
"Прекрасная эпоха" или "бель эпок", которую также называют "ар нуво" или "эпоха модерн" охватила два десятка лет на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий.(Период 1890-1914) Как и любой стык двух веков, этот период характеризуется важными изменениями, назревшими в жизни общества, которые нашли свое отражение в разных ее ипостасях. Мода эпохи модерн чрезвычайно интересна своими трансформациями, которые явились предзнаменованием кардинальных перемен, произошедших чуть позднее. Эпоха модерн началась в девяностые годы девятнадцатого века и продолжалась вплоть до Первой Мировой войны. Это время характеризуется важнейшими переменами в женском костюме, который постепенно стал освобождать дамские формы от прежних одежд, тесных, удушливых, пышных.

Подборка цветныхъ фотографiй изъ французскаго журнала “Моды” / Les Modes (дословный переводъ – Режимы), который издавался съ 1902 по 1937годъ в Париже. Все фотографiи созданы разными французскими фотографами въ периодъ 1907-1910 годъ, (фотоателье "Reutlinger", "Boissonnas And Taponier", "Felix", "Paul Boyer", "Henri Manuel", "Cheri-Rousseau And Glauth") для журнала “Моды” и вклеивались въ журналъ въ виде отдельныхъ вкладокъ. Въ основномъ въ журнале преобладали черно-белые фотографiи. Поражаетъ качество фотографiй сделанныхъ сто летъ назадъ и прежде всего восхищаетъ великолепно выстроенная композиция и практически идеально поставленный светъ, что говоритъ о высочайшем уровне профессиональной квалификацiи фотографовъ техъ летъ.
Надо заметить что фотографы конца XIX и начала XX века въ своемъ творчестве опирались на традиции живописи. То есть они делали художественную фотографию и соответственно имели хорошiй художественный вкусъ ибо не понаслышке знали что такое живопись и были знакомы с многими знаменитыми художниками того времени. Къ сожалению многия современныя модныя фогорафы утеряли связь съ традициями прошлаго, они умеют делать хорошую картинку, но художественный вкусъ у нихъ отсутствуетъ напрочь. Но вернемся к нашимъ фотографамъ и моде прошлаго века. Ну а пока предлагаю вам полюбоваться осколками прошлого и вернуться в те времена, когда в обществе ещё были высокие нравы, когда у моды был роскошный вкус, когда изысканность радовала глаз и красота царила во всем.


Обратите внимание на прически некоторых женщин на фотографиях, тогда сто лет назад в моде были начесы, видимо для того что бы было удобнее носить на голове огромную шляпу.Обратите также внимание на женские шляпы того времени, некоторые из поражают своими размерами и богатством отделки.Заставить современную женщину выйти в такой шляпе, да никогда в жизни, что она лохушка что ли.А ведь сто лет назад женщине из высшего общества выйти на улицу без шляпы, считалось дурным тоном.Это простолюдинки могли выйти на улицу с непокрытой головой, да и то не всегда и везде, даже женщины из народа за отсутствием шляп, покрывали голову платком. Дамы же из высшего общества всегда ходили в шляпах, да и мужчины на улице тоже появлялись только в головных уборах.С тех пор многое изменилось.
Конечно большинство платьев представленных на фотографиях, вряд ли являлось повседневной одеждой, особенно учитывая длину подола, который волочился по земле.Если с таким подолом пройти по улице, представляете сколько грязи там будет.Скорее всего эти платья были предназначены для выхода в свет, к примеру съездить в оперу или на бал или на какой нибудь торжественный прием и т.д..Кроме того обратите внимание на богатую отделку платьев, сейчас таких не носят.Конечно времена меняются, меняется и мода. Давайте проследим как менялась концепция моды за последние сто лет.Если в начале XX века мода была такой изысканной как вы видите на фотографиях, то уже после Первой мировой войны, когда происходила смена эпох и когда на смену аристократии, широким потоком хлынула буржуазия, несущая в себе более низкие нравы и более грубый вкус, мода стала меняться.И на смену аристократическим изыскам и благородным формам, пришла мода на более простые и грубые формы.Платья стали проще, формы грубее.Тем более тогда началось интенсивное развитие массового швейного производства по выпуску готовой одежды. и на смену портным с их ручным трудом пришло промышленное производство готового платья, что в свою очередь требовало более простых форм и покроев.
И с одной стороны мода стала ближе к народу, одежда стала более функциональной и удобной, но с другой стороны из моды ушел изыск, благородство форм, богатство отделки, исчез полет мысли и фантазии. А по мере падения нравов в обществе мода становилась все более вульгарной. После Второй мировой войны в 50-60-70 годы когда началась сексуальная революция, платья становились все короче, а формы все проще и все это закончилось появлением бикини и мини юбок, то есть откровенной демонстрацией того что раньше скрывалось под длинным платьем. Произошла вульгаризация моды, чему не мало способствовали хиппи 60-х годов с их идеей свободной любви, а также их драными майками и джинсами.Хиппи в 80-е годы сменили панки и все это конечно оказывало свое влияние на мир моды и прежде всего в повседневной одежде.И по сути нынешняя современная мода это отголоски субкультуры хиппи и панков с их развязностью и сексуальной раскрепощеностью. и в результате мы имеем то что имеем. Постмодерн, постпанк, постгламур, когда исчезло содержание и смысл и осталась одна форма. Пришла мода откровенно демонстрирующая сексуальность, где нет места романтизму, изысканности, высоким чувствам, да и просто красоте. Это касается и современной высокой моды, где царит дух экспериментаторства, где идет погоня за новыми стилями и формами и где нет места традициям.
Мало кто из представителей мира моды рискует плыть против течения того мощного потока ширпотреба,который несет в себе всемогущий рынок.Мало кто пытается возродить традиции, все ищут какие то новые формы и стили А ведь мода развивается по спирали и проходит время и вновь возвращаются из небытия, казалось бы давно забытые вещи и вновь приходит мода на старые стили и платья.Остается надеяться что в будущем, когда произойдет очередная смена эпох, изменится и мир моды. И вновь появится изыск, красота, чувственность, богатство форм и отделки и появится вкус в моде, которого сейчас так не хватает.
Идеал, которому поклонялись модернисты – мать Природа. Дизайнеры стремились придать женскому силуэту сходство с бабочкой или цветком. Лилия, хризантема и орхидея – самые распространенные символы женской одежды эпохи модерна. Основной акцент платье в стиле модерн делало на талии. S-образный силуэт ему придавался за счет четкого разделения тела на 2 части: внимание к верхней привлекалось благодаря напуску на груди, а нижняя часть выделялась за счет разлетающейся юбки. Однако перед началом Первой Мировой войны стиль модерн сделал уступку более комфортному и свободному платью, отказался от корсетов, и придал ему прямой крой, нежно облегающий женскую фигуру. Не последнюю роль в этом процессе сыграла Айседора Дункан – в 1903 г она впервые выступила в платье пеплос, свободном, без корсета, из легкой полупрозрачной ткани. Стиль модерн в одежде – это не только силуэт платья. Здесь важны детали. Прежде всего декор. Платья украшались рисунками, аппликациями, вышивкой. Самая популярная тематика орнамента – цветы, листья, водоросли. Узоры наносили на платье ассиметрично. Стиль модерн в одежде – новое слово в истории моды.
















































