-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Наталия_Кравченко

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.07.2011
Записей: 743
Комментариев: 1384
Написано: 2388


"Несравненный Виллон Франсуа...»

Понедельник, 02 Апреля 2012 г. 00:35 + в цитатник

4514961_images (180x240, 9Kb)


Начало здесь.

Предположительно 1 апреля 1431 года родился Франсуа Вийон — гениальный средневековый поэт Франции.

 

Итак, Франция 15 века.

 

4514961_1 (700x424, 67Kb)

вид на средневековый Париж с Монмартра

 

 

Вот уже почти 100 лет идёт война, которую потом потомки окрестят Столетней — многолетний поединок между французскими и английскими королями и феодалами за землю и власть.

 

4514961_4 (700x523, 99Kb)

битва при Пате. Рис. 15 века

 

 

В 1431 году будет сожжена в Руане Жанна д,Арк.

 

4514961_250pxJoan_chromolithograph_3 (344x443, 64Kb)

 

И в этом же году в Париже родится мальчик по имени Франсуа Монкорбье, будущий знаменитый поэт Франции Франсуа Вийон.

 

4514961_7 (463x606, 66Kb)

 

Спустя тридцать лет он напишет о себе:

 

Я бедняком был от рожденья
и вскормлен бедною семьёй.
Отец не приобрёл именья,
и дед Орас ходил босой.

 

Отец умер, когда Франсуа был ещё ребёнком. Вдова осталась без средств, не в силах одна прокормить сына. Мальчика берёт под опеку магистр Гийом де Вийон, священник монастырской церкви (впоследствии Ф. Монкорбье взял себе имя своего отчима). По собственному признанию Вийона, старый каноник был для него «больше, чем матерью». Он всю жизнь хранил о нём благодарную память, о чём писал и в стихах, в частности, своём «Завещании».
Когда Франсуа исполнилось 13 лет — в 1444 году он поступил в университет на факультет словесных наук.

 

4514961_stydenti (250x312, 21Kb)

средневековый университет

 


Его тогда ещё называли артистическим факультетом. Это была как бы низшая ступенька, обязательная для всех студентов университета. Обучение включало две стадии: тривиум, где изучались грамматика, диалектика и риторика, и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

 

4514961_pyat_svobod__iskysstv_1_ (268x468, 33Kb)

 

 

Окончивший артистический факультет (или факультет свободных искусств, как он ещё назывался), мог поступить на один из трёх «старших» факультетов: юридический, медицинский или богословский. Студентам (их называли школярами) давали стипендию, жильё, кормили.
В жизни юных школяров было немало хорошего: свои библиотеки, столовые... Ночью и по выходным они располагались в классных комнатах, устраивали там пирушки, попойки, приводили девиц. Эти школьные заведения порой напоминали бордели.
Послушайте песню — не на стихи Вийона, а другого неизвестного французского автора 13 века — ваганта (так называли средневековых бардов и менестрелей). Она очень хорошо передаёт атмосферу средневековой школярской жизни — с её весёлыми пирушками, друзьями-подружками, зубрёжками и прочими атрибутами студенчества, вечными во все времена. Это монолог будущего школяра, который уезжает в Париж поступать в университет и прощается с прежней вольной беззаботной жизнью.

Музыка Д. Тухманова, перевод Л. Гинзбурга, исполняет Игорь Иванов и вокальная группа ансамбля «Надежда»:

http://rutube.ru/tracks/330501.html


Во французской стороне
На чужой планете,
Предстоит учиться мне
В университете.


До чего тоскую и, -
не сказать словами...
Плачьте ж милые друзья,
Горькими слезами.


На прощание пожмем
Мы друг другу руки,
И покинет отчий дом
Мученик науки.

 

Вот стою, держу весло -
Через миг отчалю.
Сердце бедное свело
Скорбью и печалью...

 

Тихо плещется вода,
Голубая лента...
Вспоминайте иногда
Вашего студента.


Много зим и много лет
Прожили мы вместе,
Сохранив святой обет
Верности и чести.


Ну так будьте же всегда
Живы и здоровы!
Верю, день придет, когда
Свидимся мы снова.

 

Всех вас вместе соберу,
Если на чужбине
Я случайно не помру
От своей латыни.

 

Если не сведут с ума
Римляне и греки,
Сочинившие тома
Для библиотеки.


Если те профессора,
Что студентов учат,
Горемыку школяра
Насмерть не замучат,


Если насмерть не упьюсь
На хмельной пирушке,
Обязательно вернусь
К вам, друзья, подружки!

 

Вот стою, держу весло -
Через миг отчалю.
Сердце бедное свело
Скорбью и печалью.

 

Тихо плещется вода,
Голубая лента...
Вспоминайте иногда
Вашего студента.

 

4514961_srednevek__ynt (472x700, 142Kb)

 

В XIII-м веке в Париже возник один из старейшийх в Европе университетов. Школяры учились и селились на левом берегу Сены, прямо напротив Нотр-Дама. Всё обучение шло на латыни и место это стали называть Латинским кварталом.

 

4514961_8 (662x620, 83Kb)

 

Вы видите средневековый Париж: Нельский дворец и знаменитую башню. Эта башня была построена на левом берегу Сены и входила в систему старых укреплений Парижа.
Эти сооружения 14 века были снесены лишь в 1663 году и на их месте сейчас находится здание французского университета. А в то время по завещанию бургундской королевы в Нельском дворце (здание слева) обосновался Дом студента, превратившийся впоследствии в знаменитый Бургундский коллеж.
С этой Нельской башней связана одна зловещая история. В 1332 году правил король Франции Филипп Шестой Валуа.

 

4514961_Filipp_6_Valya (200x284, 32Kb)


Он передал Нельский дворец своей супруге Жанне Бургундской, прозванной в народе Хромоножкой. Некрасивая, хромая, злобная и порочная, она заманивала с помощью своих помощников в свои покои молодых студентов, проводила с ними ночь, а утром надёжные слуги убивали несчастного и сбрасывали с башни в Сену, зашив в мешок. Положение королевы Франции позволяло Хромоножке избежать кары за совершённые преступления.

 

4514961_Janna_Byrgyndskaya_Hromonojka (700x523, 36Kb)


Жанна Бургундская (Хромоножка)

 

Франсуа Вийон отразил этот факт в своей «Балладе о дамах былых времён» (перевод Ф. Мендельсона):

 

Где королева, чьим веленьем
злосчастный Буридан казнён,
зашит в мешок, утоплен в Сене?
Но где снега былых времён?..

 

«Злосчастный Буридан», о котором пишет Вийон, был в то время ректором Парижского университета, ему было около тридцати лет. Спустя столетие Франсуа, видимо, почерпнул этот факт в студенческой среде.
Но вернёмся в 15 век к нашему герою, в университет, где мы его оставили. Учёба на факультете свободных искусств сводилась в основном к чтению вслух и комментированию трудов Аристотеля, Боэция и других учёных, философов и теологов того времени.

 

4514961_9 (700x517, 84Kb)

Миниатюра «Школяры слушают урок».

 

А в качестве практических занятий проводились диспуты. Там можно было выступать по любому поводу и говорить о чём угодно. Побеждал на них не самый знающий, а самый хитрый, находчивый, остроумный, так как целью упражнения было не столько углубление знаний, сколько состязание в ораторском искусстве, причём такое, где главное — не убедительный аргумент, а умение не лезть за словом в карман.
Франсуа де Монкорбье обладал этими способностями. Он сдал без труда экзамены и в 18 лет стал бакалавром словесных наук, а в 21 — магистром. Но на этом его карьера остановилась. Учиться дальше на юриста, медика или богослова (на это потребовалось бы ещё от шести до четырнадцати лет) Франсуа не хотелось, он был ленив и нетерпелив. Тогда пользовалась спросом работа переписчика и какое-то время он подрабатывал этим ремеслом.
В 40-е годы 15 столетия читатели располагали лишь книгами, переписанными от руки, и очень ценились хорошие копии, не искажающие текст и не утомляющие глаза. В те времена ещё никто не знал, что в Страсбурге в изгнании живёт один майнцский гравёр и изобретает типографский шрифт, которому суждено будет в корне изменить древний способ распространения человеческих знаний.

 

4514961_10 (393x604, 50Kb)

Каллиграф. Миниатюра 15 века.

 

4514961_11 (700x620, 85Kb)

улица с лавочками суконщика, скорняка

 

Франсуа мог бы стать торговцем или ремесленником, но, чтобы процветать в этой области, нужны были деньги и связи, чего у него не было. А чтобы бедному клирику без связей и поддержки продвигаться по службе, нужно было не раз и не два обращаться с письменной просьбой к какому-нибудь крупному чиновнику, вельможному епископу, - распорядителю духовных мест.

 

А я пока что напишу
письмо коллеге-казначею,
взять на хлеба их попрошу:
ведь нету школяров беднее!

 

Но письма Вийона, как правило, оставались без ответа. Надежды на карьеру не оправдались. Он мог бы оказаться в компании магистров, поднявшихся в чинах, как многие его бывшие однокашники, однако оказался в компании бродяг и оборванцев. Спустя годы Вийон вспоминал друзей-школяров, с которыми вместе когда-то проказничали, веселились, ухаживали за девушками. Где они все? Как сложились их судьбы?

 

Где щеголи минувших дней,
С кем пировал я в кабаках,
Кто пел и пил и был смелей
Других в сужденьях и делах?

 

Из тех, кто жив, одни в чинах -
Мошна тугая, чести много, -
Другие — в продранных штанах
Объедков просят у порога,

 

А третьи прославляют Бога,
Под рясами жирок тая,
И во Христе живут не строго, -
Судьба у каждого своя.

 

Себя Франсуа определил так:

 

Голее камня-голыша,
не накопил он ни гроша.
А сам — не сливками вскормлён,
а тощ и чёрен, как голик,
деньгами скудно наделён,
предела бедности достиг.

 

Мы не располагаем в силу давности времени фотографией Вийона, но можем приблизительно представить себе его портрет по его стихам. Он не заботится о том, чтобы выставить себя красавцем, и видит себя маленьким, темноволосым и невзрачным. Вот как описывал его (представлял себе) Мандельштам: «Сухой и черный, безбровый, худой, как Химера, с головой, напоминавшей, по его собственному признанию, очищенный и поджаренный орех, пряча шпагу в полуженском одеянии студента, - Виллон жил в Париже как белка в колесе, не зная ни минуты покоя. Он любил в себе хищного, сухопарого зверька и дорожил своей потрепанной шкуркой». (Он же дал и такой стихотворный портрет Вийона: «Наглый школьник и ангел ворующий, несравненный Виллон Франсуа...» ) Давайте сравним это описание с рисунком И. Кускова (фрагмент его картины «Франсуа Вийон в тюрьме»).

 

4514961_12 (509x619, 68Kb)

 

Худое измождённое лицо, глаза много пережившего человека, в которых светятся мудрость и печаль, губы, тронутые лукавой усмешкой — таков здесь - несколько опоэтизированный — образ Вийона. В своём знаменитом «Завещании» поэт говорит о своей жизни как о блуждании по пыльной дороге. Его судьба была скитанием изгнанного отовсюду оборванца, зарабатывавшего себе на жизнь выполнением подённой работы от случая к случаю, трудом каменщика, чернорабочего, подавальщика. В стихах он жалуется на свою Фортуну, что та плохо обходится с ним. А та будто бы ему отвечает:

 

Я прозвана Фортуною была,
А ты, Вийон, зовешь меня убийцей —
К лицу ли мне подобная хула?
И не таким, как ты, чтоб прокормиться,
Пришлось в каменоломнях потрудиться,
С какой же стати мне тебя жалеть?
Ты не один — всем суждено терпеть.

 

4514961_13 (445x642, 55Kb)

аллегорическое изображение фортуны 

 

Но Вийон не хочет терпеть, он протестует против своей жалкой доли. Однако его бунт — это его личный бунт, он не поднимается до революционных понятий. Поэт не возражал против существующего порядка, а лишь против того, что ему в этом порядке места не нашлось. В своих несчастьях он обвиняет планету Сатурн (как впоследствии и Верлен), свою злосчастную звезду, планиду:

 

Мне больно... Эта боль судьба моя.
Гнетёт Сатурна тяжкая рука
меня всю жизнь!

 

Стихи Вийона отражают мечтания голодного, усталого человека, который сетует на отсутствие справедливости в Божьем мире. Он не ищет утешения в Боге, в религиозном смирении, считая, что набожность должна стать уделом богатых. Что с бедных спрашивать праведной жизни? У них и так ничего нет, никаких радостей. Пусть Бог направит на путь благонравия тех, кому он дал всё. А беднякам пусть даст терпения перенести все лишения, что выпали на их долю. Такая вот логика.

 

4514961_14 (597x621, 87Kb)

миниатюра «Терпение бедняков», которым остаётся лишь взывать к небесам и уповать на милость Божью.

 

Ты знатным дал, господь, немало:
Живут в достатке и в тиши,
Им жаловаться не пристало —
Все есть, живи да не греши!


У бедных же — одни шиши.
О Господи, помягче с нами!
Над теми строгий суд верши,
Кого ты наделил харчами.


Такие жрут куда как сладко!
Пулярки, утки, каплуны,
фазаны, рыба, яйца всмятку,
вкрутую, пироги, блины...

 

Начав перечислять эти яства, голодный Вийон уже не может остановиться. Он безумно завидует этим людям: сытым, богатым, успешным.

 

4514961_15 (700x553, 68Kb)

миниатюра 15 века. Слуги накрывают на стол для трапезы владелицы замка.

 

Вот так мечтал бы жить и Вийон. Но увы. И единственное, что может его примирить с богачами — это их смерть.

 

4514961_16 (681x614, 91Kb)

Жан Фуке. Погребение. 

 

Торжественное погребение знатного человека, на которое Вийон смотрит с некоторым злорадством:

 

Я нищетою удручен,
А сердце шепчет мне с укором:
«К чему бессмысленный твой стон,
За что клеймишь себя позором?


Что нам тягаться с Жаком Кёром!
Не лучше ль в хижине простой
Жить бедняком, чем быть сеньором
И гнить под мраморной плитой?»

 

Это единственное утешение бедняков, - то, что они пока ещё живы.

 

4514961_17 (504x608, 74Kb)

миниатюра «Трое мёртвых и трое живых»

 

Продолжение здесь: http://www.liveinternet.ru/users/4514961/post214258245/

 

Переход на ЖЖ: http://nmkravchenko.livejournal.com/88808.html

 

 

 



Процитировано 3 раз
Понравилось: 1 пользователю

Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 01 Октября 2017 г. 16:26 (ссылка)
Нигде не видно имени, Вас - замечательной исследовательницы поэзии Франсуа Вийона. Пусть без имени - благодарю Вас.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Наталия_Кравченко   обратиться по имени Воскресенье, 01 Октября 2017 г. 16:29 (ссылка)
Как же не видно - в левом верхнем углу и имя, и фамилия, и фото. А вот Вашего имени нет. Но всё равно, спасибо большое!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку