-Рубрики

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в замечательнаяя

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Тайны_нашего_времени Сила_ведьм

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.08.2011
Записей: 1688
Комментариев: 458
Написано: 2585


Средневековый Бестиарий. О созданиях дивных.

Суббота, 31 Октября 2015 г. 13:09 + в цитатник
Цитата сообщения VinKen



Единорог

В христианстве единорог — это символ божественного единства, духовной власти и благородства, в связи с этим и становится он образом Христа.
Его белая окраска символизирует чистоту, то, что необходимо приобретать, следуя путями сыновей Божьих.

Единорог славит Папу Гонория IV.
"Пророческие видения Пап Римских". Англия 1300 г.


Но весь этот возвышенный символизм не мешал относится к этому животному эээээ..., ну потребительски что ли.
Всё дело в его роге: издревле его рогу приписывались лечебные свойства (в частности, считалось, что это лучшее средство от любых ядов).

Вообще единорог в Средневековье имел мало общего с белым конём с рогом во лбу. Роста он был небольшого, да и вида иного.
Прекрасный единорог на лапках из английского бестиария XIII века.


Немного об охоте на единорога...
Все авторы сходятся на том, что в качестве приманки нужна непорочная дева.
Тут сложная символика. Он - эмблема целомудрия.
Изображение первоначально было с Девой Марией, он ей голову на колени клал.
А потом трактовка расширилась и стали считать, что единорог голову на колени кладёт любой девственнице, поклоняется чистоте, устоять не может. Если не девственница его попытается подманить, убьёт.

Несчастный единорог, рядом дева, скорбно взирающая на эту жуткую сцену. Такая драма. Из Английского бестиария XIII века.


Злобный вьюнош пронзает копьём единорога.Англия, средина XIII века.


Вот только имеются существенные расхождения в облачении девы: в некоторых произведениях дева должна быть одета, в других должна быть с обнаженной грудью, в третьих обнажённой полностью.

И тогда единорог становится смирным... Мда... Способ поимки более чем интересный.
Попробуйте представить себя на месте единорога:)))
Тебя преследует толпа охотников, собаки лают, рога трубят. Короче: шум, гам, неразбериха.
И тут тебе под копыта сваливается обнаженная дева... Любой бы офигел и присмирел.

Всё та же сцена. Только здесь дева негодующая, возмущённая жестокостью охотника. Псалтирь Ормсби. Восточная Англия, конец 13-нач.14 века.


дева, горозящая пальцем охотнику...Англия,13 век.


Хотя деве в данном бардаке тоже не сахар: как порой писано в бестиариях, что единорог прыгает в пазуху/или на грудь/ девы.
О_о жуть! Представьте, что такое животное, ошалевшее от преследования, с разбега прыгает тебе на грудь!.. Хорошо если сумеешь отвернуться от рога! Короче, какой- то варварский способ ловли...
Но пожалуй хватит о девах, теперь немного об образе единорога подробнее.

Книга судьбы. Италия, вторя половина 15 века.


В XV—XVI веках изображение однорогого зверя красуется на медальонах, гравюрах, шпалерах. на знаменах и гербах. Он незаменим там, где поэтизируется рыцарское служение даме, где славят верность и целомудрие. Единорог был очень популярен в эпоху средневековья и Возрождения. Единорогомания захлестывает мир.

Слава единорога поддерживалась не только поэзией.
На гербах многих сиятельных господ этот символ означал не их благородство или одиночество, а обычное для того времени метафорическое истолкование: от храброго мужа враги бегут, как яд от чудесного рога.
В эпоху Возрождения фигурка единорога частенько красовалась над аптеками.
Так-то вот.

миниатюра на полях рукописи."Роман о Ланселоте".Франция, начало 14 века.


Дракон

Огромная, громоздкая змея с когтистыми лапами и крыльями - вот, пожалуй, самое привычное описание дракона. Так же дракон являлся как-бы общим названием различных яшероподобных мифических существ.

Музыканты и дракон украшают одну из страниц «Этимологии» Исидора Севильского. Франция 12 век


На Западе дракона всегда представляли злобным.
Одним из классических подвигов героев - Геркулеса, Сигурда, Св.Михаила, Св.Георгия - была победа над драконом и его убиение.
В германских мифах дракон охраняет драгоценные предметы.
В "Беовульфе"- англосаксонской эпической поэме, дракон стоит на страже сокровища три сотни лет.

Дракон довольного вида. Весёлый и бодрый. Английский бестиарий конца 13 века.


Тут откуда не возьмись
Появился вдруг...
Дракон, коего взяла оторопь от выхода такого вот нудиста обнажённого человека. Короче, испуганы оба.
Бестиарий. Франция,Lorraine (Метц),первая часть 14 века


Дракон лижет спящего человека, отравляя его прикосновением своего языка.
Здесь идёт ассоциация со сплетниками, кои тоже незаметно для людей травят их речами своими. Bestiaire d'Amour, начало 14 века.Франция,Lorraine (Metz)


Св.Иоанн в "Откровении" дважды упоминает дракона: "Древний змий, называемый диаволом и сатаною...".
Св.Августин в том же духе пишет, что дьявол - "это лев и дракон: лев по своей ярости, дракон по своему коварству".

Дракон и какой-то драконский собрат дружно держат меч, предвещая конец света. Внизу молящиеся люди. Сцена из Апокалипсиса. Англия. 1315-1325 гг.


Люди верили в реальность этого существа.
В середине шестнадцатого века дракон упоминается в "Historia Animaiium" Конрада Геснера, труде вполне даже научном. Время и только оно, сильно подорвало престиж дракона.

Дракон с мечом в лапе. "Пророчества римских пап".Италия 1600 год.


Дракон домашний, комнатно-декоративный, которого на поводке выгуливает Святая Марта. Часослов (Book of Hours Use of Nantes) Франция, Нант, 1440 год.


А это уже не дракон, а очень даже Аспид.
Аспид - это змей такой.
Его поражают специальным заклинанием, а он, чтобы на него не действовало, затыкает ухо хвостом, а второе прижимает к земле. Заклинание оно да, действует, но так же аспид не выносит звуков громких музыкальных инструментов. Змей становится обездвижен. Ну а дальше его нехристя конечно порешат.

Bestiaire D 'Amour. Франция, Metz, 1-я половина 14 века.


Аспиду священное писание под нос, дескать учись да знай. А он наотрез...
Богословские труды Вильгельма Перальда, вторая треть XIII века


Вот тут человек держит свиток и, надо думать, читает заклинание. Но вопреки всем учёным утверждениям и трактовкам, сей способ нейтрализации аспида оказался бессилен. Лишь один из них упал наземь и заткнул ухи, а остальная аспидо-группа смеётся то ли над собратом- простофилей, то ли над наивностью человека.
Бестиарий Сент-Олбанс. Англия. Миниатюра 13 века, а часть текста века 9-го.


В коллаже использованы миниатюры:
1.Псалтирь. Фландрия,Гент.1320-1330 гг.
2.Рыба в начальной букве псалма. Англия 1210-1220 гг.

Серия сообщений " ДРАКОН..":
Часть 1 - Школа энергопрактик Аллы Лайт
Часть 2 - Драконы были символами могущественных богов, дающих жизнь
...
Часть 5 - Драконы
Часть 6 - Ящер — бог-крокодил
Часть 7 - Средневековый Бестиарий. О созданиях дивных.


Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку