Маки, маки - алые маки... Художник Эрик Бруни (Eric Bruni) На Федюнинских холмах - тиши...
Художник Charles Dwyer - (0)Не говорите мне о нем... Художник Charles Dwyer Не говорите мне о нем,...
Кто разбил Царь-колокол? - (0)Кто разбил Царь-колокол? Кто разбил Царь-колокол? Испокон веков Россия славилась колокол...
В. Макуть. СВЯТЫЕ СТРОЧКИ О ВОЙНЕ - (0)СВЯТЫЕ СТРОЧКИ О ВОЙНЕ (гражданская позиция) Дорога к храму... Хочется заплакать... Прям,...
Художник Frits Thaulow (1847 – 1906) - (0)Художник Frits Thaulow (1847 – 1906). Течёт река Галерея работ Фрица Таулова — одного из са...
Памятник Цмоку в Лепеле. Беларусь |
На берегу Лепельского озера в городском парке в сентябре 2013 года поселился настоящий дракон. Правда, бронзовый, одноголовый и очень добрый. Как утверждают местные жители, он не летает, огонь не выдыхает и никого не обижает.
Скульптура мифического змееподобного существа появилась здесь благодаря инициативе местного краеведа, Владимира Шушкевича, решившего таким образом увековечить бренд края – Цмока Лепельского, персонажа из мифологии Великого княжества Литовского.
Считать именно Лепель родиной Цмока стали благодаря историческому роману Владимира Короткевича «Хрыстос прызямліўся ў Гародні (Евангелле ад Іуды)», где подробно описывается внешний вид чудища и рассказывается, как в средневековье в Лепельском озере за одну ночь погибли около 40 цмоков. Именно отливка этой книги располагается сегодня у ног Лепельского Цмока.
«Выглядам той цмок быў, як звер фока (цюлень), такі самы льсняны, у складках, толькі без поўсці. І шэры, як фока. Але даўжэй за яго куды. Бо даўжыні ў ім было сем з паловай лагожаскіх (лагойскіх) сажняў, а калі пацікавіцца немец, то восем і адна пятая фадэна, а калі, можа, ангелец, то сорак дзевяць футаў і яшчэ дваццаць два дзюймы. Тулава мелі тыя цмокі шырокае і трохі пляскатае, і мелі яны плаўнікі – не такія, як у рыбы, а такія таксама, як у фокі, таўстамясыя, шырокія, але не дужа доўгія. Шыю мелі, па тулаву, дык тонкую і надта доўгую. А на шыі сядзела галава, адначасова падобная і на галаву змяі і на галаву лані. І, дальбог, смяялася тая галава. Мо проста зубы скаліла, а мо – з нашых бедаў. І зубы былі велічынёй з конскія, але вострыя, і многа іх было на такую галаву аж данельга. Вочы вялізныя, як сподкі, каламутна-сінія ў зелень, ашклянелыя. І страшна было глядзець у тыя вочы, і мурашкі па спіне, нібы Евінага змія ўбачыў, і непамысна неяк, і нібы ў чымсьці вінаваты».
С давних времен здесь существует описанный этнографами обычай, согласно которому каждая пара после свадьбы должна была пожертвовать Цмоку, который якобы обитает в местном озере, выпивку и закуску. Иначе жди беды.
Проект одобрило жюри международной программы Евросоюза «Вода, природа и люди в исчезающем ландшафте: развитие устойчивого сельского туризма в России и Беларуси», а реализовал скульптор Лев Аганов.
Чтобы окончательно застолбить за этим городом право называться драконьей столицей Беларуси, был придуман фестиваль «В гостях у лепельского Цмока».
Рубрики: | Беларусь |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |