-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лариса_Бабуркина

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.10.2011
Записей: 436
Комментариев: 235
Написано: 929


Ян Вермеер Дельфтский

Среда, 24 Апреля 2013 г. 07:01 + в цитатник

vermeer_00 (210x375, 13Kb)

 

Вермеер Дельфтский (Vermeer van Delft) Ян (1632–1675), голландский живописец, крупнейший мастер нидерландской жанровой и пейзажной живописи. Дата рождения художника неизвестна, однако по сохранившейся записи о его крещении в Новой церкви Дельфта (крещен 31 октября 1632) можно предположить, что будущий великий нидерландский художник родился в конце октября.

Работал Вермеер в Делфте, как художник, вероятно, сложился под влиянием трагически погибшего при взрыве порохового склада талантливого мастера Карела Фабрициуса. Существует версия, что молодой Вермеер мог обучаться у «итальяниста» Леонарта Бреймера, с которым его семья поддерживала достаточно близкие отношения. Достоверно известно, что 29 декабря 1653 года начинающего художника приняли свободным мастером в делфтскую гильдию Святого Луки, объединявшую живописцев всех жанров, мастеров стекольных и фаянсовых дел, ювелиров и торговцев картинами. Ранние картины Вермеера отмечены тягой к монументальности и возвышенности образов, и, кроме того, свидетельствуют о влиянии итальянского барокко (“Христос у Марфы и Марии”, Национальная галерея, Эдинбург; «Диана и нимфы», Маурицхейс, Гаага, 1653-1655).

Вр=ерм Христос у Марфы и Марии (618x700, 223Kb)

Христос у Марфы и Марии

vermeer_01 Диана и нимфы (700x645, 87Kb)

Диана и нимфы

В крупнофигурном полотне “У сводни”, ярко жизненной композиции, полной молодого задора и полнокровной чувственности, элементы тонального колорита смело сочетаются с крупными звучными пятнами чистого цвета.

 

535px-JohannesVermeer_-_De_koppelaarster (535x599, 97Kb)

У сводни

По сюжету картина «У сводни» (1656, Дрезден, Картинная галерея) мало чем отличалась от подобных ей картин других голландских жанристов, но ее большой размер, смелая насыщенная палитра, построенная на контрастах киноварно-красного, желтого, черного и белого тонов, необычайная характерность и сила образного решения — все это сообщает подлинную значительность и новаторский характер произведению Вермера.

Безусловно сильное влияние на творчество Вермеера оказало искусство голландского мастера жанровой живописи Питера де Хооха, проживавшего в Делфте с 1652 по 1662 годы. Стиль этого живописца в дальнейшем нашел развитие в картинах Вермеера. 20 апреля 1653 года Ян Вермеер женился на Катарине Болнес, дочери преуспевающего владельца кирпичной фабрики в окрестностях города Делфта.

Со второй половины 1650-х годов Вермеер писал небольшие картины с одной или несколькими фигурам в залитом серебристым светом интерьере городского дома (“Девушка с письмом”, Картинная галерея, Дрезден; “Служанка с кувшином молока”, Государственный музей, Амстердам), уделяя внимание не столько сюжетно обоснованному действию, сколько общему лирическому настрою сцены, душевному состоянию персонажей. Тщательная, любовная выписанность деталей воссоздающая фактурное богатство предметного мира, тонкое использование естественного освещения, как бы преображающего интерьер, раскрывают поэзию повседневного домашнего бытия, органическое единство человека и окружающей его среды.

 

Jan_Vermeer_van_Delft_Девуш, чит пис 1656 (458x599, 79Kb)

Девушка с письмом

В угоду нравам стянута корсетом.
Смягчает эту строгость воротник.
В игру теней с неутомимым светом
попал слегка напудренный парик.
Всех украшений – тонкая цепочка
с жемчужно-обтекаемым зерном.
Как бабочку булавка - держит строчка
ее глаза на слове озорном.
Кто пишет ей? О чем? Никто не знает.
Бумага поизмята и проста,
но все никак письмо не дочитает
вермеерская девушка с холста.
Пусть муть стекла обкрадывает утро,
как плющ тяжелый, штапики обвив,
сочится свет из брызг и перламутра,
и девушка читает о любви.
Чеканный профиль в ракурсе камеи,
и на губах вкус жизни не окис.
Да, старость ее вряд ли пожалеет,
но юностью залюбовалась кисть.
Уходит луч за длинную гардину,
чуть поиграв кудряшками на лбу.
…Она письмо прочла наполовину,
а мы невольно… всю ее судьбу.


 


Особенно гармонична и ясна по композиционному построению картина «Девушка с письмом» (конец 1650-х годов, Дрезден, Картинная галерея), картина, насыщенная воздухом и светом, выдержанная в бронзово-зеленых, красноватых, золотистых тонах, среди которых сверкают желтые и синие краски, преобладающие в натюрморте переднего плана. В отличие от теплого, мягкого света, как будто излучаемого самими объектами изображения в картинах Рембрандта, Вермер заливает весь интерьер комнаты холодным дневным светом. Он четко моделирует объемы предметов, выявляет фактуру поверхности каждого из них. Благородству, жизненному богатству и сдержанности всего строя художественного произведения соответствует образ спокойной молодой женщины, погруженной в чтение письма, неразрывно связанный с состоянием тишины и покоя, воплощенными в этой картине.

 

Jan_Vermeer_van_Delft_Молоч 1660 (535x599, 79Kb)

Служанка с кувшином молока

Неторопливо уверенна в движениях, обаятельна и естественна женщина из народа в картине «Служанка с кувшином молока», пронизанной светлым оптимизмом (1657—1660, Амстердам, Рейксмузеум) и воссоздающей особую, опоэтизированную атмосферу повседневной жизни. Облик молодой женщины дышит здоровой силой, моральной чистотой; предметы, ее окружающие, написаны с удивительной жизненной достоверностью, кажется ощутимой мягкость свежего хлеба, гладкая поверхность кувшина, густота льющегося молока. Здесь, как и в ряде других произведений Вермера, проявляется его поразительный дар тонко чувствовать и передавать жизнь вещей, богатство и разнообразие форм реальных предметов, вибрацию света и воздуха вокруг них.

К лучшим картинам этого жанрового плана принадлежат “Дама и два кавалера” (Музей Антона Ульриха, Брауншвейг), “Офицер и веселая девушка” (Собрание Фрик, Нью-Йорк), “Девушка, примеряющая ожерелье” (Картинная галерея, Берлин-Далем), “Дама в голубом, читающая письмо” (Рейксмузеум, Амстердам), “Девушка с кувшином воды” (Музей Метрополитен, Нью-Йорк).

 

vermeer_08Офиц и веселая девушка (630x700, 127Kb)

Офицер и веселая девушка

 

695px-Jan_Vermeer_van_Delft_-_The_Glass_of_Wine_-_Google_Art_Project (695x600, 115Kb)

 

 

vermeer_15 Дама в голуб читающ письмо (577x700, 87Kb)

Дама в голубом, читающая письмо

 

Верм Спящая девушка 1656 (505x599, 101Kb)

Спящая девушка

 

vermeer_19 Девуш пиш письмо (612x700, 74Kb)

Девушка, пишущая письмо

 

517px-Vermeer,_Johannes_-_The_Loveletter (517x600, 56Kb)

Любовное послание

 

vermeer_23 Ответное послание (577x700, 83Kb)

Ответное послание

 

vermeer_28 Дама у спинета (595x700, 100Kb)

Дама у спинета

 

vermeer_17 Дама у вирджинала и кавалер (591x700, 131Kb)

Дама у вирджинала и кавалер

 

vermeer_31 молодая женщина с гитарой (595x700, 119Kb)

Молодая женщина с гитарой

 

vermeer_18 Концерт (630x700, 104Kb)

Концерт

 

vermeer_13 (616x700, 150Kb)

Девушка с кувшином воды

Классическая ясность, естественность и живая выразительность композиции, легкая вибрация света и воздуха, светонасыщенность звучного цвета, богатая игра оттенков и скользящих рефлексов, красочность бликов одухотворяют мир людей и предметов, сообщают им внутреннюю значительность. В конце 1650-х годов Вермеер создал два шедевра пейзажной живописи: лирически проникновенную, тонкую по исполнению картину “Улочка” (Государственный музей, Амстердам) и сияющий свежими, чистыми, мягкими красками “Вид города Делфта” (Маурицхёйс, Гаага). В 1660-е годы творчество Вермеера становится более созерцательным и изысканным, живопись – более холодной, матово-эмалевой, выдержанной в жемчужной гамме с яркими пятнами лимонно-желтых и голубовато-синих тонов (“Девушка с жемчужной сережкой”, Маурицхейс, Гаага).

 

Johannes_Vermeer_(1632-1675)_-_The_Girl_With_The_Pearl_Earring_(1665) (419x600, 41Kb)

Девушка с жемчужной сережкой

Классическая ясность, естественность и живая выразительность композиции, легкая вибрация света и воздуха, светонасыщенность звучного цвета, богатая игра оттенков и скользящих рефлексов, красочность бликов одухотворяют мир людей и предметов, сообщают им внутреннюю значительность. В конце 1650-х годов Вермеер создал два шедевра пейзажной живописи: лирически проникновенную, тонкую по исполнению картину “Улочка” (Государственный музей, Амстердам) и сияющий свежими, чистыми, мягкими красками “Вид города Делфта” (Маурицхёйс, Гаага). В 1660-е годы творчество Вермеера становится более созерцательным и изысканным, живопись – более холодной, матово-эмалевой, выдержанной в жемчужной гамме с яркими пятнами лимонно-желтых и голубовато-синих тонов (“Девушка с жемчужной сережкой”, Маурицхейс, Гаага).

 

vermeer_24порт дев в крас уборе (549x700, 104Kb)

Портрет девушки в красном уборе

798076100 (624x700, 90Kb)

Портрет молодой женщины

Jan_Vermeer_van_Delft_025 (487x599, 86Kb)

Улочка

Удивительное мастерство Вермера обнаруживается и в двух написанных им пейзажах, относящихся к замечательным образцам этого жанра живописи не только в голландском, но и в мировом искусстве. Чрезвычайно прост мотив картины «Улочка» (около 1658, Амстердам, Рейксмузеум), вернее, ее маленькой части, с фасадом кирпичного дома, изображенной в серый, пасмурный день.

Vermeer-view-of-delft (700x584, 75Kb)

Вид города Дельфта

Изумляет материальная осязаемость каждого предмета, одухотворенность каждой детали. Совсем иной характер носит «Вид города Дельфта» (между 1658—1660 годами, Гаага, Маурицхейс). Художник смотрит на родной город в летний день после дождя. Солнечные лучи начинают пробиваться сквозь влажные серебристые облака, и вся картина сверкает и искрится множеством красочных оттенков и световых бликов и вместе с тем захватывает цельностью и поэтической красотой.
Тяготение к изображению солнечного света, воздушной среды, гармония и ясность видения мира, мастерство обобщения в сочетании с поразительным чутьем детали и красочного нюанса, созерцательное спокойствие и поэтизация действительности — все эти черты выдвигают Вермера в число самых больших живописцев поэтического склада в мировой живописи.

Особым обаянием обладают созданные  в конце 60-х годов образы людей труда, искусства, науки, передающие самоуглубленность человека в минуты творчества (“Кружевница” и “Астроном”, обе картины в музее Лувра, Париж; “Географ”, Штеделевский художественный институт, Франкфурт). Многие из жанровых сцен Вермеера суть обобщенные жанровые портреты. Их лиризм настолько убедителен, что они кажутся олицетворениями женственности как таковой, воплощениями души, как бы тоскующей на темном, ночном фоне в “Девушке с жемчужиной”, либо, напротив, пытливого разума — в поздних картинах “Географ” и “Астроном”.

 

516px-Jan_Vermeer_van_Delft_016 (516x600, 50Kb)

Кружевница

 

523px-J._VERMEER_-_El_astrónomo_(Museo_del_Louvre,_1688) (523x599, 70Kb)

Астроном

 

vermeer_26 Геграф (630x700, 113Kb)

Географ

В последние годы жизни Вермеера его финансовое положение сильно ухудшилось в связи с начавшейся в 1672 году франко-голландской войной. Спрос на картины резко упал, живописец вынужден был брать ссуды, чтобы прокормить одиннадцать детей и других членов семьи. Тяжелое материальное положение, вероятно, ускорило приближение смерти. Неизвестно, что произошло, острое заболевание, или неизбежная депрессия в связи с постоянными финансовыми проблемами, которая подтачивала здоровье художника последние несколько лет, но похоронили Вермеера 15 декабря 1675 года в семейном склепе в Делфте. Ярко индивидуальное искусство Вермеера после его смерти не было оценено современниками и надолго забылось. Интерес к нему возродился лишь в XIX веке, благодаря деятельности художественного критика и историка искусства Этьена Теофиля Торе, который «открыл» Вермеера для широкой публики в 1866 году.

 

Jan_Vermeer_-_The_Art_of_Painting_-_Google_Art_Project (509x600, 75Kb)

Голландский ученый П. Свилленс доказал, что Ян Вермеер изобразил в дошедших до нас картинах (а число их очень невелико) всего лишь пять различных интерьеров, которые писал с разных точек и при различном освещении. Предполагается, что это были комнаты его родного дома.

Источники:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%B5%D1%80,_%D0%AF%D0%BD

http://smallbay.ru/vermeer.html

http://kaplyasveta.ru/istoriya-odnoj-kartiny/devushka-s-zhemchuzhnoj-seryozhkoj.html

http://gallerix.ru/storeroom/306549019/

http://blog.i.ua/community/1952/669547

http://www.artniderland.ru/shedevr/verm1.php

Серия сообщений "Живопись Голландии":
Часть 1 - Рембрандт Искусство портрета ч.I
Часть 2 - Рембрандт Искусство портрета ч.II
...
Часть 7 - Брейгель Питер Старший "Страна лентяев"
Часть 8 - Брейгель "Охотники на снегу" Времена года
Часть 9 - Ян Вермеер Дельфтский
Часть 10 - Автопортреты Ван Гога
Часть 11 - Ван Гог "Едоки картофеля"- от эскиза к картине.
...
Часть 15 - Портрет четы Арнольфини Ян ван Эйк
Часть 16 - Робер Кампен - живописец эпохи Северного Возрождения
Часть 17 - Ян ван Эйк. Портреты.

Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку