Цитата сообщения Ретрофан
Бронеавтомобили Вермахта
В Германии, которой после поражения в 1-й мировой войне длительное время было запрещено создавать бронетехнику, после прихода к власти нацистов, наплевавших на все запрещения, с 1933 года начались активные работы по созданию бронетанковых войск. Но так как разработка и строительство танков – дело трудное и долгое, немцы большое внимание уделили созданию бронемашин, построить которые было значительно быстрее и легче, чем танки. За несколько лет они разработали и приняли на вооружение целый спектр бронеавтомобилей, многие из которых были фактически экспериментальными «пробами пера», и потому строились в количестве всего несколько десятков экземпляров. Чтобы не утонуть в обилии информации о машинах, практически не сыгравших никакой роли во 2-й мировой войне, я здесь дам информацию только о тех типах германских бронемашин, которые были построены в сотнях экземпляров, и активно участвовали в боях 2-й мировой…
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231/232/263 (6r)
1932 г. (151 экземпляр)
ТТХ Sd.Kfz.231 (6r):
Боевая масса: 5,7 т; броня: 8-14,5 мм; вооружение: 1х20-мм пушка KwK 30L/55 и 1х7,92-мм пулемет MG.13 или MG.34. Двигатель: Daimler-Benz М09, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощностью 65 л.с. Скорость по шоссе: 70 км/ч; запас хода по шоссе: 300 км. Преодолеваемые препятствия: подъем – 20 град., глубина брода – 0,6 м. Экипаж: 4 человека.
Sd.Kfz.231 (6r) - первый тяжелый бронеавтомобиль Вермахта; он производился с 1932 по 1937 г. в трех вариантах, различавшихся вооружением и оборудованием. Всего был выпущен 151 броневик этого типа.
В 30-е гг. в Германской армии сложилась довольно запутанная ситуация с обозначением типов бронеавтомобилей. Все они несли обозначение обозначение Sd.Kfz (сокращение от «Sonderkraftfahrzeug» — «специальная машина»), и цифровой номер. Вот только номера у немцев обозначали не конкретную машину, а целый класс автомобилей. В результате машины, не имевшие ничего общего друг с другом, несли один и тот же номер. И тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 в этом плане может служить классическим примером. Он выпускался на базе шестиколесного шасси; и хотя базой для последующих броневиков стало шасси восьмиколесное, обозначение уже совершенно другой по устройству машины не изменилось. А это вскоре стало создавать путаницу с поставками оборудования и запчастей. Поэтому, чтобы отличать одни броневики от других, в их идентификацию стали добавлять указание количества колес. Так, шестиколесный бронеавтомобиль получил обозначение Sd.Kfz.231 (6-Rad), а восьмиколесный — Sd.Kfz.231 (8-Rad).
Ходовая часть бронемашины Sd.Kfz.231 (6-Rad) соответствовала колесной формуле 6x4; характерной особенностью шестиколесных бронеавтомобилей было большое расстояние между передними и задними колесами. Полностью закрытые бронекорпуса и башни трехосных броневиков изготавливались с большими углами наклона методом сварки из листов катаной стали толщиной 8 (борта) – 14,5 мм (лоб). Впереди - моторный отсек; за ним - главный (передний) пост управления. Задний пост управления машиной располагался в кормовой части, в боевом отделении; он использовался для срочного отхода, или когда места для разворота почти шестиметровой машины было недостаточно. На крыше боевого отделения находилась башня кругового вращения, вооруженная спаренными 20-мм пушкой KwK 30 L/55 и 7,92-мм пулеметом MG.13 (позже MG.34). Вращалась башня вручную с помощью механического привода. Рации и радиста на Sd.Kfz.231 не было; связь с другими машинами поддерживалась с помощью сигнальных флажков.
В отличие от базовой машины устроенный так же бронеавтомобиль связи Sd.Kfz.232 (6-Rad) оснащался радиостанцией и большой рамочной антенной, смонтированной над корпусом и башней. Антенна состояла из изогнутых параллельных трубок, крепившихся на двух кормовых и двух башенных кронштейнах. Башенные кронштейны соединялись вверху с антенной через опору с подшипником, поэтому при вращении башни антенна оставалась в неизменном положении.
А появившаяся несколько позже третья модификация Sd.Kfz.263 являлась не только машиной связи, но и управления; поэтому она оснащалась мощной радиостанцией большого радиуса действия. И хотя «263-я» внешне выглядела так же, как «232-я», крепление ее более тяжелой рамочной антенны было несколько иным, из-за чего башню бронеавтомобиля пришлось сделать неподвижной. Из вооружения на Sd.Kfz.263 остался только 7,92-мм пулемет MG.34. Экипаж машины управления увеличился до 5 человек.
Всего в период с 1932 по 1937 год было выпущено 123 бронемашины модификаций Sd.Kfz.231/232 (6-Rad) и 28 машин управления Sd.Kfz.263. Дальнейший выпуск и развитие этого броневика не имели смысла, так как в середине 30-х годов появились более мощные восьмиколесные бронемашины, которые обладали лучшими тактико-техническими характеристиками, и с успехом выполняли те же задачи.
Первые бронеавтомобили Sd.Kfz.231 и Sd.Kfz.232 (6-Rad) поступили в части рейхсвера в 1932 году, однако дефицит средств не позволил тогда рейхсверу закупить крупную партию новых бронемашин. Но ситуация резко изменилась в 1933 году после прихода к власти НСДАП во главе с А. Гитлером. Заказ на бронеавтомобили был увеличен; тем не менее, эти броневики рассматривались лишь в качестве временного варианта, до оснащения войск более современной боевой техникой.
С 1935 года тяжелые трехосные бронемашины Sd.Kfz.231, Sd.Kfz.232 и Sd.Kfz.263 (6-Rad) стали поступать на вооружение разведывательных частей танковых, моторизованных и пехотных дивизий вермахта. В марте 1938 г. трехосные броневики участвовали в аншлюсе Австрии, затем - в оккупации Судетской области, а в марте 1939 года - в захвате Чехии и Моравии. В сентябре 1939 году в составе 1-й пехотной дивизии, 1-й, 2-й, 3-й и 4-й танковых дивизий трехосные бронеавтомобили участвовали во вторжении в Польшу. В ходе польской компании Вермахт потерял более десятка этих бронеавтомобилей: их слабая броня легко пробивалась пулей из противотанкового ружья. Чуть позже «трехосники» использовались в боях во Франции, а затем в боевых действиях против Красной Армии на начальном этапе войны с СССР: в 1941 году в составе 4-й, 6-й и 10-й танковых дивизий еще оставалось несколько трехосных тяжелых бронемашин. Последние исправные броневики серии Sd.Kfz.231 (6-Rad) были выведены из состава линейных частей в 1942 году, и в дальнейшем использовались для подготовки новобранцев, а также в составе полицейских частей на оккупированных территориях.
Легкая бронемашина Sd.Kfz.221/222/223/260
1935 г. (2.371 единица)
ТТХ Sd.Kfz.221
Боевая масса: 4 т; броня: 8-14,5 мм; вооружение: 1х7,92-мм пулемет MG34 (на части машин в дополнение - противотанковое ружье кал. 7,92-мм или 28-мм). Двигатель: Horch V8-108, 8-цилиндровый жидкостного охлаждения, мощностью 75 л.с. Скорость по шоссе: 80 км/ч; по проселку 45 км/ч; запас хода по шоссе: 320 км. Преодолеваемые препятствия: подъем – 22 град., стенка – 0,25 м, глубина брода – 0,6 м. Экипаж: 2 человека.
Легкий полноприводный бронеавтомобиль Sd.Kfz.221 был создан для разведки и патрулирования, а его радиофицированная версия - для связи и штабной работы. Броневик производился с 1935 по 1944 г.; всего изготовлен 2.371 экземпляр в четырех версиях: две - боевые разведывательные (Sd.Kfz.221 и Sd.Kfz.222), и две - машины связи (Sd.Kfz.223 и Sd.Kfz.260/261).
Двигатель на Sd.Kfz.221 располагался в задней части машины, но пост управления находился впереди; он составлял единое целое с боевым отделением. Бронеавтомобиль имел привод на все четыре колеса; колеса были управляемыми. Коробка передач обеспечивала машине движение вперед на пяти передачах и назад на одной.
Корпус машины формировался каркасом из уголковых профилей, к которому приваривались бронеплиты толщиной от 8 мм (борта) до 14,5 мм (лоб). С середины 1941 года толщина брони лба была доведена до 30 мм. На крыше корпуса находилась вращающаяся семигранная открытая сверху башня с пулеметом. Экипаж попадал внутрь машины через двери в бортах корпуса, или через верх башни.
Бронеавтомобили Sd.Kfz.221 были вооружены 7,92-мм пулеметом MG.34, установленным в башне. Так как башня сверху была открыта, сверху ее защищала от ручных гранат откидная проволочная сетка на стальной раме. Некоторые Sd.Kfz.221 дополнительно оснащались 7,92-мм противотанковыми однозарядными ружьями PzB.39. В 1941 году на часть броневиков вместо пулемета поставили новое противотанковое ружье, больше похожее на малокалиберную пушку – 28-мм sPzB.41. Это противотанковое ружье монтировалось на специальном кронштейне, укрепленном перед башней. Бронеавтомобили Sd.Kfz.221 не имели радиостанций. В качестве средств связи экипажу служили сигнальные ракетницы и комплект сигнальных флажков.
Еще одна, более многочисленная боевая версия этой бронемашины - Sd.Kfz.222 - являлась развитием Sd.Kfz.221, и отличалась от базовой машины только башней новой конфигурации – десятигранной, в которой с 7,92-мм пулеметом MG.34 спарили 20-мм автоматическую пушку. Броневиков Sd.Kfz.222 выпустили гораздо больше, чем «221-х» – 989 экземпляров против 339 единиц.
Кроме чисто боевых версий на базе «221-го» бронеавтомобля было создано два вида машин связи; эти броневики уже оснащались радиостанциями. Для обеспечения связи пехотных разведывательных подразделений со штабом была разработана версия Sd.Kfz.223. Она представляла собой тот же броневик Sd.Kfz.221, на крыше корпуса которого смонтировали складывающуюся рамочную антенну, в рабочем положении возвышавшуюся над башней (на поздних выпусках ее заменили на штыревую). На «пехотных» Sd.Kfz.223 устанавливались радиостанции Fu.10 или Fu.19. Таких бронированных радиомашин выпустили 550 единиц. А для танковых и моторизованных частей в качестве машины связи была разработана версия Sd.Kfz.260/261. Она отличалась от «пехотной» отсутствием башни (пулемет прикрывался только бронещитком), и другими радиостанциями. На варианте Sd.Kfz.260 стояла Fu.7 с телескопической штыревой антенной, а на варианте Sd.Kfz.261 - рация Fu.12 со складывающейся рамочной антенной (как на «223»). Всего было выпущено 493 бронемашины Sd.Kfz.260/261. Экипажи всех радиоброневиков были увеличены до 4 человек введением в них радистов.
Все версии Sd.Kfz.221 были стандартными легкими бронеавтомобилями Вермахта, широко применявшимися немцами на протяжении всей войны. Боевые версии входили в основном в разведывательные батальоны дивизий, а радиомашины обычно использовались для связи в звене «полк-дивизия». В общей сложности каждая дивизия имела от 90 до 130 броневиков Sd.Kfz.221 и его вариантов. Эти машины хорошо показали себя на начальном этапе войны – в Европе. Однако после вторжения в СССР очень скоро выяснилось, что проходимость Sd.Kfz.221 (несмотря на наличие двух ведущих мостов) для российского бездорожья явно недостаточна. Только за 6 месяцев 1941 года Вермахт на русских дорогах и в боях потерял треть от всех воевавших на Востоке Sd.Kfz.221 (341 машину из 960 броневиков, пересекших границу СССР). Это заставило немцев постепенно заменять данные машины на Восточном фронте легкими полугусеничными бронетранспортерами. А вот в ровной, как стол, сухой Северной Африке Sd.Kfz.221 действовали довольно эффективно; неплохо они затем показали себя и в покрытой хорошими дорогами Западной Европе, когда там высадились англичане и американцы…
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (8r)
1936 г. (966 экземпляров)
ТТХ Sd.Kfz.231 (8r):
Боевая масса: 8,3 т; броня: 8 (борт) -15 (лоб) мм. Вооружение: 1х20-мм пушка KwK 30L/55 и 1х7,92-мм пулемет MG.13 или MG.34. Двигатель: Bussing-NAG L8V, 8-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощностью 150 л.с. Скорость по шоссе: 90 км/ч (по проселку 30 км/ч); запас хода по шоссе: 300 км (по поселку 150 км). Преодолеваемые препятствия: подъем – 30 град., ширина рва – 1,24 м, стенка – 0,48 м, глубина брода – 1 м. Экипаж: 4 человека.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (8r) массово производился с 1936 по октябрь 1943 г. в четырех модификациях; всего было выпущено 966 таких броневиков.
Так как армия нуждалась в бронемашинах повышенной проходимости для замены созданной ранее шестиколесной серии Sd.Kfz.231, в 1934-1935 гг. был разработан новый тяжелый бронеавтомобиль на восьмиколесном шасси со всеми ведущими и управляемыми колесами. По принятому тогда в Вермахте правилу обозначать машины одинакового назначения одинаковой аббревиатурой, новый броневик получил ту же маркировку, что и предшественник - Sd.Kfz.231. Но так как тут же возникла путаница в документации и в снабжении запчастями, вскоре к этой аббревиатуре добавили обозначение 8-Rad (8 колес), чтобы отличать восьмиколесные бронемашины от их шестиколесных предшественниц.
Sd.Kfz.231 (8-Rad) стал первым в мире серийным четырехосным полноприводным (8x8) бронеавтомобилем, и основным тяжелым броневиком Вермахта во 2-й мировой войне. Как и трехосный предшественник, «восьмиколесник» имел заднее расположение двигателя и два поста управления. А все восемь его односкатных колес (на пневматических шинах) были ведущими; поэтому маневренность машины несмотря на ее большую массу была довольно высокой. При повороте броневика поворачивались все восемь колес: четыре передних — в сторону поворота, четыре задних — в противоположную. Над каждой парой колес имелись большие коробчатые крылья; в их пустотах размещались ящики для хранения запасных частей и инструментов.
Коробка передач обеспечивала движение вперед и назад на шести скоростях; мощная силовая установка позволяла 8,3-тонной бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием со скоростью до 90 км/ч; правда, при езде по проселочным дорогам скорость снижалась втрое. Тем не менее, благодаря полному приводу и мощному двигателю машина отличалась высокой проходимостью.
Полностью закрытый корпус бронемашины имел довольно сложную конфигурацию и изготавливался методом сварки из листов катаной стали, установленных с рациональными углами наклона. Дополнительную защиту носовой части машины обеспечивал согнутый под тупым углом 10-мм броневой щит, который крепился на расстоянии 50 см от корпуса с помощью кронштейнов и боковых перфорированных пластин, придававших конструкции жесткость. Пустое пространство между корпусом и вынесенным вперед бронещитом экипажи использовали для размещения там различного снаряжения. С июля 1942 года толщина этого бронещита была увеличена до 30 мм. Такая бронировка обеспечивала экипажу надежную защиту от бронебойных пуль, и от осколков снарядов и мин. Все вооружение бронеавтомобиля размещалось в шестигранной конической башне кругового вращения (в ней располагались командир машины и наводчик). Вращение башни осуществлялось вручную с помощью механического привода. В отличие от старых «шестиколесников» даже боевые версии Sd.Kfz.231 (8-Rad) были радиофицированы – легкими станциями ближнего действия. А с 1937 года в серию пошли бронеавтомобили Sd.Kfz.232 (8-Rad), оснащенные более мощными, «дальнобойными» радиостанциями и большой антенной рамочного типа. Эта антенна крепилась над машиной на двух кормовых и двух башенных кронштейнах; башенные кронштейны соединялись с опорным узлом на шарнире, который поддерживал антенну и при этом не мешал вращению башни. Такие броневики считались командирскими, и обеспечивали руководство ротами и батальонами бронемашин. Всего боевых вариантов Sd.Kfz.231/232 (8-Rad) с сентября 1936 по сентябрь 1943 года было выпущено 607 бронеавтомобилей. В ходе войны к ним добавились еще 119 бронемашин огневой поддержки Sd.Kfz.233. На этой версии башня отсутствовала, а в открытом сверху боевом отделении была установлена короткоствольная 75-мм пушка StuK.37 L24. Она хорошо подходила для стрельбы по позициям противника и обнаруженным огневым точкам, а при необходимости могла бороться и с некоторыми видами бронетехники.
Последней версией «восьмиколесника» стала машина связи Sd.Kfz.263(8-Rad), которых произвели в количестве 240 единиц. На этих броневиках вместо вращающейся башни возвели неподвижную высокую броневую рубку с рамочной антенной. Кроме того, за рубкой устанавливалась так же телескопическая выдвижная антенна высотой до 9 м. Эти бронемашины использовались для связи в штабах танковых и моторизованных дивизий. Боевые же версии Sd.Kfz.231/232 (8-Rad) входили в состав тяжелых броневых взводов разведывательных подразделений танковых соединений.
Тяжелые четырехосные бронемашины Sd.Kfz.231/232/233/263 (8-Rad) находились на вооружении Вермахта практически всю войну. Даже в конце марта 1945 г. в войсках Германии еще оставались 334 таких восьмиколесных броневика...
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234 (1943 г.)
ТТХ Sd.Kfz.234/1:
Боевая масса: 11,5 т; броня: 8 мм (борт корпуса) – 14,5 мм (борт башни) – 30 мм (лоб корпуса и башни). Вооружение: 1х20-мм пушка KwK 38L/55 и 1х7,92-мм пулемет MG.42. Двигатель: Tatra-103, 12-цилиндровый, дизельный, V-образный, воздушного охлаждения, мощностью 210 л.с. Скорость по шоссе: 90 км/ч (по проселку 35 км/ч); запас хода по шоссе: 900 км (по поселку 600 км). Преодолеваемые препятствия: подъем – 30 град., ширина рва – 2 м, стенка – 0,5 м, глубина брода – 1,2 м. Экипаж: 4 человека.
Броневик Sd.Kfz.234 признан специалистами лучшим тяжелым бронеавтомобилем 2-й мировой войны; он во многом определил направление развития четырехосных бронированных машин в послевоенное время. Массово производился с сентября 1943 по март 1945; всего было изготовлено 478 машин в четырех модификациях.
Работы над созданием Sd.Kfz.234 велись с осени 1940, однако из-за проблем с двигателем они затянулись на целых три года – серийный выпуск этих броневиков начался только в сентябре 1943-го. Sd.Kfz.234 разрабатывался специально для германского Африканского корпуса по образцу четырехосной бронемашины Sd.Kfz.231, но с использованием дизельного двигателя воздушного охлаждения. Именно для преодоления бескрайних африканских пустынь на этом броневике предусматривался большой запас хода. Однако к тому времени, как Sd.Kfz.234 был запущен в серию, германский Африканский корпус уже давно капитулировал, и поэтому основным театром боевых действий для этих броневиков стал Восточный фронт.
Общее устройство Sd.Kfz.234 было очень похоже на устройство Sd.Kfz.231 (8к): заднее расположение двигателя, два поста управления, вооружение, размещенное во вращающейся башне, четыре ведущих оси и все восемь колес - управляемые.
Базовая версия этой бронемашины была оснащена открытой сверху шестигранной конической башней кругового вращения, вооруженной 20-мм автоматической пушкой и спаренным с нею 7,92-мм пулеметом. Причем это вооружение было способно вести огонь не только по наземным, но и по воздушным целям,. Для защиты от гранат сверху башню прикрывали две легкие откидные трапецевидные рамы, затянутые металлической сеткой; они вне поля боя откидывалась на шарнирных петлях в стороны. Все машины были радиофицированы (дальность действия рации до 3 км); антенна рации – легкая, штыревая.
Воздушная система охлаждения существенно улучшила работу двигателя, как в условиях пустыни, так и холодных зим на Восточном фронте. Для уменьшения шума дизельного двигателя имелись глушители, выведенные наружу и расположенные по бокам корпуса позади крыльев. Коробка передач обеспечивала движение вперед и назад на шести скоростях, при этом демультипликатор увеличивал количество возможных комбинаций коробки передач до 24. Для увеличения дальности хода в Sd.Kfz.234 были размещены большие внутренние баки, вмещавшие до 360 литров солярки. Этого запаса топлива хватало на 900 км пробега по шоссе или 600 км по проселку; таким образом. Sd.Kfz.234 являлся автономной машиной способной действовать в отрыве от баз снабжения.
Как и в предшествующем «восьмиколеснике», на Sd.Kfz.234 ходовая часть была четырехосной полноприводной (8x8); колеса имели пневматические шины. Все колеса были управляемые. При повороте машины поворачивались все восемь колес: четыре передних — в сторону поворота, четыре задних — в противоположную сторону. Передняя и задняя пары колес поворачивались на больший угол, чем средние. Торможение осуществлялось с помощью пневматических тормозов.
Всего базовых бронемашин Sd.Kfz.234/1 было выпущено 200 единиц. Кроме того, был произведен 101 броневик Sd.Kfz.234/2 «Пума», на который поставили более крупную коническую башню с 50-мм противотанковой пушкой. Этот мощно вооруженный вариант получил в войсках наибольшую популярность. Для огневой поддержки мотопехоты моторизованных войск изготовили 88 единиц Sd.Kfz.234/3, на которых вместо башни установили в неподвижной, открытой сверху низкопрофильной надстройке короткоствольную 75-мм пушку KwK 51. А ближе к концу войны из-за недостатка танков и нехватки времени на разработку новых образцов бронетехники на базе Sd.Kfz.234 произвели 89 «эрзац-самоходок» Sd.Kfz.234/4, поспешно впихнув в лишенный баши корпус этого бронеавтомобиля полевую противотанковую пушку Pak.40 за штатным щитом.
Базовая версия Sd.Kfz.234/1 состояла на вооружении бронеавтомобильных рот в разведывательных батальонах танковых и моторизованных дивизий; броневики остальных модификаций осуществляли огневую поддержку мотопехотных подразделений моторизованных войск.