-Рубрики

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЕнотЪ-потаскунЪ

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.10.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 343


Рюрик (862 - 879)

Вторник, 13 Ноября 2012 г. 22:53 + в цитатник
Материал из энциклопедии "Святая Русь"



На сегодняшний день существуют две более или менее правдоподобные версии происхождения легендарного новгородского князя Рюрика и его братьев Синеуса Рёрик Ютландский и Рюрик Новгородский и Трувора. Согласно первой версии, назовём её условно норманской, Рюрик происходил родом из Дании и был мелким датским конунгом, во владении которого, в частности, до 850 г. находился г. Дорестадт во Фрисландии, впоследствии разграбленный викингами. Однако, есть основание думать, что речь здесь идёт, скорее, об исторически куда более достоверном датском конунге Рёрике Скьёльдунге Ютландском, снискавшем себе славу на службе у французских Каролингов, нежели о новгородском князе. Интересно при этом и то, что попытки отождествить датчанина Рёрика с варягом-русью Рюриком имели место уже в начале позапрошлого века, а первым такую попытку предпринял пастор Х. Холлман в опубликованной в 1816 г. в Бремене работе «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт». Предположение об идентичности Рёрика и Рюрика высказывал впоследствии и профессор Дерптского университета Ф.Крузе.
Не исключено, что и Х.Холлман и Ф.Крузе основывались на известиях датского хроникера конца XII – начала XIII в. Саксона Грамматика, утверждавшего, что около 862 г. (точнее в 857 – 862 гг.) Рёрик Ютландский участвовал в походе воинственных датчан против свеев и куршей. Победив их в морском сражении, Рёрик Скьёльдунг благополучно обосновался в славянских землях, вынудив туземцев славян платить ему дань. То есть жизнеописание Рёрика Ютландского в изложении Саксона Грамматика перекликается с биографией Рюрика Новгородского в пересказе преподобного Нестора Летописца, считающегося автором «Повести временных лет», которой руководствовался Н.М. Карамзин при написании своей «Истории Государства Российского».
Кстати, в это же самое время вышеупомянутый г. Дорестадт, крупный торгово-ремесленный центр в междуречье Рейна и Лека (ныне окрестности г. Вейк-бей-Дюрстеде в Нидерландах) подвергся наиболее разрушительным набегам викингов.

Вполне вероятно, что с многотомными Gesta Danorum (лат. «Деяния данов») Саксона Грамматика был хорошо знаком и шведский король Юхан III (1537 – 1592), Норманская теория высказывавший мысль о шведском происхождении варягов в переписке с русским Царем Иваном Грозным. Позднее эту мысль подхватил шведский дипломат П.Петрей де Ерлезунда (1570 – 1622), бывший в курсе стояния дел в современной ему Московии. В последней четверти XVII столетия почин Петрея де Ерлезунда поддержал его соотечественник королевский историограф Ю.Видекинд (1618/20-1678).
В России же теория об иноземном (норманском) происхождении новгородского князя Рюрика (норманская теория) получила распространение в уже в следующем XVIII в. стараниями немецких академиков, обретавшихся при Российской Академии наук Г.З.Байера, Г.Ф.Миллера и др.

Согласно второй, так сказать, туземной версии, новгородский князь Рюрик был внуком ильменского (новгородского) князя или старейшины ильменских словен Гостомысла, его матерью была дочь последнего Умила, а отцом – Годослав, один из западнославянских князей с о. Руген (совр. Рюген, Германия). А основанием для призвания Рюрика с братьями стало последнее желание престарелого Гостомысла сохранить династическую преемственность. Так, во всяком случае, эти события трактуются Иоакимовской летописью, ныне существующей, правда, только в пересказе В.Н.Татищева. Между тем, Н.М. Карамзин как будто бы ставит само существование Гостомысла под сомнение: «Древняя летопись не упоминает о сем благоразумном советнике»; - пишет он, - «но ежели предание истинно, то Гостомысл достоин бессмертия и славы в нашей истории». Сомнения Н.М.Карамзина, впрочем, легко объяснить тем обстоятельством, что первые известия о Гостомысле появляются только в XV в. в 1-й Софийской летописи, хотя время смерти Гостомысла пришлось на середину IX столетия. Иоакимовская же летопись утверждает, что у Гостомысла было четверо сыновей, сложивших головы в междоусобных войнах с другими (славянскими?) племенами, и три дочери: Умила – мать Рюрика, Прекраса, мать Словена Молодого – отца Ольги и самая младшая (?), имя которой неизвестно, мать Вадима Храброго, поднявшего восстание против Рюрика спустя четыре года после его воцарения в Новгороде. О Вадиме Храбром Никоновская летопись XVI в. под 866 г. сообщает буквально следующее: «… того же лета оскорбишася новгородцы глаголюще, яко быти нам рабом и много зла всячески пострадати от Рюрика и от раба его. Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих изби новгородцев советников его». Предположение о родстве Рюрика и Вадима Храброго было впервые высказано В.Н.Татищевым.
Правда, другой видный русский историк С.М.Соловьев, возможно, находясь под влиянием Н.М. Карамзина, считал легенду о Вадиме Храбром вымыслом, а описанные в Никоновской летописи события относящимися к временам Ярослава Мудрого.

Третья версия происхождения Рюрика и великокняжеской власти на Руси, мягко говоря, наименее правдоподобная, легендарная,
которую можно условно назвать "римской", появилась в Московском государстве в XVI в. Согласно этой версии, Рюрик состоял в родстве не больше ни меньше - с римскими кесарями.

Как бы там ни было, однако, в новой и новейшей русской историографии события, связанные с появлением Рюрика в Новгороде и основанием им княжеской и царской династии выглядят так: в 862 г. Рюрик с братьями, дружиной и многочисленной роднёй из варяжского племени русь пришёл к ильменским словенам и остался в Новгороде. Его братья Синеус и Трувор перебрались в Белоозеро и Изборск. Сопровождавшие их Аскольд и Дир отправились в Византию, но по пути остановились в Киеве и, освободив тамошних полян от власти хазар, основали свое государство, а в 866 г., после неудачного похода русских на Царьград, приняли христианство. В 864 г., после смерти обоих братьев, Рюрик стал единоличным правителем Новгорода и близлежащих земель. Эта история лежит в основе вышеупомянутой норманской теории.

Источник: http://holy-russia.ru/rurik.html
Рубрики:  История Отечества
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку