-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
16:33 17.10.2016
Фотографий: 1

 -Цитатник

А за окном белые ночи - (0)

А за окном белые ночи Официально считается, что в Петербурге белые ночи длятся с начала июня ...

Художник Christina Papagianni - (0)

Портрет...Греческая художница Christina Papagianni Я тебя нарисую  В оттенках зари...

Театр. Макуть. КРЕСТ ВЕРЫ или КОЛЕСО ВЕЧНОСТИ - (0)

КРЕСТ ВЕРЫ или КОЛЕСО ВЕЧНОСТИ Эта мистическая пьеса об Евфросиньи Полоцкой. Действие происходи...

Художник Сергей Небесихин - (0)

Художник Сергей Небесихин . • Родился 6 августа 1964 г. в Александрове (Владимирская ...

Художник Андрей Мамаев - (0)

ТЕЧЕНИЕ ВЕЧНОСТИ .......... Андрей Мамаев ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Марина_Ушакова

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

умею слушать

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Camelot_Club Romantic_Country

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.02.2011
Записей: 25592
Комментариев: 201663
Написано: 377032


Ключевые образы Московской Руси

Среда, 27 Октября 2021 г. 20:43 + в цитатник
Цитата сообщения Лена-Бирюсинка Ключевые образы Московской Руси


***
Произведения современников и представления потомков
— от «Троицы» Рублева и портрета Ивана Грозного
до акварели Васнецова и старообрядческой иконы XX века
10 (561x700, 723Kb)
«Троица»
Икона Андрея Рублева. 1411 год или 1425–1427 годы
Государственная Третьяковская галерея


Андрею Рублёву, самому яркому иконописцу московской школы, бесспорно при­надлежат две работы: роспись Успенского собора во Владимире и икона «Троица». Ветхозаветный сюжет о встрече Авраама с тремя ангелами, при­няв­шими его угощение, символически переосмыслен как христианская Святая Троица.
Икона многократно поновлялась, и к концу XIX века рисунка самого Рублева не было видно под новыми слоями краски и олифы. Расчи­щать от поздних слоев «Троицу» стали только в начале XX века, и сейчас икона максимально приближена к оригинальному виду.
11 (700x539, 648Kb)
«Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век»
Акварель Аполлинария Васнецова. 1903 год
Государственный исторический музей

В царствование Ивана III, в конце XV века, начинается перестройка Московского Кремля: италь­янские зодчие с помощью русских архитекторов строят стены, дворцы и звон­ницы Кремля; возведены Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы. Перестройка продол­жается и в XVI–XVII веках. На рисунке Васнецов изобразил комплекс кремлевских звонниц и нижнюю часть колокольни при храме Иоанна Лествични­ка, построенной в 1500-х годах и получившей название «Иван Великий».
12 (499x700, 315Kb)
Портрет Ивана IV
Парсуна неизвестного художника. XVII–XVIII века
Вологодский краеведческий музей

На канонических портретах Ивана Грозного важную роль выполняют атри­бу­ты: на этой парсуне у Грозного в руках — скипетр и держава, а его голову венчает царская корона; в левой руке у царя — Судеб­ник, на гру­ди — крест. Иван IV изображен как всесильный монарх, объеди­ни­тель страны, хранитель веры и гарант законности.
13 (700x474, 337Kb)
Московиты в национальных костюмах
Гравюра Авраама де Брейна. 1581 год

К концу XVI века большая часть бывших земель Орды была завоёвана Москов­ским царством. Татары сохранили свои быт и традиции, но всё больше слива­лись с русскими. Для иностранцев, приезжаю­щих в Московию, они и вовсе бы­ли неотли­чимы. На гравюре из кни­ги «Omnium pene Europae, Asiae, Aphricae atque Americae gentium habitus», посвященной костюмам народов земли, русский и татар­ский воины помещены рядом — их одеяния и вооружение различа­ются лишь дета­лями.
14 (700x688, 649Kb)
Портрет великого князя литовского Свидригайло
Гравюра из книги Александра Гваньини
«Описание Европейской Сарматии». 1578 год

Итальянец Александр Гваньини, служивший в армии Великого кня­же­ства Литов­ского,
в своей книге «Европей­ская Сарматия» впервые подробно рас­сказал европейцам об этом государстве, многовековом сопернике Руси за юго-западные земли, — о его истории, политике и повседнев­ной жизни. Тексты сопровождаются гравюрами с портретами великих князей — от Мин­дов­га, крестив­шего Литву, а потом вернувшегося в язычество, и князя Свидри­гайло до совре­менных автору правителей.
15 (700x514, 599Kb)
«Апостол», напечатанный Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем
Москва, 1563–1564 годы
Государственная публичная научно-техническая библиотека
Сибирского отделения Российской академии наук

На фронтиспис «Апостола», первой датированной русской печатной книги, помещено гра­вированное изображение евангелиста Луки в арке (полное ее название — «Дея­ния святых апостолов, списана свя­тым апостолом и евангели­стом Лукою»).
Книга напечатана в соот­ветствии с лучшими европейскими образцами — в общей слож­ности в ней 49 гравюр. В послесловии к изданию Иван Федоров пишет о большом количестве ошибок в рукописных книгах и о необходимо­сти их испра­вить. Это замечание — часть полемики о книжной справе, завершив­шей­ся реформой патриарха Никона и церковным расколом.
16 (700x511, 571Kb)
«Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты»
Акварель Алексея Кившенко. 1880 год
Центральный военно-морской музей

На картине изображён эпизод Московского собора 1654 года, который про­ходил в царских палатах в при­сут­ствии царя Алексея Михайловича: патриарх Никон добивается разре­шения исправлять богослужебные книги по древним русским и гре­ческим рукописям, тем самым доводя давние споры о «книж­ной справе» до реформы. Уже через два года, на следую­щем Соборе, всех недо­воль­ных реформой объявили ерети­ками и предали анафеме.
17 (595x700, 584Kb)
Старообрядческая икона с изображением смерти протопопа Аввакума
Начало XX века
Русская православная старообрядческая церковь,
Московская митрополия

Весной 1682 года в Пустозёрске, после 14 лет ссылки, был казнен — сожжен в деревянном срубе — мятежный протопоп Аввакум, один из главных против­ников церковной рефор­мы. На старообрядческой иконе Аввакум изображён в пылающем срубе с нимбом вокруг головы (cтарообрядческая цер­ковь причисляет его к священ­но­му­ченикам), ангел несет его душу Господу, а на земле за сожжением раскольника следят вооружённые царские воины.
18 (700x334, 325Kb)
«Венчание Лжедмитрия и Марины Мнишек в Москве»
Картина, предположительно, Шимона Богушовича. 1600-е годы
Государственный исторический музей

В легенде под картиной польского художника — современника собы­тий пояс­ня­ется, что венчание Марины Мнишек и Дмитрия, царя Московского, прошло в Москве по греческому, то есть православ­ному, обряду. Впрочем, ранее они уже обвенчались по католиче­скому обряду в Кракове, и главным для Польши было не венчание, а коронация Марины Мнишек. Конфессиональных и полити­ческих проблем церемония
не разрешила: через десять дней Лжедмитрий I был убит, а Смута продолжилась.
19 (700x439, 474Kb)
«Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает любимых
соколов царя Алексея Михайловича»
Картина Александра Литовченко. 1889 год

Двор царя Алексея Михайловича не был чужд светским развлече­ниям: всё чаще приезжали иностранцы, появился театр, зарождалась светская поэзия. На кар­тине изображен эпизод, описанный в днев­нике одного из европейских дипло­матов, когда Гораций Вильгельм Кальвуччи, посланник императора Священной Римской империи Леопольда, получил разрешение сделать рисунки царских соколов.



источник

***






----------------------------------



Серия сообщений "** Русские и советские живописцы":

Часть 1 - Ольга Николаевна Одальчук
Часть 2 - Зима в картинах русских художников
...
Часть 30 - Садовников Василий Семенович, 1800-1879. Россия
Часть 31 - Художник Олег Пятин. Ромашковые просторы
Часть 32 - Ключевые образы Московской Руси


Серия сообщений "иконописные школы":
Часть 1 - Невьянская икона
Часть 2 - ПСКОВСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСИ
...
Часть 6 - Андрей Рублёв. Первый русский художник и целая эпоха в русской истории
Часть 7 - Иконы Богородицы: как появились образы и что они символизируют
Часть 8 - Ключевые образы Московской Руси

Метки:  
Понравилось: 9 пользователям