Новому Эрмитажу, построенному в 1842-1851 гг. в стиле историзм, присущи строгость и монументальность облика, сбалансированность архитектурных объемов. Это первое здание в России, созданное специально для размещения художественных коллекций музея. Для строительства Императорского Эрмитажа Николай I пригласил немецкого зодчего Лео фон Кленце, который своими работами во многом сформировал облик музейной архитектуры. Осуществление проекта Кленце было поручено архитекторам В. П. Стасову и Н. Е. Ефимову, которые внесли существенные изменения в замысел мюнхенского коллеги, связав здание со сложившимся архитектурным окружением.
Вход в музей акцентирован величественным портиком с десятью фигурами атлантов.
Эти атланты выполняют исключительно декоративную функцию: они оформляют вход в Новый Эрмитаж, как бы "поддерживая" его портик с балконом, который, в действительности, в такой серьёзной поддержке не нуждается - он и выглядит достаточно невесомым, и с точки зрения инженерного дела тоже не требует к себе столь особого внимания.
Гигантские пятиметровые скульптуры были выполнены из сердобольского гранита скульптором Александром Теребенёвым в 1848 году. Прообразом для скульптур послужили атланты древнегреческого храма Зевса в Акраганте на Сицилии
Здание украшают статуи и барельефы, изображающие знаменитых художников, архитекторов, скульпторов прошлых эпох. 28 скульптур, имена которых указаны латинским алфавитом, увековечены на фасаде Нового Эрмитажа. В их числе – фигуры Леонардо да Винчи и Рафаэля, Рубенса и Рембрандта. Крупные плоскости фасадов оживляет орнаментальный декор с античными, ренессансными и барочными декоративными мотивами.
Как добраться, как найти: