
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (фр. Élisabeth-Louise Vigée-Le Brun, урождённая Виже, Лебрен по мужу; 16 апреля 1755, Париж — 30 марта 1842, там же) — французская художница.
В 1776 г. Виже вышла замуж за Жана Батиста Пьера Лебрена, художника и, в большей степени, торговца живописью. Связи мужа усилили популярность юной художницы-портретистки в среде французской знати, и в конце концов Виже-Лебрен была приглашена в Версаль рисовать королеву. Мария Антуанетта очень высоко оценила работу художницы и засыпала её дополнительными заказами, а в 1783 г. оказала, со своей стороны, определённое давление на французский художественный истеблишмент с тем, чтобы Виже-Лебрён была благополучно избрана в члены Королевской академии живописи и скульптуры.

Автопортрет в соломенной шляпе. 1782

Автопортрет. 1781

Автопортрет с дочерью. 1789

Автопортрет с дочерью

Автопортрет. 1790

Автопортрет. 1800

Портрет графини Варвары Головиной. 1798

Баронесса Анна Сергеевна Строганова с сыном Сергеем. 1793

Мадам Перрежо. 1789

Маркиза де Пезе и маркиза де Руже с двумя сыновьями. 1787

Портрет графини Екатерины Скавронской. 1790

Флора

Портрет князя Генриха Любомирского. 1789

Портрет графини де ла Шатр. 1789

Портрет графини Буке. 1793

Портрет маркизы Габриэллы Ролан. 1791

Джузеппина Грассини в роли Заиры. 1804

Художник Гюбер Робер. 1788

Герцогиня Орлеанская. 1789

Вакханка. 1785

Марии Антуанетты, 1783

Портрет графини Литты

Портрет Станислава-Августа Понятовского

Marie-Antoinette et ses enfants
1787
Oil on canvasVersailles
C 1780-х гг. Виже-Лебрен много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. В этих поездках ею были написаны портреты многих царственных особ, государственных деятелей и иных заметных фигур: так, в Голландии Виже-Лебрен писала будущего короля Виллема I, в России в 1795—1799 гг. — последнего польского короля Станислава Понятовского, великую княгиню Анну Феодоровну (жену великого князя Константина Павловича) и других членов императорского семейства. В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств.
Автопортрет, 1790, Уффици, Флоренция
Переждав таким образом Великую Французскую революцию, Виже-Лебрен вернулась во Францию по приглашению Наполеона и до 1814 г. жила, главным образом, в своём поместье в Лувесьене, а когда с наступлением войск союзников на Париж поместье было занято прусской армией, вернулась в Париж. Виже-Лебрён оставила пространные мемуары, опубликованные во Франции в 1835—1837 гг., российская часть которых «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве, 1795—1801: С приложением ее писем к княгине Куракиной» переведена и опубликована по-русски (СПб.: Искусство-СПб., 2004. — 298 с.).
Виже-Лебрен оставила 660 портретов и около 200 пейзажей. Манера письма её ясная и точная, едва ли не наибольшей живостью отличаются автопортреты, которые она писала много и охотно.
н.м.з.
|  |
|
|
|
|
|
|
|