-Метки

2020 2022 2023 2024 9 мая ёлка ЖЗЛ акварель англия артбук аудиокнига библиотека биробиджан вдохновлялки весна война выставка городской пейзаж графика дальний восток денис день детектив дети детсад детские книги детский рисунок еао елена матеуш женщины живопись иллюстрации интерьер искусство история история вещей калачева кино китай книга коллаж конкурсы концерт коты красноярск лакото ледяные скульптуры литература литературные премии май марафон мои картинки мои работы мои рисунки мои фото музей музыка натюрморт нейросеть новый год обложка образ женщины осень отдых открытки парк пейзажи песни питербург поделки поделки из бумаги политика портрет природа психология публикации путешествие рассказ рассказы ретромода рисование рисунок рождество романс россия сахалин сериал сказки скетч скетчбук стихи сюр творчество театр тревелбук трушникова украшения уроки иллюстрации уроки пишущему фантастика фестиваль флешмоб фэнтези хабаровск харбин художник художницы цвет цветы цдт цифровая челлендж чтение электронные ресурсы юмор япония

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лиен

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 31872


любовь двух поэтов

Вторник, 28 Октября 2014 г. 11:24 + в цитатник
Цитата сообщения Ванда Барретт 1ч.

Оскар Уайльд назвал Элизабет Барретт единственным гениальным поэтом из числа женщин, подаренных Англией миру. Но сегодня ее имя привлекает больше не своей поэзией, с которой русский читатель знаком значительно меньше, чем с поэзией Эдгара По или Эмили Дикинсон, на которых Элизабет Барретт оказала огромное влияние.

Сегодня ее имя привлекает романтической историей любви. Два поэта, Роберт Браунинг и Элизабет Барретт, с которыми когда-то сравнивала себя и свои отношения с Гумилевым Анна Ахматова, останутся в истории не только своими стихами и письмами, но и необыкновенной историей любви двух уже далеко не молодых людей.

Любовь спасла Элизабет Барретт от отцовского заточения, инвалидности и одиночества, подарив ей вторую жизнь, так не похожую на ту, какой она жила в доме отца.
Роберт Браунинг, узнав об Элизабет только по томику ее поэзии, решил, во что бы то ни стало, познакомиться с той, что пишет такие гениальные стихи.

Элизабет тогда было уже  почти сорок. Обездвиженная, постоянно нуждающаяся в опиуме, чтобы не кричать от боли, тихо умирающая в плотно зашторенной комнате в течение нескольких лет, она и мечтать не смела  о любви, семье и детях.

Сравнение пары Гумилев-Ахматова с парой Барретт-Браунинг грешит многим, в том числе и словами Гумилева, сказавшим как-то, сравнивая себя с Браунингами, что при жизни слава достанется жене, а после смерти – мужу, а слава жены померкнет. После ранней смерти Гумилева слава жены только увеличивалась, достигнув пика в середине шестидесятых, но и слава Гумилева тоже не померкнет.

Супружеская жизнь Гумилева-Ахматовой быстро закончилась разводом, а жизнь второй пары вдохновила Вирджинию Вульф на блестящую и озорную историю собаки Флаш, глазами которой мы видим любовь Браунингов. Она подвигла Андре Моруа написать книгу, только уже не такую озорную как у Верджинии Вульф. И сегодня любовь Барретт-Браунинга неизменно присутствует в числе чудесных историй любви.

Но, тем не менее, Ахматова в одном оказалась  права: редко случается, когда два поэта, две незаурядные личности умеют сохранить свои отношения до конца. Здесь – как раз такой случай.


Элизабет Барретт-Браунинг и Роберт Браунинг
Элизабет Барретт родилась и провела свое детство в укромном уголке Англии в доме богатого и деспотичного человека, владевшего огромными плантациями на острове Ямайка. Всех - рабов, жену, детей, слуг - он держал в страхе и  жестоком повиновении. Двенадцать родившихся в браке детей он опекал как свою собственность: никто из них не имел права даже подумать о своей личной жизни.

Элизабет, в которой текла, в том числе, и африканская кровь, оказалась наделенной огромной эмоциональной силой и темпераментом. Непоседа, очень подвижная и активная, она  жалела только об одном - что родилась не мальчишкой. Но  этот недостаток с лихвой компенсировала подражанием своему горячо любимому старшему брату Эдварду.

Дети получили хорошее домашнее образование. Элизабет постоянно крутилась рядом с братом и его учителями, которые приглашались для преподавания  ему  древнегреческого и французского, истории и философии. Она все схватывала на лету, и  к десяти годам уже знала и греческий, и латынь, и французский, и навсегда влюбилась в историю и философию. В двенадцать лет читала с упоением Локка.

Читать выучилась в пять, в шесть уже сочиняла стихи,  в десять посвящала  стихи родным и близким,  в тринадцать написала греческий эпос "Марафонская битва", которую любящий отец напечатал в виде отдельной книги и преподнес ее на четырнадцатый день рождения Элизабет в качестве подарка. Радости не было предела.

Когда старший брат стал активно участвовать в миссионерском библейском движении, Элизабет Барретт последовала за ним. Она с тоской смотрела, как ее брат ходит в школу, куда для девочек путь был закрыт, и училась сама, читая Вергилия, Шекспира, Гомера, стараясь не отставать от брата.


Элизабет Барретт
В то время она обожала отца, не замечала его недостатков и жестокости, и сама была его любимицей. Но когда в пятнадцать лет отец узнал, что она влюбилась в учителя, то избил ее так, что Элизабет слегла в постель. Врачи говорили  о повреждении позвоночника. У нее начались дикие головные боли и боли в спине.

Она оказалась прикованной к постели. От боли ее спасала только настойка опиума и морфий. Так у Барретт возникла стойкая зависимость от наркотиков, длившаяся почти всю жизнь и способствовавшая ее слабому здоровью.

Видевшие ее тогда, так описывают эту странную девушку: «Тонкая фигурка, нежные глаза с бахромой темных ресниц, темные локоны, падающие с обеих сторон ее лица и нежная улыбка». После восстания рабов на Ямайке, отец оказался практически разоренным. Он погряз в судебных разбирательствах за свои земельные владения и вскоре вынужден был продать свое имение, чтобы рассчитаться с кредиторами и все семейство переезжает в Лондон.

Элизабет Барретт уже за тридцать. Она продолжает писать стихи, знакомится с поэтами и литераторами, которые поддерживают и вдохновляют ее. Но в 32 года она заболевает туберкулезом. Для поправки здоровья отец отправляет ее вместе со старшим братом в Девоншир, на море. Здесь они наслаждаются свободой, природой, друг другом.

БарреттНо через какое-то время отец приказывает сыну вернуться в Лондон, но дочь уговаривает его и брат остается с ней. Но, отправившись через несколько дней на паруснике на прогулку в море, брат утонул.

Элизабет Барретт  была близка к безумию. Вернувшись домой, она слегла окончательно. Нервный срыв, чувство вины, потеря близкого человека окончательно превратили ее в инвалида.

Элизабет перестала выходить из комнаты, окна были постоянно зашторены, вход открывался только для отца, который каждый день приходил к ней вечерами молиться вместе с ней.

Он был рад, что она оказалась полностью зависимой от него, а она научилась извлекать из этого пользу.

Но однажды к ней пришел ее двоюродный брат и сообщил, что с ней желает познакомиться поэт Роберт Браунинг. Страх – первое, что она испытала. Элизабет Барретт  уже тридцать девять, старая дева, неподвижный инвалид, которая без посторонней помощи даже в инвалидное кресло не может сесть. Как она может показаться незнакомому человеку, когда и родные-то к ней не часто входили. Нет, нет и нет!

(Продолжение следует)

Рубрики:  история/история любви и дружбы
литература
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку