Хотунцев Ю.Л.
С момента возникновения человеческого общества для реализации своих потребностей люди используют разные технологии. Будем опираться на следующее краткое определение технологии: технология – это наука (знание) о преобразовании материалов, энергии и информации по плану и в интересах человека.
Согласно [1] наука – вид познавательной деятельности, нацеленной на выработку объективных, системно-организованных знаний о мире. Наука технология – объективные, системно-организованные знания о преобразующей деятельности человека, о целях, путях, этапах, средствах, ограничениях, эволюции и последствиях этой деятельности, тенденциях ее совершенствования, а также описание, анализ, реализация и оптимизация преобразующей деятельности [2].
Вначале человеческой истории технология представляла собой не науку, а знания, полученные в первую очередь эмпирическим путем, о преобразовании указанной триады для создания объектов труда или услуг, необходимых человеку. Существует миллионы технологий для создания миллионов различных изделий и услуг. Однако можно выделить общие черты реализации всех технологий, на которые должны обращать внимание при освоении предметной области «Технология» в общеобразовательной школе:
Любая технологическая деятельность, предпринимательский проект, содержит следующие составляющие:
1. Исходя из потребностей людей (родных, друзей, рынка товаров и услуг), определение цели конкретной деятельности создания определенных объектов труда с определенными требованиями изготовления и использования (например, игрушек или одежды, компьютерной программы или устройства для обогрева квартиры) и реализации этих изделий на рынке товаров и услуг. Таких целей может быть миллионы, и для реализации каждой цели используется соответствующая технология.
2. Анализ патентной информации (патентный поиск), освоение совокупности технологических знаний, т.е. знание технологии о реализации цели конкретной технологической деятельности, о необходимых материалах, энергии, информации, инструментах и оборудовании для этой преобразующей, созидательной деятельности и необходимых умениях и навыках исполнителей.
3. Освоение необходимых умений и навыков исполнителями.
_____________
* Материалы международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в формировании актуальных компетенций учителей и педагогов профессионально-педагогического образования» МПГУ, 2008, стр. 424-428
4. Оценка целесообразности продолжения данной технологической деятельности с точки зрения экономики (Стоимость патента в случае его приобретения. Имеются ли на рынке необходимые материалы, инструменты и оборудование? Имеется ли помещение? Оправданы ли предстоящие расходы? Не возросли ли цены на материалы, инструменты, оборудование? Какова стоимость обучения исполнителей?) и экологии (Не нанесет ли выбранная технологическая
5. деятельность ущерб окружающей среде и здоровью исполнителей и потребителей? Есть ли возможность перерабатывать отходы? Возможна ли экономия материалов и энергии?). Если оценка показывает нецелесообразность выбранной технологической деятельности, необходимо либо изменить цели деятельности, либо выбрать другую технологию и вновь провести оценку целесообразности новой технологической деятельности. Если экономическая и экологическая оценка показывает целесообразность продолжения выбранной технологической деятельности, можно перейти к следующему этапу.
6. Нахождение необходимого финансирования. Приобретение необходимых материалов для реализации цели.
7. Приобретение необходимых инструментов и оборудования. Аренда или строительство помещения.
8. Информационное обеспечение производства: разработка необходимых чертежей, освоение и использование необходимой компьютерной поддержки.
9. Организация технологической деятельности: оснащение рабочего места, использование безопасных приемов работы, планирование работы, менеджмент.
10. Реализация выбранной технологии в процессе изготовления объектов труда, культура труда, контроль качества изделия, технологическая дисциплина.
11. Экологическая и экономическая оценка изделия и производства.
12. Маркетинг (оценка потребностей рынка в изготовленном изделии, презентация и реклама изделия).
13. Реализация объектов труда на рынке товаров и услуг.
С точки зрения освоения учащимися общих принципов реализации различных технологий в технологической деятельности человека и формирования их технологической культуры - культура преобразующей природосообразной деятельности [2, 3], целесообразно обращать внимание на реализацию этих общих принципов при использовании конкретных технологий обработки конструкционных материалов, ткани, пищевых продуктов и т.п.
Сопоставим технологическую деятельность с проектной деятельностью, в том числе инженеров и дизайнеров [4]. Как правило, проектная деятельность начинается:
1. С заданной извне проблемы и темы проекта (техническое задание формирует заказчик);
2. Затем анализируются возможные варианты решения проблемы, выбирается оптимальное решение, необходимые материалы, количество и виды энергии, инструменты, оборудование, требование к умениям и навыкам исполнителей;
3. Производится экономическая и экологическая оценка будущего изделия;
4. Разрабатывается с соблюдением ГОСТов, ОСТов и ЕСКД и других нормативных документов необходимые для изготовления (производства) документация и оформляется пояснительная записка;
Во многих случаях не предполагается изготовление изделия.
5. Работа над проектом завершается его презентацией и корректировкой проекта после обсуждения.
В отдельных случаях возможна реализация опытного изделия (серии). Окончательная доработка изделия производится в промышленных условиях по результатам испытаний опытных образцов.
Выполнение учебных творческих проектов в образовательной области «Технология» имеет отличие от проектной деятельности специалистов [2, 5]:
1. Тему проекта для решения определенной проблемы, обусловленной потребностями рынка товаров и услуг, определяет учащийся или, в случае коллективного проекта, коллектив учащихся.
2. Далее анализируется доступная информация о возможных путях реализации темы проекта
3. Выдвигается спектр идей реализации проекта и выбирается идея, оптимальная с точки зрения совокупности критериев оценки проекта.
4. Далее выбирается технология, и оцениваются необходимые материалы, количество и виды энергии, инструменты и оборудование для реализации проекта.
5. Производится экономическая и экологическая оценка будущего изделия. Если недоступны материалы, количество энергии, инструменты и оборудование, не выполняются экономические и экологические требования, нет необходимых умений и навыков реализации технологии, необходимо вернуться к выбору оптимальной идеи реализации проекта, выбрать другое решение, близкое к оптимальному и повторить все последующие этапы работы, в случае необходимости, освоив необходимые умения и навыки для выполнения работы.
6. После выбора объекта труда необходимо осуществить организацию работы, изготовить изделие, с учетом культуры труда и технологической дисциплины, осуществить контроль его качества, окончательную экологическую и экономическую оценку производства и изделия, подготовить пояснительную записку к проекту.
7. Осуществить презентацию проекта и разработать рекламу для реализации изготовленного изделия на рынке товаров и услуг.
Проведенный анализ показывает общие черты технологической и проектной деятельности.
Принципиальным отличием проектной деятельности и специалистов и учащихся в образовательной области «Технология» от технологической деятельности является обязательное решение творческих задач.
Литература:
1. Новая философская энциклопедия.– М.:Мысль, 2001, т.4.
2. Хотунцев Ю.Л. Технологическое и экологическое образование и технологическая культура школьников. М., Эслан, 2007, с 181.
3. Хотунцев Ю.Л. Проблемы формирования технологической культуры учащихся. «Педагогика», 2006, №4, с 10-15.
4. Заёнчик В.М., Карачев А.А., Шмелев В.Е. Основы творческо-конструкторской деятельности. М, Академия, 2005.
5. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д., Кожина О.А. и др. Проекты в школьном курсе «Технология», Школа и производство
, 1994, №4, с 84-89.
Серия сообщений "Статьи":
Часть 1 - Формирование технологической грамотности и технологической культуры школьников
Часть 2 - Универсальные учебные действия.
Часть 3 - Общие принципы технологической и проектной деятельности*