-Рубрики

 -Метки

Царское село баклажаны бактус блины борис пастернак вишня выпечка выпечка не сладкая выпечка с вареньем выпечка с фруктами вышивка вязание крючком гимнастика грибы деревянное зодчество десерты дети развитие дома питера женщина в истории живопись журналы по вязанию заготовки здоровье иван замотаев игрушки вязаные история россии история руси италия кабачки капуста картофель кекс кексы кефир кремль куриное филе курица легенды и мифы лепешки манник маринад мороженое москва моторика музыка мысли мясо овощи памятники россии пасха рукоделие печенье пикник питер подмосковье пончики поэзия пригороды питера пушкин а.с. рисование романовы россия русский язык рыба салаты сгущенное молоко секреты кулинарии слава россии соль с добавками соусы творог фарфор фарш чай чтобы помнили шаль шаль спицами школа гастронома эрмитаж яблоки в тесте ягоды

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Басёна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2011
Записей: 49394
Комментариев: 3400
Написано: 60234


Кто такая "кисейная барышня"?

Воскресенье, 20 Июля 2025 г. 20:18 + в цитатник
Цитата сообщения babeta-liza Кто такая "кисейная барышня"?

 

Кисейной барышней называют нарочито чувственную, жеманную девушку, которая стремится, демонстрируя свою изнеженность, избежать всякой ответственности и труда.

Портрет Бакуниной Е. П. кисти художника А. П. Брюллова.

Общественное явление, которое породило этот фразеологизм, возникло в Российской империи в первой половине XIX века. В 1830–40-е годы появилась мода на дамские платья из кисеи — очень тонкой и прозрачной ткани.

Сперва ее использовали для штор и драпировок, а позже из такой ткани стали шить многослойную одежду. Если для популярных в начале столетия ампирных платьев были характерны высокая талия и юбка, напоминающая античную колонну, то платья из кисеи были пышными и создавали силуэт, который подчеркивал женскую хрупкость. Нынешняя "кисея" больше известна под названием "тюль".

 П. Ф. Соколов - Портрет княгини Л. Т. Голицыной.

Вот как описан наряд кисейной барышни на рубеже XIX—XX веков: "Выходное бальное платье молодым небогатым девицам было принято шить из белой кисеи. Это было недорого, и такое платье на голубом или розовом чехле делало девицу нарядной, если к тому же причёска с большим белым бантом, белые туфельки и чулки. Если платье было пышное, получался воздушный вид. По талии обычно завязывалась широкая белая лента, на спине из этой же ленты делался большой бант с концами. Руки обычно были открыты, делалось маленькое декольте".

 Пример из журнала мод Wiener Moden 1830-х гг.

Дворянки, поддавшись моде, вели себя крайне неестественно: склоняли голову и опускали глаза, неспешно двигались, чтобы выглядеть скромными и стеснительными, мало ели и старались выглядеть отрешенными. Иногда могли быть игривыми, что тоже одобрялось.

 Иоганн Непомук Эндер - портрет эрцгерцогини Генриетты Австрийской (1829).

В литературе похожее выражение впервые появилось в 1861 году. В повести Николая Помяловского "Мещанское счастье" эмансипированная героиня делится своими размышлениями:

"…ведь жалко смотреть на подобных девушек — поразительная неразвитость и пустота!.. Читали они Марлинского, — пожалуй, и Пушкина читали; поют: «Всех цветочков боле розу я любила» да «Стонет сизый голубочек»; вечно мечтают, вечно играют… Ничто не оставит у них глубоких следов, потому что они неспособны к сильному чувству. Красивы они, но не очень; нельзя сказать, чтобы они были очень глупы… непременно с родимым пятнышком на плече или на шейке… легкие, бойкие девушки, любят сентиментальничать, нарочно картавить, хохотать и кушать гостинцы… И сколько у нас этих бедных кисейных созданий!".

 

Выражение стало особенно популярным после статьи "Роман кисейной девушки". Критик писал: "К типу добродушной кисейной девушки подходят все женщины, не отличающиеся сильным и блестящим умом, не получившие порядочного образования и в то же время не испорченные и не сбитые с толку шумом и суетою так называемой светской жизни. У этих женщин развита только одна способность, о которой заботится уже сама природа, — именно способность любить".

Становится понятно, что у таких девиц на уме исключительно мода: они читают только модных писателей, слушают только модную музыку, надевают только модные наряды. В то время этим презрительным термином передовая молодежь называла поверхностных, светских и неразвитых женщин.

Выражение не было забыто и в советское время. Так, в "Толковом словаре русского языка" под редакцией Д. Н. Ушакова (1935) выражение трактуется как "жеманная, с ограниченным кругозором девушка, получившая патриархальное воспитание".

Таким образом, выражение кисейная барышня, пущенное в широкий литературный оборот много лет назад, укрепилось в интеллигентской речи как едко-ироническая характеристика женского типа, взлелеянного старой дворянской культурой.

Источник

Рубрики:  История вещей,названий,выражений
Искусство.Мода.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку