-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Юрий_Дуданов


СТЕКЛЯННЫЕ МАСКОТЫ от Рене ЛАЛИК (Франция). Автомобильные ТАЛИСМАНЫ-МАСКОТЫ,

Понедельник, 20 Мая 2024 г. 09:16 + в цитатник

 
Рене ЛАЛИК (фр. Rene Lalique; 1860-1945 гг.) - французский ювелир, создавший свой неповторимый стиль в ювелирном искусстве эпохи модерна. После Первой мировой войны занимался производством разнообразных изделий из стекла, в том числе ваз, светильников, ювелирных украшений с использованием цветного стекла.
Одним из первых стал создавать фигурки-талисманы для автомобильных радиаторных решеток.
******************************************************************
...Начиная с 1925 года Рене ЛАЛИК увлекся ещё одним дизайнерским направлением: он стал изготавливать автомобильные талисманы- маскоты, которые украшали капот авто.
Одним из первых талисманов стал Cinq Chevaux («5 лошадей»), который был разработан для Citroen. В последующие 6 лет было выпущено еще 30 автомобильных талисманов, в том числе один персональный - Levrier 1 - для авто принца Уэльского.
Лалик создавал сами фигурки, а также разработал их крепления и специальное подсветку , которую можно было регулировать с помощью цветных фильтров, чтобы талисман светился во время движения автомобиля. Это было очень роскошно для своего времени.
Сегодня маскоты Рене Лалика это большая редкость и гордость коллекционеров. Так, в марте 2012 года состоялся аукцион RM Sothebys, на котором коллекция из 30 автомобильных талисманов была продана за рекордную сумму 805 тысяч долларов США.
 

 
Павлин (Peacock's Head), 1928, 17,7 cm

 
Петух (Coq Nain), 1928, 20 cm

 
Цесарка (Guinea Hen), 1929, 10 cm
Кризис (Chrysis), 1931, 14,5 cm

 

 
Кризис (Chrysis), 1931, 14,5 cm

 
Рене Лалик. Маскот "Борзая", некоммерческая модель, очень редкая. Существуют разные версии, для кого именно разрабатывался маскот: по одним источникам - для короля Эдуарда VIII, по другим - для принца Альберта, ставшего впоследствии королем Георгом VI и отцом королевы Елизаветы II. Датировка - тоже вариативна: или 1931, или 1935 год.
**********************************************************
Ар Деко. Рене Лалик. Маскот как искусство: уникальное&серийное.
Самая большая коллекция маскотов Лалик хранится у американского коллекционера, собирателя антикварных книг и ретро - автомобилей Дэвида Дизире. Считается, что его коллекция маскотов - не просто самая большая, но самая полная: в ней представлено 30 видов, выполненных Рене Лаликом и его мастерами на эльзасском заводе в Винген-сюр-Модере (где сейчас, кстати, находится тематический музей, посвященный компании Lalique). Каждый экспонат в коллекции Дизире ценен и представляет интерес, но есть особенный, в образе которого воплотился дух двух компаний - Lalique и Citroen - маскот "Пять лошадей", изображающий скачущих во весь опор скакунов. В 1925 году на "Международной выставке декоративных искусств и современной промышленности" в самом посещаемом и модном павильоне "Автомобилестроение" был подписан контракт между Рене Лаликом и Андре Ситроеном на создание серии из 25 украшений для радиаторов. Надо ли говорить, что самый первый маскот из этой серии был установлен на автомобиле владельца автомобильной компании?!

 
Маскот " Пять лошадей", самый первый маскот, созданный Рене Лаликом из стекла для Андре Ситроена, 1925, прозрачное стекло, литье в пресс. Коллекция Дэвида Дизира, 

 
Считается, что маскот "Лиса"- один из самых редких, выпущенных в 1930 году в компании Lalique. Стекло, литьё в пресс. Коллекция Дэвида Дизира.

 
Рене Лалик, маскот "Лягушка",1928,высота 6 см,стекло,литьё в пресс, сатинирование. Коллекция Дэвида Дизира.

 
Рене Лалик. Маскот "Большая стекоза",1928, высота 21 см, стекло,литьё в пресс,сатинирование. Коллекция Дэвида Дизира, официальный сайт - www.daviddisiere.com

 
Большая стрекоза (Large Dragonfly), 1928, 21 сm

 
Рене Лалик. Маскот "Сова", 1931, высота 12 см, стекло, литьё в пресс,сатинирование. Коллекция Дэвида Дизира.

 
Рене Лалик. Маскот "Ласточка", 1928, высота 15 см, стекло,литьё в пресс. Коллекция Дэвида Дизира.

 
Рене Лалик. Маскот "Петух", 1928, высота 20 см, стекло,литьё в пресс.Коллекция Дэвида Дизира.

 
Рене Лалик. Маскот "Сокол",1925,высота 15 см, стекло,литьё в пресс. Коллекция Дэвида Дизира.
Лалик, который с 1907 года, отдал свою творческую душу стеклу, прогрессивному материалу современности, искал новые формы и образы. Наряду с традиционными пасторальными темами (фигурки птиц, рыб и животных), которые для французского менталитета вполне понятны, Лалик использовал темы, в которых очень точно воплощены характеристики индустриальной эпохи. Один из таких маскотов, ставший со временем иконой стиля ар деко и очень точно выражавший дух современности - "Дух ветра", впервые представленный на Парижском автосалоне 1928 года. Маскот получил невероятную популярность, отливался из разного вида стекла, поэтому в частных коллекциях и в мировых музеях можно найти модели из прозрачного, сатинированного/матового или цветного стекла, причем цветность колеблется - от нежных оттенков топаза, аметиста и янтаря до активного насыщенного синего и коричневого.

 

 
Рене Лалик, маскот "Дух ветра", 1928, сатинированное стекло, литьё в пресс. Музей искусств Далласа.
Стеклянные радиаторные маскоты подсвечивались: в нижнюю часть была встроена электрическая лампочка. В зависимости от оборотов двигателя интенсивность светового потока менялась. Большие оригиналы за дополнительную плату приобретали цветные фильтры, среди которых популярными (согласно колористической моде ар деко) стали синий, красный, зеленый, лиловый и янтарный. Так скульптурный стеклянный маскот Lalique приобрёл новые краски, а автомобиль со световой иллюминацией в вечернее время выглядел феерично!

 
Маскот "Epsom", 1929, высота 18 см, сатинированное стекло, литьё в пресс, подсветка. Музей Лалик, Винген-сюр-Модер.

Маскоты Lalique изготавливались из оригинальной стеклянной массы и по уникальной технологии, которые были запатентованы Рене Лаликом и используются до сих пор стеклодувами Lalique. Вопрос, который возникает с завидной очевидностью, маскот - это объект серийного производства или уникальная вещь со статусом произведение искусства? Да, маскоты Лалик могли быть штучные, уникальные, созданные по заказу, например, королевских особ, представителей Британской короны, как представленный маскот "Борзая". После изготовления подобных моделей, производственная форма уничтожалась, дабы избежать конфуза и подделок. Но, в большинстве своем, маскоты Лалик - мелкосерийные, с предусмотренной наполненностью серии определенным количеством экземпляров. После производства и продажи такой серии в документации компании записывалось: "Серия исчерпана". Однако серия могла быть запущена снова, повторяя шаблонный образец. Серийность, как и уникальность, не может быть единственным критерием художественности или его отсутствия. Важное - образность, заложенная в этом символе нового индустриального мира.

 
Рене Лалик. Маскот "Звезда" ,1929, стекло, литьё в пресс. Коллекция Дэвида Дизира.
Автор текста Елена Рубан: Ар Деко легендарный.
Статья "Ар Деко. Рене Лалик. Маскот как искусство: уникальное&серийное"

Кабан (Boar), 1929, 9,3 cm

Рене Лалик одним из первых стал создавать фигурки-талисманы для автомобильных радиаторных решеток.
Рубрики:  Антиквариат

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку