-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в И_дождь_смывает_все_следы

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.03.2011
Записей: 598
Комментариев: 140
Написано: 978


Все это рок-н-ролл!

Среда, 18 Мая 2011 г. 23:13 + в цитатник
1 (250x238, 31Kb)

Рок объединяет в себе большинство жанров и еще больше поджанров гитарной музыки, идущей к нам со времен первых Вудстоков, босоногих хиппи и битников с рюкзаками. Сколько исторических эпох пережила эта музыка! Удивительно, но наряду с новейшими трансформациями, до нас дошел и классический рок, который сейчас принято называть рок-н-роллом.

Как же характеризовать, что такое рок? Можно, конечно, назвать многие косвенные черты, такие, как преимущественно электронный саунд, ритмическая агрессивность и «вдумчивость» текстов. Разумеется, это все верно. Но разве рок — только это?

Для многих поколений рок является не просто музыкальным направлением, но и образом жизни, субкультурным явлением; это и позволило одному музыкальному жанру объединить множество малосвязанных между собой групп людей. Рок-музыка объединяла и объединяет по сей день такие, казалось бы, несовместимые группировки, как хиппи, скин-хеды, панки, байкеры, готы и еще пару десятков прослоек современного общества.

Истоки современной рок-музыки можно найти в ньюорлеанском блюзе, из которого и черпали вдохновение первые рок-жанры — рок-н-ролл и рокабилли. Большинство фундаментальных рок-течений возникли из «народных» жанров, таких как кантри, фолк, госпел и блюз и уже впоследствии рок оброс и академичностью, и психоделичностью, и всем тем, что мы привыкли называть словом «рок».

В рок-музыке можно найти отголоски почти любого более-менее значительного явления, будь то латинские карнавалы или мрачные ритуалы сатанистов. Удивительно, но и по сей день рок-музыка продолжает жить своей жизнью, постоянно приобретая что-то новое и трансформируясь под современные реалии. «Все это рок-н-ролл!», - утверждает отечественная группа «Алиса» и с этим трудно не согласиться.


Танцы с волками, Кинчев поёт,
Для тех, кто свалился с Луны,
Юрий Шевчук говорит: "Не стреляй!"
И Родина слышит его.
"Доброе утро, Последний герой!" -
Успел прокричать Виктор Цой,
Но мёртв рок-н-ролл, ответил БГ,
А эхо ответило: "Спой!"

И спел он про ласточку,
А в лапках топор,
Но "Чайф" отвечал: "Не спеши",
История русского рока сложна,
Попробуй её напиши...

Жестока была к музыкантам судьба,
Нет Цоя, ушёл Башлачёв,
Чёрная метка коснулась Чумы,
Сжимается круг наших звезд.

Но смерть не права!
Гитары другие звучат!
Их вновь вдохновляет любовь,
Останутся с нами они навсегда,
И наш русский рок не умрет!

( Марк Львовский)

0_118c_e07f8289_XL (604x453, 38Kb)
Алиса - это нечто на много большее, чем просто качественная рок-музыка. В некотором смысле, речь идёт о целой эпохе. В 1983 году гластности ещё не существовало, но рок-волна в Ленинграде уже оказалась на весьма высоком уровне. Творчество группы Константина Кинчева является знаковым явлением для всего дальнейшего развития русского рока.


aliss4 (450x325, 29Kb)
В ноябре 1983 года из музыкантов ДЕМОКРИТОВА КОЛОДЦА и ХРУСТАЛЬНОГО ШАРА во главе со Святославом "Алисой" Задерием собралась новая группа. Свою кличку Слава сделал названием команды и, так им образом, сразу связал новорожденную группу родственными узами со Страной Чудес и Зазеркальем. За первый год своего существования АЛИСА стяжала себе известность в стенах питерского рок-клуба и чуть-чуть за его пределами, но, по воспоминаниям самих музыкантов, "настоящая жизнь" началась только после того, как Задерий пригласил в группу москвича Костю Кинчева, взамен Бори Борисова, прежнего вокалиста.

В феврале 85-го состоялись первые репетиции в обновленном составе, а в марте того же года АЛИСА стала лауреатом З-го фестиваля Ленинградского рок-клуба, как бы отметив свое второе рождение. 1985 год, принес АЛИСЕ еще одну перемену. Гитарист Андрей Шаталин получил диплом железнодорожника и уехал по распределению в Прибалтику, а группа осталась без гитариста. И тут появился Петя Самойлов, который долгое время нигде не играл. Кроме него на роль гитариста претендовал Андрей "Худой" Васильев. Слава Задерий склонился к сторону Пети: Петя сочинял песни. а Худой - нет. (Год спустя, после возвращения Шаталина, а главное - в связи с уходом лидера и бас гитариста Славы Задерия в 1987 году, Петя перешел на бас-гитару).


Свой первый альбом "Энергия" АЛИСА сделала в жестком нововолновом ключе, насколько это было возможно с саксофоном, флейтой, скрипкой и виолончелью... "Энергия" стала одной из первых в русском роке пластинок, изданных государственной фирмой грамзаписи "Мелодия". По официальным данным, тираж превысил 1 000 000 экземпляров.

В 1986 году АЛИСУ стало лихорадить - два лидера никак не уживались в одной группе. "По ту сторону добра и зла" (программу, сыгранную на IV фестивале ЛенРок - клуба) они сделали еще вместе, а осенью на одном из концертов Задерий сказал остальным: "Подождите, я сейчас..." и исчез. "Алисовцы" в спешном порядке нашли замену - басиста группы КИНО Игоря Тихомирова, которому тут же, в гримерке, показали нужные аккорды.

Через некоторое время Слава все же вернулся в группу, и так периодически то пропадал, то снова появлялся в АЛИСЕ, пока в 1987 году не собрал новую команду НАТЕ! - название для которой, кстати, придумал Кинчев .

Весной 1987 года АЛИСА приступила к работе над своим вторым альбомом - "БлокАда". Альбом получился заметно тяжелее " Энергии" и гораздо более цельным и продуманным, хотя записали "Алисовцы" его за три дня.
aliss3 (525x364, 39Kb)
17 ноября 1987 года перед концертом группы в ленинградском Дворце спорта "Юбилейный" произошел инцидент, который вылился в долгий судебный процесс, традиционно называемый "делом Кинчева". Милицейский кордон не пропускал Константина и его первую жену, Анну Голубеву, и когда, наконец, Костя, взвинченный, вышел на сцену, одну из песен ("Эй, ты, там, на том берегу") он посвятил: "иностранным гостям, присутствующим в этом зале ментам и прочим гадам". Через несколько дней в ленинградской газете "Смена" появилась публикация 24-летнего Виктора Кокосова, названная ""Алиса" с косой челкой" : "Хайль, Гитлер, на том берегу", - прокричал в микрофон солист группы К.Кинчев. Часть, зала застыли в недоумении уж не ослышались ли? Другая часть, перед эстрадой, казалось, ничего не заметила и продолжала раскачиваться из стороны в сторону в такт музыке".

Надо ли говорить, как воспринял Константин обвинение в фашизме. АЛИСА подала на "Смену" в суд за клевету. Разбирательство должно было состояться в начале 1988 года в зале Куйбышевского райнарсуда (г. Ленинград), но власти, естественно, воспротивились суду над газетой. В то время это было невозможным. В начале марта Кинчева арестовали на квартире у директора АЛИСЫ А.Тимошенко за, якобы, учиненный там пьяный дебош, а через три дня - без всякого повода, в подъезде. Дело отложили до 23 марта, взяв с АЛИСЫ подписку о невыезде. На следующий день группа уехала с концертами в г. Псков. По возвращении Костю посадили на 7 суток, сославшись на "убитого в Пскове милиционера", но потом вынуждены были отпустить - за отсутствием состава преступления.

Незадолго до последнего заседания суда (3 октября 1988 г.) газета опубликовала официальное извинение перед музыкантами группы - буквально в несколько строк, после чего АЛИСА решила прекратить дело.

Трудно сказать, то ли "утяжеление" стиля, то ли неспокойная участь музыканта скандальной АЛИСЫ заставили по завершении дела уйти из группы Андрея Шаталина и Павла Кондратенко. Кондратенко создал собственную группу ЗАМОК 30 и записал несколько альбомов, пока в 1990 году не продал свои клавиши и окончательно канул в творческое небытие. В 1988 году АЛИСУ оставил еще один музыкант Саша "Пончик" Журавлев, и весь следующий год с группой выступал саксофонист ДДТ "дядя Миша" Чернов .

В начале года в АЛИСЕ появился новый гитарист Игорь Чумычкин, игравший в московской группе 99% и участвовавший в записи альбома Юры Наумова "Перекати - поле". По рекомендации Юры Чума и оказался в АЛИСЕ вместе с клавишником из 99%) Андреем Королевым.

В новом составе АЛИСА записала "Шестой Лесничий" и параллельно, на одном дыхании, полуакустический- полухулиганский альбом "206, ч.2", который практически сразу исчез и нашелся только через несколько лет в городе Жиганске . Летом 1989 года в АЛИСУ вернулся Андрей Шаталин.

Следующий альбом "Шабаш" решили сделать концертным. Его сводили на студии ВПТО Видеофильм, и от концертного варианта, записанного в Лужниках 28.10.90 года, остались, дай Бог, ритм-секция и восторженные возгласы зрителей возле сцены, но атмосфера концерта от этого не пропала, и "Шабаш" - самый "живой" альбом за всю историю группы. На той же студии "Алисовцы" записали "Для тех , кто свалился с Луны" - мистический, в духе бродячего балагана, "маленький, забытый всеми Театр".

Этот альбом стал последним выпущенным на виниле все последующие издавались только на кассетах и CD. В 1992 году группа впервые едет на гастроли в Израиль. "Черную Метку" АЛИСА отыграла как реквием: 12 апреля 1993 года гитарист группы Игорь Чумычкин покончил с собой выбросившись из окна квартиры в Москве. В альбом вошли три песни самого Игоря, одну из которых Чума закончить уже не успел, и за него это сделал Кинчев. В апреле 1994 года в Москве в ДК им. Горбунова состоялась презентация "Черной Метки" и празднование 10-летнего юбилея группы.

Практически сразу после выхода "Черной Метки", проехав мощным "Метка - туром" "по просторам необозримым, местам сказочным заповедным" (по всей стране до самого Владивостока), АЛИСА приступила к работе над новой программой "Джаз",которая была записана осенью 1995 года.

В этом же году группа участвует в концерте "Музыканты Храму Христа Спасителя", а все лето 1996 года дает концерты по России вместе с другими известными музыкантами в туре "Голосуй или проиграешь".


f_1491288 (700x693, 192Kb)
Александр Николаевич Башлачев
( 27.05.1960 года [Череповец]- 17.02.1988 года [Ленинград])

Александр Башлачёв был невысокого роста. Многим запомнилась его застенчивая улыбка. Он носил на шее три маленьких колокольца, играл на гитаре и писал удивительные стихи. Родился в Череповце, прожил двадцать семь лет и покончил с собой в Ленинграде, выбросившись из окна. После его смерти осталось около шестидесяти стихотворений. Почти все они уместились в тонкой книжке, изданной в девяностом году.

Трудно говорить о популярности Башлачёва. Хотя в Москве и Ленинграде он встретил самый тёплый приём. Пел в театре на Таганке и на Ленинградском рок-фестивале, слышал восторженные отзывы Александра Градского, Андрея Вознесенского, Артемия Троицкого, Бориса Гребенщикова... Но держался особняком от многочисленных бардов, поэтов, рок-исполнителей.

В лексиконе великого Станиславского бытовал такой термин – "публичное одиночество". Артисту каким-то образом удаётся быть одиноким в присутствии десятков, сотен людей. Люди в зале тоже одиноки, каждый по-своему. И артист выражает то, на что слов у них не хватает. Это его дар, его счастье, его обязанность. Вот поэтому и счастливы люди в его присутствии. То есть пока он на сцене...

В феврале восемьдесят восьмого Башлачёва не стало. "Поэты живут и должны оставаться живыми", – пел он в ответ на слова Высоцкого. И дальше:

Короткую жизнь, семь кругов беспокойного лада
Поэты живут. И уходят от нас на восьмой...
007-1 (601x600, 378Kb)
Я с малых лет не умею стоять в строю.
Меня слепит солнце, когда я смотрю на флаг.
И мне надоело протягивать вам свою
Открытую руку, чтоб снова пожать кулак.

Аудитория Башлачёва – не те люди, которые могут стать плечом к плечу, выйти на улицу, скандируя любимые строчки. Никогда не услышишь башлачёвские песни в исполнении застольного хора, под водочку. Хоть и фольклорны они, но ни слова не выкинешь, не заменишь – уж больно всё личное. И даже на сохранившихся записях редких квартирных концертов публика всё чаще молчит, загипнотизированная поэтом.

Может, дело тут в том, что Башлачёв никогда не стремился говорить общедоступное, сторонился по возможности ёрничества и поверхностной социальности. Большинство его песен написано в жанре исповеди, бесконечно далёкой, кстати, от показной исповедальности, вошедшей тогда, на волне перестройки, в моду. И от эффектного разрывания рубашки на груди, которое казалось Башлачёву безвкусицей.

Исповедь как-то не располагает к публичности. Цель её – вычерпать до дна мутную воду своих сомнений. Своего одиночества и тёмной, запретной, порой языческой радости.

Незадолго до смерти Башлачёва поразила немота. Не физическая, а поэтическая. Он почти не писал и старался не выступать со старыми песнями. Целых два года (те самые, за которые сочинил почти все свои вещи) Башлачёв жил в таком напряжении, что истощение не могло не наступить. Он отдал слишком много и слишком быстро. Да и вообще чудо не может длиться всегда и тем более – стать профессией. Чудо длится мгновение – жизнь многим дольше. Как и память о чуде.

"Я знаю, – говорил Башлачёв, – душа начинает заново маяться на земле, как только о её предыдущей жизни все забыли. Души держит на небесах энергия памяти". Эта "энергия памяти" и есть, наверно, любовь. "Нет тех, кто не стоит любви", – поётся в одной из лучших его вещей. Действительно, таких людей нет.



post-10261-1235265716 (500x403, 21Kb)

Группа «Аквариум» была создана Борисом Гребенщиковым и Анатолием «Джорджем» Гуницким в июле 1972 года (по одной из версий – первого числа). Название группе дал Джордж – в честь кафе на Будапештской улице, мимо которого он проезжал на 31-м автобусе. БГ взял на себя гитару и вокал, Джордж – ударные. Первое время концертов не было, зато были постоянные смены состава - так, в декабре ненадолго появился и тут же исчез Эдмунд Шклярский, будущий лидер группы «Пикник». Однако уже в январе появился басист Михаил «Фан» Файнштейн-Васильев, через месяц пришел Андрей «Дюша» Романов, и таким образом стал складываться классический состав «Аквариума».
f_15881691 (450x404, 46Kb)
Выпустив ряд малопрофессиональных записей, в 1975 году группа начинает выступать в Прибалтике, куда музыканты ездили автостопом. Во время одной из таких поездок «Аквариум» получает приз «за самую интересную и разнообразную программу» на Таллиннском фестивале популярной музыки. В этой же поездке произошло очень полезное знакомство с московской звездой – Андреем Макаревичем. После этого «Аквариум» стал ездить с концертами и в Москву.

Последующие годы были наполнены довольно интенсивной концертной деятельностью. Время от времени костлявая рука Советской Армии выдирала из рядов группы какого-либо особо ценного музыканта, однако через год-другой они возвращались целыми, невредимыми и психически здоровыми. 11 марта 1980 года «Аквариум» по приглашению Артемия Троицкого принял участие во Всесоюзном фестивале ВИА и рок-групп «Весенние ритмы» в Большом концертном зале города Тбилиси. По свидетельству Троицкого, жюри «растворилось под зеленой надписью «ВЫХОД» еще в середине их программы», а выступление ближе к концу напоминало форменный бардак. По возвращении в Ленинград для «Аквариума» грянули неприятности: БГ с друзьями «полетели» отовсюду, где состояли, коллектив лишили базы и аппаратуры.
В марте 1980 года произошло историческое знакомство с Андреем Тропилло. С "Синего альбома" началась настоящая дискография коллектива. Музыканты не только записывали свои альбомы, но и помогали другим группам: с их помощью были записаны первые альбомы Майка Науменко, «Кино», «Алисы».
В 1981 году с «Аквариумом» начинают играть барабанщик Александр Кондрашкин и пианист Сергей Курехин. 7 марта 1981 года «Аквариум» становится членом только что открытого Ленинградского рок-клуба, а летом приступил к записи сразу трех альбомов: «Треугольник», «Акустика» и «Электричество». Первым вышел «Треугольник», половина текстов на котором принадлежала Джорджу Гуницкому. А Сергей Курехин пришел в студию и с ходу сыграл блистательную фортепианную партию для «Мочалкина блюза».
В августе 1983 увидел свет самый, возможно, знаменитый их альбом «Радио Африка». Во время записи в студии творился форменный хаос, к записи привлекались все, кто попадался под руку - в результате на альбоме отметились аж четверо барабанщиков (не считая перкуссии) и столько же басистов, а также Сергей Курехин и Игорь Бутман. Следующий альбом «День Серебра» стал первым, для которого песни были придуманы заранее, а не сочинялись в последний момент. В это время Александр Титов стал постоянным басистом группы, а бывшему басисту Фану, одному из ветеранов «Аквариума», пришлось ограничиться перкуссией. Вскоре Титов параллельно стал играть с «Кино», а Фан – с «Зоопарком». Еще один из отцов-основателей - Дюша Романов - к этому моменту появлялся далеко не на каждом концерте и не на каждой записи. Короче говоря, «Аквариум» разваливался на глазах, и многие концерты того времени игрались сокращенным составом. Только осенью 1985 года состоялось сценическое воссоединение группы на сцене Ленинградского дворца молодежи в составе: Гребенщиков, Романов, Гаккель, Файнштейн, Титов и Куссуль. А в январе вышел новый альбом «Дети декабря».

ARTS-diusha-1hi (315x400, 15Kb)

В это время записи «Аквариума» стали выходить на виниле. Собственно, первым опытом стал сборник русского рока «Red Wave», выпущенный в США Джоанной Стингрей. В двойной альбом вошли записи питерских групп «Аквариум» «Алиса», «Кино» и «Странные игры». После этого зашевелилась и фирма «Мелодия»: в выпущенную ими пластинку, известную как «Белый альбом», входила часть материала с двух последних дисков. Очень скоро открылся «железный занавес» и музыканты «Аквариума» начали подолгу пропадать за границей.
Новый этап в жизни «Аквариума» начался в сентябре 1992 года. По сути дела, он стал логическим продолжением «БГ-Бэнда», в котором из «стариков» остались только БГ и Титов. Вскоре Гребенщиков опять набрал темп и начал выдавать альбомы каждый год. В это же время стали появляться антологии и регулярно переиздаваться ранние альбомы на CD. В честь 25-летия группы на несколько концертов собрался «новый старый» состав "Аквариума".
БГ продолжает чередовать выпуск сольных альбомов и side-проектов с работой с «Аквариумом», в результате чего раздел «Дискография» на официальном сайте группы по объему не имеет себе равных. В 99-м году выходит альбом «Пси», три песни с которого, «Маша и Медведь», «Стоп, машина» и «Пока несут сакэ», попадают в эфир «Нашего Радио». В этом же году вышел мультимедиа-сингл «Скорбец», где басовую партию исполнил лидер Tequilajazzz Евгений Федоров.
В 2000-м скончался Дюша Романов. Несмотря на трагическое событие, группа продолжала активную деятельность: увидели свет сборник «Территория» и альбом проекта «Террариум» (нынешний «Аквариум» плюс приглашенные музыканты) «Пятиугольный грех».
Очередной всплеск всеобщего интереса к легенде российской музыки случился в начале 2002 года, проходящего под знаком 30-летнего юбилея "Аквариума". В канун юбилейных концертов в обеих столицах студия "Союз" выпустила альбом "Сестра Хаос", удостоившийся исключительно лестных отзывов - в том числе, и за неожиданную современность звучания. Этой же весной эта же студия начала массивное переиздание прижизненной классики БГ со товарищи в рамках "Антологии АКВАРИУМА".


e68947f286b33b578fc6076f44c_prev (590x374, 37Kb)
Группа "ЗОДЧИЕ"
Основатель группы Юрий Давыдов начал заниматься музыкой в начале 1970-х годов, создавая школьные и студенческие ансамбли. Один из них, «Гусляры», базирующийся в Московском архитектурном институте, выступал с другими местными звездами – «Машиной времени» и «Опасной зоной», гастролировал, даже выезжал за границу в рамках культурного обмена студенческим творчеством.

В 1980 году увлечение переросло в профессию, благо и олимпийская оттепель способствовала некоторой легализации рок-н-ролла. Сменив название на «Зодчие», группа стала на профессиональную стезю, получив работу в Тюменской филармонии.
В 1983 году в группу приходит Юрий Лоза, а еще спустя два года - два участника группы "Телефон", один из них - Валерий Сюткин.

В 1986 году коллектив перебрался в Рязанскую областную филармонию. В этом же году «Зодчие» появились в популярной телевизионной программе «Утренняя почта». Затем последовали ударные номера Лозы («Манекен», «Девочка сегодня в баре», «Осень»). Не отставал от него и Сюткин, сочинивший ряд хитов – «Время любви», «Спи, малыш», «Автобус 86». По итогам года в традиционном конкурсе «Московского комсомольца» «Зодчие» попали в первую пятерку популярнейших советских групп.
Однако большую часть репертуара занимали пародийные номера, например, на звезд итальянской эстрады - вот почему группу, несмотря на обилие сатирических текстов (автором некоторых из них был Игорь Иртеньев, другие написали Лоза и Сюткин), воспринимали раньше всего как шоу-группу.
В 1987 году из группы ушел Юрий Лоза (последний его концерт в составе "Зодчих" состоялся в октябре в Киеве и на фестивале "Рок-панорама - 87" их выступление закончилось провалом. Два года спустя из группы ушел и Валерий Сюткин. Группа постепенно прекратила свое существование.

25787978_1187015969_p64 (699x492, 27Kb)
"МАШИНА ВРЕМЕНИ"

«Машина времени», как известно, относит нас к эпохе динозавров. И в прямом смысле – в различных фантастических книгах и фильмах, и в переносном – ибо это настоящие динозавры отечественной сцены, самый старший из всех сохранившихся доныне рок-коллективов. Шутка ли, группа была основана в 1969 году! В начале 80-х уже матерый Андрей Макаревич свысока поглядывал на молодого начинающего Бориса Гребенщикова…

Безусловно, они не были первыми в отечественном роке. В юности Андрей Макаревич и сам с замиранием сердца посещал концерты тогдашних мэтров. Однако вспомним каких-нибудь «Атлантов» или «Скоморохов» Александра Градского – где они теперь? Лишь «Машина времени» здравствует и поныне, концертируя, выпуская альбомы.
qmiru7c9 (600x400, 35Kb)

По мнению некоторых историков русского андеграунда, «Машина времени» - единственная по-настоящему популярная музыкальная группа, зарожденная в недрах отечественного хиппизма, достаточно массового явления в 70-80-е годы, однако давшего российской культуре на удивление немного чего-либо ценного. Однако это далеко не главная заслуга Андрея Макаревича и сотоварищи. Важнейшая их заслуга состоит совсем в другом. Именно «Машина времени», пройдя через первоначальный период подражания западным англоязычным рок-стандартам, заставила русских рокеров петь по-русски. По большому счету, именно с загадочных, манящих поэтических образов, замков и воздушных кораблей Макаревича началась эра русской рок-поэзии.

За долгие годы своего существования группа прошла сквозь все трудности, которые испытывали рок-музыканты советской эпохи. Нелегальные концерты и запись альбомов на жуткой аппаратуре, постоянные преследования со стороны правоохранительных органов и комсомола, самодельные музыкальные инструменты, титанические трудности при попытках приобрести что-то стоящее…
mashina-vremeni_1144054 (506x324, 27Kb)

В начале 1980-х «Машина времени» пошла по официальному пути развития, одержав победу на комсомольском рок-фестивале «Тбилиси-80» и подписав контракт с «Росконцертом». Группа «засветилась» в кинофильмах «Душа», «Начни сначала» и «Афоня», объездила с концертами всю страну. Однако в 1984 году «Комсомольская правда» грянула статьей, ставшей хрестоматийной - «Рагу из синей птицы» (отсылающая читателей к композиции «Синяя птица»). Хоть и бредовой она вышла, но жизнь музыкантов порядочно осложнила. В те дни рокеров еще боялись. В каждой строчке критики искали тайный смысл. Так, например, по их мнению, знаменитый «Поворот» Александра Кутикова, который непонятно «что он нам несет – пропасть или взлет», злостно критиковал итоги очередного съезда КПСС.

Однако «Машина времени» прошла и через это. В 1986 и 1987 году фирма «Мелодия» выпустила виниловые пластинки группы – «В добрый час» и «Реки и мосты». Со времени 20-летия группы «Машина времени» регулярно отмечает очередные юбилеи: 25, 30, 35, 40 лет… И на этих грандиозных концертах бессменно присутствуют не только седовласые бывшие хиппи, но и молодежь, ибо творчество «Машины времени» - по-настоящему вне времени. А Андрей Макаревич – поэт, музыкант, художник, телеведущий, писатель, кулинар и ныряльщик – по-прежнему регулярно удивляет поклонников многообразием своего непревзойденного таланта.

--------------------------------------------------------------------------------

История «Русского Рока»

Рокерское движение начало появляться в нашей стране в 60-е годы двадцатого столетия. Оно складывалось под влиянием западной рок культуры, но все-таки приобрело свою неповторимую философию и окраску.

Расцвет рока пришелся на 80-е годы. Очень часто более ранняя его история не рассматривается, хотя она тоже очень интересна.

Слово "рок" иностранное. Оно произошло от английского rock-n-roll, что в дословном переводе обозначает "качаться и крутиться". Любопытная деталь: в русском языке слово "рок" обозначает также понятие "судьба". То есть под "русским роком" можно понимать и "русскую судьбу", ведь для многих РОК стал именно СУДЬБОЙ.

После XVI Олимпийских игр в Мельбурне 1956-го года в СССР начал проникать rock-n-roll. Большей частью это была музыка Билла Хейлей, Ферри Ли Льюиса и многих других монстров западного рока. В то время многие пытались гадать,долго ли продержится увлечение этой странной музыкой. Бытовало мнение, что скоро рок-н-ролл отомрет, а на смену ему придет что-нибудь еще более дурацкое. Впоследствии стало понятно, что так просто рок-н-ролл не уйдет, хотя никто тогда не предполагал, что он ляжет в основу такого масштабного течения, как РУССКИЙ РОК.

О рок-музыке в 80-х писало достаточно ограниченное число изданий. Один из них был самиздатовский журнал "Рокси". Очень интересно интервью с Георгием Ордановским, лидером группы РОССИЯНЕ. Он рассказал, что впервые взял в руки гитару в тринадцать лет. Толчком к этому послужила музыка группы BEATLES. (Первые рокеры были воспитанниками именно битлов, следующее поколение уже поколение группы PINK FLOYD). В группу РОССИЯНЕ он попал в 71-ом году по рекомендации одной девочки. Его поразило то, что они исполняли свои вещи! Вряд ли кто сейчас помнит такие песни: "Мальчики и Девочки", "Белый Мрак" и многие другие...
5fd006564a53 (580x430, 51Kb)

Все более и более стало появляться новое для того времени явление культуры, никак не связанное с той культурой, которую привычно было считать единственно правильной. Тогда это явление считали не более чем дурной модой, пришедшей с Запада, так же как приходящей оттуда модой на тряпки. И вот перед общественностью уже стоял новый вопрос, требовавший немедленного ответа. Почему столь настойчиво представители этой культуры твердят о "русском роке", отказавшись уже петь песни БИТЛЗ, и начинают создавать что-то свое.

Понять всю глубину песен того времени (да пожалуй, и теперешних) можно было разными способами, но не все из них были простыми, а порой ими вообще нельзя было достигнуть результата. Например, можно было вчитываться в тексты песен, просматривать критические очерки, но из этого очень часто ничего хорошего не выходило, потому что тексты, на первый взгляд казались глупыми, а критика подчас слишком субъективна. Все-таки послушать музыку или сходить на концерт значительно эффективнее оказывает воздействие на сознание, а вернее сказать на подсознание человека. Сочетание музыки, голосов, ритма, цвета, слов, наконец, самого вида музыкантов (на концерте), делающих свое дело в экстатическом, изматывающем тело и душу напряжении, - все это покоряло (или подавляло).

Восемьдесят второй год - начало смутного времени перехода от эпохи застоя к эпохе перемен. Это было время государственных похорон и траурных духовых оркестров, в которых все сильнее слышался голос рока.

Одним из предвестников грядущих времен (хотя и не ярко выраженным) можно считать Ленинградский рок-клуб, бурная и веселая жизнь которого начиналась в то время.

Впрочем, никто не думал, что клуб ленинградских рокеров предвосхищает какие-то перемены в государстве и то, о чем поют со сцены самодеятельные рок музыканты, через несколько лет можно будет прочесть в центральной прессе.

Тогда создание рок-клуба выглядело, скорее, итогом долгой и изнурительной борьбы рокеров за существование.

Само создание рок-клуба явилось точкой сосредоточения двух противоположных стремлений - стремления молодых музыкантов к каким-то организационным формам, позволяющим хоть как-то профессионально существовать (иметь оплачиваемые концерты, возможность записываться, приобретать инструменты и аппаратуру), и стремления государственных учреждений держать под контролем эту стихийную, плохо организованную и потенциально опасную массу.
Обе стороны отстаивали свои интересы, обеим пришлось идти на компромисс.

Одной из групп старшего поколения были МИФЫ. Эта группа берет свое начало в 1967 году, когда одноклассники одной из ленинградских школ Геннадий Барихновский и Сергей Данилов решили создать собственную команду.
1239879424_7771 (477x300, 32Kb)

Период наибольшей популярности МИФОВ пришелся на середину 70-х гг., когда в группе появились певец, гитарист и автор песен Ю. Ильченко, клавишник Ю. Степанов и барабанщик В. Гуков. Группа участвовала в рок-фестивалях в Москве (1974) и в Таллинне (1975), давала многочисленные концерты.
viewimage (484x200, 21Kb)

МИФЫ были в числе основателей Ленинградского рок-клуба и открыли своим концертом первый рок-клубовский сезон в 1981 году. На первом Ленинградском фестивале 1983 года МИФЫ стали лауреатами, разделив с АКВАРИУМОМ диплом II степени.

Ленинградская группа РОССИЯНЕ начала свое существование в 1969 г. С самого начала они ориентировались на исполнение своих песен. Наиболее продуктивный период в творчестве РОССИЯН связан с появлением в их составе Георгия Ордановского в 1971 году.

Новый этап в жизни РОССИЯН начался осенью 1978 г., когда в группе собрались кроме Ордановского и Азарова Юрий Мержевский, Андрей Васильев, Сергей Завьялов. Группа завоевала популярность среди меломанов, в апреле 1979 г. выступила на рок-фестивале в Тарту, а в мае 1981г. - в Вильнюсе.

b-57-sostav (452x300, 45Kb)
В 1967 г. студент ЛГУ, Владимир Рекшан организовал группу КОРАБЛЬ ДУРАКОВ, которая распалась после первого же неудачного выступления на дне первокурсника. Это можно считать началом музыкальной деятельности Рекшана, которая привела к созданию в 1970 г. группы САНКТ - ПЕТЕРБУРГ (СПБ), в составе которой кроме автора песен, гитариста и певца В. Рекшана были братья С. и В. Лемеховы, М. Марский. Ставка на собственные тексты, написанные по-русски, что в то время было еще в новинку, обеспечила успех СПБ.

Весной 1972 г. из группы ушли братья Лемеховы, а уже в июне Рекшан приглашает в группу Н. Корзинина и В. Ковалева. Вскоре к ним присоединяются Н. Лызлов и Н. Зайцев.

В начале 1974 г. группа распадается. В последствии группа изредка собиралась, но это были эпизодические пришествия.

Непосредственно о самом рок-клубе можно сказать, там были свои инженеры и техники, способные из ничего, своими руками создать звуковую аппаратуру. Были там и свои звукорежиссеры, с поразительным умением записывающие в непрофессиональных условиях "почти профессиональные" альбомы. Там были свои художники и фотографы, оформляющие эти альбомы обложками. Там были свои продюсеры, умеющие организовать концерт, создать ему рекламу, добиться оплаты, переговорить с нужными группе людьми. Там были свои торговцы и предприниматели, тиражирующие записи, а заодно сбывающие их по сходной цене. Там были свои журналисты, критики и музыковеды, которые создавали свои музыкальные статьи, заметки и тому подобное. Здесь, наконец, были теоретики, которые ничего не делали, но к голосу, которых прислушивались.

Над всем этим витал дух энтузиазма и романтики, который удивительным образом сочетался с духом коммерции и свободного предпринимательства.

Крупным мероприятием Ленинградского рок-клуба стал первый в стране смотр-конкурс самодеятельных групп. К первому туру конкурса было допущено около сорока групп, зарегистрированных в рок-клубе. Пятнадцать лучших были отобраны на второй тур. Семь стали лауреатами.

Лауреатский концерт смотр проходил в Ленинградском Дворце молодежи при большом стечении публики. Каждая из семи групп-победительниц представила развернутую программу минут на сорок, что составляет среднюю продолжительность звучания альбом.

0914a24100260a1e03cea9b6cca35246 (400x309, 27Kb)а.
Группа ЗООПАРК не попала в число призеров конкурса, но Михаилу Науменко (Майк), лидеру команды, был вручен специальный диплом за лучшие тексты. Сама же группа ЗООПАРК образовалась осенью 1980 г., когда М. Науменко создал собственную группу, которая дебютировала в феврале 1981 г. на одной из пригородных танцплощадок. Музыкальная ориентация ЗОО на рок-н-ролл и ритм-энд-блюз с тех пор не претерпела изменений.

Одной из первых группа вступила в рок-клуб и участвовала во многих фестивалях, где Майк получал дипломы за лучшие тексты, "за последовательную разработку сатирической темы", а группа в целом стала лауреатом в1986 г.В последующие после IV фестиваля годы группа много выступала, была непременным участником всех "Битлз-шоу", проводимых Н. Васиным, гастролировала в Москве, Челябинске, Гродно, Симферополе и др., снималась на Ленинградском ТВ, приняла участие в концерте памяти А. Башлачева в Лужниках в ноябре 1988 г.

На фестивалях Ленинградского рок-клуба неизменно присутствовало жюри. Условно состав каждого жюри можно было разделить на "своих" - членов совета рок-клуба и людей, участвующих в рок-движении, "чужих" - представителей курирующих организаций и "посторонних" - людей со стороны, представляющих творческие союзы, средства массовой информации и пр.

Понятно, что "свои" отстаивали интересы музыкантов, прежде всего их право петь о том, что их волнует, одеваться и вести себя на сцене так, как им удобно. "Чужие" всячески противопоставляли любому проявлению свободомыслия или хотя бы инакомыслия, стараясь вписать "безобразия" хоть в какие-то рамки. Характерно, что наибольшей любовью "чужих" пользовались чисто инструментальные группы, которые могли играть на чем попало и одеваться кто во что горазд, но хотя бы не пели черт знает что.

Надо восстановить историческую справедливость и рассказать о трех женщинах, от которых в те времена зависела если не судьба ленинградской рок-культуры, то судьба рок-клуба, как ее центра. Сейчас многим кажется, что рокеры пробились сами, вопреки всем препонам. Нет, им помогали, в том числе и те, кого они по должности считали врагами.

Прежде всего, надо сказать о директоре ЛМДСТ Анне Александровне Ивановой. Она умела замечательно гасить конфликты, которые возникали то тут, то там. Почти на каждом концерте рок-клуба кого-нибудь из музыкантов или зрителей "заметали" дружинники и милиция, в больших числах присутствующая в зале.Не известно на каких высоких "коврах" приходилось стоять Анне Александровне и какие резкие окрики выслушивать по телефону. Не раз и не два клуб был на грани разгона. Но все это как-то устраивалось, гроза проходила стороной, только вот каких нервов это стоило Анне Александровне - остается лишь предполагать. Возможно, она уже тогда осознала всю значимость и историчность создания рок-клуба, которое фактически явилось важнейшим прорывом отечественной рок-культуры.

А. А. Иванова не входила в жюри фестивалей, однако, мы не сомневаемся, что ей приходилось отдуваться в верхах и за работу жюри.

Дом самодеятельного творчества имел в своей структуре и штатные единицы, непосредственно отвечающие за деятельность рок-клуба. Поначалу эту работу по совместительству выполняла заведующая оркестровым отделом Дома, но уже к III фестивалю на должность куратора рок-клуба была назначена Наталья Алексеевна Веселова, а чуть позже появилась и должность, которую заняла Нина Александровна Барановская.

Наталья Веселова, женщина тогда молодая, красивая и партийная, не была "своею" по определению, но она сразу почему-то приняла сторону рокеров, хотя вполне могла принять и обратную или же остаться равнодушной к их заботам. Веселова, как и полагалось ей по фамилии, вела дело весело и бесстрашно. Наверное, на этой тяжелой работе и нужно было обладать легким и беззаботным характером, но часто так получается, что человек, делающий свое дело легко, не удостаивается почета. Так было и в этом случае.

Нина Барановская, придя в Дом самодеятельного творчества из университетской многотиражки, где ей с большим трудом удавалось изредка публиковать статьи в защиту АКВАРИУМА, очень быстро стала "своей". Ей не помешало даже то, что выполняла она, по сути, работу цензора, то есть литовала лохматые и колкие тексты рокеров и подписывала их на публичное исполнение.

Похоже, что Н. Барановской жилось, как на вулкане, тем более что она прекрасно знала тексты, которые при всем желании залитовать не могла и которые при всем желании залитовать не могла и которые все-таки исполнялись время от времени, каждый раз вынуждая ее объясняться с начальством.

Последний такой скандал случился на IV фестивале, когда Михаил Борзыкин из группы ТЕЛЕВИЗОР спел несколько незалитованных песен. В зале ДК "Невский", где в проходах через каждые два метра стояло по милиционеру в шинелях, обращенному лицом к публике, такая песня не могла не вызвать восторга.
телевизор (600x404, 39Kb)
Можно сказать, Борзыкин этой акцией фактически отменил литовку, показав ее бессмысленность. Если уж человеку разрешили вообще разрешили выйти на сцену, то он споет, что ему хочется. Литовка превратилась в пустую формальность, и уже на следующем фестивале рокеры пели все без исключения представленные тексты. А Нина Барановская превратилась в заботливую рок-маму, опекающую наиболее скандальных питомцев.

Второй рок-фестиваль состоялся в начале 80-х годов. Уже знакомый нам ЗООПАРК не стал лауреатом, но Михаил Науменко был упомянут в жюри примерно такой фразой: "Наградить Михаила Науменко грамотой за последовательную разработку сатирической темы". Тогда это формулировалось так, но в песнях Майка скорее было больше лирики, чем сатиры.

f_16621230 (500x494, 49Kb)
Второй рок-фестиваль запомнился уверенным выступлением АКВАРИУМА и ТАМБУРИНА, который был весьма прохладно встречен публикой; сногсшибательным шоу СТРАННЫХ ИГР, неудачей МАНУФАКТУРЫ; запомнился он и открытиями - ТЕЛЕВИЗОРОМ, СЕКРЕТОМ и КИНО. Группа АЛИСА дебютировала тоже, но еще без Кинчева, в то время вокалистом был Борисов и вторым вокалом Слава Задерий.

Венчала фестиваль ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА, которая выступала вне конкурса. Однако, фестиваль был признан не очень удачным.

Несмотря на то, что II фестиваль обошелся без скандалов, в выше стоящих инстанциях работой жюри остались недовольны. Последовал совет изменить состав, в результате чего на III фестивале не оказалось А. Троицкого, Н. Мейнерта и А. Житинского.

Гвоздем III рок-фестиваля стала АЛИСА. Еще до открытия поползли слухи, что в группе новый человек - некто Константин Кинчев из Москвы. Действительно, в темном зале возникло состояние шока, когда на сцену вышли АЛИСА и загримированный молодой человек в черном, производя руками резкие гипнотические пассы, запел:

"Экспериментатор движений вверх-вниз
Идет по улице своих построек..."

("Экспериментатор", Алиса)

С тех пор начался стремительный взлет АЛИСЫ. Сразу же стало ясно, что петь так, как пели они нельзя, запрещено, это противоречит всем идеологическим установкам. Наверное, никто в зале не удивился бы, если бы пение прервал наряд милиции и всех, находящихся на сцене и в зале, отвезли бы в отделение. Но почему? Сейчас это кажется странным. В словах песен не присутствовало прямых политических выпадов, скорее, это были намеки на удушливую атмосферу тех лет. Больше всего потрясала энергетика Кинчева, который доводил зал до состояния, когда в нем вот-вот вспыхнет молния. Этот дар Кинчев не утратил до сих пор. Появление АЛИСЫ связано с расцветом рок-культуры в России, с ее золотым веком. Эта по истине скандальная и прекрасная группа ярко показывает всю скандальность возникновения в России рок-культуры. Когда слушаешь их песни невольно проникаешься энергией и глубиной текста, в старых записях ярко слышится, что текст явно противоречил тогдашним нормам. АЛИСА трижды становилась лауреатом традиционных Ленинградских рок-фестивалей (1985-1987 гг.).

Мне неясен взгляд тех, кто устал,
Мне непонятен тот, кто спит.
Я не принимаю языка столбов,
И мне не интересен лифт.
Я люблю окно, из окна виден день,
А ночью - видна ночь.
И кто-то думает так же, как я.
Мы вместе!
Мы вместе!

("Мы вместе", Алиса)

c13890a151538f00fc3be32fa4f8c3e1_full (400x250, 24Kb)
Ленинградская группа МАНУФАКТУРА возникла в 1976 г. и на протяжении следующих пяти лет прошла путь, характерный для школьных и студенческих команд. Костяк группы составляли О. Скиба, Д. Матковский, А. Ушаков.

Выступление на I Ленинградском фестивале планировалось как "прощальное" перед уходом в армию Скибы и Матковского. Совместно с некоторыми другими музыкантами группа подготовила программу "Невский проспект", с которой и стала победителем фестиваля. Однако выступление на II фестивале, как было сказано выше, не было столь удачным.

После возвращения из армии Скибы и Матковского возрождения группы не произошло. Зато бывшие участники проекта организовали свои достаточно популярные в то время группы.

стр.игры (700x327, 37Kb)
Первое выступление СТРАННЫХ ИГР состоялось 6 марта 1982 г. в ДК имени Ленсовета в качестве разогревающей группы перед АКВАРИУМОМ. Организатором группы был Александр Давыдов.

На I фестивале группа получила приз зрительских симпатий. СТРАННЫЕ ИГРЫ первыми в советском роке взяли на вооружение новые музыкальные формы, соотнесли их с внешним видом и манерой сценического поведения, а также с содержанием текстов, взятых из переводных сборников французских поэтов XX века.

В начале 1984 г. Давыдов и клавишник - Куликовских покинули группу, и выступление СТРАННЫХ ИГР на II фестивале было не очень удачным, несмотря на обилие сценических эффектов. Последним выступлением группы стали концерты III фестиваля. После чего, выпустив два альбома, команда распалась на две самостоятельные группы: АВИА и ИГРЫ. Для многих групп 70-х такая судьба была фактически правилом.

табурин (556x370, 64Kb)
Первый состав группы ТАМБУРИН был набран гитаристом и автором песен Владимиром Леви в начале 1983 г. Состав группы выглядел примерно так: Ю. Данилов, М. Логвинов, Д. Филимонов и, совмещавший игру в ТАМБУРИНЕ с игрой в других группах (АКВАРИУМЕ и других), А. Кондрашкин.

ТАМБУРИН блестяще выступил на I фестивале, стал лауреатом и на II, хотя программа практически не претерпела изменений. Перед III фестивалем группа поменяла состав, выступление было принято весьма прохладно. После этого выступления ТАМБУРИН фактически сошел с рок-клубовской сцены, продолжая концертно-гастрольное существование.

На приведенных выше примерах ярко видно насколько высок для тогдашних фанатов был культ личности в любимой группе. Как только менялся состав происходил резкий переворот в отношении к самой группе. АЛИСА выиграла на перемене, а ТАМБУРИН, СТРАННЫЕ ИГРЫ и многие другие проиграли.













Рубрики:  Все это рок-н-ролл!
Метки:  

Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 18 Ноября 2012 г. 18:40 (ссылка)
концерт "Алисы" был в "Юбилейном" не 17 ноября 1987 г., а 16-го!!! 17-го там был концерт памяти "Битлз", на котором впервые выступил Юрий Касьяник со своей программой синтеза форм - сюитой "Огонь в руке" (в честь Джона Леннона) - с оркестром, рок-, фолк- и авангард-музыкантами.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку