


Лидия Петровна Сухаревская
30.08.1909 г - 11.10.1991 г
Советская актриса театра и кино, драматург.
Заслуженная артистка РСФСР (1950).
Народная артистка РСФСР (1967).
Народная артистка СССР (1990).
Лидия Петровна родилась в селе Поповкино Грязовецкого уезда Вологодской губернии (ныне - Грязовецкого района Вологодской области).
В зрелом возрасте она сменила отцовское отчество «Павловна» на «Петровна» - считала, что оригинал неблагозвучен: «Похоже на Палковна», - поясняла Сухаревская.
До 7 лет Лидия проживала в селе Поповкино Вологодской губернии.
Затем семья переехала в Грязовец (также Вологодской губернии) и поселилась на улице Топоровской (ныне улица М. Горького).
Ее отец служил в Упродкоме.
С ранних лет много читала, особенно ее увлекали романы Вальтера Скотта, Чарльза Диккенса и Жюля Верна.
В одиннадцать лет поступила в школьный драмкружок и тогда же сама начала писать пьесы.
Она вспоминала: «Их названий сейчас не помню...
Сама эти пьесы ставила, и сама же играла главные роли.
Было это в углу двора, около забора».
После смерти отца в 1924 году, Лида вместе с мамой и бабушкой переехала в Ленинград (ныне Санкт-Петербург).
Пытаясь помочь деньгами семье, подрабатывала маникюршей, табельщицей, просто разнорабочей на строительстве больницы.

Лидия занималась в школьной театральной студии.
Первая большая роль в самодеятельности - в пьесе Ф. Шиллера «Вильгельм Телль».
Сухаревской посоветовали всерьез заняться актерской деятельностью.

В 1927 году она поступила в Первую Государственную студию.

Денег в семье не было, девушка была принята «в счет хозяйственных расходов студии».
После трех лет довольно хаотичного обучения вся группа студийцев была принята в Агит-театр, который получил звание Колхозного.
Когда Колхозный театр распался, Лидия перешла работать в ТРАМ, где прослужила год, после чего работала в труппе Радиокомитета.

Вскоре Сухаревская получила приглашение играть роль Тани в пьесе Катаева «Дорога цветов».
Так она впервые попала в профессиональный театр – ленинградский Театр Комедии (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова).
спектакль "Опасный поворот", 1939 г, слева направо сидят: Л.Сухаревская, Е.Юнгер, И.Гошева

Работа в театре Комедии принесла актрисе популярность и дала возможность работы с ведущими режиссерами, в том числе Н. П. Акимовым, Н. С. Рашевской, Г. М. Козинцевым, Р. Р. Сусловичем.
За 11 лет в театре сыграла 20 ролей.
В 1944 году, в эвакуации в Сталинабаде во время пребывания там театра Комедии, удостоена звания
«Заслуженная артистка Таджикской ССР».

В 1944 году Театр Комедии вернулся из эвакуации, и Лидия Петровна приняла решение покинуть его.
В 1946 году поступила в Московский театр драмы (ныне Московский академический театр имени Владимира Маяковского).
На этой сцене сыграла одну из лучших своих ролей - Лидию Васильевну Жербер в мелодраме А. Н. Арбузова «Старомодная комедия».
В этом театре играла в 1946-1948 и 1950-1951 годах.
С 1946 года также выступала в Театре-студии киноактера.

В 1960 году Лидия Петровна решила попробовать свои силы в качестве сценариста и написала пьесу "Несущий в себе", по которой был поставлен спектакль на сцене театра Киноактера.
Главную роль Сухаревская писала под себя и, как задумывалось, исполнила ее на сцене.
Критики и коллеги высоко оценили писательский талант Лидии Сухаревской, который до этого времени никак не проявлялся.

Позже она написала еще несколько сценариев для пьес и фильмов.
В 1962-1963 годах играла в Московском театре Сатиры, где исполнила несколько трагических ролей, которые обычно не значились в её репертуаре, показав себя с новой стороны, как актриса разноплановая, умеющая находить живое и рациональное одновременно в любой роли.
в спектакле "Визит старой дамы" -1965г

В 1963-1974 годах - актриса Московского драматического театра на Малой Бронной.
В 1974 году вернулась в Московский театр им. В. Маяковского, где и играла до конца своей жизни.
За 36 лет работы в кинематографе, Лидия Сухаревская снялась в 46-ти картинах, не так уж и много, учитывая талант и неповторимый шарм актрисы.

Её больше задействовали в театре, там были ведущие роли и настоящие признание.
В 1939 году она дебютировала в фильме режиссера А.А. Роу
«Василиса Прекрасная» в роли Белендрясы Петровны.

Далее были фильмы:
"Танкер "Дербент"" -1940,

"Лермонтов" -1943,

"Мы с Урала" -1943,

"Человек номер 217"-1944,

"Сыновья" -1946,

"Суд чести" -1948,

"Встреча на Эльбе" -1949,

"Звезда" -1949

и другие.
За роль великой княгини Елена Павловны в биографическом фильме «Мусоргский» -1950, в 1951 году актриса была удостоена Государственной премии СССР.

Заметными стали роли в картинах:
«Римский-Корсаков» (1952),

"Алеша Птицын вырабатывает характер"-1953,

«Бессмертный гарнизон» (1956),

«Она вас любит!» (1956),

«Поединок» (1957),

"Шторм"-1957,

«Мальчики» (1959),

«Каин XVIII» (1963),

"Анна Каренина"-1967,

"Актриса" -1969, снятый по ее сценарию

и другие.
В 1961 году сыграла главную роль в фильме
«Жизнь сначала» режиссера Льва Рудника, по ее сценарию.

Ее героиня - Антонина Ивановна Тимофеева, в годы войны она потеряла мужа и дочь, но находит в себе силы вернуться к преподавательской работе.
Яркую роль актриса сыграла в своем предпоследнем фильме - комедии «Шофер на один рейс» -1981 режиссера Вадима Зобина, где ее героиня - дама-француженка с русскими корнями Елизавета Максимовна.

Часто выступала с литературными композициями по известным произведениям отечественных и зарубежных авторов.
Заметной работой такого плана стала роль Пелагеи в композиции «Пелагея и Алька» по Ф. А. Абрамову в 1974 году.
Лидия Сухаревская Член Союза кинематографистов СССР (Москва).

Личная жизнь актрисы:
Муж - Борис Михайлович Тенин (1905-1990), советский актер театра и кино, педагог.

Народный артист СССР (1981).
Лауреат Сталинской премии первой степени (1948).
Сухаревская стала четвертой женой Тенина, для нее это был первый брак и последний.
Познакомились они в 1937 году в ленинградском Театре Комедии.

Они вместе играли в театре и кино, являлись одним из самых известных семейных театральных дуэтов на советской сцене.
На экране запомнились по исполнению главных ролей в фильме-спектакле «Старомодная комедия», поставленном в 1975 году.

Пара всегда была неразлучна с момента встречи.
Они вместе приходили в театры, вместе уходили.

В то время частые переходы из театра в театр совсем не приветствовались ни высоким руководством, ни общественным мнением, но они не обращали на это внимания.

Тенин много внимания уделял внешней стороне, а Сухаревская мучительно переживала поиск внутреннего соответствия, сравнивая, анализируя, примеряя на себя образы и крестьянки, и аристократки, и советской комсомолки.
«Я не хочу быть актрисой, которая «не ведает, что творит», а хочу быть вполне ответственной вместе с режиссером и за ошибки, и за успехи.
Хочу «ведать» и «познать» − это главное», - говорила она.

В театре дуэт Сухаревская-Тенин, называли уникальным.
В семье она была – мозг, а он - душой их семейного очага.
Пара никогда не разлучалась, всё делала вместе, обращались друг к другу исключительно по имени-отчеству.
Никто из них не был в тени другого, наоборот, дополняли свои характеры всем самым лучшим.
Супруги собирали книги, у них была большая библиотека, Борис Михайлович сам делал переплеты для книг.
На многочисленных книжных полках в их квартире стояли книги в нарядных и веселых переплетах.

Лидия Петровна и Борис Михайлович прожили в счастливом браке 55 лет - их разлучила его смерть.
Общих детей у них не было, у Бориса был сын Михаил от последнего брака с Галиной Степановой.
Супруг ушел из жизни 8 сентября 1990 года в 85 лет.
Без любимого мужа Сухаревская, остававшаяся достаточно моложавой женщиной даже в восемьдесят лет, как-то вдруг резко состарилась, потускнела и потеряла интерес как к сцене, так и к жизни.
Лидия Петровна пережила мужа всего лишь на один год.

Актриса скончалась 11 октября 1991 года в Москве.
Она умерла во сне в своей московской квартире.
Так как она ничем не болела, близкие пришли к выводу, что она скончалась от горя и тоски по мужу.
Похоронена на Ваганьковском кладбище в одной могиле с мужем Борисом Тениным.

До недавнего времени могила актеров находилась в страшном запустении, что вызвало негативную реакцию поклонников их творчества.
А потому за дело взялись представители дирекции театра имени Маяковского.
В 2013 году они поставили новый памятник, почтив память актеров.

В 2007 году была открыта мемориальная доска Борису Тенину и Лидии Сухаревской на фасаде дома номер 49 на Большой Никитской улице в Москве.

В квартире артистов на Б. Никитской улице, 49, ныне Филиал Научной библиотеки союза театральных деятелей Российской Федерации - Личные собрания музей-квартира народных артистов СССР Б. М. Тенина и Л. П. Сухаревской.

Печально, что со временем забываются актеры, которыми мы когда-то восторгались, любили их и почитали, которые изумляли нас своим магическим талантом.
Приходят новые поколения артистов, но кажется, что лучшие теперь там на небесах...

Текст от: https://stuki-druki.com/