в этот день Любовь Полищук не родилась и не умерла, просто вспомнилась........
Любовь Полищук
( 21.05.1949 года [Омск]- 28.11.2006 года [Москва])
Народная артистка России (1994)
Лауреат приза кинофестиваля в Сан-Франциско в номинации «Лучшая актриса» (1990, за фильм «Городские подробности»)
Лауреат театральной премии «Чайка» в номинации «Самая красивая и стильная актриса года» (1999)
Детство
Любовь Полищук родилась в Омске в рабочей семье. О своем детстве она вспоминала: «У нас работал только один папа, так что жизненные трудности я знала с детства. Но была неунывающим ребенком: пела, танцевала, постоянно пародировала знакомых. За это, кстати, меня прозвали «артисткой».
Первый брак
Когда Любе исполнилось 16 лет, она отправилась в столицу поступать в театральный институт. Москва встретила ее неласково. На экзамены Любовь опоздала, а тут еще возникли проблемы с жильем. Трое суток ей пришлось ночевать на вокзале. Но потом судьба все же улыбнулась ей. Девушку приняли во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства. Как признавалась актриса, тогда она была по-настоящему счастлива!
В эстрадной мастерской Любовь Полищук познакомилась со студентом Валерием Макаровым, за которого вскоре вышла замуж. В 1967 году, они, окончив обучение, вместе отправились в Омск.
В Омске Любовь Полищук вместе и Валерий Макаров были приняты в местную филармонию, на сцене которой они разыгрывали сатирические сценки и интермедии, пели, танцевали.
В 1972 году у супругов родился сын Алексей. Но в дальнейшем семейная жизнь Любови Полищук и Валерия Макарова не сложилась. Когда Алексею исполнилось четыре года, они разошлись. Любовь Григорьевна так объясняла разрыв: «Я стремилась в жизни достичь чего-то большего, а Валера считал, что он уже всего добился. Поэтому наши пути разошлись».
Вскоре Любовь Полищук пригласили в Москву в мюзик-холл. С Валерием Макаровым она больше не встречалась. Умер он в 1990 году…
Мюзик-холл. Дебют в кино
В мюзик-холл Любовь Полищук была приглашена для исполнения главной роли в спектакле «Красная стрела». Это история о девушке, которая осуществила свою мечту стать актрисой. Спустя несколько лет Любовь Полищук сыграет звезду сцены в фильме «Только в мюзик-холле». Обе эти роли перекликаются с судьбой самой актрисы.
В столицу Любовь Полищук перебралась вместе с сыном. Пришлось непросто. 11 месяцев из 12 театр проводил на гастролях, и Любовь постоянно брала с собой маленького Лешу. «В гостиничном номере - бесконечные кашки-малашки, тертые овощи, пеленки... А потом нужно было легко и красиво выпорхнуть на сцену. Ну откуда здесь взяться беззаботности, когда ты своему ребенку и отец, и мать?!» - рассказывала она.
Благодаря своим певческим и танцевальным способностям в 1977 году Любовь Полищук дебютировала в кино. Марк Захаров пригласил молодую актрису в знаменитый эпизод фильма «12 стульев». Вместе с Остапом Бендером, которого играл Андрей Миронов, она танцевала «Танго страсти».
Актрису заметили и начали приглашать сниматься. В фантастическом мюзикле Леонида Квинихидзе «31 июня» она сыграла Куини, хозяйку «Вороного коня», в замечательной картине «Приключения принца Флоризеля» - Жаннет, в комедии Михаила Григорьева «Дуэнья» - Диану, в школьном фильме «В моей смерти прошу винить Клаву К» - маму Клавы…
Театр миниатюр. Второй брак
В 1979 году Любовь Полищук перешла в труппу Московского театра миниатюр (позже театр «Эрмитаж»). Здесь по-настоящему раскрылся ее драматический актерский талант. Спектакль М.Левитина «Хармс!Чармс!Шардам!», в котором Полищук сыграла сразу несколько ролей стал событием театральной Москвы.
На сцене театра миниатюр Любовь Полищук выступала семь лет, сыграв роли в самых популярных спектаклях: «Чехонте в Эрмитаже», «Здравствуйте, Ги де Мопассан», «Хроника широко объявленной смерти», «Принцип Питера». Параллельно с напряженной работой в театре Любовь Полищук заочно в 1985 году окончила актерский факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС) им. А.В. Луначарского.
Тогда же произошли изменения и в личной жизни актрисы. Впервые художник Сергей Цигаль увидел Любовь Полищук в каком-то фильме, а чуть позже он попал на спектакль с ее участием. Чтобы познакомиться с понравившейся ему актрисой, он подключил своих друзей и знакомых. «Когда нас, наконец, представили друг другу, я уже была о нем самого лучшего мнения. Понравилось, что он веселый, с чувством юмора и не пошляк. А как он красиво ухаживал!» - вспоминала Любовь Григорьевна.
Сын Алексей появлению отчима обрадовался. Супруги забрали мальчика из школы-интерната, где он обучался, и зажили полноценной счастливой семьей. А спустя год в семье появилось прибавление – родилась дочка Маша.
80-е годы. Работа в кино
В 80-е годы Любовь Полищук продолжала активно сниматься в кино, хотя больших работ в этот период у нее немного. Говорят, что причиной стал конфликт с руководством киностудии «Мосфильм», вследствие которого актрисе стали отказывать в главных ролях. Тем не менее, она снялась в знаменитой мелодраме Вадима Дербенева «Змеелов», сыграла Адель Фортескью в детективе «Тайна «Черных дроздов». На киностудии им. Довженко Полищук доверили главную роль в трагикомедии «Если можешь, прости…», а на «Лентелефильме» - в психологической драме «Эзоп».
Ситуация изменилась в конце 80-х. В 1989 году на экраны вышли сразу несколько фильмов с участием актрисы. Она сыграла небольшую роль в знаменитой «Интердевочке» Петра Тодоровского, блеснула в главной роли в драме Владимира Кучинского «Любовь с привилегиями». Но настоящий взлет ожидал актрису в 90-е годы…
90-е годы. Театр
С 1989 по 1995 год Любовь Полищук работала в театре «Школа современной пьесы» под руководством И. Райхельгауза. За этот период она сыграла роли в спектаклях: «А чой-то ты во фраке?» Д.Сухарева и С.Никитина, «Пришел мужчина к женщине» С.Злотникова (оба – режиссер И.Райхельгауз), «Антигона в Нью-Йорке» Я.Гловацкого (реж. Л.Хейфец).
Параллельно с начала девяностых годов Любовь Полищук активно участвовала в проектах частных московских театров и антреприз. Так в 1994-1996 годах она играла в Театре Антона Чехова в двух спектаклях: «Там же, тогда же…» и «Чествовании». А в 1995 году в театральной компании «Арт-клуб» она исполнила роль в спектакле режиссера А. Житинкина «Квартет для Лауры».
После ухода из театра «Школа современной пьесы», Любовь Полищук полностью переключилась на работу по договорам. В 1997 году на сцене театра «Эрмитаж» Полищук сыграла в двух постановках М.Левитина - «Зойкина квартира» М.Булгакова и «Безразмерное Ким-танго» Ю.Кима. В 1998 году в Независимой антрепризе вышел спектакль по пьесе Н. Демчик «Мужской сезон», где Л. Полищук сыграла в дуэте с А. Домогаровым. Наконец, в спектакле по пьесе А.Николаи «Искушение», поставленном театральным агентством «Арт-Партнер ХХI» в 2000 году, она исполнила роль Эвы.
90-е годы. Кино
На начало 90-х годов пришелся взлет популярности актрисы. Этому немало способствовали ее роли в картинах Анатолия Эйрамджана: «Моя морячка», «Бабник», «Новый Одеон», а чуть позже - «Импотент». Скажем откровенно, не все они были высокого уровня, но многим зрителям в то время они нравились. Из картин других режиссеров стоит отметить, прежде всего, роль супруги посла в комедии Владимира Меньшова «Ширли-мырли».
Кино вообще использовало в основном комедийный талант актрисы. Во многих картинах Любовь Полищук исполняла роли роковых женщин с легким налетом иронии. Именно в этих ролях проявлялась её уникальная особенность - прекрасные внешние данные «женщины-вамп» в сочетании с талантом настоящей клоунессы.
Последние годы жизни
Новый век принес новые работы Любови Полищук в кино. В 2000 году она вновь снялась у Анатолия Эйрамджана в комедиях «Агент в мини-юбке» и «День святого Валентина». Затем актриса исполнила одну из главных ролей в фильме Эльдара Рязанова «Тихие омуты», снялась в сериале «Русские амазонки – 2»…
В 2004-2006 годах Любовь Полищук снималась в очень популярном телесериале «Моя прекрасная няня». Роль мамы Вики (главной героини сериала) актриса сыграла как и всегда ярко и смешно. Ее героиня принимала активное участие в жизни дочери, она - энергичная, неутомимая особа, которая всегда знала как лучше и как надо…
К сожалению, кинематограф не использовал в полной мере талант замечательной актрисы. Большинство из сыгранных ею ролей – комедийные. А ведь Любовь Полищук с одинаковым успехом могла исполнять и глубоко драматические роли. Такой, например, какой она предстала в фильме Юрия Кары «Любовь к тебе, как бедствие», рассказывающем об актрисе Валентине Серовой. В картине она сыграла мать главной героини – актрису Клавдию Плавикову, у которой были непростые отношения со своей знаменитой дочерью...
В последнее время Любовь Полищук тяжело болела, но продолжала сниматься в "Моей прекрасной няне". О своей неизлечимой болезни она старалась не распространяться. Умерла актриса 28 ноября 2006 года у себя дома в кругу семьи.
Автор: Зоя Игумнова
Сайт: Собеседник
Статья: Люба просто уехала в другой город
Дата публикации: 27.11.2007
Театр
Сын актрисы Алексей испытал шок, когда ее не стало– Такой обаятельной улыбки и заразительного смеха, как у Любы Полищук, по-моему, не было ни у кого, – вспоминает друг и коллега актрисы по театру «Школа современной пьесы» Владимир Качан. – Я расскажу вам историю про одну поездку с ней на ее первой машине. Люба только что получила права и купила авто. После съемок она предложила меня подвезти. Видимо, у Любы еще не совсем сложились отношения с педалями сцепления и газа, поэтому машина двигалась рывками. Сплошная истерика машины, которую Люба всю дорогу насиловала. За это экстремальное вождение я испытал очень много эмоций. Вроде и не боялся, но у меня дергалась шея. На оживленной трассе конвульсии Любиной машины приводили в бешенство всех водителей слева и справа. Мало того что за рулем женщина, так она еще и права наверняка купила. Мужики орали и матерились. Люба понимала, что на дороге она не совсем права. Но при всем при этом искренне улыбалась матерящимся мужикам. И они, только что крутившие пальцем у виска и оравшие на нее, вдруг, как дети, расслаблялись и тоже улыбались ей в ответ.
Во многих интервью Любовь Полищук признавалась, что она себя считает больше театральной актрисой, нежели артисткой кино. Хотя ее судьба с театром складывалась непросто. Актриса поменяла не одну труппу – от мюзик-холла до театра «Школа современной пьесы». А потом, возможно, разочаровавшись, и вовсе ушла из репертуарного театра в антрепризу. Ее амплуа коллеги называют «артистка-клоунесса». У нас таких синтетических актрис мало. Разве что Инна Чурикова, Лия Ахеджакова, а из западных – Джульетта Мазина.
– Люба очень любила кривляться, мастерски рассказывала анекдоты. А кривлялась не так, как это бывает в многочисленных юмористических передачах, а так, как это делали вахтанговцы в знаменитой «Принцессе Турандот», – вспоминает Владимир Качан. – Ее спектакли – это бесконечные импровизации. Как-то мы с ней играли в театре у Райхельгауза в музыкальном спектакле «А чой-то ты во фраке?» В это время как раз начались всякие споры, трения и разногласия вокруг Украины. В спектакле есть ария со строчками: «Владеешь клином 300 лет, и вдруг извольте – клина нет». И тут она оговорилась или нет – история об этом умалчивает – и пропела их так: «Владеешь Крымом 300 лет, и вдруг извольте – Крыма нет». Было видно, что сама своей смелости испугалась. Но оговорка была, что называется, по делу. Все ржали – зрители в зале, артисты за кулисами, а Люба – в первую очередь.
Кино
– Люба не выходила на площадку, не выучив текст, – рассказывает актриса Александра Назарова, сыгравшая в «Няне» маму героини Полищук. – А все импровизации, шутки-прибаутки она на репетициях согласовывала с режиссером. И только после его одобрения лихо исполняла их в кадре. Мою героиню ввели в сериал позже, чем Любу. Поэтому я даже и не догадывалась, что она серьезно больна. Полагаю, этого никто не знал. Люба не рассказывала про свои страдания.
– В ее гримерной стоял диван, на котором она часто лежала, когда было невмоготу от немыслимых болей в спине, – поделился воспоминаниями Сергей Жигунов. – Ей физически было тяжело выходить на площадку и играть. Любовь Григорьевна дважды моя кинотеща. До «Няни» мы вместе снимались у Юрия Кары в «Звезде эпохи». Там она тоже играла мою тещу.
Людям, склонным к мистике, начинает казаться, что падение Любови Полищук в фильме «Двенадцать стульев» в эпизоде с Андреем Мироновым спровоцировало болезнь. Но даже близкие актрисе люди отрицают эту версию.
– Мы свидетели, что у Любы всегда были проблемы со спиной, – говорит Качан. – Смещение дисков, позвоночная грыжа. Ее мануальный терапевт все время приезжал в театр. Порой у нее случались тяжелые приступы, во время которых она вообще не могла двигаться. Врач ставил ее на ноги. А она, вместо того чтобы пролечиться основательно и серьезно, с головой кидалась в работу.
Последние дни
Артисты – это фанатики своего ремесла. Они забывают о родных, о близких и даже о себе, еслиДочь Любови Полищук назвали в честь Мариэтты Шагинян речь идет о новой интересной роли.
– Любочка на второй день после прилета из Израиля, где ей сделали операцию по замене двух позвонков и провели курс химиотерапии, приехала на съемочную площадку «Моей прекрасной няни», – с комом в горле вспоминает Александра Назарова. – Она всегда сама накладывала грим, приговаривая, что «мое лицо лучше, чем я сама, никто не знает». Я зашла к ней, хотела только дотронуться до Любы, погладить ее, а она так жалобно попросила: «Не надо. У меня все тело болит».
Друзья и коллеги не могут смириться с потерей Любы Полищук. Александра Назарова до сих пор корит себя за то, что не поговорила с ней по телефону. «Я позвонила ей в больницу, но она сказала, что у нее процедуры. В другой раз ответил ее муж Сергей Цигаль, видимо, оберегая ее, попросил перезвонить позже – Люба спала. К сожалению, позже не получилось…» – горестно вздыхает актриса.
– В марте она пришла последний раз на съемки, – говорит Сергей Жигунов. – Нам предлагали найти замену Любови Григорьевне, но таких больше нет. Другую артистку на эту роль нам не надо. Мы отказались от этой идеи. Но в скором времени студия начнет снимать продолжение «Моей прекрасной няни». А вместо мамы у героини появится отец. Отсутствие Любы сценаристы как-нибудь обыграют.
– Лично я не воспринимаю уход Любы как трагедию, – удивил нас Владимир Качан. – Это как в случае и с моим ближайшим другом Леонидом Филатовым. Мозг отказывается принимать эту смерть как расставание навсегда. Потому что умирает тело, но ведь человек – это не только тело. Для меня Люба просто уехала в другой город, и мы не успели проститься.