Святитель Николай Сербский
Скрывай свое духовное богатство и не обнаруживай его без нужды.
Посмотри, как люди скрывают свои материальные сокровища и как — если принуждают их сказать, сколько они имеют, — всегда утаивают основные суммы, заявляя лишь о незначительных.
Очень мало таких, кто желает публично представить
всё, что имеет, и еще меньше тех, кто завышает размеры своего состояния, причем сих последних мир считает несерьезными и безрассудными.
Это для тебя ясное указание к тому, что и ты должен скрывать свои духовные стяжания, то есть твои добродетели и подвиги: твои посты, и бдения, и молитвы.
Почему мудрые чада века сего не выставляют напоказ свои материальные богатства?
По двум причинам: чтобы не проведали о том жулики и чтобы не вызвать зависть у злобных людей.
Но и в отношении к благам духовным есть свои воры и завистники. Это духи злобы.
Стоит тебе только объявить о каком-нибудь духовном прибытке — они тут же постараются уменьшить его или расточить.
Собственно, как только раструбил ты о нем безо всякой нужды (скажем, из тщеславия, чтобы похвалиться) — считай, что они уже отняли его у тебя и пустили по ветру. И ты, с преизбытком богатый духовными благами, внезапно и неощутимо делаешься нищим и убогим.
Многие духовные богачи, святые, были в глазах мира юродивыми, чтобы за мнимым безумством скрыть свою великую мудрость и свойственную им душевную силу.
Авва Исайя пишет; «Те добродетели приятны Богу, которые совершаются в тайне».
А преподобный Нил Синайский говорит: «Покрытая кожа на теле белая, а открытая - опаленная и черная».
Так обстоит дело и с нашими сокрытыми
либо обнародованными добрыми делами.