Художник Юрий Кудрин Художник Юрий Викторович Кудрин род...
Минутка поэзии. Александр Наумов. Из чего мы все сделаны, русские? - (0)Александр Наумов. Из чего мы все сделаны, русские? Из чего мы все сделаны, русские? Что в мо...
Искусство. Художник Тамара Харченко. - (4)Художник Тамара Харченко "Я пишу только то, что чувствую" ...
Искусство. Пейзажи художника В. А. Федорова. - (2)Художник Владимир Александрович Фёдоров Владимир Александрович ...
Художник-пастелист Ольга Абрамова. - (0)Художник-пастелист Ольга Абрамова Ольга Абрамова н...
К 100-леию "Аэрофлота". «Мощь воздушного флота зиждется на двух данных». |
100 лет назад, 17 марта 1923 года, в ходе необычного — мирного, но решительного — наступления на авиационном фронте был создан родоначальник «Аэрофлота» — акционерное общество «Добролет». Но первые годы работы авиаперевозчика сделало очень непростыми вмешательство Л. Д. Троцкого.
«Для экстренной перевозки первых лиц»
В том, что создание и развитие гражданской авиации является в советской России первостепенной государственной задачей, не мог сомневаться никто. Ведь уже в январе 1918 года, вскоре после заключения в Брест-Литовске перемирия с германо-австрийским командованием, председатель Совнаркома РСФСР В. И. Ленин на заседании ЦК РСДРП(б) в качестве важнейшего дела предложил начать полеты в Германию.
Хотя этот замысел и не был осуществлен, к идее вернулись вновь в марте 1919 года, когда к власти в Венгрии пришли коммунисты. Единственным способом доставки почты, людей и грузов в Будапешт через занятые врагами большевиков территории были аэропланы, и Ленин, несмотря на острый недостаток бензина (его пришлось собирать в Москве буквально по каплям), категорически настаивал на открытии воздушного сообщения с венгерской столицей. В результате, как писали советские историки, до падения Венгерской Советской Республики в августе 1919 года «некоторым самолетам удалось выполнить задание и достигнуть Венгрии».
Введенная великими державами блокада РСФСР еще более усиливала необходимость создания воздушных мостов в дружественные и нейтральные страны. Поэтому в марте 1920 года глава советского правительства поддержал предложение германского концерна «Михлер и Ко» о доставке в Москву остро необходимых грузов, в первую очередь медикаментов, на дирижаблях. Но конфискация этих летательных аппаратов у Германии странами-победительницами в Первой мировой войне и запрет на строительство новых сделали заведомо невозможным осуществление этого проекта.
В ходе преодоления хозяйственной разрухи после Гражданской войны у Совнаркома возникла острая необходимость в быстрой доставке направляемых на места специалистов, а также руководящих материалов и грузов. И в мае 1921 года «для срочных правительственных почтовых сообщений и экстренной перевозки первых лиц» началась эксплуатация линии Москва-Харьков. Но очень скоро полеты пришлось прекратить из-за крайней изношенности используемых на линии самых крупных отечественных самолетов дореволюционной постройки — «Илья Муромец».
Немногим помогла и достигнутая в конце того же 1921 года договоренность о создании совместного советско-германского общества «Дерулуфт» («Дерулюфт»), которое в мае 1922 года начало эксплуатацию линии Москва-Кенигсберг. По сути, эти полеты дважды в неделю обеспечивали главным образом работу советского торгового представительства в Берлине, которое в то время было основной организацией по налаживанию внешнеторговых связей Советской страны.
Но для СССР в целом это было каплей в море. И потому к концу 1922 года для руководителей государства стало очевидным, что для решения наболевшей проблемы следует начать мирное, но самое решительное наступление на авиационном фронте.
«Привлечь частный капитал»
Застрельщиком в новом деле, как тогда говорилось, стал известный партийный публицист Ю. М. Стеклов. В возглавляемой им газете «Известия» 1 марта 1923 года была опубликована его статья «Неотложное начинание», где говорилось:
«Строительство воздушного флота для Советской Федерации особенно необходимо. В этом отношении мы наиболее отстали от наших соперников и противников».
Ю. М. Стеклов предлагал три конкретные меры, первой из которых, абсолютно в духе времени, была названа массированная пропаганда:
«Нужна широчайшая агитационная кампания, выясняющая перед всем населением республики все важное значение воздушного флота — как для поднятия общей культуры страны и для развития ее народного хозяйства, так в частности и для усиления обороноспособности страны».
Не менее важным было сочтено создание органа для ее проведения — Общества содействия развитию воздушного флота. И это общество должно было осуществить главную цель мероприятия — «открытие всероссийской или, лучше сказать, всесоветской подписки на развитие нашего воздушного флота».
Ю. М. Стеклов был уверен, что деньги на авиацию, сознавая важность задачи, пожертвуют все — «трудящиеся массы, торговые и промышленные учреждения, научные учреждения, государственные учреждения, общественные группы».
Удалось укрепить и вторую составляющую мощи воздушного флота — личный состав.
Немногим позднее ликвидировали разнобой в деятельности авиаперевозчиков. 29 октября 1930 года при деятельном участии председателя совета «Добролета» — главы советского правительства А. И. Рыкова было образовано Всесоюзное объединение Гражданского воздушного флота (ГВФ) при Совете труда и обороны (СТО) СССР, куда вошли люди и техника «Добролета» и «Укрвоздухпути».
Следующий, 1931 год, был назван правительством страны «первым годом широкого развертывания авиационного и воздухоплавательного строительства в СССР». А 25 февраля 1932 года Всесоюзное объединение ГВФ при СТО преобразовали в Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) при Совнаркоме СССР, месяцем позже получившее название «Аэрофлот».
Очень подробно об истории "Аэрофлота" читайте здесь https://special.kommersant.ru/aeroflot-2023/history.php
Очень интересно и познавательно!
Рубрики: | История. МузеиВопросы истории. Кадры кинохроники. Далёкое и близкое. МузеиПривет из СССР Как мы жили в СССР.В России. Власть. Право. Новости Власть. Право |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |