-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лелеева

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.11.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 6769


Продолжение круиза. Уржум. 6 мая 2013г.

Четверг, 10 Октября 2013 г. 09:44 + в цитатник
6 мая 2013г.

IMG_6141 (700x525, 358Kb)




В 3 часа 55 минут теплоход снялся с якоря и взял курс на Медведок.
Как всегда ходила на палубу встречать рассвет, а вместо него - ливень. Туман спускается прямо в Вятку.
На палубе находиться комфортно - совсем нет ветра, и дождь кончился.
В 6.30 у нас завтрак, а в 7 утра, на час раньше планируемого графика пришли в Медведок. Вскоре трап уже подан, и можно до экскурсии погулять по окрестностям. В 8.30 начало экскурсии в Уржум на автобусе. Сначала 8 км в сторону против течения по одному берегу, затем по мосту на другой берег и еще 35 км по другому берегу в сторону по течению до Уржума.


IMG_5703 (700x525, 344Kb)





IMG_5706 (700x525, 362Kb)



IMG_5708 (700x525, 368Kb)





IMG_5717 (700x525, 352Kb)



IMG_5718 (700x525, 314Kb)




IMG_5723 (700x525, 293Kb)



IMG_5731 (700x525, 240Kb)



IMG_5735 (700x525, 230Kb)




IMG_5738 (700x525, 289Kb)



IMG_5740 (700x525, 220Kb)




IMG_5744 далее Медведок (700x525, 320Kb)


Медведок
посёлок в Нолинском районе Кировской области. Пристань на левом берегу реки Вятки. Село стояло на Казанском тракте. С 1944 по 2006 год имел статус посёлка городского типа. Население 2029 жителей (2007 год).





IMG_5746 (700x525, 396Kb)




IMG_5751 (700x513, 301Kb)



IMG_5752 (700x525, 355Kb)



У Медведской пристани возник довольно большой поселок с церковью и школой.
Раньше после спада вод в Медведках бывала пересадка на мелководные пароходы, а во время крайнего летнего мелководья эта пристань нередко бывает конечным пунктом вятской навигации и далее путникам приходится совершать путешествие на лошадях. На пристани грузилось до 1½ милл. пуд. разных товаров, преимущественно хлеба, льна, льняного семени, холста, тряпья, кудели, шерсти и кож; разгружается до 640 тыс. пуд., главным образом соль, железо, лес и пр. Грузооборот пристани — свыше 2 миллионов пудов.
Тут было щетинное заведение Парамонова и 29 торговых предприятий, с оборотом в 1.025 тыс. руб.
Когда-то тут деревянная Николаевская церковь, построенная в 1899 году.
До революции прихожан было правосл. рус. 192 м. п.. 215 ж. п. Приход состоит из жителей, проживающих на Медведской пристани.
Сейчас существует приписная церковь в честь Архангела Михаила в Медведок.
В селе до революции была открыта церк.-прих. школа. Прихожане – сельские жители занимаются торговлей, плотничеством и работают на местной пароходной пристани.




IMG_5755 (700x525, 421Kb)




IMG_5756 (700x525, 355Kb)



IMG_5757 (700x525, 454Kb)




IMG_5759 (700x525, 467Kb)




IMG_5760 (700x525, 359Kb)




IMG_5763 (700x525, 395Kb)



IMG_5764 (700x525, 455Kb)

Имеется рассказ о пребывании тут Ф. Шаляпина. Примерно двое суток добирался Федор Иванович Шаляпин до пристани Медведок, таково было время в пути на пароходе от Казани до Медведок.
В середине октября 1997 года во время встреч Вятского Шаляпинского общества с жителями поселка Медведок и города Нолинска Лидия Васильевна Косарева, родившаяся в 1908 году и проживающая сейчас в Медведке, рассказала о том, что отец ее Василий Павлович Косарев в 1901 году был начальником Медведской ямской станции. С его-то слов она и поведала нам о встрече отца с Шаляпиным, когда он сошел с парохода на берег. Василий Павлович пригласил Федора Ивановича к себе в гости. Они вели разговоры и пили чай из самовара именно этот самовар представлен сейчас в экспозиции Нолинского краеведческого музея. Он привлекает внимание своим начищенными боками и гравировкой, говорящей о его принадлежности: «Василий Павлович Косарев». Дом, где была станция, сохранился до сих пор. Он стоит на улице Медведской, недалеко от места, где находилась старая речная пристань.

Наконец мы погрузились в несколько автобусов и отправляемся в Уржум.



Уржум


Город расположен на левом берегу реки Уржумки, 10 км ниже по течению впадающей в Вятку.

IMG_6081 (700x525, 298Kb)




IMG_6086 (700x525, 478Kb)



IMG_6087 (525x700, 346Kb)





Уржу́м — город с 1796 административный центр Уржумского района Кировской области. Население — 11,4 тыс. чел. (2010 г). Через город проходит автомагистраль Киров - Вятские Поляны, расстояние по ней до Кирова - около 180 км, до ближайшей железнодорожной станции Вятские Поляны - около 160 км, до пристани Цепочкино на р.Вятке - 12 км.
Люди жили тут еще в древности – когда-то тут была найдена поясная женская пряжка датируемая II—I вв. до н.э.
Первое упоминание об Уржуме в летописях и разрядных книгах относится ко времени так называемой "черемисской войны" 1553-1557 годов, когда после присоединения к России Казанского ханства русские воеводы подавляли восставших марийцев. Это известие относится к 1554 г. Упоминает Уржум и участник этих походов князь Курбский в своей "Истории о великом князе Московском". Историк А. Савич писал, что вятские мари сохранили предание о своих древних князьях, столицей которых был Уржум. Уржум тогда был марийским племенным городком.

IMG_6044 (525x700, 374Kb)




IMG_6066 (700x525, 408Kb)




IMG_6078 (700x525, 404Kb)




IMG_6079 (700x525, 490Kb)




Что же означает слово Уржум? Общепринятый перевод с марийского - это "белку видел". Но профессор И.С.Галкин считает, что слово это домарийское, видимо, угорское. И означает оно "лесная речка", то есть город назван по реке.
Для подавления восстаний марийцев и татар было принято решение строить русские города в бассейнах Волги, Камы, Вятки. Таким укреплённым городом-крепостью стал в 1584 г. Уржум, правда некоторые ученые считали, что поставлен Уржум в 1594-95 г.; об этом говорится в летописи, писанной старцем Тихоном Казанцем и опубликованной академиком Я М.Тихомировым в 1940 г. В разрядной книге впервые отмечено, что "в новом Уржумском городе голова Семейка Еропкин" числился именно в 1594 г. В актах Цепочкинского монастыря (основан в 1624 г.) Еропкина вместе с воеводой Владимиром Головиным марийцы при опросе в 1648 г. назвали основателями города: "Как де поставили город Уржум воевода Владимир Головин да Семеня Яропкин."
Первым воеводой в 1602 г. значится В.П.Головин, родственник основателя города. Около 10 лет он был воеводой в Царевококшайске, поставил Верхотурье. В 1605 г. самозванец Лжедмитрий вызвал его вместе с братом Иваном в Москву и произвел в окольничие. В.Шуйский, став царем, назначил Головина казначеем и пожаловал боярским чином. Женат Василий Петрович был на дочери боярина Сабурова, племяннице первой жены Ивана Грозного Анастасии. Его дочь была замужем за знаменитым воеводой смутного времени князем М.Скопиным-Шуйским.
В смутное время обошло Уржум, хотя уржумский стрелец М.Сальцов упоминаемся в исторических документах в числе главарей котельничан, восставших против царя В.Шуйского. В 1611 г. уржумцы участвовали в ополчении против поляков под началом казанского воеводы В.Морозова, в 1612 г. - в нижегородском ополчении Минина и Пожарского. С этого времени город все чаще встречается в грамотах и актах. В 1614 г. впервые упоминается Уржумский караул (таможенная застава).
Пограничный характер понизового города Уржума вынуждал держать в нем крупный отряд войск. Всего войск было свыше 150 человек, то есть больше, чем самих жителей в посаде. В 1647 г. в Уржуме был выстроена деревянная крепость, окруженная валом и рвом. К концу XVIII в. эта крепость обветшала, сохранился лишь вал, который был нанесен на план города в 1784 г.
В 1680-е г. Уржум появляется на западноевропейских картах- в атласе Ф. де Вита, выпущенном в Амстердаме. Путешественник Н.П.Рычков в 1770 г., писал: "В Уржуме три каменных церкви, до 300 обывательских домов и несколько лавок…. Жители его - пахотные, солдаты, черносошные купцы и часть инвалидной команды, поселенной слободкой на полуденном конце города. В Уржуме существует воеводское правление….".
В городе существовала Главная площадь, на которой стоял Троицкий собор, недалеко от него Воскресенская церковь -это центр города. Тут в деревянных домах размещались также городские учреждения – городническое правление и другие, городовой магистрат находился в другом месте – примерно на углу Советской и Подгорной улиц, здание тоже было деревянное. В наше время на бывшей Главной площади города стоит Троицкий собор и расположен городской сад.
В городе развивается промышленность - появляются небольшие заводы по обработке местного сырья. В 1782 г. здесь возник первый в этом крае лесопильный завод. Уржумский предприниматель Терентий Полстовалов с братом Андреем закупали дрова, строевой и крупный лес и отправляли в Астрахань. На своем кожевенном заводе он выделывал красную и черную юфть, которую отправлял для продажи в Оренбург.
На плане 1856 г. показаны 17 улиц и 4 переулка. Насчитывалось до 300 ремесленников и промышленников. Больше всего было лиц, изготавливавших одежду и обувь, а также продукты. После отмены крепостного права в городе возникают заводики. В начале XX в. было два кожевенных, казенный водочный, мыловаренный, лесопильный заводы, валяно-сапожное заведение и мельница.
Лесопромышленники наживали миллионные состояния на вырубке леса, его сплаве.
Торговля значительно оживлялась во время базаров и на Белорецкой ярмарке. Предметами торговли были мануфактура, бакалейные и колониальные товары, вина, кожа, меха, шерсть, мука, хлеб и кустарные изделия. С пристаней по Уржумке отправляли сотни пудов зерна, муки, крупы и льняного семени в Рыбинск, Петербург, Ярославль, Казань, Нижний Новгород. Из Рыбинска часть хлеба отправлялась в Архангельск для экспорта за границу.
В начале XX в. описывается так: "В городе пять церквей. Главная улица почти сплошь застроена каменными домами и обсажена деревьями. Остальная часть города имеет простой, почти сельский вид: небольшие деревянные домики…".

Культурным центром города был дом семьи приехавшего на службу в Россию голландца из беглых французских гугенотов Исайя Депрейса, в дальнейшем состоявшей в дальнем родстве с семьей Л.Н.Толстого. Свою лепту внесли в развитие культуры и жившие в городе военнопленные офицеры - французы и итальянцы. В 1808 г. в семье уржумского священника родился И.А.Раевич - автор двух книг стихов и прозы. B доме Н.И.Греча, у которого И.А. Раевич состоял секретарем, он встречал Глинку, Пушкина. Он кончил жизнь в Шлиссельбургской крепости.


IMG_6103 (700x525, 432Kb)




IMG_6130 (525x700, 404Kb)




IMG_6132 (700x525, 372Kb)




IMG_6133 (529x700, 276Kb)




IMG_6135 (700x525, 371Kb)



В семье священника родился в 1835 г. А.И.Верещагин -крупный исследователь Вятского края.
В 1835 г. было открыто приходское одноклассное училище. Четырьмя годами позже открывается уездное трехклассное училище, дом для которого пожертвовал купец Н.Матвеев, ранее даровавший 5 тысяч руб. на строительство Вятской гимназии.
В 1850 г. Уржум посетил М.Е.Салтыков - чиновник для особых поручений при вятском губернаторе. В городской тюрьме он выслушал исповедь врача-литератора И.В.Георгиевского, который в какой-то мере послужил писателю прототипом Перегоренского в его знаменитых "Губернских очерках".
После отмены крепостного права в доме купца Матвеева состоялось первое заседание Уржумской земской управы. Уржумское земство очень внимательно относилось к вопросам народного образования, за что было отмечено Московским обществом сельского хозяйства серебряной медалью. В 1868 г. в уезде была организована земская почта, в обращении появились марки этой почты с гербом Уржума.
На следующий год в городе появилась книжная торговля. Земские деятели Л.П.Матвеев и А.А.Чернов объединили свои книжные собрания и добились разрешения на открытие библиотеки-читальни, правда вскоре библиотеку закрыли. В 1872 г. в Уржуме открылся склад для продажи книг, один из первых в России. При складе была открыта публичная учительская библиотека.
В 1877 г. в Петербурге вышел первый номер журнала "Вятская незабудка", изданного Ф.Ф.Павленковым. В нем принимали участие и уржумцы - друг Павленкова В.Я.Заволжский, секретарь уездной земской управы Н.И.Вершинин и поэт-самородок из с. Лопьяла - родины Васнецовых - А.П.Грудцын.

IMG_6088 (700x525, 414Kb)



IMG_6089 (700x525, 378Kb)




IMG_6090 (525x700, 390Kb)





В конце XIX - начале XX в. в этой земле родились академик, заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат Государственной премии А.Д.Сперанский, заведующий кафедрой МЭИ С.Я.Стародубцев, скульптор А.В.Винокурова, мастерица дымковской игрушки.
В Уржуме жили: первая учительница музыки П.И.Чайковского М.М.Пальчикова-Логинова, книгоиздатель А.П.Чарушин, один из организаторов "Вятского книгоиздательского товарищества" Н.П.Ложкин, директор Вятской публичной библиотеки А.П.Луппов, учитель А.С.Грина, знавший А.М.Горького и его молодые годы И.С.Деренков.
Заболоцкий, Николай Алексеевич - русский советский поэт, жил и учился в уржумском реальном училище с 1913 по 1920-й годы. Жилка, Владимир Адамович - белорусский поэт, был сослан в Уржум, умер и похоронен в городе в 1933 г.
С 1919 по 1922 год в Уржуме действовала профессиональная оперная труппа под руководством выпускника Московской консерватории А.В.Новикова. В 1935 г. под руководством артистов Московского театра имени Вахтангова организовался Уржумский колхозный театр, который за период своего существования - с 1935 по 1952 г. - осуществил полторы сотни постановок, сыграл около 4 тысяч спектаклей.

В административном отношении Уржум с уездом входил в состав Казанского края, подчиняясь приказу Казанского дворца. По городской реформе 1708 г. он был отнесен к Казанской губернии. При образовании Вятского наместничества в 1780 г. город был передан этому наместничеству, преобразованному в 1797 г. в губернию. В 1781 г. был утвержден герб города (в голубом поле дикий гусь).
В 1934 г. жители города изъявляли желание назвать город именем своего земляка — Кирова, однако имя было присвоено Вятке. Здесь нет улицы Ленина - никогда и не было, и памятника вождю тоже нет. Образ Кирова затмил образ вождя.

Каменных построек XVIII в. в городе не сохранилось.
В Уржуме первыми каменными постройками были– Троицкий собор, Воскресенская и Казанская церкви, построенные во второй половине XVIII в. Колокольня перед новым собором и тёплая существующая церковь остались от старого собора постройки 1811–1822 гг., это самые старинные здания в Уржуме.
Первый каменный жилой дом был построен в 1815 г. Был он очень маленький, всего три окна на улицу. Для купечества и жителей, имевших капитал, для каменного строительства были отведены кварталы но Воскресенской (ныне Советской) улице вблизи собора.
В 1808 г. в Уржуме были три каменные церкви и 105 деревянных домов.
В 1830–1840 гг. появилось богатое купечество – Полстовалов, М. Моралёв, Л. П. Матвеев, позже лесопромышленник Я. С. Корчёмкин. В 1836 г. ими был построен каменный Гостиный ряд, который находился на современной Советской улице, между Воскресенской церковью и новым зданием узла связи. В 1920 гг. Гостиный ряд был разобран.
Жителей в 1842 г. было 1370 чел. Домов имелось 7 каменных и 168 деревянных, лавок в городе – 19, фабрик и заводов не числилось, учебных заведений было два – приходское и уездное училища, помещались они в одном доме.

Уездное училище было преобразовано в городское и переведено в новое каменное здание на углу современных улиц Кирова и Чернышевского.
В конце 1840-х и начале 1850-х г. начинают строиться дома с отступлением от рекомендованных фасадов, появляются дома по проектам, разработанным вятскими архитекторами. В 1856 г. жилых домов насчитывалось 267, из них 18 домов было каменных.
Уржум оставался торговым городом, жители которого в основном занимались хлебопашеством и ремёслами, а из заводов в городе было только два кустарных салотопенных заводика Токмениновых (В. М. Шестаков), а маленькая бумагопрядильная фабрика Юнусова уже не работала, общее развитие строительства коснулось Уржума. К 1870 г. жителей в городе было уже 2514 чел., то есть население его с 1840 г. увеличилось в два раза. За последние 12–13 лет, с 1857 г. было выстроено 9 каменных и 33 деревянных дома, а всего в 1869 г. было уже 27 каменных и 282 деревянных дома, кроме того, три деревянных дома принадлежали «казне» и церкви, итого 312 жилых домов. Нежилых зданий – лавок было 33 каменных и 20 деревянных. Лавки размещались в Гостином ряду и на главной площади. Около собора было 12 каменных лавок, которые не всегда были заняты, а торговали в основном в зимнее время и во время ярмарок.
В 1867 г. был построен каменный двухэтажный дом купчихи В. П. Черновой (ныне ул. Чернышевского, д. 10). Сын В. П. Черновой Андрей Андреевич Чернов - любитель книг, имевший домашнюю библиотеку и организовавший совместно с Л. П. Матвеевым первую публичную библиотеку в Уржуме. А. А. Чернов (1843–1888) был земским гласным в 1873–1879, 1882–1886 гг. В 1884 г. его библиотека была закрыта и на заседании земства в 1884 г. был поставлен вопрос о возможности пребывания А. А. Чернова в составе гласных вследствие «сомнительной политической благонадёжности». А. А. Чернов принимал участие в обсуждении многих вопросов в земстве, на уржумском кладбище сохранился его памятник. Библиотека его, по-видимому, была в этом доме, который выстроен был без лавок.
В начале 1870-х гг. было начато строительство углового каменного дома купца Палентрейера, в 1873 г. этот дом купило Уржумское земство, здесь помещалась земская управа. К 1898 г. здание было перестроено и увеличено в обе стороны по ул. Советской и Белинского, и приняло современный вид. Ныне в этом здании больница.
Некоторые деревянные дома начала 1870-х гг. простояли более 100 лет, например, дом № 126 по ул. Красной, построенный в 1871 г. казначеем Уржумского земства К. Н. Лопатиным.
к 1885 г. число домов в Уржуме увеличилось до 457, из них каменных домов было 44, деревянных 412, то есть с 1869 г. было выстроено 17 каменных и 128 деревянных домов. В числе новых зданий были и дома, построенные Уржумским земством, – 5 корпусов больницы.
Несмотря на то, что на Воскресенской улице были такие «хоромы», как дом Никифора Бушкова, оценённый в 1884 г. Уржумской городской управой в 19,0 тыс. руб., были на ней и деревянные домики, стоимостью 200–300 и 700 руб., в 1890–1900 гг. уступившие место другим зданиям.
Другие улицы были застроены сплошь деревянными домами, лишь на угловых участках в 1880-х гг. стояли каменные дома, это старинные дома № 65, 84, 94 по Красной улице, № 66, 96 по ул. Кирова.
В конце 1880-х – начале 1890-х гг. Воскресенская улица приобретает ещё несколько зданий – на углу современной ул. Белинского хлеботорговец И. Царегородцев выстроил каменный дом с подвалом и мезонином, украшенным небольшим парапетом, в наше время дом надстроен вторым этажом и потерял свои характерные особенности, этот дом занимает Зооветтехникум. На другом углу Воскресенской улицы, на месте уездного училища, в 1890 г. появилось здание приходского училища, куда в 1895–1897 гг. ходил учиться юный Сергей Костриков, а приют Уржумского благотворительного общества построен в 1895 г.
Во времени проведения переписи населения 1897 г., число жителей Уржума составило 4423 чел. Количество жилых домов к 1897 г. увеличилось до 584, из них каменных – 57, деревянных – 527.
Эксплуатация лесов за Вяткой и сплав, и продажа лесоматериалов в городах Нижней Волги привели к образованию значительных капиталов у лесопромышленников Бушковых, Максимовых, Шамовых и других. Наличие капиталов отразилось на развитии города и предприятий в уезде, связанных с переработкой леса. Торговля также развивалась. Купцы скупали у населения зерно ржи, овса, гречу, льняное семя, куделю и другие товары. В летнее время по р. Вятке товары отправлялись на Волгу в Горький, Рыбинск и далее потребителям. Овёс отправлялся даже в Лондон. В зимнее время из Уржума шли по Казанскому тракту обозы с мясом, салом, везли кожу, опоек, куделю, лён, овёс, крупы, а в Уржум привозили обозами крупчатку, рыбу, железо, мануфактуру, бакалейные и другие товары.
Царское правительство строит винокуренные заводы – винных монополий, в Уржуме такой завод был выстроен в северной части города в 1900–1901 гг. В том же районе, в начале Казанской улицы, ближе к реке уже существуют небольшие кожевенные заводы Тяпкина и Мокосеева и мыловаренный завод Сметанина.
На участке, занятом больницей, в 1907 г. выстроено здание инфекционного корпуса, арх. предположительно, Г. Г. Кугушев, а в 1912–1915 гг. – хирургического корпуса арх. Д. А. Охотников. Для амбулаторного приёма больных на ул. Чернышевского в 1901–1902 гг. был выстроен деревянный дом с крыльцом, выходившим на улицу, ныне это дом № 14 по ул. Чернышевского, крыльца теперь не существует.
Из других общественных зданий в это время построена деревянная «богадельня» для престарелых женщин, это небольшой дом № 113 по ул. Кирова, в строительстве его принимал участие С. И. Стародубцев.
Строятся в тот период и культовые здания. На Полстоваловской улице (ныне ул. Кирова), д. 76 купцы П. Н. Шамов и Ф. М. Стяжкин (издатель открыток г. Уржума) в 1901 г. строят деревянный дом для «раскольничьей моленной». Через несколько лет на том же дворовом участке уржумские старообрядцы выстроили ещё одно большое каменное здание для второй моленной. В 1920-е г. это здание использовалось как спортзал, позднее там были мастерские, а в последние годы помещался клуб СПТУ № 8.
В 1912 г. владелец мельницы и лесопильного завода Я. Т. Гордеев (купивший мельницу у Корчёмкиных) строит на главной улице здание кинотеатра, которое служит и поныне – кинотеатр «Дружба».
В те же годы продолжает застраиваться магазинами Воскресенская улица – вместо деревянных лавок, торговая компания «Братья Шамовы», купцы Стяжкины и другие выстроили каменные здания больших магазинов и складов, уменьшив тем самым соборную площадь. Ныне в них размещены магазины.
На Казанской (Красной) улице в период после 1900 г. в квартале около базара также появились новые каменные магазины Ф. М. Стяжкина, Ислентьева и других торговцев.
город сохранил свои исторические особенности, на улицах много зданий второй половины XIX и начала XX вв., в центре города стоит памятник архитектора – Троицкий собор – лучшая работа вятского архитектора В. М. Дружинина, возвышается над городом оригинальная пожарная каланча, в нижней части города - бывшая Казанская церковь.
Сейчас в городе и районе значатся 70 памятников культуры, истории и архитектуры, самый известный — ансамбль Свято-Троицкого Собора.




Троицкий собор
ул. Советская, 34.
Престолы: Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, "Живоносный Источник" иконы Божией Матери
Год постройки: Между 1895 и 1900. Архитектор: В.М. Дружинин

Слева - часовня Священноисповедника Виктора.
Часовня в ограде Троицкого собора. Устроена в 2009, к 90-летию открытия в Уржуме епископской кафедры и поставления на нее священноисповедника Виктора (Островидова) (1875-1934 г.).

Первый храм ставили на территории деревянной крепости в XVI веке, «церковь древяну» во имя святителя Николая Чудотворца. В XVII веке ее сменил первый каменный соборный храм Святой Живоначальной Троицы, вобравший в себя церковь св. Николая Чудотворца как придельную.
Одним из первых кирпичных сооружений в городе был Троицкий собор. По плану города Уржума 1785 г. собор стоял несколько левее современного и ближе к реке. Этот собор из-за трещины, образовавшейся в стене в 1811 г., был разобран.
В 1811 г. было начато строительство каменного второго Троицкого собора, в 1822 г. его освящали. Он был построен с отдельно стоявшей колокольней.
Существующий огромный пятикупольный храм в неовизантийском стиле, выстроенный в 1894-1900 по проекту В. М. Дружинина, выполненному на основе одного из нереализованных проектов храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, на средства С. И. Стародубцева и др.
Здание собора красиво и величественно. Сочетание красноватых кирпичных стен и украшений их из белого камня, серебристый высокий купол – оставляют большое впечатление. Ни в одном из районных городов Кировской области нет такого интересного здания.
Колокольня современного собора, трапезная и теплая существующая церковь остались от старого собора постройки 1811 – 1822 годов.
26 марта 1889 г. православные уржумцы решили построить на месте старого новый собор, на 1500 мест, причем местные купцы хотели, чтобы этот храм не имел себе равных в округе ни по красоте, ни по величию. Старый собор стал и тесен для прихода и требовал капитального ремонта. Собранием прихожан был уполномочен купец Иван Васильевич Бердинский ходатайствовать перед Вятской Духовной Консисторией о разрешении работ по возведению нового собора.
Консистория дала разрешение, и 12 декабря 1889 г. ею было поручено составить проект собора Вятскому архитектору В.М. Дружинину (хотя есть версия, что его привлек сам Бердинский). В конце 1889 г. В.М. Дружинин прислал в Уржум эскиз проекта нового собора. Чертеж собора понравился горожанам, и они поручили ему «написать большой план каменного собора, согласно черновому проекту с увеличением ширины собора до 15 сажень, вместо проектируемых 12 саженей 2 аршина, и длины до 17 саженей, вместо проектируемых 13 саженей 2 аршина».
В январе 1890 г. Дружинин представил составленный проект по прежнему эскизу и пояснительную записку в строительное отделение губернского правления, которое одобрило его 27 июня 1890 г. за № 6616. За составление проекта Бердинский уплатил В.М. Дружинину 100 рублей (по похожему проекту им был построен храм в Санкт – Петербурге). После этого проект был отправлен на утверждение Духовной Консистории. Она долго не давала согласия, ссылаясь на то, что при соборе имелась слишком незначительная сумма для строительства, и потребовала создания строительного комитета для наблюдения за производством строительства и расходом денежных сумм и материалов.
На собрании прихода такой комитет был избран, а его старостой – именитый купец Сергей Иванович Стародубцев. Он доставил в город Вятку по требованию Консистории засвидетельствованный нотариусом договор с подрядчиком на строительные работы, и в декабре 1893 г. ею было выдано разрешение на строительство. 15 декабря епископ Вятский Сергий начертал на титульном листе: «Устройство храма по сему проекту дозволяется». После этого началось строительство нового здания Троицкого собора, которое прекрасно сохранилось до наших дней. Выдано оно было в декабре 1893 г. за № 14118. Для отвода места под строительство собора в мае 1894 г. в Уржум приезжал архитектор В.М. Дружинин. Закладка собора была произведена 6 августа 1894 г., а в 1895 г. прежний холодный храм и палатки были разобраны до основания.
Два лета Дружинин наблюдал за ходом работ. В июле 1894 г. был заключен договор на постройку собора с казанским купцом, балахинским мещанином, мастером каменных дел Степаном Николаевичем Шапошниковым, который должен был строить храм под наблюдением Дружинина. Шапошников обязался закончить работы при наличии строительного материала в течение лета 1898 г., а «если материалы не будут готовы к означенному времени, то работа должна производиться по мере их заготовки. Но, во всяком случае, постройка собора должна быть закончена в 1900 г.».
К этому времени был подготовлен строительный материал, подсчитано, что все кирпичи и отделочные работы обойдутся в 7688 рублей. в церковной казне не было таких средств, их внесли прихожане, на их средства и был построен собор. Самую деятельную помощь оказал С.И. Стародубцев – 1,5 млн. штук кирпичей и 7 тысяч рублей, а также указал в договоре, что в случае его смерти, деньги до 7 тысяч рублей были бы выплачены его наследниками. Еще 5 тысяч рублей обязались пожертвовать остальные прихожане. Для постройки было заготовлено 400 тысяч кирпичей, и около 100 тысяч кирпичей рассчитывали получить от разборки соборных каменных лавок.
Кирпич для строительства собора заготовляли на Белой речке, покупали у крестьян. Белый камень, для украшения стен, возили из каменоломен на реке Нольке, невдалеке от Сернура (теперь это республика Марий-Эл) близь деревни Помашъял. Алебастр привозили из каменоломен, что находились невдалеке от деревни Красная гора на берегу Вятки. Известняк заготовляли у деревни Федькино. Купола храма были покрыты белой жестью и отливали серебром на солнце. Для того чтобы доставлять кирпич к строящимся стенам, по Буйской улице (ныне Чернышевского) были устроены поднимающиеся к стенам мостки, длиною с квартал. Лошадей с грузом кирпича по этим мосткам под уздцы вели возчики. Во время строительства В.М. Дружинин приезжал в Уржум каждое лето. Он был здесь в 1895, 1896, 1897 и 1898 г.х.
Деньги на строительство храма собирались всем приходом- ездили по деревням и собирали яйца для раствора, использовавшегося при укладке кирпичей. Каждый кирпич в стенах был смочен, каждый ряд пролит раствором, чтобы не было пустых мест в кладке. Для быстрой доставки кирпича к строящимся стенам по Буйской улице (теперь ул. Чернышевского) был устроен поднимающийся к стенам взвоз (мостки), длиной с квартал, по которому на тачках и на лошадях подвозились стройматериалы.
А вот с куполом вышла заковыка – строители никак не могли определить, достаточна ли высота храма, и каждый раз, когда они собирались вести купол на завершение, уржумские купцы велели сделать еще один венец – повыше, и потому центральный купол в верхней части состоит из уступов. Наконец, купола храма были покрыты белой жестью, чтобы они отливали серебром на солнце.
К концу 1899 г. строительство собора было закончено, для освидетельствования работ в Уржум 8 октября 1899 г. приезжал губернский инженер Г.Е. Янчковский (Ф.К. Яголковский). Ф.К. Яголковский дал такую оценку: «Все работы выполнены не только хорошо, но и с мастерством лучшего качества». Это освидетельствование было сделано «при почетных гражданах» города и при причте собора – протоиерее Ипполите П. Мышкине, священнике Е. Троицком и диаконе Люстрацком (Люстрицкий). Свидетельство было передано в Консисторию. одним из иконописцев, расписывавших собор, был прадед известной уржумской поэтессы Марии Чебышевой – Михаил Криницин.
Окончательное устройство интерьера было завершено в 1900 г. 1 июня 1900 г. был торжественно освящен главный престол Святой Троицы Алексием епископом Вятским и Слободским, в первых рядах стояли купцы-благотворители Стародубцевы, Шамовы, Стяжкины, Бушковы. 30 сентября 1901 г. были освящены северный придел – в честь Божией Матери Живоносный источник. Отсюда в праздничные дни переносили икону Божией Матери Живоносный источник в Троицкую часовню на Белой речке. 6 июня 1902 г. был освящен и южный придел в честь Святителя Николая Чудотворца.
От старого собора осталась холодная двухпридельная часть с колокольней (так называемый «старый собор»), которая сохранилась до сего дня, Владыка не дал благословения на строительство новой колокольни. Из описания собора за 1927 год: «Собор: здание одноэтажное, кирпичное, на сплошном каменном фундаменте, крытое железом, с паркетным каменным полом, окрашенное снаружи суриком, изнутри отштукатурено и окрашено масляными красками в разделку церковной живописью, в себе содержащий 9954 куб. мтр… изношенность 9%. Оценка 135874 рублей.
здание собора было возведено во многом благодаря купцу Сергей Иванович Стародубцеву, и не случайно после завершения строительства собора он был избран его почётным старостой. Особенной любовью его был церковный хор, о котором купец проявлял особую заботу и содержал его исключительно на свои средства. В 1907 г. Стародубцев пожертвовал в ризницу собора: полное облачение для двух священников и диакона стоимостью 900 рублей, напрестольное Евангелие стоимостью 1000 рублей и кадило стоимостью 50 руб., итого на сумму 1950 рублей! по постановлению от 16-22 ноября 1907 г. от имени Филарета, епископа Вятского и Слободского, объявина ему благодарность с преподаванием архипастырского благословения с памятной грамотой о сем. Постановление с описанием заслуг Сергея Ивановича, было опубликовано в номере 48 «Вятских епархиальные ведомостей» за тот год. С.И.Стародубцев отошел ко Господу за 5 лет до начала ужасной русской смуты, а еще через 5 лет его Евангелие было украдено у собора местными «босяками» от лица правящей партии в числе 7 других – золоченых, с эмалью, в бархате, с драгоценными камнями на корочках…
В 1891 и в 1915 г. сообщалось, что утварью собор снабжен «очень достаточно». Опись церковного имущества хранилась с 1884 г., копии с метрических книг – с 1795 г., с исповедных росписей – с 1796 г. (по 1918 г.), брачные обыски с 1810г по 1919г.
Особые достопримечательности: серебряная позолоченная богослужебная утварь, 4 такие же чаши и 8 серебряных блюд, дарохранительницы серебряная позолоченная и серебряная с украшениями, дароносица серебряная с 2 маленькими сосудами; 5 больших позолоченных Евангелий (2 с эмалями, 1 с камнями и 2 в бархатных корках с серебряными клеймами), 3 малых Евангелия (1 серебряное позолоченное и 2 бархатных с серебряным окладом); 5 серебряных позолоченных и 2 серебряных гравированных крестов; 1 серебряное позолоченное и 2 серебряных кадила; серебряная под золотом мирохранительница, такой же стручец. Иконы: в киотах серебряных ризах 3 штуки, с серебряными венцами 3 штуки, с серебряными ризами без киотов 13 штук, -все на сумму 4 пуда 13 ф. 5,5 золотников было изъято в 1922 г.
Особо чтимые святыни: 1) икона «Живоносный источник», находящаяся в Белорецкой часовне; 2) семиконечный крест с надписью- «построен пречестный сей святый крест златосребром и магариты украшенный благословением преосвященного Адриана митрополита Казанского в соборную церковь живоначальные Троицы поданием Казанских и Уржумских всякого чину жителем…» На левой стороне мощи апостола Варнавы, мощи Гурия Казанского мощи Стефана Нового исповедника, перст жезла Моисеева; 3) четвероконечный крест 1711 г.
В 1912 г. в приходе насчитывалось прихожан: православных русских -2466 м.п.,2693 ж.п., крещеных марийцев-215 м.п. и 225 ж.п. и староверов-69 м.п. и 81 ж.п. К 1923 г. число прихожан собора достигло 5670 человек. В начале XX в. в приходе действовало 2 школы грамоты – Большепеньбинская (с 1900 г.) и Дубровинская (1898-1904гг.). В начале XX ст. Владыка посетил приход в 1900 г. (для освящения главного престола) и в 1914 г.
Ежегодно в октябре издревле в Уржум заходило 2 Понизовых крестных хода со св. иконами из города Вятки. Каждый из них по одному дню служил в Троицком храме. С давних времен при Троицком соборе было 4 собственных крестных хода: в день преполовения святой Пятидесятницы, в неделю всех святых к часовне на Белой речке с иконой Живоносный источник, в день св. пророка Илии вкруг града и во дни засухи на соборную площадь для моления о дожде.
Причт Троицкого собора: 1915 год – протоиерей, священник, диакон, 2 псаломщика и просфирница. Жалования положено не было. 1923 год – протоиерей, 2 священника, 2 диакона, 2 псаломщика и просфирница. Первые известные священники: Протоиерей Никита Иванов (в 1744 г. освящал храм в с.Космодамианском), протоиерей Никита Белогусьев (в 1750-60-х гг. освящал Казанскую церковь Уржума), благочинный Дамиан Петров (в 1779 г. освящал храм в с.Рождественском), о. Алексий Иванов (в 1791 г. освящал придел церкви с. Петровского), протоиерей Дамиан Любимов (1790г.), протоиерей Дамиан Исидоров и «поп» Иоанн Васильев Краев (1792-1798гг.). В начале XIX в. в соборе с 1809 г. и примерно до 1846г. прослужил благочинный Иаков Романович Короваев, строитель Митрофаньевской церкви. В одно время с ним в храме служил протоиерей Дементий Петров, которому принадлежали обширные сенокосные покосы около Уржума. В начале XX в. в храме служили протоиерей Ипполит Мышкин (с перерывом с 1861 по 1905г., автор летописи Троицкого собора), о. Феодор Тихвинский, о. Иоанн Короваев – оба депутаты Государственной Думы разных созывов. Последней яркой персоной, перед захватом собора обновленцами, стал соборный священник о. Василий Половников, возглавивший движение против обновленчества и репрессированный в 1925 г.
Здание собора было передано общине от властями 24 августа 1918 г. (а другие храмы позже) с заключением договора, который был перезаключен в 1919 г. Само здание собора было взято на учет как памятник архитектуры. в документах Горсовета за апрель 1919 г. сохранились удивительные постановления о роспуске из-за праздника Пасхи учащихся на 2 недели во время Степановского мятежа, протоиерей собора о. Иоанн Короваев перешел на сторону белых. После подавления мятежа, власти применили к нему минимальное наказание – несколько лет тюрьмы.
Всего по Уржумскому уезду было изъято к апрелю 1922 г. 32 пуда церковных ценностей. В Троицком соборе это произошло 18 мая 1922 г.: изъято ценностей 4 пуда 13 фунтов - 60 предметов. Не везде «изъятие» происходило мирно: в с. Петровском коммунисты спровоцировали себя в глазах верующих и были избиты ими прямо в храме.
В вятских газетах за 1922 г. шла травля духовенства –чтобы оно раскололось на две части - за Патриархом Тихоном или обновленцами. К этому времени в штате собора состояло три священника и диакон, а именно – о. Василий Половников, о. Алексий Бенедиктов, протоиерей Филарет Домрачев и диакон Парфенов.
С 1920 г. в Уржуме существовала викарная епископская кафедра, первым епископом которой был Виктор (Островидов), после него – Евсевий (Рождественский, до 1923 г.) и Авраамий (Дернов, до 1925 г.), правда, пока неизвестно достоверно, какой храм был кафедральным.



IMG_6142 (700x525, 357Kb)




IMG_6146 (700x525, 323Kb)

В 1923 г. в среде Уржумского духовенства начались споры, которые достигли своего апогея в конце октября. На сторону обновленцев перешли протоиерей Домрачев и диакон Парфенов; священники Половников и Бенедиктов их не поддержали. 28 сентября в соборе последними созвано собрание прихожан, которое постановило удалить из храма, отрешить от должности и прихода обновленцев. местная печать: «2 декабря в местном соборе возник скандал между обновленцами и служителями старой церкви, причём численный состав обновленцев взял вверх над тихоновцами. Служители как той, так и другой церкви во время спора на глазах верующих взяли друг друга за шиворот и начали тащить из церкви, напутствуя тумаками. Верующие не вмешивались в спор, наблюдая со стороны. В результате пришлось вмешаться милиции и водворить порядок…». В ноябре 1923 г. в Уржуме произошел окончательный раскол. Теперь обновленцы отстранили от службы в храме «тихоновцев» и обратились в Уисполком с ходатайством о передаче им собора. Уисполком постановлением от 27 ноября 1923 г. передал собор обновленцам, мотивируя это тем, что из числа людей, подписавших договор в 1919 г., 25 состояло в обновленстве и только 4 в патриаршей. После этого священникам Половникову и Бенедиктову пришлось перейти в Воскресенскую церковь. 6 июня 1925 г. ими была послана в Уисполком жалоба о несправедливой передаче собора обновленцам, на что тот ответил отказом, а священник Половников арестован и 19 июня того же г. особым совещанием при коллегии ОГПУ «за антисоветскую агитацию» был сослан в концлагерь на 3 г.
В 1926 г. верующие Уржума послали ходатайство в губернский исполком, ими был получен отказ от 18 апреля 1926 г. Так здание Троицкого собора ими было потеряно. На 23 февраля 1926 г. обновленческая ориентация собора была самой малочисленной в городе – всего 685 человек, в то время как тихоновцев насчитывалось 10 468 человек (на три храма)!.
Несмотря на всю малочисленность обновленчества в Уржуме, в нем была создана викарная кафедра, во главе которой был поставлен настоятель Троицкого собора Филарет Домрачев, возведенный в сан «епископа». С 1924 по 1927 г. Уржумский уезд входил в состав Яранского викарианства; в Яранске проживал «епископ» Филарет.

IMG_6101 (700x525, 354Kb)







IMG_6136 (700x525, 373Kb)




В октябре 1923 г. в соборе, захваченном обновленцами, причт сократился. Кроме настоятеля Домрачева, теперь в нем служил только 1 «священник» - Георгий Чемоданов, также «диакон» Зубарев Александр Михайлович, служивший при соборе еще с 1896 г., и священник на вакансии псаломщика Георгий Чернышев. За август 1924 г. в списках причта собора упоминается «епархиальный уполномоченный священник» Косолапов, перемещенный сюда после отъезда Филарета Домрачева в Яранск, но тот по-прежнему считался настоятелем собора. К осени 1924 г. Домрачев окончательно отходит от дел, и его настоятелем стал «протоиерей» Михаил Попов (ноябрь 1924 г.).
С 1927 г. в Уржум прибыл новый обновленческий «епископ» Иннокентий (Копейкин) и было воссоздано Уржумское викариатство. Первый Уржумский обновленческий «епископ» Филарет был перемещен в 1925 г. на Лукояновскую кафедру. 21-22 декабря 1927 г. на собрании было избрано Уржумское викарное управление, утвержденное Вятским епархиальным (обновленческим) Троицкий собор стал считаться Кафедральным.
В 1923 г. обновленцы получили и все приписанные к нему часовни – в д. Онтонково, Ашлани и Белой Речке. В последней хранилась святыня земли Уржумской икона «Живоносный источник». Они придумали устраивать с ней крестный ход по всему уезду. также совершались ими крестные ходы на р. Уржумку и в дни засухи – на соборную торговую площадь; также до 1930 г. ежегодно приходил в Уржум Понизовый крестный ход, тоже попавший в руки обновленцев. Часовни, попавшие в ведение обновленцев, были ими заброшены. Белорецкая часовня к 1936 г. превратилась в обычный склад телег. К 1928 г. требовала неотложного ремонта часовня в Онтонково; в 1928 г. она была разобрана под предлогом постройки на ее месте пожарного сарая, но на новом месте так и не была построена. У обновленцев с их малым числом не хватало средств не только на обслуживание часовен, но и собора.
в августе 1924 г. комиссия, обследовавшая собор, отмечала, что ему требовался ремонт. Обновленцы обещали сделать ремонт, но до 1928 г. его так и не произошло. В 1928 г. власти города вновь напомнили обновленцам о ремонте крыши собора. Те вновь обратились в Горсовет с отсрочкой о ремонте до весны 1929 г. Горсовет ответил на это отказом, разрешив отсрочку только покраски крыши. в течение 1929 г. этот ремонт так и не был сделан. В одном из своих прошений верующие упоминали, что они были обмануты «руководителями церковного хозяйства собора».



IMG_5932 (700x525, 383Kb)




IMG_6040 (700x529, 322Kb)




IMG_6042 (700x525, 387Kb)




23 декабря 1929 г. молитвенные собрания в соборе были запрещены, а договор с верующими расторгнут «в виду невыполнения его договорных обязательств по исправному содержанию здания». Им было предоставлено для этого холодное здание Казанской церкви. Обвиненные в потере здания члены церковного совета супруги Косолаповы осенью 1929 г. добровольно вышли из состава церковного совета. Перейдя в Казанскую церковь, обновленцы не потеряли надежды на сохранение собора за собой. здание собора ничем не занималось, и даже кресты не были сняты. 12 июля 1940 г. в жалобе В.М. Молотову верующие сообщали: «Горсовет просит предоставить здание церкви для культурных учреждений, но горсовет или не заметил, или совершенно упустил из вида, что в центре города стоит без присмотра и без призора здание собора, в котором при желании можно устроить много разных культурных учреждений…». После этого коммунальный отдел спешно велел использовать собор под склады заготзерно, но, видно, они были там чисто формально, так как в 1943 г. пред. Горисполкома Шерстнев сообщал в Облисполком, что «свободным остается здание собора, которое ничем не занимается, пустует и является наиболее пригодным для совершения религиозных обрядов». Если здание нового собора еще в 1948 г. формально числилось за коммотделом как склад зерна, то здание «старого собора» вообще ничем не занималось даже на бумаге. За многие годы запустения внутренний вид собора пришел в ужасное состояние. Некоторые приносили домой иконы…на растопку печей. Вот как описывали состояние «старого собора» верующие, вновь пришедшие сюда в 1944 г.: « В этом соборе так запущено, что нет одного окна, где была бы цела рама со стеклами, и в окнах ни стекол и рамы нет, все сломано и осыпано или опилками, или соломой - это помещение похоже на скотный двор…».
В 1987 г. было принято властями города решение о его восстановлении как памятника культуры. Автором проекта восстановления стал кировский арх.- реставратор Евгений Рупасов. В Уржум прибыла бригада строительного участка Кировских научно - архитектурных мастерских. 23 августа 1988 г. исполкомом было принято решение № 356 о передаче здания собора Церкви и о проведении работ по внешнему его восстановлению силами района. Восстановление внутренней части собора было оставлено за церковным советом: пользователем собора было определено Кировское епархиальное управление. было поручено «обеспечить выполнение работ по внешней реконструкции собора к 1 декабря 1988 г.». Было принято решение о восстановлении собора и на областном уровне, но еще в 1992 г. в перечне культовых зданий, подлежащих первоочередной реставрации, значилась Воскресенская, а не Троицкая церковь Уржума. решение властей не было выполнено в желаемом объеме, и восстановление собора затянулось. В 1988 г. настоятелем церкви был назначен о. Александр Зверев, человек незаурядных способностей, который на приходском собрании 26 февраля 1989 г. внес предложение «признать необходимым акт участия всех членов приходского собрания в сборе средств на восстановление собора».
Со стороны райисполкома в 1989 г. на собор было затрачено 7 тысяч и еще перечислено на счет церковного совета 35 тысяч руб. Всего за этот год на реставрацию было затрачено более 80 тысяч руб. За 1988 – 1991 гг. были очищены от растительности стены храма, отремонтированы кровля и окна, купол покрыт металлом японского производства, заново восстановили купол 1 из 4 башенок. И все это благодаря энергии о. Александра Зверева и прихожан. самым главным событием тех лет стало водружение крестов на храм, состоявшееся 10 октября 1989 г. После торжественного молебна были водружены кресты на большой купол, 4 башни и 4 врата собора. кто-то дал телеграмму Кожинову, сообщая об этом событии, по указанию которого был обезглавлен собор в 1963 г. В 1989 г. началась передача и реконструкция остальных зданий, находящихся в черте соборной ограды и принадлежащих собору. Окончательно этот вопрос был решен в августе 1991 г., когда о. А.Зверев поставил его перед Уржумским Райсоветом и перед областным советом – « о передаче церкви всего соборного комплекса, т.е. собора постройки 1811 г, собора построенного 1900 г., колокольни, 4 часовен, сопряженных с ними корпусов и прилегающей территории». Был им поставлен вопрос и «о материальном участии Советов в восстановлении и реставрации собора». 6 августа 1991 г. Уржумский районный совет народных депутатов Исполнительного Комитета вынес решение за № 329 о передаче « с баланса Уржумского МПО ЖКХ на баланс религиозной организации Троицкой церкви» строений в черте соборной ограды и отвести ей участок, прилагаемый к церкви. Одно из этих строений занимала районная прокуратура.
12 августа 1991 г. зам председателя Исполкома В.А. Никонов сообщал: «помещение будет освящено и передано церкви в нынешнем текущем году». В 1991-1992 г. кировским режиссером Марией Дохматской было снято 2 фильма о Уржуме – «Древо Васнецовых» и «Возвращение», в центре которых – судьба священника Троицкой церкви Андрея Кононова и его жены Людмилы. Первый фильм принял участие в кинофестивале « Живой мир» в Тольятти (1991 год) и имел большой успех. Вырученные от его сеансов 700 рублей поступили на счет реставрации собора Уржума.
Но священника Александра Зверева переводят восстанавливать комплекс Великорецкого монастыря и работы почти прекращаются. Благодаря усилиям архимандрита Глеба (Кожевникова) в 2000-е г., ныне регент хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, были написаны иконы в иконописной мастерской монастыря, и установлены в иконостасе. этапом восстановления стало восстановление в 2006 г. вновь упавших крестов, ремонт крыш и побелка внутреннего здания. Создание Попечительского Совета храма. 16 июля 2007 г. Митрополит Хрисанф освятил малым чином Собор и отслужил первую Литургию после закрытия храма.
Огромный храм в русско-византийском стиле уникален стал градостроительной доминантой, диктуя свой стиль. Элементы византийской архитектуры в соборе – это горизонтальное членение, великолепные карнизы, кирпичный стиль и лаконизм в деталях. Кирпичный стиль в начале ХХ в. стал излюбленным. В Уржуме так были построены реальное училище, гимназия, больничные корпуса. В соборе это особенное сочетание двух материалов: глиняного кирпича с опочными резными элементами, красное с белым. сам кирпич «играл» - он неровно обожжен, то темнее, то светлее, и от этого смотрелся ковровой мозаикой. В барабане купола проделана галерея для облегчения стены. С 4 сторон существуют акустические окна, которые сообщаются с большими фасадными, создавая внутри потрясающий акустический эффект. Звучание с хоров в западном крыле, поддержанное акустическими раковинами, усиливает это впечатление. Идет работа по приданию собору статуса памятника федерального значения.
Н.Н. Арбузова– краевед не один год пыталась найти остатки иконостаса, но даже следов его не нашла. Собор использовался как склад, кровля его стала протекать, но в теплой церкви служба не прекращалась - в 1940-х трапезная часть с Введенским престолом возвращена верующим и более не закрывалась.


продолжение рассказа о городе следует...



информаця с сайта
http://sobor-urzhum.ucoz.ru/
http://www.herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER=number11&ELEMENT=gerzenka11_5_1
http://urzhum2.clan.su/publ/obshhie_istoricheskie_svedenija_po_uezdu_rajonu/avtorskie_rukopisi_publikacii/urzhumskoe_kupechestvo_v_a_vetluzhskikh/2-1-0-13

фото мои

Серия сообщений "Круиз на Вятку 2013 года":
Часть 1 - Чистополь дом купца Мельникова с элементами модерна
Часть 2 - Круиз теплохода «Василий Чапаев» по Вятке с 1 по 12 мая 2013 г. Первый день НН.
...
Часть 16 - Круизный путь на Вятку открыт!
Часть 17 - Вид города Вятки с правого берега реки, нач. ХХ в
Часть 18 - Продолжение круиза. Уржум. 6 мая 2013г.
Часть 19 - Круиз. Уржум - купеческий город.
Часть 20 - Круиз. Отрясова гора и окрестные красоты.
...
Часть 36 - Круиз. От Казани до Нижнего Новгорода. часть 2.
Часть 37 - Круиз. Троицкий Макариев Желтоводский женский монастырь (вид с воды)
Часть 38 - Круиз. Окончание - села в солнечном мареве.

Рубрики:  церкви и соборы
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 5 пользователям

Антонов_Николай   обратиться по имени Воскресенье, 13 Октября 2013 г. 12:27 (ссылка)
Лелеева, Класс!Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 14 Октября 2013 г. 07:07ссылка
Такого восхитительного собора как-то не ожидаешь увидеть в не большом городке!
ОльгаВлади   обратиться по имени Среда, 16 Октября 2013 г. 19:44 (ссылка)
Лелеева, Спасибо Екатерина про рассказ о русской глубинке. Очень красивый собор.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 16 Октября 2013 г. 21:19ссылка
Добрый вечер!
Собор просто чудесный, как-то не ожидаешь, что в таком скромным по размерам городке построят величественный собор. Но до революции тут было крепкое купечество, вот они и возвели эту красоту!
trophikana   обратиться по имени Понедельник, 21 Октября 2013 г. 01:17 (ссылка)
Катюша, молодец!
Так много интересной информации! С нетерпением жду продолжения.
Мы два дня назад вернулись с Камы, дошли до Березников. А в Москву возвращались ещё в одном круизе - через Ирму и Вологду. У нас получился опять большой круг, только теперь осенью. На след. год взяли Оку и Рыбинское море с 9 по 18 июня. Присоединяйся:)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 23 Октября 2013 г. 07:06ссылка
Танечка, доброе утро!
Жду впечатлений от Камы, мы в прошлом году ходили в круиз до Перми. НН- Пермь-НН на теплоходе "Г.Жуков".
А в Вологде у нас начинался круиз Вологда-Череповец - по Сухоне, Мариинскому каналу-Кубенскому озеру и пр. Сказочно интересный - высаживались на Каменном острове
http://www.liveinternet.ru/users/5132602/post254306274#BlCom631427071 - это пост про него.

На следующий год планы конечно строю, только отпуск у меня теперь два раза по 2 недели и все. Поэтому еще думаю и мечтаю.
Огромное спасибо за приглашение, только по Рыбенке я совсем недавно ходила - Брейтово-Весьегонск-Пошехонье и пр.
ГалаМаг   обратиться по имени Четверг, 24 Октября 2013 г. 05:27 (ссылка)
Очень содержательная работа! Интересные снимки. Церковь неожиданно хороша.

С днем рождения Вас! Дальнейших успехов!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 25 Октября 2013 г. 19:32ссылка
Спасибо!!
Действительно как-то не ждешь увидеть такой собор...
Matrioshka   обратиться по имени Четверг, 24 Октября 2013 г. 08:32 (ссылка)
С Днем Рождения поздравляю!
И в подарок тебе отправляю:
Счастье, радость, удачу, везение,
Море благ и волну восхищения.

Водопад оптимизма стремительный,
Хвост звезды (просто ошеломительный),
Ветер бодрости, россыпь успеха –
Это всё в день такой не помеха!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 25 Октября 2013 г. 19:33ссылка
Спасибо! Мне прислали столько прекрасных пожеланий!!!
Ada_Peters   обратиться по имени Четверг, 24 Октября 2013 г. 10:19 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 25 Октября 2013 г. 19:37ссылка
Чудесные стихи! Огромное спасибо!
Galyshenka   обратиться по имени Четверг, 24 Октября 2013 г. 13:28 (ссылка)
Иллюстратор Ruth Morehead Открытки
С Днем рождения! Успеха и удачи, здоровья и любви от всего сердца!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 25 Октября 2013 г. 19:36ссылка
Спасибо, здоровья - это прекрасно, мне кажется это самое главное!
пижма123   обратиться по имени Четверг, 24 Октября 2013 г. 19:34 (ссылка)
С днем Рождения! Желаю здоровья и хорошего настроения, всех благ и удовольствий жизни, благополучия и домашнего уюта, любви и человеческого счастья!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 25 Октября 2013 г. 19:34ссылка
Блаагодарю за Ваши пожелания и цветы!
Кариньо   обратиться по имени Четверг, 24 Октября 2013 г. 22:55 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Lili_2716   обратиться по имени Пятница, 25 Октября 2013 г. 20:13 (ссылка)
.
103812636_70d9fdc5edf9 (600x600, 637Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 07 Ноября 2013 г. 07:54ссылка
Благодарю! Простите за опоздание, я теперь редко заглядываю сюда и делаю посты, сижу на работе целый день.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку