-Цитатник

Музей художника и сказочника С.Г. Писахова в Архангельске - (0)

«Смех и горе у Бела моря», или где в Архангельске хранятся Северные сказки? Музей художник...

А за окном белые ночи - (0)

А за окном белые ночи Официально считается, что в Петербурге белые ночи длятся с начала июня ...

Художник Christina Papagianni - (0)

Портрет...Греческая художница Christina Papagianni Я тебя нарисую  В оттенках зари...

Театр. Макуть. КРЕСТ ВЕРЫ или КОЛЕСО ВЕЧНОСТИ - (0)

КРЕСТ ВЕРЫ или КОЛЕСО ВЕЧНОСТИ Эта мистическая пьеса об Евфросиньи Полоцкой. Действие происходи...

Художник Сергей Небесихин - (0)

Художник Сергей Небесихин . • Родился 6 августа 1964 г. в Александрове (Владимирская ...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
16:33 17.10.2016
Фотографий: 1

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Марина_Ушакова

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

умею слушать

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.02.2011
Записей: 25593
Комментариев: 201665
Написано: 377042


Аничков мост и кони Клодта. История знаменитого моста

Суббота, 11 Мая 2024 г. 08:30 + в цитатник

Аничков мост - один из самых узнаваемых и известных символов Санкт-Петербурга. Этот мост, перекинутый через реку Фонтанку, является одним из старейших и самых красивых мостов города.

1 (700x458, 334Kb)

Современный Аничков мост был построен в период с 1784 по 1785 год по проекту архитектора Василия Баженова. На этом месте был расквартирован строительный батальон, которым командовал подполковник Михаил Аничков. Именно в его честь мост получил свое название.

2 (620x451, 205Kb)

В 1715 году по указу Петра I было начато строительство моста через реку Фонтанку, которую тогда называли Безымянный Ерик. Это была болотистая речка с островами и заводями. А вот будущий Невский проспект к тому моменту становился одним из главных путей новой столицы.

К маю 1716 года все работы были завершены. Деревянный мост был трехпролетным. Он пересекал и сам проток, и болотистую пойму. Мост был достаточно длинным (200 метров), Фонтанка в то время была значительно шире, чем она есть сейчас.

У моста был установлен шлагбаум, который закрывался на ночь. А днем со всех въезжающих с южной границы города взималась таможенная пошлина за въезд в город.

В судоходном пролете были установлены специальные подъемные щиты, которые снимались и позволяли пройти мачтовым судам.

Никаких чертежей того моста не сохранилось. Однако можно предположить, что наподобие другим мостам, его конструкция была обшита досками и раскрашена под каменные блоки. Это создавало “презентабельный” вид.

За период с 1726 по 1742 год мост неоднократно ремонтировался. Только в 1749 году, по проекту архитектора Семёна Волкова, был построен новый деревянный мост на сваях.

3 (700x460, 225Kb)

В 70-х годах XVIII века военный инженер В. Назимов создал проект строительства набережных реки Фонтанки. Также был разработан проект семи мостов через реку. Однако к реализации проекта приступили лишь через десять лет. С 1782 по 1788 годы были построены: Симеоновский, Аничков, Обуховский, Чернышев, Семеновский, Измайловский, Калинкин мосты.

4 (700x489, 459Kb)

Все эти мосты были созданы по одному и тому же проекту, который предусматривал перекрытие реки двумя гранитными арками длиной 13,5 метров. На быках мостов были установлены четырехпилонные башни.

Средний пролёт мостов был деревянным и мог разводиться. В башнях располагались подъёмные механизмы.

К 30-ым годам XIX века стало ясно, что мост нужно реконструировать из-за узкой проезжей части, которая затрудняла движение на Невском проспекте. Проект был разработан инженер-майором И.Ф. Буттацем при участии инженера А.Х. Редера.

5 (700x437, 428Kb)

Старый мост был разобран. А в 1841 году был заложен первый камень нового моста, который был расширен до красной линии Невского пролета.

Длина нового моста составила 54.6 метра, а ширина - 37.9 метра. Своды планировалось украсить накладными бронзовыми элементами. На быках должны были установить бронзовые вазы. На береговых устоях хотели разместить конные статуи. Но в итоге от накладных украшений и ваз было решено отказаться.

Ограда моста выполнена из чугуна, на ней изображены барельефы морских коньков и русалок. Ее автор, архитектор А.П. Брюллов. Похожий рисунок ограды можно увидеть на Дворцовом мосту в Берлине.

6 (700x457, 227Kb)

Главным художественным украшением Аничкова моста являются четыре конные скульптурные композиции “Укрощение коня человеком”, созданные талантливым скульптором Клодтом.

За десять лет до начала строительства моста скульптор Петр Клодт приступил к работе над группой, состоящей из вздыбленной лошади и человека, пытающегося ее сдержать. Согласно одному из проектов Карла Росси, созданному в 1817 году, Дворцовую набережную между Зимним Дворцом и Адмиралтейством (где ранее находился засыпанный канал) должны были украшать скульптурные группы лошадей с возницами.

Модель лошадей, созданная Василием Демут-Малиновским, была признана неудовлетворительной. В 1832 году Николай I поручил Клодту создать новую модель.

Первоначально планировалось установить двух коней у Академии Художеств. Но для украшения набережной привезли двух древних сфинксов из Египта, найденных при раскопках в Фивах. Поэтому скульптурам Клодта нашли место на новом широком мосту.

П.К. Клодт отлил из бронзы две скульптурные композиции, которые были установлены на западной части моста в 1841 году. А с восточной стороны были установленные временные статуи, сделанные из гипса.

7 (700x700, 524Kb)

Спустя год скульптор отлил еще две статуи из бронзы, но император Николай I сразу же после изготовления подарил их прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Также копии изваяний были отправлены в Неаполь, в Орловскую усадьбу в Стрельне, в Бельведер в Петергофе.

8 (700x700, 434Kb)

В 1851 году мост был полностью готов. Клодт решил не повторять уже созданные скульптуры и создал две абсолютно новые статуи. Если внимательно посмотреть на копыта коней, то можно увидеть, что два коня подкованные. А два оставшихся - без подков. Объяснение было такое: в стороне Литейного проспекта была кузница. Два коня шли уже подкованные из кузницы, а два только шли туда.

9 (700x495, 344Kb)


Согласно замыслу скульптора, четыре группы должны были представлять четыре стадии усмирения дикого коня человеком, начиная от начальной стадии единоборства и заканчивая полным подчинением коня человеку. Клодт раздобыл на скотобойнях лошадиные головы, ноги и плечи, лично их препарировал и заливал гипсом, чтобы впоследствии собрать их в скульптурную композицию.

10 (700x630, 430Kb)


Для середины XIX века уличные скульптурные группы с обнаженными мужчинами были очень смелыми. Но народ быстро привык. В городском фольклоре появилось другое название моста - "Мост восемнадцати яиц" (4 коня, 4 укротителя и один городовой, у которого был пост на мосту).

11 (604x381, 113Kb)

Во времена Блокады кони Клодта были спрятаны во дворе Аничкова дворца. Были выкопаны огромные ямы. В них положили коней в деревянных саркофагах. Из-за бомбардировок мост сильно пострадал: были разрушены многие элементы ограды и гранитные пьедесталы. Однако даже до Дня Победы ограда была восстановлена, а к 1 мая 1945 года скульптуры вернулись на свои места.

12 (700x564, 219Kb)

В период с 1906 по 1908 год Аничков мост был реконструирован. В ходе работ кирпичные своды были переложены и облицованы розовым гранитным камнем. Тротуары выложили большими плитами красного гранита.

отсюда

Рубрики:  Мир вокруг нас/мосты
Метки:  

Процитировано 12 раз
Понравилось: 51 пользователям