|
Народно-христианский праздник Федот Овсяник отмечается ежегодно 31 мая. В православном церковном календаре это день памяти мученика Феодота Анкирского и семи дев-мучениц - Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии. Житие, рассказывающее об этом, написал мученик Федот, племянник одной из святых.
Святой Феодот жил в III веке в городе Анкире Галатийской области. Он вел благочестивую христианскую жизнь, был женат и имел свою гостиницу. Когда при правлении императора Диоклетиана, ярого гонителя христиан, наступил голод, Феодот в своей гостинице организовал приют христианам, кормил их и скрывал от язычников. В ту пору правитель города Феоткен арестовал семь девственниц, воспитанных с юных лет в благочестии и страхе Божием. Сначала он отдал их на осквернение блудным юношам.
Когда же один из парней, привлек к себе одну из девственниц, намереваясь ее осквернить, она припала к его ногам и стала умолять отпустить их. Ее пламенная речь растопила жестокие сердца юноши и его друзей, они не стали трогать святых дев и, расплакавшись, отошли от них, не причинив никакого вреда. Тогда Феоткен назначил дев жрицами Артемиды и провез их обнаженными по городу в торжественном шествии. Когда же мученицы отказались омывать идолов, он приказал утопить их в озере.
Старшая из мучениц, святая Текуса, приходилась теткой Феодоту. Она явилась ему во сне и попросила по-христиански похоронить их тела. Феодот исполнил ее просьбу, но об исчезновении тел убиенных узнал правитель. Он велел схватить Феодота, подвергнуть жестоким мучениям, а затем казнить, отрубив голову.
Произошли все эти события в 303 году. Этим днем весна вступает в полную силу, о чем сказывали:
«Придет Федот - последний дуб лист развернет». Тогда можно было о грядущем урожае погадать, например, коли он уже весь в молодой листве - можно ждать обильных яровых:
«Если на дубу макушка с опушкой - будешь мерить овес кадушкой». А коли дуб внезапно терял молодую листву, это грозило несытым годом. Дубу народной культурой вообще отводится значительное, особое место.
Он символизировал силу, могущество и твердость веры. Примечательно, что не на яблоневом дереве, а на дубе нужно было искать молодильные яблочки. Перед дубом играли свадьбы. Когда молодая пара, держась за руки, трижды обходила дерево, можно было быть уверенными, их брак скреплен на века.
Несмотря на то, что дуб давал превосходную, прочную и долговечную древесину, рубить его почиталось делом грешным, и, чтобы не отяжелять таким поступком себе душу, «тяжесть» греха делили на многих, валя дерево сообща, и, кроме того, не забывали об обрядах, смягчающих и очищающих такой поступок.
На этот день приходится сев льна: «Сеют лен у семи Олен».
|