-Рубрики

 -Цитатник

Информер. - (0)

Для блогов - Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь ухода за растен...

Белый топ - (0)

Размер: L-XL Вам потребуется: пряжа (100% хлопок) - 400 г белого цвета, к...

Сладкий пирог к чаю: - (0)

Научил арабский повар. лучший десерт к чаю из всех, что я пробовала Арабская кухня славит...

Crochet Monthly 300 - (0)

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. ...

Цветы, аппликация, украшения, аксессуары. - (0)

Уроки и схемы. Цветы, аппликация, кайма для украшения одежды, аксессуаров, брелки, заколки. М...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Надежда_Цветочница

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.11.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 21121


Секреты росписи. Часть 6 - 9.

Вторник, 19 Марта 2013 г. 18:01 + в цитатник
Цитата сообщения тануля Секреты росписи. Часть 6 - 9.

Секреты росписи. Часть 6. Фауна.

 Картина, панно Роспись: Секреты росписи. Часть 6. Фауна. Краска. Фото 1

Неповторимо красочная техника петриковской росписи дает возможность создавать фантастические образы представителей мира животных и птиц. В трактовке их изображений прослеживается непосредственная органическая связь с растительным орнаментом, что создает определенное стилистическое единство.

В интерьере сельских хат конца 19 - начала 20 столетий на Украине рисовали коней или птиц (чаще голубей). Причем эти птицы или животные должны были обязательно смотреть друг на друга, чтобы в семье всегда был лад.

В 40 - 50 годах 20 ст. в орнаментальных композициях петриковских мастеров появляютя птицы - как фантастические, так и реальные: павлин, фазан, лебедь, петух, кукушка и др.

Изображение птицы часто размещается в центре композиции, как в нашем примере работы художницы В.Карпец. Цветы, листья, ягоды, колосья, травинки изображаются вокруг, уравновешивая композицию. Над головами птиц должно оставаться свободное пространство, поэтому цветы или вообще отсутствуют, или изображаются меньшими по размеру и более легкими по цвету.

2.

Самые любимые птицы петриковских мастеров - кукушка, петух и фантастическая птица. Именно такую нереальную птицу мы видим на картине Василия Соколенко . По свидетельству биолога, фантастическая птица, избраженная художником В.Соколенко, имеет признаки 3-х птиц : павлина, алмазного фазана и певчих птиц.


 Картина, панно Роспись: Секреты росписи. Часть 6. Фауна. Краска. Фото 2

3.

Необходимо отметить, что средства изображения всех без исключения представителей фауны те же, что используются при рисовании растительных элементов :гребень на голове птицы выглядит как полураскрывшийся цветок или листок, крылья - как ассиметричные луковички, в хвосте буйствуют цветы и листья, разбросаны гроздья ягод, туловище расписано тоже по-петриковски.

Бабочки и другие насекомые настолько близко стилизованы под растительные элементы, что их не так просто рассмотреть на общем фоне рисунка.



Секреты росписи. Часть 7(1). Основы композиции.


1.

Одним из основных законов композиции петриковского рисунка является его целостность.Такому восприятию помогает применение определенных правил, приемов и средств, в частности, таких : каждая композиция должна быть уравновешена в заполнении листа крупными и мелкими деталями, цветовыми пятнами, которые в петриковской росписи традиционно являются контрастными, наблюдается уравновешенная симметрия или асимметрия.

Действуют также законы типизации и контрастов. Типизация проявляется в том, что через характерный растительный элемент, благодаря его стилизации, передается типичное и общее в изображении флоры и фауны. Закон контрастов прослеживается через контрасты величин (наиболее крупные элементы располагаются в композиционном центре, а мелкие - по краям), через цветовые контрасты теплых и холодных цветов (красного и зеленого, синего и оранжевого и др.), через контрасты объема и плоскости (переходный мазок, просвечивание белого цвета основы, блики создают некоторую объемность отдельных элементов на фоне плоскостного решения композиции в целом). Все это мы видим на картине художницы Н.Шулик "Декоративное панно", 1968.


 Картина, панно Роспись: Секреты росписи. Часть 7(1). Основы композиции. Краска. Фото 1

2.

Кроме законов, подчиняясь им, действуют также определенные правила композиции. Наиболее важными среди них являются правила передачи ритма, симметрии или асимметрии, выделения композиционного центра.

Ярким примером передачи ритма в росписи являетяся композиционная схема " бегунец", иначе - "фриз" Бегунец образует ленточный орнамент, в котором основные элементы ритмически повторяются. По такой схеме создавались наиболее давние композиции настенных росписей. В создании жилищного интерьера схема "бегунец" использовалась очень широко : украшала печь, потолок, места вокруг окон и дверей, в межоконных простенках.

В современном петриковском рисовании ленточный орнамент часто является дополнением к схеме "вазон", "букет", "ковер" и др.

Посмотрите, как красиво выполнен бегунец художницей П.Глущенко.

Рекомендации. Рисование бегунца надо начинать с выполнения основных элементов композиции (цветов, листьев), располагая их на одинаковом расстоянии друг от друга и разворачивая каждый раз в противоположную сторону. После этого основные элементы соединяются между собой волнистой линией и мелкими деталями (бутонами, травинками, колосками и др.).


 Картина, панно Роспись: Секреты росписи. Часть 7(1). Основы композиции. Краска. Фото 2


Секреты росписи. Часть 7(2). Основы композиции.


1.

В основе большинства ранних композиционных схем петриковской росписи - симметричный узор, который передает состояние относительного покоя (это видно на рис. Веры Павленко "Будяки та маки",1938). Однако надо обратить внимание на то, что симметричность построения касается лишь общих контуров рисунка, а не зеркального отражения его деталей вокруг вертикали или горизонтали. Это не абсолютная, а, по сути, относительная симметрия ( в росписи добиться абсолютной симметрии практически невозможно).


 Картина, панно Роспись: Секреты росписи. Часть 7(2). Основы композиции. Краска. Фото 1

2.

На рис. Пелагеи Глущенко "Квітка"(1946) показана асимметрично уравновешенная композиция. Она также является типичной ( а в наше время наиболее распространенной) для петриковского рисунка.

В асимметричных (следовательно, более подвижных) композициях равновесие достигается разными приемами:введением пространственных пауз, контрастом изображаемых форм по размеру, цвету, тону и др. Именно такие приемы использует в своей работе "Павич та калина"(1963) Василий Соколенко


 Картина, панно Роспись: Секреты росписи. Часть 7(2). Основы композиции. Краска. Фото 2

3.

Самобытность петриковской росписи в наибольшей степени выражается при помощи особых приемов и средств, которые длительное время формировались в петриковском центре. К этим приемам обычно относят направление размещения элементов рисунка : вертикальное, горизонтальное, диагональное, по схеме восьмерки и др.; геометрическая форма, в которой размещена композиция ( круг, квадрат, овал, прямоугольник), а также традиционное формально-сюжетное решение композиции ("бегунец", "цветок"(укр. "квітка"), "ветка", "букет", "вазон", "ковер", "пейзаж","жанровая композиция".


 Картина, панно Роспись: Секреты росписи. Часть 7(2). Основы композиции. Краска. Фото 3

4.

На рисунке петриковского мастера Федора Панко "Лапатий букет" (1969) мы видим построение композиции по схеме восьмерки, которая стала популярной в 60 -70 годы 20 столетия. Начиная от основы стебля, снизу вверх, растительные формы уменьшаются, как будто в линейной перспективе. Это придает композиции особенную устойчивость и равновесие.


 Картина, панно Роспись: Секреты росписи. Часть 7(2). Основы композиции. Краска. Фото 4


Секреты росписи. Часть 7(3). Композиционные схемы.


1.

Рассмотрим наиболее распространенные схемы петриковской росписи.

К ним относятся "цветок", "вазон", "букет", "ветка", "ковер", "пейзаж", "жанровая композиция", "бегунец" ("фриз").

Мы не ошибемся, если скажем, что самой распространенной и самой любимой схемой мастеров всех поколений является "цветок".

В настенной росписи изначально всегда преобладал растительный цветочный орнамент. Вот как об этом пишет один из основателей петриковского центра Александр Статива: "Настенные росписи в селе Петриковка выполняют почти исключительно женщины. Работа начинается с того, что рисуют самые крупные цветы, потом соединяют их ветками и листьями, далее равномерно заполняют пространство более мелкими цветами, бутонами и листочками. Работают петриковские художники очень быстро, стремясь прежде всего к созданию декоративных красочных пятен. Над всем господствует тяга к колористической гамме...Самое большое внимание уделяют оформлению "зеркала" (центральной части) печи, где размещают большие цветы..."

Превратившись из элемента настенной ромписи в самостоятельную декоративную композицию, "цветок" не утратил своих первичных признаков, а именно: на одном стебле могут быть размещены 2 или 3 разных цветка с листьями, бутонами, гроздьями ягод. Цветы часто бывают разного цвета и формы, а листья могут быть даже "заимствованы" у другого растения. При этом, как мы уже отмечали, существует совершенная согласованность в цветовой гамме. Полностью сказочная композиция воспринимается как абсолютно реальное целое.


 Картина, панно Роспись: Секреты росписи. Часть 7(3). Композиционные схемы. Краска. Фото 1

2.

Самой известной исполнительницей композиционной схемы "цветок" была художница Пелагея Глущенко. Выше помещен фрагмент из ее работы.

Посмотрите также на ее работу "Виноград"(1960), размещенную ниже. В ней вся композиция вписана в овал, гроздья винограда и цветы очень декоративны и гармонично сочетаются между собой по форме и цвету. Более крупные детали расположены в центре, мелкие ( бутоны, травинки, листочки) - обрамляют его. Композиция воспринимается как цельное и уравновешенное произведение.

Композиционная схема "букет" также любима петриковскими мастерами. Она включает два-три переплетенных стебля с расположенными на них цветами, бутонами, листьями, ягодами, колосками, травинками и т.д., то есть все то, что обычно составляет букет.


 Картина, панно Роспись: Секреты росписи. Часть 7(3). Композиционные схемы. Краска. Фото 2

3.

Композиционная схема "вазон" была характерна для мастеров старшего поколения. Это универсальный мотив растительного ( часто растительно-геометрического) орнамента многих народов. "Вазон", как считают исследователи, - это космологическая знаковая система мироустройства, универсальный образ одухотворенной, подчиненной человеку природы, своеобразный религиозный символ. Симметричность "вазона", равновесие в расположении элементов указывают на следы древневосточного культа священного дерева и его изображений. Связь "вазона" с сюжетом "Мирового дерева (древа)" подтверждается силуэтным изображением птиц в его кроне или возле основания ствола. "Вазон" распространен в настенных росписях, в орнаментах вышивки, в керамике, рисунках пысанок, в вытынанках, резьбе и т. д. На территории Украины этот мотив известен с конца 18 столетия. Для иллюстрации мы выбрали рисунок художницы Галины Павленко "Цветы в вазоне"(1962).


 Картина, панно Роспись: Секреты росписи. Часть 7(3). Композиционные схемы. Краска. Фото 3

4.

Еще одна интересная композиционная схема, которую любили рисовать мастера старшего и среднего поколения, имеет условное название "килим" ("ковер"). Подобно вытканному или вышитому ковру, в таких композициях расположение элементов строится в восходящем или нисходящем порядке. В нашем примере (рисунок художницы Н.Кошляченко) центральная часть имеет форму прямоугольника, обрамленного "бегунцом".


 Картина, панно Роспись: Секреты росписи. Часть 7(3). Композиционные схемы. Краска. Фото 4

5.

Изображение декоративного пейзажа (смотрите работу Марфы Тимофеевны Тимченко "Над рекой") в петриковском рисовании имеет давние традиции. Многие художники обращались к этой композиционной схеме. Современные мастера продолжают традиции предшественников,внося в свои произведения самобытность и глубокую поэтичность.


 Картина, панно Роспись: Секреты росписи. Часть 7(3). Композиционные схемы. Краска. Фото 5

6.

Посмотрите на образец декоративного ландшафта, выполненный в холодной цветовой гамме художником Федором Панко по мотивам стихотворения Тараса Шевченко "Реве та стогне Дніпр широкий".


 Картина, панно Роспись: Секреты росписи. Часть 7(3). Композиционные схемы. Краска. Фото 6

7.

Еще одна пейзажная зарисовка современной художницы Инны Вапнярской-Кудас "Колядники"(2004). Здесь мы видим не только картину природы, но и фигуры людей. Это наиболее сложная композиционная схема - "Жанровая картина".


 Картина, панно Роспись: Секреты росписи. Часть 7(3). Композиционные схемы. Краска. Фото 7

8.

Свое начало она берет от народной картинки, которую стала рисовать одной из первых художница Надежда Белоконь. Она изобрела свой собственный жанр, к которому часто обращалась - "Свадебный поезд" ( поездом на Украине называли невесту с женихом и всех гостей, которые отправлялись на свадьбу). Один из вариантов "Свадебного поезда" Н.Белоконь мы приводим ниже.


 Картина, панно Роспись: Секреты росписи. Часть 7(3). Композиционные схемы. Краска. Фото 8


Секреты росписи. Часть 9. Практические советы.


1.

Хочу Вам рассказать, как разводить и смешивать краски и как выполнять переходный мазок. Несколько рекомендаций.

1.Если акварельные краски в корытцах, их надо вначале залить водой, чтобы они размягчились.

2.Для отработки переходного мазка возьмите всего 2 цвета. Например, желтый и красный, желтый и зеленый.

3.Приготовьте желток яйца (отделите белок, желток аккуратно покачайте в ладони, чтобы убрать остатки белка. Проколите оболочку и вылейте содержимое в баночку с крышкой - из-под каких-либо медикаментов).

4.Краску и желток лучше смешивать мастихином на стеклянной или фаянсовой тарелочке белого цвета.

5.Краски кладете столько, какой интенсивности цвет хотите получить.

6.Добавив желток, тщательно перемешиваете и затем этим составом рисуете.

7.Для получения переходного мазка кисточку полностью погружаете в краску одного более светлого цвета (например, желтого), а кончик кисти погружаете в краску более темного цвета (например, зеленого). Начинаете мазок с точки (зеленый цвет), постепенно усиливаете нажим (переход происходит на зелено-желтый) и, уменьшая нажим, возвращаетесь в точку (желтый цвет). Одним набором двух красок можно сделать 2-3 переходных мазка. Затем кисть промываете, вытираете и все повторяете сначала.

8. Желток можно некоторое время хранить в холодильнике. В таком случае в него надо долить половину чайной ложки уксуса и закрыть крышкой.

9.Если в процессе рисования краска подсыхает, ее надо немного разбавить водой.


 Роспись: Секреты росписи. Часть 9. Практические советы. Акварель. Фото 1

2.

Без переходного мазка трудно себе представить современные образцы петриковской росписи. А придумала его еще в начале 20 века одна из старейших мастериц Татьяна Пата. Ее работы уже в то время отличались особой живописностью: панно с птицами, сидящими на ветках растений, напоминали пейзажи.


 Роспись: Секреты росписи. Часть 9. Практические советы. Акварель. Фото 2

http://stranamasterov.ru/blog/67914?page=1

Серия сообщений "Хохлома, Гжель, Палех и ...":
Часть 1 - Рождество в Федоскинской миниатюре
Часть 2 - Мастера Федоскино:Белова Маргарита
...
Часть 5 - Уникальное явление Палеха...
Часть 6 - Шаблоны для росписи (хохлома и не только...)
Часть 7 - Секреты росписи. Часть 6 - 9.
Часть 8 - Гжель
Часть 9 - Жостовская роспись
...
Часть 47 - Майданская роспись ...
Часть 48 - Полхов-Майданская роспись ...
Часть 49 - Жостовские подносы

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку