Гениальный дилетант Пьер Ренуар и его удивительные картины. Пьер Огюст Ренуар (1841–19...
Льняные сумочки с волшебной вышивкой с лесными зверятами! Льняные сумки с волшебной выши...
Распустилась в саду нашем роза... Художник Наталья Головина. Вся живопись здесь КоролеваРаспусти...
На бело-розовых пионов лепестках... Художник Наталья Головина. Вся живопись здесь Любимые пионы...
Снег зима рассыпала пушистый... Художник Наталья Головина. Вся живопись здесь Утро в деревне Ян...
Гифки . - (2)
Гифки 58 - (2)
Царское Село. Кухня-руина. - (2)
Таинственный художник Арсений Мещерский, который учился живописи с 3 лет и стал одним из лучших пейзажистов XIX века - (2)
Гифки с животными (18.10.2021) - (2)
Жан-Батист Удри. Собака с миской, 1751
Обманка, или тромплёй (фр. trompe-l'œil — «обманчивый глаз», «обманчивая видимость») — разновидность изобразительного искусства, способ изображения и совокупность технических приёмов, «создающих иллюзию невозможного, либо напротив — представление доступного, осязаемого, но на самом деле несуществующего»[1].
Многие авторы относят создание подобных эффектов к отдельному жанру изобразительного искусства. Близкие понятия: анаколуф, анаморфоза, инверсия, гротеск.
П. Боррель дель Казо. Спасаясь от критики, 1874. Холст, масло. Мадрид, Коллекция Банка Испании
Обманки в истории античного искусства Жанр «обманывающих изображений» сложился в античности в качестве своеобразного ответа на принцип мимесиса (др.-греч. μίμησις — подобие, воспроизведение, подражание), положенного в основу античной эстетики. Лучшим изображением считалось то, которое как можно точнее отражает объект и может обмануть незадачливого зрителя, принимающего изображение за действительность. Именно это стало предметом особой гордости античных живописцев и поводом для агонизма (от др.-греч. ἀγών — борьба, состязание) — публичного соревнования художников в мастерстве.
Церковь Сен-Ферреол в Оргеиле, Свод хора в обманке.
Отсюда множество легенд и анекдотических историй о соперничестве античных живописцев. Например, легенда о живописце Зевксисе (420—380 гг. до н. э.), ученике Аполлодора из Афин. В соревновании с Парразием, согласно рассказу Плиния Старшего, Зевксис написал картину с изображённым на ней виноградом, «выполненную настолько удачно, что на сцену стали прилетать птицы». Парразий в ответ представил картину «с написанным на ней полотном, воспроизведённым с такой верностью, что Зевксис, возгордившись судом птиц, потребовал убрать наконец полотно и показать картину, а поняв свою ошибку, уступил пальму первенства, искренне стыдясь, оттого что сам он ввёл в заблуждение птиц, а Парразий — его, художника». После этого Зевксис «написал мальчика с виноградом, и когда к винограду прилетели птицы, он с той же искренностью в гневе подошёл к своему произведению и сказал: виноград я написал лучше, чем мальчика, — ведь, если бы я и в нём добился совершенства, птицы должны были бы бояться и его»[2].
Шар де ла Виль
Подобных рассказов существует множество, в том числе о лающих псах и о конях, которые начинали ржать перед картиной Апеллеса с нарисованными кобылами[3][4][5]. Эти истории отражают наивное отношение к искусству как игре, увлечённость открытиями возможностей изобразительного искусства на достигнутом в античности уровне методики и техники, а также возможностями оптической иллюзии — будто изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то время как в действительности нарисован на плоскости.
Палаццо Сангинетти - Двор Музыкального музея (Болонья)
Приём иллюзии использовали в Древней Греции и Древнем Риме, в настенных росписях древних Помпей, в искусстве периода эллинизма.
Обманки в истории классического ренессансного и постренессансного искусства
Живописный окулюс. А. Мантенья. Камера дельи Спози. Палаццо Дукале, Мантуя (1465—1474) Натуралистические тенденции были свойственны средневековому искусству. Характерный пример: натуралистическая раскраска деревянных и каменных статуй, которые в полумраке средневекового собора выглядели «живыми». Эта традиция дала начало широкому использованию масляных красок, сначала в раскраске скульптуры, а затем в живописи алтарей. Увлечение натуралистическими эффектами было свойственно художникам готики и раннего итальянского Возрождения — периода кватроченто. Особенного мастерства в области «trompe-l'œil» достигли мастера деревянной интарсии в Италии.
Художник с трубкой и книгой Джерарда Доу. c.1654 Рейксмузеум, Амстердам
Один из приёмов иллюзорной декоративной росписи стен в древнеримском, эллинистическом и ренессансном искусстве называется квадратурой (лат. quadratura — придание квадратной формы) — приём, создающий иллюзию продолжения архитектуры в воображаемом пространстве. Название происходит от характерных изображений вертикалей и горизонталей архитектурных конструкций, прямоугольных и квадратных проёмов наподобие окон или воображаемых порталов, сквозь которые видны архитектурные и природные ландшафты
«Конец света» в садах Шветцингена
Одно из самых знаменитых произведений — «обманные» росписи салона первого этажа виллы Фарнезина в Риме, созданные Бальдассаре Перуцци с изображением панорамы города, якобы находящегося в проёмах изображённых на стене колонн (1508—1511). Итальянские живописцы использовали эффект окулюса (лат. oculus — глаз) — изображения круглого отверстия в центре купола или плафона (потолка), в котором виднеется небо, облака или любопытные, заглядывающие сквозь отверстие внутрь помещения. Таковы росписи плафона Камеры дельи Спози Палаццо Дукале в Мантуе работы Андреа Мантеньи (1465—1474).
Галерея в замке Танле, Бургундия, Франция
Изображения различных обманок в виде насекомых: мух, бабочек, стрекоз, будто бы присевших на изображённые предметы, встречается на картинах художников Северной Италии (Джорджо Скьявоне, Карло и Витторе Кривелли, а также на картинах голландских и фламандских живописцев. Один из наиболее известных примеров живописной анаморфозы в искусстве Северного возрождения XVI века, — странный продолговатый предмет на картине Ганса Гольбейна-младшего «Послы», который при рассмотрении под определённым углом превращается в человеческий череп
Послы.Гольбейн мл.
Villa d'Este (Tivoli)
Искусство барокко открыло жанр перспективных плафонных росписей, известных под оригинальным названием (итал. pittura di sotto in sù — «живопись под потолок», или «снизу вверх»). В эпоху барокко художественные идеи высвобождались от сковывающей их обыденной действительности, условий правдоподобия и классических канонов. «Перспективные» росписи с иллюзией невероятного пространства позволяли устранять материальные ограничения: зрительно «прорывать» плоскость стены или потолка, игнорировать обрамления, конструктивные членения архитектуры либо создавать из них новые, иллюзорные.
Genova - Palazzo Ducale
Типичными стали живописные композиции, на которых изображены «обманные» архитектурные детали, создающие незаметный глазу переход от реальной архитектуры к вымышленной, придуманной живописцем. Потолок или поверхность купола позволяли создавать средствами живописи иллюзионистические декорации колоннад и арок, уходящих ввысь, и «открывать небо», как в гипетральных храмах (др.-греч. ὕπαιθρον — под открытым небом) античности, с парящими в небе фигурами ангелов и святых, повинующихся не законам земного тяготения, а фантазии и силе религиозного чувства. Классическим и самым известным образцом «перспективного плафона» является роспись Андреа Поццо в церкви иезуитов Сант-Иньяцио в Риме с композицией «Апофеоз Святого Игнатия» (1691—1694). Тема композиции — обожествление, вознесение главы ордена иезуитов Игнатия Лойолы на небо.
Расписной потолок в церкви Санта-Мария-дель-Корло в Лонато/Италия
А. Поццо был не только живописцем и архитектором, но также математиком, геометром, астрономом и автором научного трактата об искусстве перспективы. Для росписи потолка он использовал сконструированные им же проекционные фонари, позволявшие переносить на плоскость нарисованные архитектурные детали и фигуры в нужном ракурсе. В этой же церкви А. Поццо создал роспись иллюзорного «купола»
Купольная фреска в церкви Санта-Мария-делла-Карита в Брешиа/Италия
. Купол над храмом в материальном смысле возвести не удалось и Поццо на холсте диаметром 17 метров создал на плафоне средокрестия иллюзию существующего свода. В нефе церкви экспонируется макет этой же церкви, созданный по расчетам Поццо, и в нём барабан с куполом, нарисованный художником на плафоне, сделан в реальном объеме. Таким образом возникает своеобразная инверсия: иллюзорное изображение на поверхности воплощается на макете в действительном пространстве
Похожую, но менее грандиозную композицию расписного плафона А. Поццо создал в Церкви иезуитов в Вене.
Плафон А. Поццо в венской Церкви иезуитов. 1703 Помимо живописных в искусстве барокко известны архитектурные обманки. Так Франческо Борромини по желанию кардинала Бернардино Спада в его палаццо в Риме при участии математика, монаха-августинца Джованни Мариа ди Битонто в 1652—1653 годах создал галерею, которая воспринимается 30-метровой, хотя на самом деле её длина всего 8,82 м. Оптическая иллюзия достигается схождением планов: пол приподнимается, свод опускается, боковые колоннады постепенно сужаются таким образом, что перспектива усиливается, и точка схода перспективных линий в центре светящегося проема в конце галереи кажется далекой
Вилла в Брешии/Италия с фасадом фальшивой архитектуры
В XVIII столетии известным мастером плафонных росписей был венецианский живописец Джованни Баттиста Тьеполо. Он работал в Венеции, Милане, Бергамо, Мадриде, Вюрцбургской резиденции, выполнял заказ для Китайского дворца в Ораниенбауме.
Лестничная группа Чарльза Уилсона Пила
В искусстве модернизма и постмодернизма эффекты оптической иллюзии стали обычными, например в творчестве В. Вазарели и других художников оп-арта. Нидерландский художник-график М. К. Эшер создавал «невозможные обманки» в созданном им течении имп-арта.
Искусство перспективных росписей в России В России мастерами перспективных плафонных росписей были итальянцы Дж. Валериани, П. Градицци, С. Торелли, братья Бароцци и Пьетро ди Готтардо Гонзаго, создавший шедевры иллюзорных росписей в Павловском дворце.
Театральный декоратор П. Гонзаго работал в Павловске с 1799 года. В 1805—1807 годах он расписал стены и плафон Светлой колоннады Большого дворца «архитектурными перспективами trompe-l'œil».
Гонзага вычерчивал геометрию архитектурной перспективы приёмом сграффито по штукатурке, а затем расписывал сепией в один красновато-кирпичный тон. Дворец значительно пострадал от фашистских захватчиков в 1941—1944 годах, но фрагменты росписи чудом сохранились. Они условно воссозданы к 2011 году по немногим уцелевшим фрагментам и эскизам художника.
С именем Гонзаго связывают облик Пиль-башни («пильной мельницы»), игрового павильона в Павловском парке, перестроенного в 1798 году из старой мельницы на речке Славянке (документы называют автором проекта архитенктора Бренну, но затея типично гонзаговская). Пиль-башня в манере «обмана зрения» расписана под «руинную» крестьянскую постройку
Фрагмент росписи Галереи Гонзаго (Светлой колоннады) Большого дворца в Павловске
Фрагмент росписи Галереи Гонзаго Большого дворца в Павловске
Площадка между северным фасадом центрального корпуса и стеной Галереи Гонзаго Большого дворца в Павловске
Фигура-обманка Особым жанром искусства «trompe-l'œil» стали фигуры-обманки в виде человеческих фигур, нарисованные и вырезанные по контуру на тонкой деревянной панели. Такие обманные фигуры были популярны в XVII — XIX веках, сначала в странах Западной Европы, а затем в Америке. Фигуры-обманки использовали в качестве каминных экранов, иногда их устанавливали в качестве шутки при входе в парадные залы. Они изображали гостей, прислугу или домашних животных.
Современное использование Оптические эффекты вроде обманок используются в кинематографии для съёмки сложных сцен. Часть сцены изображают на стекле, которое помещается перед камерой во время съёмки.
Этот способ использовался при создании ранних фильмов серии «Звёздных войн». К настоящему времени его почти полностью вытеснили компьютерные технологии. Но иногда использование этих техник оправдано с точки зрения оптимизации бюджета, скорости производства фильма и удобства работы актёров. Так например, в фильме «Властелин Колец» этот прием применили для создания эффекта значительных различий масштаба фигур действующих лиц.
Обманки используют при создании трёхмерных татуировок и рисунков в стиле боди-арт. Эта техника получила распространение среди художников, рисующих на асфальте или стенах домов. Активно используется в шоу с использованием видеомэппинга — проекциях изображений на здания и объекты. При строительстве и реконструкции зданий используется занавешивающая сетка с нанесенным рисунком — фальшфасадом, которая кроме утилитарных свойств, призвана облагородить внешний вид здания на время проведения работ.
========================
https://www.izocenter.ru/blog/obmanka-v-zhivopisi-...do-nashih-dnej/#article-378-18
https://www.livemaster.ru/topic/1892085-zhanr-trom...-risunki-i-obmanki-v-zhivopisi