Ростислав Янович Плятт — советский актёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец).
Родился 30 ноября (13 декабря) 1908 года в Ростове-на-Дону. В 16 лет при получении паспорта он намеренно изменил свою фамилию и отчество на более подходящие для афиш.
В 1938–1941 годах служил в Театре имени Ленинского комсомола. С 1939 года начал работать в кино. Одной из первых и самых ярких ролей стал холостяк в детской комедии «Подкидыш».
Во время Великой Отечественной войны находился в Москве. В 1943 году перешёл в Театр имени Моссовета, где прослужил до конца своих дней.
Творчество актёра отличали интеллектуализм, дар внутреннего перевоплощения, ироничность, глубокое обаяние. Он создал много запоминающихся работ на радио, в том числе в передаче «Клуб знаменитых капитанов», которой посвятил 40 лет.
Ростислав Плятт скончался 30 июня 1989 года в Москве на 81-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок №10).
Этот человек был гениальным артистом театра и кино. Вполне возможно, что он мог стать и талантливым режиссером, преподавать изящную словесность, писать книги. Однако он сам считал себя солдатом, беззаветно служащим искусству. Играл в театре, пока позволяли силы стоять на собственных ногах.
Актера и после его вынужденной инвалидности режиссеры активно приглашали работать.
Однако будучи истинным интеллигентом и в жизни, и в творчестве, он не мог себе предстать перед публикой в инвалидной коляске.
В декабре 1908 в семье обрусевшего польского еврея Ивана Плята, жившего в то время в Ростове-на-Дону, появился на свет мальчик, которого назвали Ростиславом.
Отец в течение всей жизни работал адвокатом.Видно,по каким-то причинам польское имя Ян было переписано на Иван(Иван Иосифович Плятт)
Мама, украинка, уроженка Полтавы, крестила сына в православие.
Ростислав Плятт с отцом
Талантливый подросток закончил курсы, руководимые Юрием Завадским.
С 1941 и до своего ухода из жизни в 1977 году блистательный режиссер и педагог Завадский возглавлял Театр имени Моссовета, создав немало шедевров («Шторм», «Маскарад», «Петербургские сновидения»), воспитав плеяду незабываемых актеров, среди которых Ф.Раневская, В.Марецкая, Р.Плятт, Л.Орлова и многие другие.
В 1943 состоялся его теперь уже окончательный переход в театр имени Моссовета. Именно в этом культурном заведении Плятт проработал до окончания своей творческой карьеры, отдав ему весь свой творческий потенциал.
Талантливый актер служил в театре имени Моссовета более 40 лет, играя практически во всех спектаклях. Его знаменитыми партнершами по сцене были Вера Марецкая и Фаина Раневская.
О порядочности актера ходили легенды.
Говорят, услышав о чудовищной подлости, совершенной большим театральным начальником, он посочувствовал ему:
«Как же он теперь будет с этим жить?!».
Плятт считал, что на свете есть только одна национальность - «хороший, порядочный человек».
Плятт помогал множеством добрых дел, за которые никогда и ни от кого не требовал благодарности.
АКТЕР АНАТОЛИЙ АДОСКИН: «МНОГИЕ ЕГО ЛЮБИЛИ, НО НАХОДИЛИСЬ И ТЕ, КТО ИЗ ЗАВИСТИ ПИСАЛИ ДОНОСЫ»
Анатолий Адоскин не только знал Ростислава Плятта много лет, но и дружил с ним. «О таких людях, как Слава, - считает Адоскин, - принято говорить: уходящая натура.
Он, как по-настоящему интеллигентный человек (а такие люди чем-то похожи на детей), всегда с уважением относился к чужой точке зрения, даже если она казалась ему неправильной. Сам же он никогда ни с кем не спорил и авторитетом не давил.
А еще Плятт был человеком огромной души и доброты с массой уникальных качеств, достоинств и добродетелей.
Если вспомнить знаменитую фразу Чехова о том, что «в человеке все должно быть прекрасно - и лицо, и одежда, и душа, и мысли», то Слава полностью этому определению соответствовал.
Когда мы с ним шли по улице, на него оборачивались все - даже те, кто понятия не имел, что это известный актер.
Такой импозантности, элегантности и джентльменского стиля я не встречал больше ни у кого.
В тридцать он на спор голым купался под стенами Кремля.
В шестьдесят маршировал в женском парике по коридорам берлинской гостиницы.
В восемьдесят из спортивного азарта за две минуты съел килограмм хрустящих хлебцев и, не запивая, просвистел "Вихри враждебные".
В народном артисте Ростиславе Яновиче Плятте удивительным образом сочетались любовь к розыгрышу и поразительный такт, знание самых свежих неприличных анекдотов и манеры английского аристократа, мальчишеское озорство и жизненная мудрость.
Режиссер Юрий Завадский собрал в одном месте множество актеров старого поколения: Орлову, Марецкую, Бирман, и конечно же Плятта и Раневскую. Слишком много кандидатов, поэтому за возрастную роль в постановке «Странная миссис Сэвидж» развернулась нешуточная борьба. И закончилась она поражением Раневской, уступившей Любови Орловой.
Спектакль «Дальше-тишина...»
Триумф Фаины Георгиевны случился в конце 60-х, когда Анатолий Эфрос поставил «Дальше-тишина...». Потрясающий дуэт Раневской и Плятта, играющих супругов Купер, собирал полные залы около 30 лет.
Кадр из фильма-спектакля «Дальше-тишина»
1978-ом на экраны вышла телевизионная версия постановки. Раневская оставила отзыв, сделав это в своем стиле:
- «Спустя годы сделали версию спектакля для телевидения - это меня доконало. В драматической сцене расставания Куперов нам нужно рыдать, а на съемочной площадке кричат о важности уложиться в сроки с точностью до секунды. У постановщиков смета, не уложатся - потеряют деньги»
- «Мне хотелось выкрикнуть: - возьмите себе мои деньги, но позвольте отыграть без хронометража!»
- «Непрофессионалы, которым плевать на то, что ощущаешь в этой душераздирающей сцене. Им лишь важно, чтобы оборудование было исправно и уложиться в хронометраж»
- «Я знаю, каждому свое, одним слезы, другим хронометраж, но ведь это искусство, недопустимо выражать слезы за отведенные секунды. Тогда их вообще стоит сделать глицериновыми. А такими я плакать не умею.»
- «Я последняя, точнее, одна из последних, еще Плятт остался, который тоже по-настоящему плачет»