-Метки

Анна Ахматова Б.Окуджава В.Высоцкий ЖЗЛ Калининград Маски а.с.пушкин август актёры александр куприн артист афоризмы балтика биография биография знаменитостей букингемский дворец .часть 1.экстерьер. великобритания вера вербное воскресенье вероника тушнова весна видео германия города грусть дворцы и замки день святого валентина дети для дневников и блогов для души для оформления постов духовное евгений дятлов женский образ женщина живопись животные замки здоровье зима знаменитые люди иван козловский икона илья евтеев ирина самарина-лабиринт искусство италия как прекрасен этот мир... камчатка карелия картинки кино комментарии красивое фото красивые фото красота и здоровье лето литература личное лучшее на li.ru любимые песни любимые стихи любовь марина цветаева мир вокруг нас моё фото молитва море моя семья мудрость мудрые мысли музыка музыка. музыкальная открытка музыкальный калейдоскоп мысли натюрморт новый год новый год 2014 новый год 2015 о душе о жизни олимпиада 2014 олимпийские игры 2014 осень памятные даты память... певцы песни песня писатели планета земля плэйкаст пожелание поздравление помощь поэзия поэты православие православные праздники православный календарь праздники приветствие природа проза психология птицы пушкин рамка рамочка рамочка цветы рамочка-осень рамочка. рамочки рецепт роберт рождественский рождество романс россия сергей есенин сергей лемешев. серебряного века силуэт... советы сочи спасибо с кодами спорт старый новый год стихи стихи и осень стихи и осень стихи о лете стихи)) страны судьбы схема схема- зима схема-весна схема-зима схема-лето схема-осень схема-цветы схемы театр фото фотограф фотография фотоподборка франция художники цветочная россыпь цветы цитаты чтобы помнили эндрю фриз это интересно япония

 -Рубрики

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валентинка-голубка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.02.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 14387


Елизавета Ксаверьевна Воронцова

Вторник, 21 Августа 2012 г. 20:15 + в цитатник
Цитата сообщения TimOlya Елизавета Ксаверьевна Воронцова

Елизавета Ксаверьевна Воронцова


4723908_86962283_0_418bc_892bbf70_L (500x100, 54Kb)

Всё в жертву памяти твоей:
И голос лиры вдохновенной,
И слезы девы воспаленной,
И трепет ревности моей,
И славы блеск, и мрак изгнанья,
И светлых мыслей красота,
И мщенье, бурная мечта
Ожесточенного страданья.
1825

4723908_0_4a4e8_b4ee4204_XXL_6_ (350x30, 4Kb)

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9a/George_Hayter_-_Portrait_of_Countess_Yelizaveta_Vorontsova_-_WGA11228.jpg

4723908_0_4a4e8_b4ee4204_XXL_3_ (350x30, 4Kb)

 

Елизавета Ксаверьевна Воронцова, урожденная графиня Браницкая, была дочерью польского магната и племянницы светлейшего князя Потемкина. «Ей было уже за тридцать лет, – рассказывал пушкинский современник Ф. Ф. Вигель, хорошо знавший семью Воронцовых, – а она имела все право казаться молоденькой… В ней не было того, что называют красотою, но быстрый, нежный взгляд ее миленьких, небольших глаз пронзал насквозь; улыбка ее уст, подобной которой я не видал, так и призывает поцелуи».

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0a/Franciszek_Ksawery_Branicki_11.PNG

Франциск Ксаверий Браницкий

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1c/Alexandra_Branicka_by_Grassi.jpg?uselang=ru

Графиня Александра Васильевна Браницкая

Выйдя в 1819 году замуж за графа Михаила Семеновича Воронцова, Елизавета Ксаверьевна сделала одну из самых блестящих партий по тогдашнему времени. Сын знаменитого екатерининского дипломата, участник Отечественной войны, своими привычками и вкусами напоминавший английского лорда, стройный и привлекательный, Воронцов командовал русским оккупационным корпусом, расположенным во Франции. С мая 1823 года он стал новороссийским генерал-губернатором и полномочным наместником Бессарабской области.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5f/Dawe%2C_Mikhail_Vorontsov.jpg/662px-Dawe%2C_Mikhail_Vorontsov.jpg?uselang=ru

Михаил Семёнович Воронцов

Среди пушкинистов считается, что брак Воронцовых был заключен по расчету: Елизавета Ксаверьевна к числу бесприданниц не относилась. Супруг не считал нужным хранить ей верность; Пушкин в своих письмах упоминал о волокитстве и любовных похождениях графа – может, затем, чтобы как-то оправдать поведение самой Елизаветы Ксаверьевны? Она же, по свидетельству современников, посмела дать отпор самому императору Николаю Павловичу.

В глазах друзей и знакомых (по крайней мере, по молодости, до вмешательства в их семейную жизнь Пушкина) Воронцовы выглядели любящей парой. «Вот чета редкая! – сообщал одному из своих корреспондентов А. Я. Булгаков. – Какая дружба, согласие и нежная любовь между мужем и женою! Это точно два ангела».

File:P.F. Sokolov 017.jpg

"Портрет Е.К.Воронцовой" около 1823 г

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ae/Mikhail_Vorontsov_by_Molinari.jpg?uselang=ru

Михаил Семёнович Воронцов

«Судьба Воронцовой в замужестве слегка напоминает судьбу Татьяны Лариной, но хрустальная чистота этого любимого создания пушкинской фантазии не досталась в удел графине», – считал известный пушкинист П. К. Губер.

Исследователи не случайно связывают имя графини Воронцовой с известной пушкинской героиней. Именно судьба Елизаветы Ксаверьевны вдохновила поэта на создание образа Татьяны Лариной

 

Еще до замужества она полюбила Александра Раевского, с которым состояла в дальнем родстве. Елизавета Браницкая, уже совсем не юная девица (ей было двадцать семь – на три года больше, чем Раевскому), написала Александру, окруженному ореолом героя Отечественной войны 1812 года, письмо-признание. Как и Евгений Онегин в пушкинском романе, холодный скептик отчитал влюбленную девушку.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/69/%D0%A0%D0%90%D0%95%D0%92%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%991.jpg/607px-%D0%A0%D0%90%D0%95%D0%92%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%991.jpg?uselang=ru

А.Н.Раевский ,1820-е гг.

Ее выдали за Воронцова, и вся история, казалось, на этом и закончилась. Но когда Раевский увидел Елизавету Ксаверьевну блестящей светской дамой, женой известного генерала, принятой в лучших гостиных, его сердце загорелось от неизведанного чувства. Любовь эта, затянувшаяся на несколько лет, исковеркала его жизнь – так считали современники. Оставив службу в начале двадцатых годов XIX века, томимый скукой и бездельем, он приехал в Одессу, чтобы завоевать Воронцову.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3c/E.K._Vorontsova_%28Podstanitsky%27s_collection%29.JPG

Неизвестный художник. Портрет Е.К. Воронцовой.

В Одессе Воронцовы занимали великолепный дом и держали многочисленную прислугу. Приехав сюда в июле 1823 года, Пушкин был обласкан графом и зачислен на службу, приглашен бывать в его доме «запросто» и пользоваться богатейшей библиотекой.

File:Vorontsov's Palace (Odessa).JPG

Vorontsov's Palace in Odessa

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/56/Kiprensky_Pushkin.jpg/661px-Kiprensky_Pushkin.jpg?uselang=ru

А.С.Пушкин

С графиней он познакомился, скорее всего, только осенью: какое-то время Елизавета Ксаверьевна, ожидавшая ребенка, не показывалась в обществе. В октябре у нее родился сын. А в декабре поэт обратил внимание на Воронцову, влюбился в нее и, если верить стихам, тогда же достиг взаимности. Елизавете Ксаверьевне был тридцать один год, Александру Сергеевичу, еще свободному от семейных уз и обязательств, – двадцать четыре…

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/11/Teltscher-woronzowa.jpg/556px-Teltscher-woronzowa.jpg

Portrait of Countess Elisaweta Woronzowa

«Интимные отношения между Пушкиным и Воронцовой если и существовали, то, конечно, были окружены глубочайшей тайной, – повествует П. Губер. – Даже Раевский, влюбленный в графиню и зорко следивший за нею, ничего не знал наверное и был вынужден ограничиваться смутными догадками. Он задумал устранить соперника, который начал казаться опасным, и для этого прибегнул к содействию мужа».

File:Vorontsov M S.jpg

Воронцов Михаил Семенович

Для Пушкина страстное увлечение Воронцовой было лишено какого-либо расчета и обещало скорее гибель, чем счастье. Столкновение в Одессе с Раевским – с его изощренной хитростью, неожиданным коварством и даже с прямым предательством – стало одним из самых тяжелых разочарований в жизни поэта.

А. С. Пушкин
Демон

4723908_0_4a4e8_b4ee4204_XXL_1_ (350x30, 4Kb)

Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

4723908_0_4a4e8_b4ee4204_XXL_2_ (350x30, 4Kb)

Файл:Ал Ник Раевский.jpg

Портрет Александра Николаевича Раевского

Видимо, именно Раевский «подстроил» в мае 1824 года унизительную для Пушкина командировку на борьбу с саранчой. Он же убедил Александра Сергеевича написать Воронцову резкое послание с просьбой об увольнении.

http://www.nextonmarket.com/u/28/n/640x480/n1051.jpg

 Желание славы

4723908_0_4a4e8_b4ee4204_XXL (350x30, 4Kb)

Когда, любовию и негой упоенный,
Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,
Я на тебя глядел и думал: ты моя, -
Ты знаешь, милая, желал ли славы я;
Ты знаешь, удалён от ветреного света,
Скучая суетным прозванием поэта,
Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал
Жужжанью дальнему упрёков и похвал.
Могли ль меня молвы тревожить приговоры,
Когда, склонив ко мне томительные взоры
И руку на главу мне тихо наложив,
Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?
Другую, как меня, скажи, любить не будешь?
Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?
А я стесненное молчание хранил,
Я наслаждением весь полон был, я мнил,
Что нет грядущего, что грозный день разлуки
Не придет никогда... И что же? Слёзы, муки,
Измены, клевета, всё на главу мою
Обрушилося вдруг... Что я, где я? Стою,
Как путник, молнией постигнутый в пустыне,
И всё передо мной затмилося! И ныне
Я новым для меня желанием томим:
Желаю славы я, чтоб именем моим
Твой слух был поражён всечасно, чтоб ты мною
Окружена была, чтоб громкою молвою
Всё, всё вокруг тебя звучало обо мне,
Чтоб, гласу верному внимая в тишине,
Ты помнила мои последние моленья
В саду, во тьме ночной, в минуту разлученья.

1825 г.

4723908_0_4a4e8_b4ee4204_XXL_1_ (350x30, 4Kb)

Воронцов упредил его, отправив  к канцлеру Нессельроде коварное письмо.

«Если граф Воронцов имел основания ревновать, то последующее его поведение становится вполне объяснимым и не столь преступным, как об этом принято говорить, – считает литературовед Нина Забабурова. – Ему, естественно, необходимо было удалить человека, посягавшего на его семейное благополучие… Не заметить пылких чувств поэта к собственной супруге граф Воронцов, естественно, не мог. Это не могло не усилить взаимной антипатии генерал-губернатора и рядового чиновника его канцелярии. Видимо, к маю 1824 года ситуация предельно обострилась, и в письме М. С. Воронцова к Нессельроде звучит нескрываемое раздражение. Кажется, ему изменила обычная аристократическая выдержанность: «…я повторяю мою просьбу – избавьте меня от Пушкина: это, может быть, превосходный малый и хороший поэт, но мне бы не хотелось иметь его дольше ни в Одессе, ни в Кишиневе…».

Результатом стало высочайшее повеление об отправке Пушкина в Псковскую губернию в имение родителей, под надзор местного начальства.

  Сожжённое письмо

4723908_0_4a4e8_b4ee4204_XXL_2_ (350x30, 4Kb)

Прощай, письмо любви, прощай! Она велела...
Как долго медлил я, как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!... вспыхнули! пылают... лёгкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
Свершилось! Тёмные свернулися листы;
На лёгком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди...

1825 г.

4723908_0_4a4e8_b4ee4204_XXL_3_ (350x30, 4Kb)

 

Он далеко не сразу смог забыть Елизавету Ксаверьевну. Графиня и сосланный поэт некоторое время поддерживали переписку. Исследователи связывают с ее именем многие лирические стихотворения: «Талисман», «Сожженное письмо» и «Ангел», в котором «ангелу» Воронцовой противопоставлен «влюбленный демон» Раевский.

4723908_0_4a4e8_b4ee4204_XXL_5_ (350x30, 4Kb)

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи -
Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.

1825

4723908_0_4a4e8_b4ee4204_XXL_6_ (350x30, 4Kb)

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1f/Dawe_Voronzova.jpg

Countess Elisaveta Ksaverevna Vorontsova

4723908_0_4a4e8_b4ee4204_XXL_8_ (350x30, 4Kb)

ТАЛИСМАН

Там, где море вечно плещет
На пустынные скалы,
Где луна теплее блещет
В сладкий час вечерней мглы,
Где, в гаремах наслаждаясь,
Дни проводит мусульман,
Там волшебница, ласкаясь,
Мне вручила талисман.

И, ласкаясь, говорила:
"Сохрани мой талисман:
В нем таинственная сила!
Он тебе любовью дан.
От недуга, от могилы,
В бурю, в грозный ураган,
Головы твоей, мой милый,
Не спасет мой талисман.

И богатствами Востока
Он тебя не одарит,
И поклонников пророка
Он тебе не покорит;
И тебя на лоно друга,
От печальных чуждых стран,
В край родной на север с юга
Не умчит мой талисман...

Но когда коварны очи
Очаруют вдруг тебя,
Иль уста во мраке ночи
Поцелуют не любя -
Милый друг! от преступленья,
От сердечных новых ран,
От измены, от забвенья
Сохранит мой талисман!"

1827

4723908_0_4a4e8_b4ee4204_XXL_7_ (350x30, 4Kb)

Известно, что Пушкин был весьма суеверным человеком. В частности, он верил в магическую силу колец. Среди перстней, оставшихся после него, есть один, относящийся ко второй половине XVIII столетия, с вырезанной на нем древнееврейской надписью. Согласно преданию, это и был воспетый в известных стихах сердоликовый талисман, сберегающий от несчастной любви и подаренный Пушкину Воронцовой.

Файл:A.Pushkin by Mazer.jpg

Пушкин

Файл:Puskin by Tropinin (hand).jpg

Портрет Пушкина (фрагмент)

Pushkin's talisman 2.jpgСимха, сын почетного рабби Иосифа,
да будет благословенна его память.

שמחה בכ"ר
יוסף הזקן ז"ל

В развёрнутом виде надпись читается:
שמחה בן כבוד רבי

יוסף הזקן זכרונו לברכה

File:Elisabeth Vorontsova.jpg

4723908_0_4a4e8_b4ee4204_XXL_4_ (350x30, 4Kb)

С нею прощался поэт перед женитьбой стихами:

 

В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.

Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя всё, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальняя подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Перед изгнанием его.

4723908_0_4a4e8_b4ee4204_XXL_5_ (350x30, 4Kb)

 

«Роман А. Н. Раевского с Елизаветой Ксаверьевной имел после высылки Пушкина довольно длинное продолжение, – продолжает П. Губер. – Во второй половине 1824 года Раевский был еще близок к графине, и близость эта, по крайней мере, одно время, имела весьма интимный характер. Но затем Воронцова удалила его от себя».

File:Elisabeth Vorontsova 1.jpg

Countess Elisaveta Ksaverevna Vorontsova

Рассказывают, что в 1828 году он с хлыстом в руках остановил на улице экипаж графини и крикнул ей: «Заботьтесь хорошенько о наших детях» или – по другой версии – «о нашей дочери».

Скандал получился невероятный. Воронцов снова вышел из себя и под влиянием гнева решился на шаг совершенно неслыханный: он, генерал-губернатор Новороссии, в качестве частного лица подал одесскому полицеймейстеру жалобу на Раевского, не дающего прохода его жене.

Томас Лоуренс Портрет графа М.С. Воронцова

Но Воронцов скоро опомнился. Сообразив, что официальная жалоба может сделать его только смешным, он поспешил прибегнуть к другому средству, уже употребленному с успехом против Пушкина. Мы не знаем, что именно доносил он в Петербург, но три недели спустя было получено высочайшее повеление о немедленной высылке Раевского в Полтаву, к отцу, «за разговоры против правительства и военных действий». Донос сделал свое дело.

Подтверждением достоверности этой истории может служить и письмо старика Раевского. Защищая сына от политических обвинений, он признавался:

«Несчастная страсть моего сына к графине Воронцовой вовлекла его в поступки неблагоразумные, и он непростительно виноват перед графинею».

File:Elisaveta Ksaverevna Vorontsova .jpg

ПОРТРЕТ ГРАФИНИ ЕЛИЗАВЕТЫ КСАВЕРЬЕВНЫ ВОРОНЦОВОЙ

Что касается Елизаветы Ксаверьевны, то существует довольно правдоподобная версия: отцом ее дочери Софьи был Пушкин…

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6a/Elisabeth_Vorontsova_and_Sofia_Shuvalova.jpg

Елизавета Ксаверьевна Воронцова (1792-1880) с дочерью Софьей Михайловной (1825—1879), в замуж. Шуваловой.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/85/Elisabeth_Vorontsova_.jpg

ПОРТРЕТ ГРАФИНИ ЕЛИЗАВЕТЫ КСАВЕРЬЕВНЫ ВОРОНЦОВОЙ

 

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Elisabeth_Vorontsova.jpg

http://www.greatwomen.com.ua/2008/05/06/elizaveta-ksaverevna-voroncova/

4723908_0_4a4e8_b4ee4204_XXL (350x30, 4Kb)

Серия сообщений "Истории любви":
Часть 1 - Павел I и Анна Лопухина
Часть 2 - Любвеобильный монарх Александр I.
...
Часть 5 - Анна Болейн
Часть 6 - Знаменитая пленница Штольпена. Анна Констанция фон Козель
Часть 7 - Елизавета Ксаверьевна Воронцова
Рубрики:  ЖЗЛ
Известные люди
Биография
Судьбы
А.С.Пушкин
история
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку