-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лариса_Бабуркина

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.10.2011
Записей: 436
Комментариев: 235
Написано: 929


Автопортреты Ван Гога

Среда, 24 Апреля 2013 г. 07:05 + в цитатник


Исследователи творчества Винсента Ван Гога (1853—1890) называют разные даты появления его первых автопортретов: январь — февраль 1886 года (конец антверпенского периода) или апрель — май 1886-го (начало парижского периода). Как бы там ни было, именно в 1886 году Ван Гог начинает пристально вглядываться в отраженный в зеркале собственный лик.


Первый цикл автопортретов Ван Гога включает шесть работ (показательно, что художник писал почти всегда не один автопортрет, а целую серию). Ван Гог перед мольбертом или без него. Ван Гог с трубкой в зубах. Лицо, затененное или освещенное интенсивным светом. Голова, отодвинутая в глубину или приближенная к первому плану. Как почти все работы голландского и раннего французского периодов, автопортреты выдержаны в темной гамме красновато-коричневых и зеленовато-синих тонов. От портрета к портрету роль света становится значительнее — свет акцентирует костистую худобу лица, подчеркивает напряженную складку на лбу, рыжину волос, бороды и усов, пронзительно пристальный взгляд. Даже в тех случаях, когда половина лица затенена, маленький мазок белил на глазном яблоке в затененной части привлекает внимание к глазу. Еще в 1885 году художник писал брату: «Я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы… Человеческая душа… гораздо интереснее». Глазам, как зеркалу души, будет неизменно принадлежать важная роль во всех автопортретах художника.


Автопортрет с трубкой. Париж, весна 1886.
Холст, масло, 46х38. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам


Автопортрет в темной фетровой шляпе. Париж, 1886.
Холст, масло, 42х33. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Голландия


Второй цикл автопортретов создавался летом и осенью 1887 года (два автопортрета были исполнены в начале 1888 г.). Палитра художника светлеет, мазок становится отрывистым, дробным, по форме тяготеющим к точке или запятой. Ван Гог впитывает уроки импрессионизма и пуантилизма, увлекается японской гравюрой. Светлеет колорит и свободнее становится манера письма. В композиционном же отношении второй цикл автопортретов мало отличается от первого, разве что художник несколько укрупняет голову. За год с небольшим взрослый человек, если он не перенес какой-то катастрофы, мало меняется. Почти не изменился внешне и Ван Гог, зато воспринимает он себя уже иначе. В облике нет внешней респектабельности, интеллигентности, которые были заметны ранее. Простоволосый, в надетой на голову фетровой или соломенной шляпе, Ван Гог словно бы и не позирует, а просто показывает себя таким, каков он есть. Художник чувствует себя теперь увереннее, чем год назад. В выражении лица появляется подчас наступательность, агрессивность, еще резче выступают скулы и суровее становится складка рта. Но волевое усилие не в состоянии скрыть застывшую во взгляде тоску. Настоящая метаморфоза происходит с цветовым решением. На автопортрете, написанном в конце лета 1887 года (Амстердам, музей Ван Гога), голова художника, словно ореолом, окружена целым сонмом продолговатых голубых мазков, чередующихся с небольшими красновато-рыжими вкраплениями. Голубой цвет переходит на одежду, почти не теряя интенсивности, однако мазок становится длиннее, спокойнее. Лицо как бы излучает пламень: от носа бегут вверх, в стороны и вниз красноватые, коричневые, зеленые, желтые, белые мазки-черточки, безошибочно точно передающие объем и форму, но уже одним цветом, без всякой светотени. В этих мазках есть колючая ершистость, которую видел в себе и любил подчеркивать Ван Гог. В письмах художник нередко пользуется словом «преувеличение», в частности когда говорит о портрете: «преувеличение личности» с помощью рисунка и — особенно — цвета». Автопортретный цикл 1887 года — шаг вперед на пути такого «преувеличения личности», которое у художника всегда основано на изучении натуры и помогает раскрыть внутреннюю сущность модели.


Автопортрет в фетровой шляпе. Зима, 1887-88. Холст, масло, 44х37.
Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Голландия


Автопортрет в соломенной шляпе, зима 1887.
Картон, масло, 41х33. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Голландия


Исследователи творчества Ван Гога, рассматривающие его автопортреты, нередко пользуются термином «романтическая деромантизация образа». В самом деле, Ван Гог предстает перед зрителем без какого-либо ореола исключительности. Он беспощаден к себе, всеми доступными ему средствами художник показывает, что он лишь один из многих, маленький, скромный человек. Но в этом маленьком человеке горит такой внутренний огонь, есть такая духовная наполненность, что они снимают заданную обыденность и возвращают художника к романтической концепции творческой личности как своеобразной концентрации духовной энергии, эмоциональности. Не контактирующий с окружающим, художник находит прибежище в самом себе.


Автопортрет перед мольбертом. 1887-1888. Холст, масло, 65х51.
Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Голландия

Заканчивается второй цикл «Автопортретом перед мольбертом» (1888, Амстердам, музей Ван Гога). В отличие от предыдущих, камерных, этот портрет картинный. Ван Гог обращается к традиционной для живописного автопортрета композиции, представляя художника перед мольбертом. Фигура активно заполняет пространство холста, приобретает масштабность. В руке, крепко держащей кисть и палитру, есть сила. Внутреннее беспокойство, трагизм не исчезают полностью, но отступают, давая выход неожиданно проявляющимся собранности и уверенности: Ван Гог убежден, что именно искусство, творческий труд дадут ему возможность почувствовать почву под ногами.
Арльский цикл автопортретов не столь велик, как парижский. Он насчитывает семь работ, к которым можно добавить еще три, созданные в приюте для душевнобольных Сен-Реми. В них Ван Гог последний раз обращается к собственному лику. Из работ арльского цикла выделим три: автопортрет, известный под названием «Поклонник Будды» (1888, США, Кембридж, музей Фогг), «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой» (1888, Чикаго, частное собрание) и луврский «Автопортрет» (1889).



Автопортрет. Поклонник Будды. В. Ван Гог. 1888 г.
На более ранней из этих работ сохранилась надпись: «Моему другу Гогену». Это был подарок, посланный Гогену в обмен на его автопортрет. В сопроводительном письме Ван Гог замечал: «Утрируя свою личность, я стремился придать ей характер бонзы, простодушного почитателя вечного Будды». В письме к брату Ван Гог повторил то же самое, но добавил, что это образ некоего «импрессиониста вообще». Термин «импрессионист» Ван Гог употреблял, конечно, в значении «непризнанный», «отвергнутый». Художник предстает перед зрителем в одежде, похожей на одеяние буддийского монаха, голова бритая, глаза посажены косо. Можно подумать, что Ван Гог возвращает нас к романтической театрализации образа. Но рождаемые ван-гоговским портретом ассоциации ведут не к литературе и театру, а к восточной философии. Однако сама эта философия с присущей ей созерцательностью — лишь предлог для создания концентрированного изображения, символа отверженного художника.


Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой.

«Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой» создавался после трагедии, разразившейся в конце декабря в Арле. Гоген, приехавший к Ван Гогу, решил покинуть его. Между друзьями возникла бурная ссора, и, охваченный внезапно нахлынувшим безумием, Ван Гог отрезал себе мочку уха. После недолгого пребывания в больнице Ван Гог принялся за автопортрет. Он должен был ответить на вопросы: что со мной? как жить?
Ван Гог хочет вновь обрести уверенность, он надеется, что болезнь отступила и силы его восстанавливаются. В трактовке фона есть стремление к упорядоченности: по линии глаз фон разделен на две части — красную внизу и оранжевую наверху. Традиционное погрудное изображение достаточно устойчиво. Темная шапка с куском меха впереди и темно-зеленая куртка берут в прерывающееся полукольцо лицо. Ван Гог сохраняет примету недавнего несчастья — видны приложенный к уху кусок ваты и поддерживающий ее бинт. Взгляд, резкий на других автопортретах, здесь смягчается. Художник размещает глаза близко к переносице, подчеркивает их одинаковую форму и выражение, что вносит в трактовку образа элемент стабильности. Ван Гог представлен спокойно попыхивающим трубкой, зажатой во рту. И все же в этом портрете нет ни радости выздоровления, ни уверенности в будущем. Содержание портрета соответствует словам, адресованным брату: «Я, как и раньше, полон надежд, но испытываю слабость и на душе у меня тревожно». В письме Винсент еще пытался бодриться, перед холстом же, наедине с самим собой, он мог быть более откровенным.


Луврский автопортрет, писавшийся в 1889 году в Сен-Реми, убеждает, что надеждам на выздоровление, на обретение уверенности не суждено было осуществиться. Фон портрета утратил организованность. Голубоватые и зеленоватые завихряющиеся, словно бы шевелящиеся мазки делают его подвижным. Те же цвета, слегка набирая силу, переходят на одежду, превращая фигуру в частицу беспокойного окружающего пространства. Зелено-голубые тона фона и одежды распрастраняются на лицо. И наконец, концентрируют эту неяркую, выцветшую голубизну глаза. Причем голубой зрачок, как обычно в портретах, не контрастирует с глазным яблоком и кожей лица — он почти сливается с ними по цвету. Единственное, что противостоит разливающейся повсюду блеклой голубизне, это ржавые оттенки волос, бороды и усов, переданные отрывистыми, колючими мазками. Они еще более оттеняют бескровность губ и землистую бледность кожи. Зыбок, неуловим окружающий художника мир, в такой же мере, как и его сознание.
Автопортреты Ван Гога можно назвать исповедальными. В каждом новом автопортрете художник раскрывает душу, откровенно, без утайки. Он ведет непрестанный диалог с самим собой, признаваясь себе во взлетах и поражениях, в надеждах и утратах. Исповедь Ван Гога трагична, просветы в ней редки.













Автопортрет с трубой и стаканом




Автопортрет в темной фетровой шляпой и с мольбертом

Елена Арб.
еще автопортреты:
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Self-po..._paintings_by_Vincent_van_Gogh

ист.:
http://www.art-poltava.com/ru/news/171-van-gog-pri...23-yanvarya-po-18-aprelya.html

Серия сообщений "Живопись Голландии":
Часть 1 - Рембрандт Искусство портрета ч.I
Часть 2 - Рембрандт Искусство портрета ч.II
...
Часть 8 - Брейгель "Охотники на снегу" Времена года
Часть 9 - Ян Вермеер Дельфтский
Часть 10 - Автопортреты Ван Гога
Часть 11 - Ван Гог "Едоки картофеля"- от эскиза к картине.
Часть 12 - Франс Хальс. Творчество.
...
Часть 15 - Портрет четы Арнольфини Ян ван Эйк
Часть 16 - Робер Кампен - живописец эпохи Северного Возрождения
Часть 17 - Ян ван Эйк. Портреты.

Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку