-Метки

Царское село баклажаны бактус блины борис пастернак вишня выпечка выпечка не сладкая выпечка с фруктами вышивка вязание крючком гимнастика грибы деревянное зодчество десерты дети развитие дома москвы дома питера женщина в истории живопись журналы по вязанию заготовки здоровье иван замотаев игрушки вязаные история россии история руси италия кабачки капуста картофель кекс кексы кефир кремль куриное филе курица легенды и мифы лепешки манник маринад мороженое москва моторика музыка мысли мясо овощи памятники россии пасха рукоделие печенье пикник пироги питер пончики поэзия пригороды питера пушкин а.с. рисование романовы россия русский язык рыба салаты секреты кулинарии слава россии снежинки соль с добавками соусы творог фарфор фарш чай чтобы помнили шаль шаль спицами школа гастронома эрмитаж яблоки в тесте ягоды

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Басёна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 60249


30 мая - Преподобная Евфросиния (в миру Евдокия) Московска

Четверг, 30 Мая 2024 г. 20:03 + в цитатник
Цитата сообщения Буала 30 мая - Преподобная Евфросиния (в миру Евдокия) Московская

Святая великая княгиня Евдокия родилась в 1353 году. Она была дочерью суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383) и его супруги княгини Анны. С младенческих лет воспитанная в духе христианского благочестия, Евдокия отличалась тихим, кротким нравом. Но, живя в Суздале и Переяславле-Залесском, в неспокойной обстановке постоянных междоусобных распрей, которые вели с ее отцом удельные князья, с ранних лет княгиня Евдокия привыкла полагать все свое упование на Бога. В 1367 году она стала супругой благоверного великого князя московского Димитрия Донского († 1389). Их счастливый союз был залогом союза и мира между Московским и Суздальским княжествами. Любовь к супругу и детям княгини Евдокии освящалась ее любовью к Богу. Дела христианского милосердия княгиня и ее супруг сочетали с подвигами поста и молитвы. В своей жизни они полагались на помощь святых, трудами которых была в те времена столь достославна Русская земля.

0  0Рё (700x401, 365Kb)

Время жизни святой благоверной великой княгини Евдокии († 1407) совпадает с эпохой великого игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского, тайнозрителя Святой Троицы. Благочестивую чету можно с полным основанием считать учениками преподобного Сергия. Святитель Алексий, митрополит Московский, был близок к княжескому семейству; духовником Евдокии и Димитрия был ученик преподобного Сергия, игумен Симонова монастыря, святой Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский). Преподобный Сергий был крестным отцом их двоих детей (всего у княжеской четы было 8 сыновей и 4 дочери).

Большой любовью к Богу, Святой Церкви и Родине горела душа княгини. Подвиг великого князя Димитрия по освобождению Руси от монголо-татарского ига разделяла княгиня Евдокия. Поход благоверного князя московского Димитрия против Мамая, победоносно завершившийся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, поддерживался с ее стороны горячими молитвами и делами любви. В память победы княгиня построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы – всемирно-историческая победа русских на Куликовом поле совершилась в этот праздник. Храм был расписан выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным. Храмоздательство и основание монастырей трудами святой благоверной княгини Евдокии содействовали расцвету русского храмостроительства в XIV веке, начало которому было положено постройкой храма в честь Пресвятой Троицы Преподобным Сергием.

0 0 Рё (700x469, 483Kb)

Постепенно жизнь святой княгини Евдокии становилась подвигом самоотречения и предания себя всецело воле Божией. В 1383 году великий князь московский должен был явиться к татарскому хану Тохтамышу. Но из-за крайнего озлобления Тохтамыша на князя Димитрия решили послать в Орду его старшего сына Василия, которому в то время было около 13 лет. Святая Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание: князь Василий был задержан в Орде как заложник. В 1389 году благоверный князь Димитрий, не достигнув сорока лет, опасно заболел и отошел ко Господу (память 19 мая/1 июня).

Овдовевшая княгиня видела свою обязанность перед Богом прежде всего в завершении воспитания детей. Вместе с тем она начала устроение Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, отдав под него княжеские чертоги. Видимо, изначально она мыслила этот монастырь местом своего будущего иночества. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переяславле-Залесском. Однако не только о строительстве храмов думала княгиня Евдокия: ее главной сокровенной целью после смерти супруга стало устроение внутреннего монашества, созидание храма в собственном сердце. Княгиня Евдокия стала вести тайную подвижническую жизнь. По пышным одеждам, в которых святая княгиня являлась перед людьми, нельзя было догадаться о том, что она изнуряла себя постом, бдением, тяжелыми веригами. Пришлось ей претерпеть и человеческую клевету.

0 0Рё (549x700, 545Kb)

Святая княгиня после блаженной кончины мужа воздерживалась от непосредственного участия в государственных делах, но все же именно с ее советом связано перенесение из Владимира в Москву чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, вызванное нашествием на Москву хана Тамерлана. Пресвятая Богородица отозвалась на всенародную мольбу. В день сретения иконы в Москве (26 августа 1395 года) Тамерлану было грозное видение во сне Светоносной Жены; устрашенный завоеватель отступил от Москвы. В 1407 году, после видения ей Архангела Михаила, предвозвестившего скорую кончину, княгиня Евдокия, «явлением Ангельским от всего земного отрешенная» (см. акафист), решила оставить великокняжеский терем и принять монашество, к которому она шла всю свою жизнь. По ее указанию был написан образ Архангела и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. При переходе в Вознесенский монастырь княгиня Евдокия исцелила слепца, который прозрел, отерев глаза краем ее одежды, также от различных недугов во время этого ее шествия исцелилось 30 человек. В обители княгиня приняла постриг с именем Евфросиния. Кроме смиренного несения иноческих подвигов, тайных для людей, но ведомых Богу, святая княгиня заложила в монастыре новую именную церковь Вознесения. В иночестве святая Евфросиния прожила несколько месяцев: 7 июля 1407 года мирно преставилась ко Господу. Тело ее было погребено в основанном ею Вознесенском монастыре.

Святость преподобной Евфросинии удостоверена чудесными знамениями милости Божией, совершавшимися на ее гробнице в течение нескольких столетий. Много раз видели, что у гроба святой Евфросинии сама возгоралась свеча. И в XIX веке здесь совершилось несколько чудесных исцелений. Так, в 1869 году, приложившись к гробнице с мощами преподобной, исцелился одержимый отрок. В 1870 году преподобная Евфросиния явилась во сне парализованной девице и вернула ей здоровье. Неизлечимо больной был возвращен к жизни через возложение на него пелены с гробницы святой Евфросинии. Ее духовный подвиг свидетельствует о том, что ни богатство, ни высокое общественное положение, ни семейные узы не могут быть непреодолимым препятствием для стяжания благодати Божией и святости.

Память преподобной Евфросинии совершается 17/30 мая и 7/20 июля.

0 0 РёРёРё (531x700, 451Kb)

Преподобной Евфросинии Московской молятся о даровании благодушия и терпения монашествующим, твердой веры и благочестия мирянам, об избавлении от бед и напастей, исцелении от болезней (особенно от слепоты, паралича и бесплодия), утешении в скорбях и о помощи во всех добрых делах. Ее просят также исходатайствовать у Господа для молящихся мирную христианскую кончину, избавление от воздушных мытарств и наследование Царствия Небесного.

0 0СЂ (294x700, 306Kb)

Тропарь преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, княгине Московской, глас 8

По земне́м вдовстве́ Небе́сному Жениху́ себе́ уневе́стивши/ и в кня́жестем черто́зе подви́жнически пожи́вши,/ по́слежде и черто́г, и чад твои́х/ Бо́га ра́ди оста́вила еси́, преподо́бная Евфроси́ние,/ и вше́дши во оби́тель, тобо́ю созда́нную,/ во и́ночестем о́бразе мно́ги по́двиги показа́ла еси́,/ и свято́е твое́ житие́ по благода́ти Бо́жией блаже́нною кончи́ною увенча́ла еси́./ И ны́не, предстоя́щи Христу́ Бо́гу,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, княгине Московской, глас 5

От ю́ности предызбра́нная Бо́гом уго́днице,/ оста́вльши све́тлый черто́г кня́жеский,/ уклони́лася еси́ во оби́тель, тобо́ю созда́нную,/ и, пучи́ну жите́йскаго мо́ря преплы́вши,/ ны́не со А́нгелы песносло́виши Христа́ Бо́га./ Ему́же непреста́нно моли́ся, преподо́бная,/ я́ко да сохраня́ет вы́ну оби́тель, тобо́ю созда́нную,// и да́рует нам мир и ве́лию ми́лость.

Кондак преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, княгине Московской, глас 2

Вся кра́сная ми́ра сего́, я́ко су́етная презре́вши,/ и те́ло твое́ посто́м и бде́нием изнури́вши,/ непреста́нными моли́твами Бо́гу угоди́ла еси́,/ преподо́бная Евфроси́ние,/ и, дар исцеле́ний от Него́ прия́ти сподо́бльшися,/ слепо́му прозре́ние, и мно́гим неду́жным исцеле́ние дарова́ла еси́./ Те́мже ра́достно взывае́м, глаго́люще:// сла́ва Бо́гу, прославля́ющему святы́я Своя́.

0 0Рѕ (576x700, 501Kb)

Молитва преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, княгине Московской

О, преподо́бная княги́не Евфроси́ние, до́брая в жена́х подви́жнице, прехва́льная уго́днице Христо́ва! Приими́ моле́ние от нас, недосто́йных, с ве́рою и любо́вию к тебе́ припа́дающих, и те́плым к Бо́гу хода́тайством испроси́ гра́ду Москве́ и лю́дем от бед и напа́стей сохране́ние, споспеше́ствуй, я́ко чадолюби́вая ма́ти, ча́дом, тобо́ю собра́нным, понести́ и́го Христо́во во благоду́шии и терпе́нии и до́бре подвиза́тися ко исправле́нию жития́ своего́, е́же ко спасе́нию; в ми́ре благоче́стно живу́щим испроси́ у Го́спода в ве́ре тве́рдость, во благоче́стии преспе́яние и всем, с ве́рою прибега́ющим к тебе́ и твоея́ прося́щим по́мощи и заступле́ния, подава́й всегда́ неду́гов исцеле́ние, в ско́рбех утеше́ние и во всем житии́ благопоспеше́ние, наипа́че же умоли́ Го́спода в ми́ре и покая́нии земно́е житие́ преити́ нам, мыта́рств го́рьких и мук ве́чных изба́витися и Ца́рство Небе́сное твои́м хода́тайством получи́ти, иде́же ты со все́ми святы́ми Го́споду предстои́ши, да всегда сла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

0 0 Рѕ (344x420, 255Kb)

Евдокинья Свистунья. Что можно и что нельзя делать 30 мая

— Огородникам пора высаживать картофель, перец и помидоры.

— Обязательно следует готовить блюда из картофеля. При этом их нельзя оставлять на завтра — надо точно съесть до конца дня.

— Аккуратнее с принятиями решений, лучше повременить до следующего дня.

Что нельзя делать 30 июня 

— Нельзя есть кашу и макароны.

— Нельзя устраивать вечеринки и застолья, пить алкоголь.

— Нельзя делать поспешные выводы и решения.

— Нельзя отправляться в путешествия.

— Нельзя заводить новые знакомства.

— Нельзя ходить в лес.

На Руси дата 30 мая получила названия Евдокия Свистунья, Свистуха, Ондрон с дождем.

На Руси считалось, что Евдокия является заступницей от засух. Поэтому в этот день ей молились, чтобы Солнце не иссушило землю, чтобы дождей было вдосталь. Название «Свистунья» произошло из-за ветров, которые свистят в этот период, подвывая и пугая людей.

Также традиционно просили о хорошем урожае и избавлении от засухи у Ондрона — небесного сторожа дождя. Легенда гласит, что этот святой хранит у себя ключи от небесных врат, которые удерживают дождевые тучи. К этому дню сев пшеницы, ржи, овса и прочих важных культур во многих местах заканчивался, поэтому крестьяне просили святого «отворить небесные ворота, чтобы дожди пролились на зерно, которое в землю легло».

 

Считалось, что именно в этот день змеи, в том числе и ядовитые, выползают и начинают греться на солнышке, и могут случайно напасть на человека, который их не заметит. Поэтому крестьяне старались не ходить в леса.

На Евдокию было принято окучивать картошку и высаживать рассаду перца и помидоров. Тем, кто сажал растения, вечером нужно было отказаться от гулянок и веселья. Наши предки верили, что так можно спугнуть урожай.

По-прежнему 30 мая рассказывали легенды о русалках, ведь как раз в цвету были кувшинки, срезать которые на Евдокию и приносить в дом категорически запрещалось. Предки считали, что это пророчит беды для живущих в нем людей. Существовало верование, согласно которому, русалки по ночам водили хороводы, а днем превращались в кувшинки. Если срезать цветок ножом или другим предметом, из стебля закапает кровь, и русалки узнают о гибели их сестры, после чего утянут человека на дно либо будут приходить ему во снах. Чтобы предотвратить неприятности, девушкам полагалось пойти к озеру и положить на берегу еду.

Православие ку (142x143, 7Kb)

+    +    +    +    +

 

Рубрики:  Православие/святые,святители,мученики
История России до Романовых
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку