Но ведь нам предлагают доказывать своё право на рай. Меня именно это удивило. Мол, смотри, Господи, какой я хороший - и грехи свои вижу, и вера у меня есть (не то, что у некоторых)...
Первым в рай вошёл разбойник, и он своих прав на рай не доказывал.
А можно ли хвастаться верой в качестве доказательства своего права на рай? Вера - это ведь тоже дар Божий.
Свт. Иоанн Златоуст:
"Чтобы величие благодеяний не надмило тебя, смотри, как он тебя смиряет, говоря: «благодатью вы спасены».
Но чтобы не уничтожить и твоего участия, он прибавляет и то, что требуется от нас («через веру»).
Потом снова как бы уничтожает это наше свободное участие, когда говорит: «И сие не от вас». И вера, говорит он, не от нас; если бы (Христос) не пришел, если бы Он не призвал нас, как бы мы могли уверовать? «Как веровать в Того», – сказано, – «о Ком не слыхали?» (Рим. 10:14)? Таким образом, и вера – не наше достояние: «Божий», – говорит, «дар не от дел» (ст. 9).
Вера, говорит (апостол), недостаточна для спасения; но чтобы не спасать нас без всякого нашего участия, Бог требует её от нас. Сказал, что вера спасает, но (не сама собою, а) через Бога; Бог хочет, и вера спасает. Скажи мне: как спасет тебя вера без дел? Она сама – дар Божий, «Чтобы никто не хвалился» (ст. 9), а всякий напротив сделается благодарным к благодати.
Итак, спросишь ты, (апостол) сам запретил снискивать оправдание делами? Вовсе нет! Он говорит только, что дела никого не оправдают, и говорит это для того, чтобы показать благодать и человеколюбие Божье. Имеющих за собою дела (Бог) не отвергает от Себя, но тех, которые погибли бы и с делами, Он спасает благодатью, так что после этого решительно никто не имеет права хвалиться.
Затем, чтобы, услышав, что «не от дел», но верой совершается (наше спасение), ты не остался беспечен, посмотри, что далее говорит (апостол): «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (ст. 10).
Заметь, что сам он проповедует: он намекает здесь на воссоздание. Действительно, (наше спасение есть) второе творение: (через искупление) мы точно из небытия приведены к бытию. В том состоянии, в каком мы были прежде, т. е. в состоянии ветхого человека, мы были мертвы; теперь же сделались тем, чем прежде не были. Значит, это дело есть действительно творение, и притом творение, гораздо превосходнейшее первого. Тем творением мы призваны к жизни, этим же сделаны способными к жизни доброй.
«На добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять», – то есть, от нас требуется добродетель постоянная, продолжающаяся до последнего часа жизни.
Если бы мы, предприняв путешествие в царскую столицу и совершив большую его часть, вдруг потом разленились и остановились, не окончив пути, то такое путешествие не принесло бы нам никакой пользы. Точно также «надежда призвания» не может доставить нам, участвующим в этом уповании, какой-либо пользы, если мы не станем ходить достойно Призвавшего".
http://bible.optina.ru/new:ef:02:08
Вот, кстати, и протестантский богослов Дитрих Бонхёффер рассуждает о том, как развратило протестантов понятие о даровой благодати, и о том, как необходимо для обретения веры хождение вслед Иисуса Христа - то есть исполнение евангельских заповедей (не путать с "делами закона"):
http://www.reformed.org.ua/2/417/1/Bonhoeffer
Собственно, и профессор МДА А. И. Осипов говорит о том же. Невозможно прийти ко Христу, не приходя к Нему, не исполняя Его заповеди.
"Не вера в то, что Христос пришел, пострадал и воскрес «начало обращения ко Христу», ибо «и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2;19), а познание «своей греховности, своего падения» рождает истинную веру в Него, ибо «не сознающий своей греховности… не может уверовать во Христа».
Каким же образом приобретается человеком это спасительное познание себя, своей ветхости, открывающее ему всю бесконечную значимость Жертвы Христовой?
"Тот только может увидеть грех свой, кто решительным произволением отрекся от всякой дружбы с грехом, кто встал на доброй страже во вратах дома своего с обнаженным мечом – глаголом Божиим, кто отражает, посекает этим мечом грех, в каком бы виде он ни приближался к нему".
«Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи», то есть открывает ему подлинную и печальную картину того, что находится и что действительно происходит в его душе".
http://azbyka.ru/put-razuma-v-poiskax-istiny
Проще говоря, пытается человек исполнять евангельские заповеди - и видит, что своими силами это сделать невозможно, потому что его природа повреждена грехом. Тогда он, как Пётр, сделавший шаг из лодки в море, взывает к Спасителю - и получает благодатную помощь. Отсюда рождается вера. Стоит только усомниться или возгордиться - и благодать уходит. Человек начинает тонуть. Но этот шаг в море нужно сделать, иначе ничего не выйдет. Должна возникнуть СИТУАЦИЯ, В КОТОРОЙ ВОЗМОЖНА ВЕРА. Оставаться в лодке и сочинять прошение с доказательствами своего права на рай - бессмысленно.