Живописец эпохи Ренессанса Алессандро Боттичелли родился в 1445 г. Отец его во Флоренции занимался выделкой шкур животных. В семье было четверо детей, а Алессандро был самым слабым по здоровью из всех. По-настоящему мальчика звали Филипепи, а прозвище «Боттичелли» перешло к нему от старшего брата, которого дразнили так за толщину и неповоротливость. В переводе с итальянского это значило «бочонок». Мальчику нравилось рисовать картинки, это заметил отец, отдал сначала сына на обучение к ювелиру Антонио (в 1460 году), а ещё через два года уже у живописца Липпи юный Филипепи обучался премудростям науки рисовать. А с 1469 года Алессандро, уже находясь дома, начал писать картины.
Поклонение волхвов (совместно с Филиппино Липпи) (1465-1467) (136 x 50) (Лондон, Нац.галерея)
В том же году скончался его отец, а в следующем Сандро открыл дома свою художественную мастерскую. Вскоре стали поступать заказы от флорентийских богачей. А в основном надо было расписывать церковные храмы. Были и частные заказы. Искусство ценил Лоренцо Медичи, флорентийский властитель. Поэтичная живопись Боттичелли, тонкость стиля и выразительность полотен нравились всем, кто заказывал картины. Приобретя индивидуальность стиля в манере создания картин, Сандро изысканно передавал прозрачность красок, трепетность линий и некую музыкальность в своих художественных творениях. Особенно видно это в картине «Весна».
Весна (ок.1483) (314 x 203) (Флоренция, Уффици).
С 1480 года мастерская Сандро Боттичелли становится широко известной по всей Италии. Семейство Медичи часто её посещало. И вот художника пригласили в 1481 г. в Рим для росписи Сикстинской капеллы. Боттичелли в ней создал три фрески, и вернулся в родную Флоренцию. А Лоренцо Медичи тут же заказал для своей виллы ему настенные росписи.
Фрески левой стены
С 1489 года в творчестве художника проявились мистические нотки. Это видно по картине «Благовещение». На ней ангел с крыльями в полупрозрачном одеянии, прилетевший к Богоматери, будто не видящей его. Над ангелом лучи света, Мария же склонилась перед ним с закрытыми очами, словно ослепленная.
Благовещение (ок.1485) (19 х 31) (Нью-Йорк, Метрополитен)
Благовещение (1490-1493) (Нью-Йорк, Гленс Фаллс)
Благовещение (1481) (243 x 555) (Флоренция, Уффици)
Благовещение (1481) (243 x 555) (Флоренция, Уффици)_деталь. Архангел Гавриил
В 1492 году умирает Лоренцо Медичи, покровительствовавший живописцу, меняется стиль написания полотен Боттичелли. В его картинах начинает проявляться пессимизм, цвета уже более насыщены и нет пластики.
В «Покинутой» показана безнадежность дальнейшего бытия – горько плачет босая женщина у закрытых ворот каменной стены, закрыв ладонями лицо.
Изгой (ок.1496) (41 х 47) (Рим, Палаццо Паллавицини, галерея Аврора)
В «Оплакивании Христа» мертвое тело Спасителя держат на руках женщины, его только что сняли с креста. Безутешной скорбью веет от этого художественного полотна. Таким же было и настроение Сандро Боттичелли. Он хотя и разбогател, работая творчески, но это его не радовало.
Оплакивание (ок.1495) (71 x 107) (Милан, муз.Полди Пеццоли)
С 1500 года он стал намного реже писать картины, а через пару лет и вовсе забросил это занятие. В 1504 году Микеланджело изваял статую своего Давида. Боттичелли вместе с Леонардо да Винчи пригласили в комиссию для выбора места установки мраморного гиганта.
Сандро скончался в 1510 году, прожив 65 лет. У него осталось много учеников, а картины живописца стали очень ценными со временем, и только дорожают год от года.
С одного автопортрета художника 1475 года на нас глядит молодой человек с рыжеватого цвета волосами. Боттичелли ещё 30 лет. Нос с горбинкой и пристальный взгляд, голова в полуобороте, простая накидка на плече из ткани – в таком виде он и предстает перед нами, тот живописец эпохи Возрождения. Искусство вечно, жизнь нет.