Питер Пауль Рубенс (1577-1640) - знаменитый фламандский живописец, живописец королей и король живописцев.
Родился вдали от родины своих предков, в Германии, куда его отец, бежал с семьей, ища спасения от жестокого террора испанского наместника в Нидерландах. Начал обучаться живописи с четырнадцати лет у антверпенских художников. В мае 1600 г. художник отправился в Италию, где поступил на службу к герцогу Мантуанскому Винченцо Гонзаге. В марте 1603 г. герцог направил его с посольством в Испанию. Рубенс вёз испанской королевской семье дары, в том числе и несколько картин итальянских мастеров. К ним он присовокупил и свои полотна. Работы Рубенса удостоились высокой оценки в Мадриде, и именно в Испании он впервые прославился как живописец. После возвращения из поездки Рубенс восемь лет путешествовал по Италии —посетил Флоренцию, Геную, Пизу, Парму, Венецию, Милан, подолгу жил в Риме. В 1608 г. умерла мать, и Рубенс отправился на родину. Он получил должность придворного живописца в Брюсселе у инфанты Изабеллы и эрцгерцога Альберта. В 1609 г. Рубенс венчался с 18-летней Изабеллой Брандт, дочерью секретаря городского регентства. Художник купил особняк на улице Ваттер, которая сейчас носит его имя. В честь бракосочетания Рубенс написал двойной портрет: они с молодой женой, взяв друг друга за руки, сидят на фоне раскидистого куста жимолости. Тогда же для городской ратуши в Антверпене художник создаёт огромное полотно «Поклонение волхвов». Рубенс достиг в Европе славы, с которой из художников предыдущих эпох мог сравниться только Тициан. Зиждилась она как на религиозных полотнах, для которых он выбирал самые драматичные эпизоды библейской истории («Страшный суд» из Старой пинакотеки и «Распятие» из Брюссельского музея изящных искусств), так и на брызжущих безудержной энергией, сочных по палитре, бесстыдных по эротизму сценах из античной мифологии (в Старой пинакотеке — «Битва греков с амазонками» и «Похищение дочерей Левкиппа»).
В 1621 г. фламандская регентша Изабелла Испанская сделала Рубенса своим советником по вопросу продления перемирия с Голландской республикой. С этого времени фламандский живописец, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими коронованными особами (его называли «королём художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов.
В 1622 г. Рубенса вызвала в Париж наслышанная о его славе вдовствующая королева Мария Медичи; ему было поручено заполнить картинами из её жизни два длинных перехода в новопостроенном Люксембургском дворце. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр). Он получил заказ на такую же серию из жизни её супруга Генриха IV, но этот проект так и остался неосуществлённым.
В позднем творчестве живописца центральное место занимает образ его второй жены Елены Фоурмен, которую он изображает в мифологических и библейских композициях («Вирсавия», около 1635 г.), а также на портретах («Шубка», около 1638—1640 гг.).
Последние несколько лет Рубенс жил довольно уединенно, проводя большую часть года в купленном им в 1635 году поместье Стен. Рубенс скончался от паралича сердца.
Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. В 1620-е годы произведения мастерской Рубенса наводнили не только Испанские Нидерланды, но и всю Европу. Можно предположить, что для холстов большого размера сам мастер выполнял только первоначальный эскиз композиции и наносил краски на те участки, которые требовали особой проработки.

1. Персей и Андромеда.1620-21. Санкт-Петербург.Эрмитаж. Персей, сын громовержца Зевса и аргосской царевны Данаи, пролетал однажды над морем. Внезапно он увидел скалу с прикованной к ней дочерью царя Эфиопии Кефея — красавицей Андромедой. Она была наказана за «материнский язык»: ее мать, царица Кассиопея, похвалилась тем, что Андромеда прекраснее всех морских нимф, дочерей владыки морей Посейдона. И во искупление этих дерзких слов Андромеду принесли в жертву морскому чудовищу, которого Посейдон наслал на «Кефеевы долы». Персея пленила чудесная красота девушки. В жестокой схватке он убил чудовище и освободил Андромеду. Наградой Персею стала любовь прекрасной царевны, и благодарные родители с радостью отдали её в жены герою. Конечно, с античными источниками Рубенс обращается довольно свободно и эфиопскую царевну наделяет чертами румяной, пышнотелой, белокурой и белокожей фламандской красавицы. Вся словно сотканная из света и воздуха, она является взору Персея, подобно Афродите, возникающей из морской пены.
2. Портрет камеристки инфанты Изабеллы.1625. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Миловидное девичье лицо обрамлено светлым полукружием белого гофрированного воротника. Рефлекс от него усиливает впечатление сияния, как бы излучаемого кожей, сотканной из нежнейших розовых, желтоватых и перламутровых оттенков. Огромные светло-зеленые лучистые глаза и золотистые волосы доводят это впечатление до наивысшего звучания. В музее Альбертина в Вене хранится подготовительный рисунок Рубенса к этой картине. На листе подпись на старофламандском языке: «Камеристка инфанты в Брюсселе». Отсюда и происходит название портрета. На рисунке девушка изображена почти ребенком, болезненного вида с не по-детски грустными глазами и большим ртом. В картине художник делает ее старше, красивее и, главное, придает облику одухотворенность. Но идентичность изображенного лица на рисунке и в портрете несомненна. Сравнение эрмитажной картины и венского рисунка с достоверными портретами дочери художника Клары-Серены, умершей в двенадцатилетнем возрасте, навело исследователей на предположение, что венский рисунок— этюд, сделанный художником с дочери во время ее последней болезни, а эрмитажная картина — посмертный портрет Клары-Серены. Картина приобретена для Эрмитажа в 1772 году в составе коллекции Кроза в Париже.
3. Охота на львов (эскиз).1621. Санкт-Петербург. Эрмитаж. В картине «Охота на львов» победителей нет. Смерть витает над каждым ее участником. Рубенс создал тип идеального коня - с узкой головой, широким крупом, нервными ногами, длинной развевающейся гривой, с хвостом, похожим на султан, с трепещущими ноздрями и огненным взглядом.
4. Возчики камней.1620. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Стремясь подчеркнуть общий драматизм пейзажа, художник помещает на переднем плане возчиков камней, занятых своим нелегким трудом. Изображение крепких и сильных людей в момент огромного напряжения органически входит в общую картину природы. Динамику усиливает контрастное сопоставление розоватого света последних лучей солнца, заливающего скалы справа, и холодного лунного освещения в левой части картины; это сочетание как бы символизирует вечную смену дня и ночи. Картина поступила в Эрмитаж в 1779 году из коллекции Уолполя в Англии.
5. Союз Земли и Воды.1618. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Опирающийся на трезубец бог морей Нептун олицетворяет Воду, Кибела с рогом изобилия в руке - Землю. Благодатный союз, дарующий человечеству плодородие, богатство и процветание, осеняет венком спустившаяся с Олимпа Слава и прославляет поднявшийся из морских глубин Тритон.
6. Пейзаж с радугой.1632-35. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Мастер запечатлел уходящие за горизонт просторы, высокие холмы и величественные деревья, долину с раскинувшимися селениями, пастушек и пастухов, стада коров и овец. Великолепный пейзаж венчает радуга, сверкающая нежными красочными оттенками. Приобретена из собрания графа Брюля в Дрездене в 1769 году для Эрмитажа.
7. Портрет Рубенса с сыном Альбертом.1620-е. (Школа Рубенса). Санкт-Петербург. Эрмитаж
8. Статуя Цереры.1615. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Эрмитажная «Церера», была написана Рубенсом совместно с его многолетним другом и соратником Франсом Снайдерсом, автором гирлянды фруктов. Мотивом картины стала эллинистическая статуя Цереры, богини растительности и плодородия, которую живописец видел в собрании Боргезе в Риме. Сделав центральным образом картины конкретный исторический памятник, Рубенс ищет в нем живую модель, послужившую прообразом, немного меняет очертания и позу мраморной богини, наполняя статичную форму движением.