220 лет со дня рождения русского композитора Алексея Николаевича Верстовского |
Алексей Верстовский родился 18 февраля (1 марта) 1799 года в имении Селивёрстово Козловского уезда Тамбовской губернии. Имение было расположено на живописном берегу реки Лесной Воронеж. Отец Верстовского служил в Тамбовской удельной экспедиции.
Его мать Анна Васильевна была дочерью генерал-майора Волкова. Отец композитора был внебрачным сыном генерала А. Селиверстова и пленной турчанки, и потому фамилия его — Верстовский — образована от части родовой фамилии, а сам он был приписан к дворянскому сословию как выходец из «польского шляхетства». Он получил хорошее образование и был человеком вполне обеспеченным, у него даже был собственный крепостной оркестр и большая нотная библиотека. В таких условиях маленький сын — будущий русский композитор — имел все возможности осваивать музыкальные азы. И он действительно уже с 8 лет начал выступать в любительских концертах как пианист.
Ария Громобоя из оперы "Громобой"
Алексей Верстовский с детства обучался музыке. Первой учительницей стала мачеха — Дарья Михайловна Малышева. В доме была большая нотная библиотека и музыкальные инструменты. Другие дети, брат Василий и сестра Варвара, также играли на музыкальных инструментах. Семья часто по долгу службы отца жила в Тамбове, там Алексей брал уроки игры на фортепиано у местного музыканта П. И. Протопопова (по другим данным с П. И. Протопоповым Алексей Верствовский познакомился уже в Уфе).
В 1808 году юный Алексей вместе с семьёй переехал в Уфу.
В 1816—1817 гг. Алексей Николаевич обучался в Институте корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения) и продолжал заниматься музыкой, беря уроки музыки по различным дисциплинам и на различных инструментах, учился теории композиции, у Тарквини учил пение.
Романс "Старый муж"
В это же время он увлёкся театром.
Во время учёбы в институте путей сообщения Верстовский сблизился с музыкантом Александром Алябьевым, драматургами Николаем Хмельницким и Александром Шаховским. В те же годы Верстовский начинает сочинять произведения для театра. Пишет сам, переводит с французского либретто водевилей, сочиняет музыку к театральным представлениям. Тогда же, Алексей Николаевич сам участвовал в любительских спектаклях.
В 1817 году Верстовский оставил институт и поступил на гражданскую службу. В 1819 году в петербургском Большом театре была поставлена опера-водевиль Верстовского «Бабушкины попугаи». Это стало началом его театрально-композиторской деятельности.
Романс "Ворон к ворону летит"
В 1823 году Верстовский переехал в Москву, где служил в канцелярии генерал-губернатора Д. В. Голицына. В то время московская императорская труппа несколько отделилась от общей дирекции императорских театров и на какое-то время вошла в подчинение генерал-губернатора. Карьера музыканта продвигалась успешно: с 1825 года Верстовский А. Н. — инспектор музыки Московской императорской труппы, с 1830 — инспектор репертуара императорских московских театров, в течение 1848—1860 гг. — управляющий конторой Дирекции императорских московских театров, причем по воспоминаниям драматического актера Петербургской труппы А. А. Нильского, Верстовский как управляющий московскими театрами слыл очень строгим и взыскательным начальником.
Гишпанская песня
Художник Григорий Чернецов включил изображение Алексея Верстовского в свою картину «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге», на которой он поместил 223 выдающихся людей России эпохи императора Николая I. Верстовского можно обнаружить под номером 192 (чтобы зрители не запутались, художник дал каждому портрету отдельный номер.
В 1835 году Верстовский написал оперу «Аскольдова могила» на сюжет одноимённого романа Михаила Загоскина. Эта опера, значение которой надолго пережило и самого композитора, стала его своеобразным подарком жене — актрисе Московской императорской труппе Надежде Васильевне Репиной, на тот момент еще неофициальной жене, они оформили церковный брак лишь спустя годы — в 1841 году. В начале 1842 года эта опера впервые в провинции была поставлена в Саратове.
Ария Красицкого из оперы "Пан Твардовский"
Алексей Николаевич Верстовский является автором шести опер, более 30 опер-водевилей (в том числе и в соавторстве с другими композиторами) и музыкальных баллад. За отличие в государственной службе действительный статский советник, композитор и театральный деятель А. Н. Верстовский был награждён орденами Св. Владимира 2-й степени, Св. Анны 2-й степени, Св. Станислава 2-й степени.
Покинув службу в 1860 году, композитор продолжал жить в Москве, пережив собственную славу. Скончался 5 (17) ноября 1862 в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Имя Верстовского довольно быстро заняло место среди значимых деятелей искусства и культуры России первой половины 19 века.
Значение творчества композитора
Романс "Певец"
Его деятельность в Московской императорской театральной труппе оказалась настолько важной, что московские театры москвичи прозвали «театрами Верстовского». Верстовскому же принадлежит огромная заслуга в привлечении талантливых артистов. Именно он, услышав пение А. О. Бантышева в хоре купца В. В. Варгина (того самого купца, что за бесценок продал Москве здание Малого театра, стоящее до сих пор), пригласил талантливого певца петь на сцене и много занимался с ним, обучая нотам и вокальной постановке голоса.
В русской вокальной лирике Верстовский, как композитор, создал новый жанр — балладу, или «драматические кантаты», как он сам называл такие сочинения. Это повествовательно-драматические произведения для солиста с инструментальным сопровождением, написанные в свободной форме — сюда относятся «Чёрная шаль» (на стихи А. С. Пушкина; первый исполнитель Пётр Александрович Булахов в Москве, дом Пашкова, 1823 г.), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Три песни скальда» и др.
Романс "Вот мчится тройка удалая"
Огромное значение творчества Верстовского перекрылось трагическим для него забытьем еще при жизни. На сцену пришли новые течения и новые поколения музыкантов. Постепенно освобождаясь от старых, уже отшумевших спектаклей с музыкой Верстовского, театры брали в репертуар новые произведения (новый импульс привнесла в развитие русской музыкальной культуры опера М. Глинки «Жизнь за царя». Развитие — это вещь обыденная, но и очень горькая, когда приходится освобождать зенит славы для новых поколений. Верстовский тяжело переживал это.
Две песни Торопки из оперы "Аскольдова могила"
Романс "Ах точно ль никогда"
http://cyclowiki.org/wiki/Алексей_Николаевич_Верстовский
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |