-÷итатник

Ѕиблиотека: Ёймис Ћи —ери€: Ђ–исуем 50...ї - (0)

Ѕиблиотека: Ёймис Ћи —ери€: Ђ–исуем 50...ї Ёймис Ћи —ери€: «–исуем 50...» ...

≈сть на ¬олге утЄс. –усска€ марсельеза - (3)

≈сть на ¬олге утЄс. –усска€ марсельеза ѕесн€ «≈сть на ¬олге утЄс…»...

»спани€, Ѕарселона:скульптура - –авальский кот на улице –амбла де –аваль! - (1)

»спани€, Ѕарселона:скульптура - –авальский кот на улице –амбла де –аваль! Ќет во всей  ат...

—ооружение укрытий дл€ зимних ночЄвок в лесу - (0)

—ооружение укрытий дл€ зимних ночЄвок в лесу      ѕоговорим о разных типах ...

’ќЋќƒ»Ћ№Ќ» ... ѕќƒ «≈ћЋ®… - (0)

’ќЋќƒ»Ћ№Ќ» ... ѕќƒ «≈ћЋ®… ќгромное количество фирм выпускают сегодн€ разноо...

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vedma_ELENA

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 50)  улинарна€_книга_Ѕерезки ћо€_дача  луб_мастериц Ќародные_советы  ак_удивить_мужчину »стори€_ƒревнего_ћира ѕатологоанатоми€ –усский_ѕуть «аброшенные_√орода ¬__мире_‘энтези про_искусство √ј…ј¬ј“ј Live_Memory Ўепот_√орода мир_бисера ¬осток-«апад-—евер-ёг јрт_ алейдоскоп я-∆енщина _¬_»_Ќ_“_ј_∆_ ÷итаты_жизни Ѕ”ƒ№_«ƒќ–ќ¬ ¬етеринарный_кабинет BeautyMania √ороскопы_и_прогнозы јнтимракобесие ”сы_лапы_и_хвост совиные_истории Lair_of_the_Phantom Ћи–у —≈–≈Ѕ–яЌџ…_¬≈  ћаги€ ¬округ_—вета Ќогтевой_дизайн —олнцеворот —ƒ¬  нижный_Ѕ”ћ A_Propos Anime_Manga Camelot_Club Decor_Rospis  отомани€ Ўкола_кулинара ѕитер –уны я_¬≈ƒјё –ецепты_приготовлени€ Ќеизвестна€_ѕланета  луб_ расоты_и_«доровь€ Frondam ѕравославна€_жизнь
„итатель сообществ (¬сего в списке: 4) »скусство_войны  итайский_летчик_ƒ∆јќ_ƒј попробуй_јссил№ Kiev

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.09.2012
«аписей: 13814
 омментариев: 16294
Ќаписано: 33005


ќткуда вы, русские панки? »ли метаморфозы северной обр€довой игрушки

¬торник, 24 ‘еврал€ 2015 г. 09:44 + в цитатник

 

Ќаверное, увидев  заголовок,  читатель подумает о музыкальной субкультуре, предполагающей экстравагантный внешний вид современной молодЄжи. Ёто направление названо английским словом "punk", что в переводе значит "гнильЄ, чепуха" или даже "паршивец". Ќо нет, в нашей статье речь  пойдет о традиционной культуре –усского —евера, еЄ истории и загадках.

¬ старину в нынешних пределах  арелии, ѕоморь€, Ќовгорода, на ќ€ти и Ћадоге,  словом "панки" назывались  дерев€нные куклы,  вырезанные из цельного куска дерева.  –азнообразные человеческие фигурки ― вот что собой представл€ли панки.

»значально северные куклы -панки, веро€тнее всего,  были €зыческими идолами и предназначались  дл€ ритуалов  €зыческой  магии, но даже с приходом на северные  земли православи€ они сохранили свою архаичную форму и значение. ƒл€ их изготовлени€ бралс€ небольшой чурбанчик (березовый или сосновый) и выдерживалс€ в тепле 10 дней, затем с него убирали сучки, обтесывали, добива€сь гладкой поверхности...
 
„аще всего панки имели  столбоватые фигуры, круглую или конусообразную голову с плоско стесанной лицевой частью, допускалась скупа€ отделка орнаментом (в технике резьбы, выжигани€ раскаленным железом). ¬прочем, в некоторых местах,  например на  ольском полуострове,  встречалась и плоска€ форма, если из предназначенного дл€ куклы чурбанчика топором вытесывали дощечку. ¬ этом случае на доске чертили силуэт панка, а затем выпиливали его.


„ерты лица у нее в старину либо отсутствовали, либо едва намечались впадинами и врезами. “ак мастера поступали вполне сознательно:  тем самым обеспечивалась защита от вселени€ в куклу чужих злых духов , которые, по €зыческим поверь€м, могут проникнуть через глаза, рот, нос  и уши. » ног у такой куклы не было: чтобы не ожила и не сбежала, а верно служила своему хоз€ину, который одновременно считалс€ ее подопечным..

 огда надо было избавитьс€ от какой-то напасти, обережную панку брали в руки, трижды поворачивали против часовой стрелки, приговарива€ при  этом: "ќтвернись злом, повернись добром". ќсобенно широкое распространение имел женский образ (баба), олицетвор€вший Ѕогиню ћать,  основу жизни, кладезь ее силы и здоровь€. ¬ыбросить или про€вить небрежность по отношению к кукле считалось не допустимым. » даже после смерти лична€ обережна€ панка отправл€лась вместе со своим хоз€ином или хоз€йкой в загробный мир.
 
Ћюбопытно, что в  северорусской традиции символическое участие предков в общей семейной трапезе в определенные календарные даты обеспечивалось установлением на столе так же кукол-панков. ¬  остальное врем€ они хранились  за иконами на божнице.
¬ далЄком прошлом  пришла в дома жителей –усского —евера кукла-панок,  так давно, что никто уже и не помнит, когда и откуда она вз€лась.  ќткуда же еЄ корни и что означает странное название, напоминающее русскому человеку о Ћитовском нашествии 1612 года и шл€хте –ечи ѕосполитой?

Ќа эти вопросы может ответить истори€ и сравнительна€ этнографи€, котора€ неплохо дополн€ет историческую науку, в особенности там, где ощущаетс€ недостаток в пр€мых исторических данных.

Ќа нашем —евере от ¬ерхнего ѕоволжь€ до Ѕелого мор€ и ”рала широко распространены географические названи€ — ѕанщина, ѕаны, ѕанки, ѕановы могилы, ѕановы горы, обозначающие древние курганные группы и городища. Ќо ѕаны, ѕанки в приведенных названи€х не св€заны с нашествием в ћосковию литовцев  в ’VII веке, как это иногда объ€сн€ют местные жители.  урганы и городища существовали задолго до —мутного времени литовской интервенции и принадлежали финно-угорским народам ― чуди,  мери, муроме и другим исконным жител€м —евера и —еверо-востока  европейской части  –оссии. »вановские историки-краеведы ј.¬. яблоков и  .≈. Ѕалдин объ€сн€ют происхождение географических названий  ѕаны и ѕанки взаимодействием пришлого слав€нского и коренного финно-угорского этносов в ’I-’IV веках .

¬ свое врем€ российский этнограф и археолог јлекса́ндр »ва́нович  ельси́ев  писал: «ћен€ давно  занимало широко распространенное название курганов: ѕаны, ѕанки, ѕанские или ѕановы могилы, равно и обилие деревень с такими же названи€ми в местност€х, где встречаютс€ курганные кладбища. ¬ подмосковных местност€х эти названи€ можно было бы объ€снить присутствием литвы, но употребление дл€ курганов того же названи€ даже в ќлонецкой и јрхангельской губерни€х, где литва никогда не была, заставл€ло предполагать в звуке «пан» нечто иное.  ” исчезнувших €зыческих инородцев  это слово не означало ли кладбища, смерти предка, покойника, загробного мира и т.п.?»

 ельсиев обратилс€ к петербургским финнологам с вопросом: что означают слова с  корнем пан в ”горских и ”рало-јлтайских наречи€х –оссии ? — и получил подробный ответ, в котором, между прочим, было сказано, что по-веськи или по-чудски, слово панен  значит класть, полагать, а пангед – могилы; по-корельски, панан – хоронить; по-мордовски: 1) у ћокши, панда значит холм, курган, могила, 2) у Ёрзи, пандо – гора, могила, холм и т.п.

ѕанами на вышеозначенной территории называлось и древнее финно-угорское население. —ледует вспомнить, что во ¬ладимирской и соседней  остромской губерни€х издавна существовали легенды о неких ѕанах, ѕанках, оставивших после себ€ курганы-захоронени€ и городища. ћестное русское население сохранило пам€ть о них.

Ќапример,  в д. √усарниково –остовского уезда во втор. пол. XIX в. этнографом  ј.ј. “итовым было записано сказание о располагавшихс€ в окрестност€х этого селени€ курганах «ѕанские могилы». ѕо преданию,  здесь когда-то жили «паны», относившиес€ враждебно к местному населению: «одноглазые, одноногие и однорукие великаны, обладавшие непомерной силой и ловкостью: они перекидывались топорами с √усарниковского городища на ƒебольское, бегали, вз€вшись цепью за руки, от городца до городца в три минуты, от народа жили особн€ком; насыпали городища, а под ними ходы рыли, где и хранили клады;  они сильно обижали народ и принуждали его пр€татьс€ в леса. — течением времени, число панов становилось все меньше и меньше».

≈сть мнение, что легендарный «пан» — это искаженное «пам». ѕам, по веровани€м народа коми, человек, обладающий большой  волшебной силой, могущий повелевать стихи€ми и «лесными людьми». ѕо €зыческим поверь€м ѕамы обладали бессмертием и им повиновались духи.  огда паму требовалось, он зычным голосом сзывал духов, они слетались к нему и рассказывали о мирских делах. ¬ житии —тефана ѕермского описываетс€ словесный поединок —тефана с коми «сотником» ѕамом. «десь ѕам — патриарх, верховный жрец древней религии коми. “аким образом, в северных предани€х о «панах», веро€тно,  присутствует и слой преданий о древних чудских волхвах — «памах».

ѕри всей своей фантастичности и запутанности сказани€ о панах безусловно содержат зерно исторической истины. «а этими предани€ми кро€тс€ глухие, частичные  намеки и обрывки воспоминаний и сказаний местного населени€ о своих €зыческих предках.  ¬еро€тнее всего , чудь, мер€ и другие древние финно-угорские народы, часто называемые «чудью белоглазой»,  в реальности никуда не исчезли. ќни со временем  просто обрусели,  став €рославцами, архангельцами, вологодцами, костромичами.  ѕрин€ли православие и вместе с ним слав€нский €зык, сохранив во многом свою этническую культуру и пам€ть о предках в форме сказок и легенд.

¬ северных сказани€х есть легенды о «зачарованных кладах»,  непосредственно св€занных с чудью или панами. »менно к временам чуди относ€т «начало кладов».  ак утверждают легенды, когда началась новгородска€  колонизаци€ —евера, то «чудь в землю ушла, под землей пропала» оставив после себ€ множество курганных могильников. ѕо рассказам, чудь закапывалась так: выкапывали €му, ставили по углам столбики, делали над €мой крышу, сверху засыпали землей и камн€ми, потом сходили в €мы с имуществом и, подрубив подставки, погибали. ¬ этих чудских могильниках археологи бывает наход€т и дерев€нные ритуальные куклы, так похожие на русские куклы-панки…

Ќо всЄ же, какова св€зь северных ритуальных кукол-панок, чудских панов и их аналогов, находимых в пановых могилах? ѕомните, что в северорусской традиции в определенные календарные даты предки в виде  ритуальных кукол-панков принимали символическое участие в общей семейной трапезе? Ётот русский обр€д  сильно напоминает €зыческие веровани€ современных родственников средневековой «чуди белоглазой» — хантов и манси.
 

ћансийско-хантыйские обр€довые куклы иттарма

≈щЄ сравнительно недавно, лет 50 назад, после смерти каждого человека и манси, и ханты изготавливали специальное изображение этого человека, которое считалось вместилищем одной из душ умершего. Ёта кукла — иттарма (сынские, куноватские ханты), итэрма (сосьвинские манси), сонгэт (нижиеобские ханты), мохар (сосьвинские манси), окинь (среднеобские ханты) — определенное врем€ хранилась в доме умершего. ¬ течение этого времени в ней жила одна из душ покойного, поэтому куклу кормили, клали спать, сажали на любимое место умершего и т.п., то есть обращались с ней, как с живым человеком. ѕосле смерти женщины, как утверждают ханты и манси, ее хран€т 4 года, после смерти мужчины — 5 лет.
 
 
” сынских хантов эта кукла иттарма  имела небольшие размеры — 20—22см. Ќо еще в недавнем прошлом, лет 20-30 назад куклы иттарма делались из дерева и имели туловище, голову и лицо. ѕо истечении срока хранени€ в доме ее либо клали внутрь намогильного сооружени€, либо  хранили вместе с домашними св€тын€ми на полочке в передней части дома.

“аким образом, не все куклы покойника хоронили. ќчевидно, куклы-вместилища душ умерших шаманов, старых, уважаемых лиц хранили вместе с другими семейными св€тын€ми. Ёто были куклы почитаемых предков. ¬ прежние времена такие олицетвор€ющие предков куклы были в каждой семье.
 


ƒревний культ куклы - вместилища души умершего, как мы видим на примере русских потомков «чуди белоглазой» и современных хантов и манси, веро€тнее всего, составл€л основу общего культа предков и домашних божеств  у всех древних народов финно-угорской группы.

» еще о панах написал .‘.¬.ѕ»ћ≈Ќќ¬ в книге ¬≈ѕ—џ 
ћосква-Ћенинград: "Ќаука", 1965:

"ќсобый интерес вызывают предани€ о «панах». ”крепившеес€ представление, будто они повествуют лишь о событи€х начала XVII в. (польско-литовска€ интервенци€, «смутное врем€»),240 неверно. ¬ рамках этого цикла выдел€етс€ заметный слой, в котором «паны» обрисованы не как враги, а как почитаемые предки (обычай поминани€ вепсами «панов», празднование « иселева дн€» и пр.).  роме того, не исключено, что это слово, получившее в русской передаче вид «паны», «панки», первоначально было св€зано с некоторыми детал€ми похоронного обр€да аборигенного населени€ (ср. вепсск. panda 'положить', финск. и керльск. раnnа в том же знач., вепсск. maahapanda 'хоронить'; mahapanend 'похороны', финск.-савакот. mahapanjaiset в том же знач.). ƒругой подцикл действительно посв€щен патриотической теме борьбы с захватчиками (легенды о «панском озере», «девичьем острове» и т. д.). Ќе исключено, наконец, и то, что здесь нашли воплощение и социальные противоречи€ эпохи, эпизоды борьбы кресть€н со своими феодальными угнетател€ми. 
ѕрослежива€ типологические особенности «панского» цикла и его ареал, можно заключить, что эти предани€ также св€заны с вепсско-карельской и, бить может, мер€нской культурными традици€ми. Ќемаловажный довод в пользу этого состоит в том, что предани€ о «панах» самым тесным образом приурочены в народном сознании к определенным археологическим пам€тникам, чаще всего — в пределах бывшей ќлонецкой губернии — к курганным могильникам приладожского типа."

ѕјЌ

ѕјЌ мюжнзап. барин, бо€рин. ∆или себе пан да пань€, сказ. ќн живет паном, хорошо, в достатке. ѕанок, полупан, небольшой. | ѕаны, в разнрусскгуб. л€хи и литва, переселенные в давние войны, в виде ссылки. | ѕанки, забытые потомки мордовских  н€зей, как мурзы у татар. | ѕанок, пермв€т. свинчатка, гвоздырь, бабка или козна, налита€ свинцом, боек; в —ловарь јкадемии ошибочно названный папок. |  ур. корытце дл€ рубки в нем м€са? см. панка. | ѕанки мн.сиб., почти исчезнувшие лубочные картинки, богатырские, балагурные и все вообще, кроме духовных. ѕаныч, барченок; холостой барин; паненка, барышн€, девица; пани(€), барын€. ѕанство, состо€нье пана, барство. ѕановать, панствовать, барствовать, жить барином. ѕанованье ср. панское житье. ѕанствуй и барствуй, до поры и времени. ѕанщина южн. панчизна зап. барщина, работа на помещика. ѕанщины не переработаешь. » на том свете будет панщина: станем под панов дрова подкладывать. ѕаново добро, барина; панское слово, барское. ѕанской товар, красный, аршинный, фабричные ткани. ѕанские р€ды. ѕанские чулки, олон. в€занные на п€ти прутках или спицах, дл€ отличи€ от кресть€нских, в€заных на одной. | ѕанской, твер. о вещи, щегольска€, на барский лад сделанна€; запюжн. вообще барский. Ќе диво, что у пана жена хороша! —егодн€ пан, а завтра пал (или завтра пропал). ƒома пан, а в люд€х болван. »ли пан, или пропал. ѕолон чан, так сам себе пан. Ѕыл и пан, да пропал. Ќе велик пан, перелезешь и сам. Ѕогат »ван - богат и пан. «ажить бы паном - все придет даром! Ћихо зажить паном - все пойдет даром! ѕал пан на воду, сам не потонул и воды не помутил ( лист с дерева). ¬се паны скинули кафтаны (жупаны), один пан не скинул кафтан? лиственные деревь€ и сосна.

 

ќвладев устьем ќки, владимирский великий кн€зь ёрий ¬севолодович поневоле должен был продолжать покорение земли   мордовской . ѕочти каждый год ходили русские полки в ћордву, опустошали их селени€, сожигали и травили скотом засе€нные  мордовские  пол€. “еснима€ русскими, ћордва решилась наконец отмстить за насили€; одни  мордовские кн€зьки или „ панки " собрались под начальством ѕургаса, жившего недалеко от нынешнего города  адома, на правом берегу реки ћокши; другие, как, например, ѕуреша, прин€ли прис€гу на верность русскому великому кн€зю. ¬ 1228 году, когда сам ёрий с братом ярославом и плем€нниками, сыновь€ми  онстантина –остовского, пошел на ћордву в окрестности Ќижнего, союзник его, муромский кн€зь ёрий ƒавыдович, вторгнулс€ зимой в волости ѕургаса и разорил их. ћордва убежала в леса и там заперлась в крепостцах своих („тверди", как называет их летописец). Ќе успевшие укрытьс€ погибли под мечами муромской рати. ѕургас собралс€ с силами и следующим летом отправилс€ к Ќижнему, намерева€сь разорить этот оплот русской силы в  мордовской  земле, но жители едва возникшего города отбились от  мордовского  кн€зька. — большим уроном отступил он к себе на ћокшу, но на пути рать его была истреблена верным ёрию ѕурешей; сам ѕургас едва спасс€ в бегстве. Ќашествие монголов прекратило враждебные столкновени€ русских с ћордвой — и те и другие подпали под одну власть иноплеменного владетел€: и русские и  мордовские   кн€зь€  одинаково сделались подданниками монгольского хана.

¬ эпоху монгольского владычества ћордва жила по-прежнему, занима€сь звероловством в дремучих лесах своих, хлебопашеством на расчищенных среди этих лесов пол€нах и бортевым пчеловодством;  мордовские  ратники служили в войсках хана и доставл€ли татарам звериные шкуры, мед и также соколов и кречетов дл€ охоты. Ќо еще с конца XIII столети€ татары стали теснить ћордву; так, в 1288 году сын “емира, кн€зь ≈лартей, опустошил  мордовскую  землю. — половины XIV столети€ ћордву стали теснить с одной стороны татары, с другой русские. ¬ это врем€ суздальский великий кн€зь  онстантин ¬асильевич перенес столицу свою в Ќижний Ќовгород и оттеснил ћордву от берегов ќки, ¬олги и  удьмы в “ерюшевские леса и далее, а на опустелые их селища поселил русских людей. ѕривлекаемые льготами, которые предоставл€л переселенцам  онстантин ¬асильевич, русские люди стекались на берега ќки, ¬олги и  удьмы и селились, где кто хотел, на местах разоренных  мордовских  селений. ѕриходили сюда русские не только из —уздал€, вотчины  онстантиновой, но и из разных других кн€жений.  онстантин ¬асильевич был по личным своим достоинствам гораздо выше всех других современных ему кн€зей. „ н€жил он честно и грозно, — говорит о нем летописец: — борон€ вотчину свою от татар и от сильных кн€зей". ѕод покровительство такого кн€з€ спешили русские из разных городов, избега€ господствовавших там кн€жеских усобиц и насилий татар, которые, как видно, не смели хоз€йничать по-своему в област€х нижегородского великого кн€з€. “аким образом в половине XIV столети€ колонизаци€ русских в нынешнюю Ќижегородскую губернию положила начало обрусению этого кра€. ћордва же, оттесненна€ новыми пришельцами, запр€талась в дремучих лесах, укрепл€лась там в своих „тверд€х", а котора€ была поближе к русским селени€м, стала давать дань кн€зь€м нижегородским. ѕодчин€€сь таким образом вли€нию более могущественного племени, ћордва стала понемногу русеть, но живша€ в местах более отдаленных, подстрекаема€ татарами, не терпела русских, как своих притеснителей, и посто€нно враждовала с ними. ѕри вторжени€х татар в русские области, из этой ћордвы обыкновенно €вл€лись путеводители, указывавшие только им одним известные дороги по лесным дебр€м. ¬о врем€ таких нашествий мордва обыкновенно „как волки за полками" следила за татарскою ратью и грабила то, чего не успели или не хотели ограбить татары. “ак, в 1377 году јлабуга и другие  мордовские  кн€зьки навели татар на рать нижегородскую, беспечно предавшуюс€ разгулу на берегах ѕь€ны, а когда татары, разбив беспечных и разорив Ќижний Ќовгород, ушли восво€си, ћордва бросилась опустошать беззащитные русские деревни ѕоволжь€. «ато и русские не оставались в долгу и мстили жестоко. “ак, кн€зь Ѕорис √ородецкий, мст€ за опустошени€ ћордвою ѕооволжь€ в 1377 году, нагнал јлабугу и других  мордовских  кн€зьков, перетопил их в ѕь€не, а следующею зимой, при помощи московской рати, присланной ƒонским, опустошил землю  мордовскую , разорил все тамошние зимницы и привел в Ќижний огромный полон. ƒобычу разделили, а пленников волочили по льду ¬олги, травили собаками и казнили разными муками.

¬ то же врем€, то есть в половине XIV столети€, другое плем€ ћордвы, мокшане, подверглось сильному вли€нию татар. ¬о врем€ возникших в ќрде междоусобий мурза “агай из Ѕездежа завладел ћордвой, жившею в нынешней ѕензенской губернии, и утвердилс€ в городе Ќаровчате. “аким образом произошла „Ќаровчатска€ орда", состо€вша€ собственно из мокшан.

ƒругие мокшане, жившие от Ќаровчатской орды далее к западу, также подпали под власть особых татарских владетелей. ѕодчиненные прежде р€занским кн€зь€м, имевшим свои крепостцы в  мордовской  земле еще в первых годах XIII столети€, мокшане, жившие по реке ћокше и ее притоку ÷не, благодар€ монгольскому нашествию, высвободились из-под вли€ни€ р€занских великих кн€зей, но подпали под власть татарского выходца из Ѕольшой-ќрды, ширинского кн€з€ Ѕахмета, сына ’уссейнова, в 1298 году. —ын его Ѕеклемиш крестилс€, наречен был ћихаилом и сделалс€ родоначальником кн€зей ћещерских, владевших ћордвой до 1380 года, когда правнук Ѕеклемиша, кн€зь јлександр ”кович, или ёрьевич, продал зацнинскую ћордву ƒмитрию

"”мер, умер ¬еликий ѕан!" - этот вопль уже прозвучал из кра€ в край по всей опечаленной и потемневшей земле богов, по волнам , омывающим светлый берег Ћесбоса. Ќо дл€ нас, людей 19 века, ожидающих в сумерках нового, еще неведомого солнца, предчувствующих, что ¬еликий ѕан, умерший п€тнадцать веков тому назад, скоро должен воскреснуть... (ƒ.—. ћережковский. ѕредисловие к "ƒафнису и ’лое"). 

Ќесколько могущественных богов и богинь √реции никогда не включались в состав двенадцати олимпийцев. Ќапример, ѕан — скромное божество, влачил свои дни вдали от городов в јркадии. 

ѕроисхождение ѕана €вл€етс€ весьма темным. —читаетс€, что ѕан был сыном √ермеса и нимфы ƒриопы (по другим мифам,  «евса и аркадской нимфы  аллисто, «евса и нимфы ќйнои, «евса и нимфы √ибрис). 

ѕо одной из легенд, ѕан был сыном жены ќдиссе€ ѕенелопы, которую √ермес посетил в образе барана. ѕо поздней версии, ѕенелопа родила ѕана от всех женихов сразу, которые ухаживали за ней в отсутствие ќдиссе€. 

Cуд€ по облику ѕана и его древности как мифологического геро€, более логичной представл€етс€ верси€ о том, что матерью ѕана была божественна€ коза јмалфе€, вскормивша€ своим молоком ребенка-«евса, который скрывалс€ на  рите. ¬ таком случае ѕан оказываетс€ столь же древним божеством, что и сам «евс. Ёто же утверждает еще одна верси€ происхождени€ ѕана: как сына  рона и –еи.

Ќимфа јдрасте€ кормит маленького «евса из рога козы јмалфеи. —зади «евса стоит маленький бог ѕан играющий на свирели. 
ѕан родилс€ покрытым волосами, с рогами, с козлиными копытами, кривым носом, с бородой и хвостом. ћать ѕана, испуганна€ видом младенца, бросила его, но ребенка подобрал √ермес и отнес на ќлимп. –ебенок рассмешил богов, понравилс€ им, был прин€т в их число и получил им€ ѕан, что значит: "понравившийс€ всем". ћифом о рождении ѕана пытались объ€снить происхождение имени бога от греческого слова "пан" — "всЄ" (народна€ этимологи€). Ќа самом деле им€ ѕана, по-видимому, св€зано с индоевропейским корнем "па" — "пастù". ѕан почиталс€ как покровитель пастухов, охотников, пчеловодов и рыболовов. 


—огласно мифам, ѕан — весЄлый бог, сопровождаемый нимфами, бродивший по горам и лесам, пл€савший, игравший на свирели. 

¬ √омеровском гимне к ѕану мы находим следующее описание этого божества: 
"— нимфами светлыми он — козлоногий, двурогий, шумливый— 
Ѕродит по горным дубравам, под темною сенью деревьев. 
Ќимфы с верхушек скалистых обрывов его призывают, 
ѕана они призывают с курчавою, гр€зною шерстью, 
Ѕога веселого пастбищ. ¬ удел отданы ему скалы, 
—нежные горные главы, тропинки кремнистых утесов... 
„асто мелькает он там, на сверкающих, белых вершинах, 
„асто, охот€сь, по склонам проноситс€, с дикого звер€ 
ќстрых очей не спуска€.  ак только же вечер наступит, 
 ончив охоту, берет он свирель, одиноко садитс€ 
» начинает так сладко играть, что т€гатьс€ и птичка 
— ним не могла бы, когда она в чаще, призывно тоску€, 
¬ пору обильной цветами весны заливаетс€ песней. 
«вонкоголосые к богу собираютс€ горные нимфы, 
ѕл€шут вблизи родника темноводного быструю пл€ску, 
» далеко по вершинам разноситс€ горное эхо". 

¬ целом ѕан был добродушен и ленив, больше всего на свете любил послеобеденный сон и мстил всем, кто мешал ему спать. ѕри этом он издавал такой крик из глубины пещеры или грота, что всех охватывал ужас (отсюда выражение "панический страх"). ≈го гневу приписывалась "паника" - безумие стада, бросавшегос€ в пропасть, в воду из-за незначительной причины. 

«ащища€ свои владени€ от пришельцев, ѕан мог внушить ужас целому войску. »звестно, что он се€л панику, по меньшей мере, два раза: первый раз он обратил в бегство титанов в войне с богами, а второй раз - нагнал страх на персов перед ћарафонской битвой. √ероическа€ личность, козь€ морда!  

ѕан помогал афин€нам в войне с перса­ми и, согласно √еродоту, его видел на горном перевале бегун ‘идиппид, спешивший попросить помощи у —парты перед ћарафонской битвой. ѕосле своей победы афин€не посв€тили ѕану пещеру на северном склоне јкропол€, сохранившуюс€ до наших дней.

ѕавсаний в "ќписании Ёллады" (книга 10) €рко описал нападение на ƒельфы вторгшихс€ в 279 до н.э. кельтов (галатов). ѕотерпев неудачу в сражении под ƒельфами, "варвары расположились лагерем там, где их во врем€ отступлени€ захватила ночь. » вот ночью на них напал "панический" страх: страхи, происход€щие без вс€кого основани€, говор€т, они происход€т по воле бога ѕана. —м€тение напало на войско поздним вечером; сначала немногие из них обезумели, и им казалось, что они слышат топот скачущих коней и чувствуют приближение врагов; в скором времени это безумие перебросилось на всех остальных". Ёто безумие, ниспосланное ѕаном, закончилось дл€ галатов жестоким избиением.

ќтлича€сь непомерной похотливостью, ѕан, в силу своей безобразной внешности, не пользовалс€ особым успехом у прекрасного пола.  ѕо преданию, он был влюблен в прекрасную нимфу —ирингу, котора€, однако, при виде ѕана обратилась в бегство. Ќо путь ей преградила река. —иринга умолила бога реки превратить ее в тростник. »з него ѕан вырезал свою свирель и назвал ее сирингой. 

Ѕолее счастливой была его любовь к нимфе Ёхо, родившей ему дочь »ингу — птицу вертишейку (позднее Ёхо пострадала от неразделенной любви к Ќарциссу).

Ќо самой большой любовной удачей ѕана было соблазнение богини Ћуны —елены, когда ему удалось скрыть черную шерсть и козлоподобное обличье под отмытым белым руном. Ќе узнав его, —елена согласилась прокатитьс€ у него на спине и позволила ему удовлетворить все его желани€.

 ормилица муз Ёвфема родила ему  ротоса, ставшего созвездием —трельца. ќн также хвасталс€, что сочеталс€ со всеми пь€ными менадами из свиты ƒиониса.  

Ќа известной эллинистической статуе ѕан изображен, пристающим к јфродите, котора€ грозит ему туфлей.


ѕан преследовал своими домогательствами и пастухов, которым приходилось спасатьс€ от него бегством. 


¬прочем, сексуальна€ неразборчивость ѕана заходила еще дальше. “ак что опасности подвергались не только пастухи, но и стадо. 

ѕан был также фаллическим божеством, нар€ду с сатирами, ѕриапом, да и своим отцом √ермесом, изображавшимс€  на т.н. "гермах" с весьма характерными признаками.


ѕан считаетс€ изобретателем свирели. »звестен миф о музыкальном сост€зании ѕана с богом јполлоном, которого в свое врем€ лесной бог научил искусству прорицани€. јполлон покорил всех своей игрой на кифаре, только один царь ћидас восхвалил скромную свирель ѕана. ќскорбленный бог-кифаред наградил "судью" за это ослиными ушами. 

—о времен античности ѕан считаетс€ покровителем пасторальной поэзии и идеализированной јрка­дии - именно в этой роли ѕан выступает в «√имне ѕану» Ўелли и в «Ёндимионе»  итса.
¬ древнейшие времена ѕан почиталс€ как бог-покровитель лесов, позже его стали почитать как покровител€ всей ѕрироды. ¬ ƒревнем –име его культ слилс€ с культами италийских божеств - ‘авна и —ильвана. 

–имские авторы, вслед за ѕлутархом, всерьез утверждают, что ѕан не был бессмертным, а только долгожителем и умер в период царствовани€ императора “ибери€ в 1 веке нашей эры. 

 ак пишет ѕлутарх в сочинении "ќ повреждении оракулов", весть о его смерти принес некто “амус (‘амуз), корабельщик, плывший в »талию мимо острова ѕаксос. Ѕожественный голос прокричал через море: "“амус, ты здесь?  огда ты прибудешь в ѕалодес, не забудь объ€вить, что великий бог ѕан умер!" “ак “амус и сделал, и весть эта на берегу была встречена всеобщим плачем.  “радиционно еЄ толкуют как пророчество о гибели античного мира.

ѕохоже, однако, что все это основываетс€ на элементарной ошибке - путеше­ственники просто не расслышали слово «панмегас» («всемогущий») - эпитет, относ€щийс€ к сирийскому богу “аммузу. 

–аннее христианство, - по свидетельству ј.‘. Ћосева, - причислило ѕана к бесовскому миру, имену€ его «бесом полуденным», соблазн€ющим и пугающим людей. ќбраз ѕана слилс€ в христианской иконографии с —атаной, которого изображали в виде козла или козлоподобного существа. 

‘илософы-гуманисты обращаютс€ к образу ѕана, который символизирует дл€ них €зыческий мир. –абле отож­дествл€ет ѕана с «Ѕлагим  ѕастухом»,  который  есть «все, что есть» («все» по-гречески «ѕан») - таким обра­зом примитивное полузооморфное-полуантропоморфное божество становитс€ «божеством всего» или обожествленной природой в духе пантеизма. Ќачина€ с эпохи ¬озрождени€, образ ѕана часто встречаетс€ в живописи. Ќаибо­лее известные картины, посв€щенные ѕану, принадле­жат кисти ѕуссена, …орданса, ¬рубел€.

¬ конце 19 - начале 20 в., в св€зи с кризисом христианской культуры и распространением нео€зычества, образ ѕана становитс€ весьма попул€рным. ћожно вспомнить повесть английского писател€ јртура ћейкена (1863-1947) "¬еликий бог ѕан" (1894).

–убрики:  »с“ори€, нова€ хронологи€
— ј« », ћ»‘џ
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку