Критерии оценки знаний по технологии |
Критерии оценки знаний по технологии
Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Критерии оценки практической работы
Организация труда
Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд или соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам — бережное, экономное.
Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, техники безопасности, организации рабочего места.
Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.
Серия сообщений "Оценка и отметка":
Часть 1 - Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии
Часть 2 - Критерии оценки знаний по технологии
Метки: оценка |
Урок-коллоквиум |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Коллоквиум (от латинского «colloquium») – разговор, беседа, собеседование; научное собрание, на котором заслушиваются и обсуждаются научные доклады
Урок-коллоквиум – одна из возможных форм проверки и оценивания знаний учащихся. Это одновременно и дискуссия, в ходе которой обучающимся предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, и форма контроля, разновидность устного экзамена, массового опроса. Аргументируя и отстаивая свое мнение, учащийся демонстрирует, насколько глубоко и осознанно он усвоил изученный материал, что позволяет преподавателю за короткий срок выяснить уровень знаний всего класса (группы) по изученной теме.
Название предмета: |
Класс: |
Урок № |
Дата: |
|||||
Тема: |
|
|||||||
Образовательные цели: |
Углубление, расширение и систематизация теоретических знаний по теме «…» |
|||||||
Развивающие цели: |
Развитие умений правильно и кратко выражать свои мысли |
|||||||
Воспитательные цели: |
Формирование умения «держать удар» |
|||||||
Место урока в системе уроков данного раздела: |
Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков и способов умственных действий |
|||||||
Тип урока: |
Коллоквиум |
|||||||
Основные термины и понятия: |
||||||||
Межпредметные связи: |
||||||||
Познавательные УДД: |
При подготовке к коллоквиуму применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме |
|||||||
Коммуникативные УДД: |
Проявляют уважительное отношение к одноклассникам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
|||||||
Регулятивные УДД: |
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения |
|||||||
Личностные УДД: |
Оценивают себя в социальных ролях: ученик, докладчик, оппонент |
|||||||
|
|
|
||||||
№ |
Этап урока |
Форма/приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Ресурс |
|||
I |
Подготовительный |
Индивидуальная, самостоятельная работа |
Подготавливает перечень вопросов для коллоквиума. В начале новой темы сообщает учащимся, что ее изучение завершится коллоквиумом. Доводит подготовленный список вопросов до сведения учащихся. Знакомит их с правилами проведения коллоквиума (если он проводится в первый раз). Сообщает о местонахождении нормативных документов (правила, требования, образцы и т.д.) |
В течение изучения темы осуществляют самостоятельный информационный поиск по предложенному списку. Составляют карту знаний (граф) изучаемой темы. Отдельные учащиеся (по желанию) подготавливают доклад по одному из вопросов |
1) Вопросы для подготовки. 2) Правила проведения, регламент. 3) Образцы правильного оформления научного доклада 4) Критерии оценки |
|||
II |
Организационный |
Фронтальная |
Сообщает тему коллоквиума. Формулирует цели его проведения. Напоминает правила проведения, регламент |
Настраиваются на работу |
ИД, оценочные листы, трибуна для докладчика, наглядный материал, подготовленный учителем |
|||
III |
Блиц-опрос |
Фронтальная |
Задает вопросы, требующие простых мыслительных операций и позволяющие ответить быстро и достаточно кратко (задачи по выявлению, перечислению, сопоставлению, сравнению, различению и обобщению). Никого не вызывает |
Отвечают по желанию. Если желающих несколько, отвечает тот, кто первый начал говорить. Остальные слушают, при необходимости дополняют, исправляют или возражают. Говорят все по очереди, не перебивают друг друга |
ИД, наглядный материал, подготовленный учителем |
|||
IV |
Слушание и обсуждение докладов |
Фронтальная |
Слушает выступления учащихся, задает уточняющие вопросы. Организует обсуждение доклада. Наблюдает за поведением учащихся. Отмечает активных и пассивных участников |
Слушают докладчиков. После того как доклад прочитан, задают уточняющие вопросы. При желании, аргументированно дополняют или исправляют докладчика. Докладчик соглашается или нет, обосновывает свою позицию |
ИД, наглядный материал, подготовленный докладчиками |
|||
V |
Заключительный |
Фронтальная |
Предъявляет учащимся список из 2-3 вопросов (задач), требующих сложных мыслительных операций (индукции, дедукции, верификации, интерпретации и т. д.) |
В течение 4-5 минут обдумывают ответы. Формулируют логически обоснованные высказывания. Отвечают по желанию |
ИД, наглядно-демонстрационный материал |
|||
VI |
Рефлексия |
Индивидуальная |
Заполняет оценочный лист |
На подготовленном к коллоквиуму графе (карте знаний по теме) отмечают белые пятна (проблемные зоны), которые требуют дополнительной проработки. Оценивают каждый сам себя |
Карты знаний |
|||
Фронтальная |
Объявляет свою оценку ЗУН и СУД учащихся. Объясняет и обосновывает выставленные оценки. Делает рекомендации |
Сравнивают самооценку с оценкой учителя. Делают выводы |
Оценочный лист |
Серия сообщений "Формы":
Часть 1 - Урок-коллоквиум
Метки: урок форма технологическая карта |
Ресурсы |
Серия сообщений "Ресурсы":
Часть 1 - Ресурсы
Часть 2 - Программа "Технология"
Часть 3 - Ресурсы сети интернет для учителя технологии
Часть 4 - Ресурсы
Метки: ресурсы |
Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии |
Описание адаптированной методики оценивания
(тезисы выступления на заседании городского методического объединения учителей технологии)
В образовательной деятельности отметка – не самое главное, но любая деятельность учащихся всегда оценивается учителем. Это не всегда просто. Не вызывает сомнений у подростков и их родителей только оценка аргументированная. Предлагаю познакомиться со своим опытом работы по системе оценочной деятельности на уроках технологии в 5-7 классах, которая позволяет объективно оценить работу учащихся, а также:
- учит ребёнка самому оценивать себя;
- выявляет причины снижения качества успеваемости;
- показывает ученику пути повышения отметки по предмету;
- развивает общеучебные умения и навыки;
- воспитывает дисциплинированность;
- улучшает психологический климат на уроке.
Традиционный урок технологии помимо изучения новой темы включает четыре этапа: организационный (готовность к уроку); проверка домашнего задания; повторение и практическая работа. Особенность методики состоит в том, что на каждом из этих этаповвсе учащиеся получают отметку и фиксируют её в оценочном листе своей рабочей тетради. При подведении итогов урока каждая ученица суммирует полученные отметки и определяет итоговую, которая выставляется в журнал. Например: 5+5+5+5=19:4=5. Если число получается с остатком, оно округляется в пользу ученика.
Отметки за этапы урока учащиеся выставляют на уроке в ходе само- и взаимопроверки по пяти критериям, это упрощает процесс оценивания. На этапе введения в учебный процесс данного метода критерии задаются учителем, в дальнейшем к этой работе привлекаются учащиеся.
Разберём подробнее процесс оценивания.
На этапе проверки готовности к уроку выявляется наличие у детей учебных принадлежностей: 1) дневник, 2) рабочая тетрадь, 3) учебник и 4)-5) необходимые для урока специальные материалы.
Этап повторения знаний можно проводить в различной форме, но важно продумать эффективность и возможность оценить каждого ученика. Чаще всего мы проводим терминологические диктанты. При изучении темы опорные слова, термины и понятия записываются учащимися в словарик, расположенный на последних страницах рабочей тетради. Для терминологического диктанта учителем выбираются пять терминов на основе этих записей. Учитель проговаривает предложение – определение понятия, а последнее слово – термин не произносится, его должны записать учащиеся самостоятельно. Пять правильно отмеченных терминов дают основание выставить отметку «пять» в графу оценочного листа, соответственно отметка «четыре» ставится за четыре верных ответа.
На этапе проверки домашнего задания формы работы могут быть разными, в зависимости от выполненного задания. Например, при изучении тем по материаловедению учащиеся оформляют коллекцию образцов тканей.Критерии оценивания выполнения этого задания могут быть такими: 1) наличие названия работы, 2) верно подобранные образцы ткани по волокнистому составу, 3) количество образцов не менее трёх (два – это не коллекция), 4) аккуратность работы, 5) оригинальность оформления (с эскизами изделий, составление из лоскутков простого сюжета). По заданным критериям оценивается каждая работа, в оценивании участвуют все учащиеся.
При проверке практической работы на урокекритериями оценивания в ряде случаев являются требования к качеству. Критерии проговариваются обязательно перед началом работы. Например, критерии оценивания любого шва при изучении темы «Машинные швы» могут быть такими: 1) ровность строчки; 2) наличие закрепления строчки; 3) соответствие цвета ткани и ниток; 4) соответствие ширины шва требованиям к шву; 5) наличие влажно-тепловой обработки готового шва.
Основная сложность работы по такой системе оценивания заключается в том, что при подготовке к уроку учителю необходимо продумать критерии и формы оценивания деятельности учащихся на каждом этапе урока.
Автор статьи Думенко Т. Г. учитель технологии г. Нижневартовск
Серия сообщений "Оценка и отметка":
Часть 1 - Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии
Часть 2 - Критерии оценки знаний по технологии
Метки: оценка отметка |
Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности |
Отдел по общему среднему образованию комитета по образованию
Ханты-Мансийского района
Т.С. Спиридонова, М.Н. Кивенко
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание:
1. Самоанализ педагогической деятельности.
Понятие и цель самоанализа педагогической деятельности.
Типичные ошибки при написании самоанализа пед. деятельности.
Требования к самоанализу.
Вопросы для подготовки самоанализа учителем.
Экспертная оценка самоанализа.
2. Самоанализ урока.
Алгоритм анализа учителем проведенного урока.
Затрудняют проведение урока.
I. Самоанализ педагогической деятельности
Самоанализпредставляет собой изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности.Самоанализ деятельности обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной.
Цельюпредставления аттестуемым самоанализа является подтверждение педагогическим работником достигнутого уровня квалификации, выражающегося:
© в освоении им новейших достижений педагогической науки и практики,
© в умении творчески решать педагогические (управленческие) задачи,
© в умении осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания (управления),
© в умении самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять современные педагогические (управленческие) технологии и их элементы,
© в умении создавать условия для реализации личностных возможностей обучающихся (воспитанников, педагогических работников),
© в умении применять на практике исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания,
© в умении планировать и организовывать самообразование обучающихся (педагогических работников) исобственное самообразование.
Самоанализ призван дать полное представление о работе педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы.
Серия сообщений "Аттестация":
Часть 1 - Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности
Часть 2 - Пример самоанализа
Часть 3 - Формирование УУД на уроках ИЗО средствами интерактивных методик
Часть 4 - Проектирование урока с позиции формирования УУД
Метки: аттестация самоанализ |
Общие принципы технологической и проектной деятельности* |
Серия сообщений "Статьи":
Часть 1 - Формирование технологической грамотности и технологической культуры школьников
Часть 2 - Универсальные учебные действия.
Часть 3 - Общие принципы технологической и проектной деятельности*
Метки: статья |
Универсальные учебные действия. |
01.04.2012, 19:30 | |
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ТРУДА В 5-7 КЛАССАХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Хотунцев Ю.Л. профессор МП ГУ, д.ф-м.н. г. Москва, khotuntsev@mail.ru Нагибин Н.И. учитель технологии МОУ СОШ №6, к.п.н. г. Салехард. nnagibin@rambler.ru Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно- деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. [2]
|
Серия сообщений "Статьи":
Часть 1 - Формирование технологической грамотности и технологической культуры школьников
Часть 2 - Универсальные учебные действия.
Часть 3 - Общие принципы технологической и проектной деятельности*
Метки: статья |
Формирование технологической грамотности и технологической культуры школьников |
30.03.2012, 12:52
А. Ж. Насипов, Ю. Л. Хотунцев
Формирование технологической грамотности и технологической культуры школьников
Аннотация
Рассматриваются понятия технологической грамотности и технологической культуры школьников, которые должны формироваться в процессе технологического образования
Серия сообщений "Статьи":
Часть 1 - Формирование технологической грамотности и технологической культуры школьников
Часть 2 - Универсальные учебные действия.
Часть 3 - Общие принципы технологической и проектной деятельности*
Метки: статья |
Требования к уроку технологии |
Под уроком технологии понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками. Каждый урок представляет собой составную часть, ступень или звено в учебном процессе. Вместе с тем урок – это относительно самостоятельный и логически завершенный этап на пути овладения учащимися знаниями, умениями и навыками.
Главные требования к уроку технологии:
Четкость и ясность основных учебно-воспитательных целей, которые должны быть достигнуты в результате проведения занятия.
Правильный подбор учебного материала для урока в целом и каждой его части (изложение и закрепление теоретического материала, организация практической работы учащихся и т.д.). Материал подбирается исходя из целей и темы урока, а также уровня предшествующей подготовки учащихся. Для организации на уроке практической работы очень важен подбор объектов труда, т.е. изделий, которые изготавливают ученики.
Выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого урока. При этом учитывается специфика учебного материала, уровень подготовки учащихся, материальное оснащение, опыт самого учителя.
Организационная четкость урока: своевременное начало и окончание, распределение времени на каждый этап и т.д.
Достижение целей урока. Усвоение учебного материала всеми учащимися. Выполнение развивающей и воспитательной функции урока.
Серия сообщений "Урок":
Часть 1 - Классификация уроков
Часть 2 - Этапы планирования урока
...
Часть 11 - Составление плана конспекта урока
Часть 12 - Типы и структура урока технологии
Часть 13 - Требования к уроку технологии
Часть 14 - Развитие творческой активности (изо)
Часть 15 - Урок (изо). Пример оформления конспекта.
...
Часть 24 - Модульный урок
Часть 25 - Современный урок
Часть 26 - Как правильно формулировать цели урока
Метки: урок технология |
Типы и структура урока технологии |
Типы и структура урока технологии
В методике преподавания технологии для квалификации уроков используются различные признаки: по преобладанию изучения теоретических знаний или практических работ, по доминирующим дидактическим целям и задачам, по основным методам обучения. По этим признакам выделяются: комбинированный урок, теоретический урок, практический урок, урок-лабораторная работа, урок по решению технических задач, контрольно-проверочный урок.
Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под этим понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь. Рассмотрим отдельные типы уроков и их структуру.
Комбинированный урок представляет собой как бы соединение элементов теоретического и практического занятий.
Структура комбинированного урока следующая: организационная часть; сообщение темы и целей занятия; опрос учащихся по изученному материалу; изложение нового учебного материала и его закрепление; вводный инструктаж; пробное выполнение приемов практической работы; самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя; итоговая часть.
Теоретический урок занимает, как правило, не более 1 акад.ч., поэтому в большинстве случаев проводится в составе двухчасового занятия. На этих занятиях учащиеся знакомятся с элементами материаловедения, овладевают конкретной технологией преобразования материалов, энергии или информации. Они учатся также чтению чертежей и эскизов, работе с технологическими картами, знакомятся с вопросами организации, общими правилами безопасности и охраны труда, требованиями гигиены и производственной санитарии.
Практический урок ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной конкретной технологии.
Практические уроки играют большую роль в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры.
Урок-лабораторная работа. Эти уроки являются разновидностью практических, так как на них учащиеся занимаются в основном самостоятельной работой, но она носит не трудовой, а исследовательский характер. Лабораторные работы по технологии связаны обычно с изучением материалов, исследованием их механических, технологических и других свойств. Они обычно не требуют длительного времени, поэтому проводятся в течение одного академического часа.
Примерная структура урока-лабораторной работы следующая: организационная часть; сообщение целей и темы занятия; изложение теоретического материала, на котором основана лабораторная работа и его закрепление; выдача задания на лабораторную работу; выполнение ее учащимися; подведение итогов лабораторной работы и всего урока.
Урок по решению технических задач занимает как бы промежуточное положение между теоретическими и практическими занятиями. На нем ученики решают в расчетно-техническом плане задачи конструкторской и технологической подготовки производственных процессов. Эти уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий; составлению чертежей и эскизов на них; планированию технологических процессов и разработке технологических карт.
Примерная структура урока решения технических задач такова: организационная часть; сообщение темы и целей занятия; изложение теоретического материала.
Контрольно-проверочный урок имеет целью получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими технических знаний, умений и навыков. Эти уроки проводятся обычно в конце четверти, полугодия, учебного года, позволяя осуществлять периодическую аттестацию учащихся по технологии.
Примерная структура контрольно-проверочного урока: организационная часть; сообщение темы и целей занятия; выдача задания на контрольную практическую работу, выполнение контрольной работы; подведение ее итогов и урока в целом.
Серия сообщений "Урок":
Часть 1 - Классификация уроков
Часть 2 - Этапы планирования урока
...
Часть 10 - Составление плана-конспекта урока
Часть 11 - Составление плана конспекта урока
Часть 12 - Типы и структура урока технологии
Часть 13 - Требования к уроку технологии
Часть 14 - Развитие творческой активности (изо)
...
Часть 24 - Модульный урок
Часть 25 - Современный урок
Часть 26 - Как правильно формулировать цели урока
Метки: урок технология |