассовывали до самого потолка. Но мне было уже все равно. Я уже четвертые сутки была на ногах и без сна.
Как только поезд отошел от вокзала, я пошла за постельным бельем. Тут выяснилось, что за белье требуют в залог паспорт.
Я была в шоке! Вдали от своего дома, отдавать паспорт каким то не бритым мужикам, было как то страшновато. Я уже хотела плюнуть и лечь на полку вообще без постели. Но проводники сразу же предупредили всех, что , если кто-то будет спать без постельного белья, они оштрафуют. А я уже была уже так измучена "отдыхом", что за возможность прилечь, была готова продаться в рабство. Махнула рукой на свои страхи, я отдала проводникам деньги и паспорт. Взамен мне выдали два комплекта грязного постельного белья, на котором до нас спала наверное целая рота солдат. Плевать! На войне, как на войне! Постелила это белье и наконец-то вытянула ноги. Потом сразу же провалились в сон. А вокруг мужики что-то пили, ели, стелили постели, громко переговариваясь друг с другом.
Проснулась я буквально через несколько минут от какой-то зловещей тишины. С трудом приоткрыв глаза, я увидела, что по вагону ходят бородатые мужики с автоматами Калашникова в руках. Азербайджанцы с баулами показывали им какие-то документы, что-то объясняли заискивающим голосом, кто-то давал деньги, кто-то отдавал часть своих баулов, а тех, кто ничего не давал, выводили из вагона и следом выносили их баул.
Мне стало не по себе. Я поняла, что мы в Чечне, поднялась и села на своем месте.
Когда один из бородатых чеченцев оказался около меня, то спросил:"Где твои вещи?"
Я сказала, что у меня нет вещей.
Он недоверчиво спросил:"Что совсем никаких вещей нет?"
"Ну почему же совсем никаких? Есть мое нижнее белье, пара платьев и детская одежда моей дочери. Показать?"
"Не надо. Где работаешь?"
Седьмым чувством я поняла, что милицию лучше не упоминать и сказала:
"В школе".
А потом я даже сама не знаю почему, наверное с перепугу, я спросила:
" А где мы сейчас находимся? И кто вы такие?"
Он удивленно посмотрел на меня и гордо так, вызывающе произнес:
"Город-герой Грозный!",- и пошел дальше. Я облегченно вздохнула.
Вскоре остальные чеченцы тоже покинули вагон и мы поехали дальше. Мужики, которых с баулами вывели из вагона, к нам так и не вернулись. Что с ними там было дальше, я не знаю.
Утром мы были в Махачкале. А потом было.... три недели счастья!
Каждый день я бегала на свидание к морю.
Ах как ласково и нежно обнимали меня его волны! Как убаюкивал меня морской прибой! Я доверчиво падала в его объятия и раскинув руки, словно морская звезда, нежилась под золотыми солнечными лучами. Мы часами были вместе и мне всегда было так хорошо, как никогда раньше. С каждым днем расставаться с морем мне было все труднее и труднее.
А дома у подруги меня каждый вечер ожидал праздник живота. Персики и абрикосы ящиками, шашлык тазиками, всякие национальные дагестанские блюда из баранины ведрами, лепешки, лагман, и пр.пр.пр. А еще домашний коньяк и прекрасное вино. Эх, живут же люди!
От этого южного солнца, многочасовых морских заплывов, хорошего вина и фруктов, я стала какой-то легкой и даже невесомой. Я не ходила, а летала и даже зеркала мне стали льстить.
Но за все надо платить. Отпуск подходил к концу и в последний день, когда мы с подругой пошли по магазинам, чтобы мне купить что-то на память о поездке, меня.... обокрали!!!
Из моей сумочки вытащили кошелек, где были абсолютно ВСЕ мои ДЕНЬГИ. Сейчас я уже не помню точную сумму украденного, однако, поверьте, что сумма была не маленькой. Сказать, что я расстроилась - ничего не сказать. Обстоятельства кражи были очень загадочными. Кошелек пропал пока мы с подругой шли от одного киоска до другого (метров 20-ть) по совершенно безлюдной улице.
Зина заняла мне определенную сумму денег и просто заставила купить два турецких ковра, чтобы дома их продать подороже и хоть как то оправдать поездку. Я сопротивлялась, как могла. Но
это было бесполезно.
На следующий день , с двумя коврами, двумя сумками с вещами и двумя коробками, в которых были вино, коньяк и фрукты, мы с доченькой отправились в обратный путь.
До Минвод мы доехали без приключений т.к. Зина посадила нас в хороший поезд с милицейским сопровождением.
В Минводы мы приехали ранним утром,когда небо едва начало светлеть. Дождавшись , когда начал ходить общественный транспорт, мы погрузились в автобус и поехали в аэропорт. Но, как только мы выехали за город, дорогу нам перегородила группа людей. Оказалось, что именно в этот день казаки проводили акцию за права русского населения. Нас высадили из автобуса и сказали добирайтесь, как хотите. Прикольно? Обхохочешься.
Как добраться до аэропорта женщине, у которой в руках "картина, корзина, картонка и маленькая собачонка"? Как же я проклинала в этот момент себя за то, что поддалась на уговоры и купила ковры! Идти было еще очень далеко. И я стала решать - что мне делать? Выбросить ковры? Жалко. Дорогие. Выбросить сумки с нашими вещами? Нельзя. В чем ходить потом будем? В магазинах ведь тогда был голяк, дефицит и все такоЭ. К тому же мы подкупили в Махачкале новых нарядов и все необходимое, чтобы отправить доченьку в первый класс. Оставались коробки с продуктами, коньяком и фруктами. Пришлось ими пожертвовать.
Оставив коробки на обочине, я поудобнее разместила остальную поклажу и побрела вслед за другими пассажирами в аэропорт. Так мы шли часа полтора. Слава Богу, что Алька вела себя с пониманием. А через полтора часа казаки пропустили несколько автобусов, чтобы те довезли в Аэропорт женщин и детей. Поскольку мы с Алькой тащились в самом конце, то в автобус мы попали первыми. А те, кто был впереди, уже не поместились. Они ругались, плакали, но мест уже не было. (Почему не было такси, я вам сейчас уже не могу объяснить.)
Оказавшись в Аэропорту, я облегченно вздохнула и стала ждать объявления о нашем рейсе. Время шло, а объявления не было. Я пошла в справку и узнала, что рейсы на Хабаровск задерживаются уже 4 дня. Опачки! А у меня денег только на поезд от Хабаровска до Архары, да на пару пирожков.
Не буду утомлять подробностями, просто скажу , что в аэропорту Минвод мы прожили 3 суток. На ночь мы уходили в комнату матери и ребенка. Слава Богу там можно было хотя бы умыться, помыть ноги, немножко постирать. Кровати были детские. Поэтому мамочки спали на полу. На голом полу! Но , главное. что дети могли нормально отдохнуть. За эти три дня мы с Алькой съели только булку хлеба и полкилограмма конфет "Дунькина радость" - это такие карамельки круглые. Еще покупала несколько раз пирожки с капустой и ливером. Мы их делили по братски. Аля сьедала ту часть, которая с начинкой, а мне отдавала "попки". Для дочери я покупала минеральную воду, а себе наливала из крана, несмотря на то, что кругом висели объявления о том, что сырую воду пить нельзя, в городе инфекция. Но денег не было. Приходилось рисковать. Адреналина я в те трое суток хапнула "за гланды". Мне казалось, что этот ужас уже никогда не закончится.
Однако через трое суток. хоть и с большим трудом, но мы все таки улетели в Хабаровск. Ах, как же я была рада оказаться на СВОЕЙ земле! Но наши приключения на этом еще не закончились.
На остановке мы дождались автобуса, который идет к железнодорожному вокзалу. Не подозревая никакого подвоха, мы сели в автобус, а когда он уже начал движение, выяснилось, что это маршрутное такси. С нас стали требовать какие-то бешеные деньги за билеты и багаж. А вы же помните, что денег у нас уже не было от слова совсем. Если бы я отдала оставшиеся деньги кондуктору этого автобуса , то купить билеты до Архары, я бы уже не смогла. Поэтому я прикинулась дурой и стала искать в своих вещах кошелек с деньгами. "Не найдя" кошелек, я стала сокрушаться, что его только что украли в аэропорту. Видимо играла я роль довольно талантливо , ибо кондукторша уже собиралась мне посочувствовать, но тут Аля спросила :"Мама! А какой кошелек ты ищешь? Ты же говорила, что кошелек с деньгами у нас еще в Махачкале украли".
Спасибо тебе, доченька!
Кондукторша сразу изменилась в лице и наговорила мне гадостей, но до вокзала мы все-таки доехали.
До ближайшего поезда оставались минуты и мы ринулись в кассу. Я очень переживала - хватит ли у меня денег на билеты. Когда подошла моя очередь, кассирша извинилась и сказала, что остались билеты только в общий вагон. Я милостиво согласилась.)))))) "Ну, ладно, давайте." Кассирша назвала сумму и я от радости чуть не закричала:"Ура!" Денег у меня оказалось ровно столько, сколько надо.
Когда мы поднялись в вагон, то оказалось, что это совершенно новый, современный, чистый, прекрасный вагон. Кроме нас с Алькой в нем ехали еще только три-четыре человека не больше. В вагоне было тихо и прохладно. Божечки мои! Да это же отель пять звезд! В нашем распоряжении была любая полка. После пола, на котором я спала в аэропорту Минвод, поездные полки казались роскошным мягким диваном. Мы сразу же улеглись и несмотря на голод, сладко заснули. А за окном проплывали прекрасные дальневосточные пейзажи. Здравствуй Родина!
Вот таким было мое первое свидание с морем.