-Метки

Царское село баклажаны бактус блины борис пастернак вишня выпечка выпечка не сладкая выпечка с фруктами вышивка вязание крючком гимнастика грибы деревянное зодчество десерты дети развитие дома москвы дома питера женщина в истории живопись журналы по вязанию заготовки здоровье иван замотаев игрушки вязаные история россии история руси италия кабачки капуста картофель кекс кексы кефир кремль куриное филе курица легенды и мифы лепешки манник маринад мороженое москва моторика музыка мысли мясо овощи памятники россии пасха рукоделие печенье пикник пироги питер пончики поэзия пригороды питера пушкин а.с. рисование романовы россия русский язык рыба салаты секреты кулинарии слава россии снежинки соль с добавками соусы творог фарфор фарш чай чтобы помнили шаль шаль спицами школа гастронома эрмитаж яблоки в тесте ягоды

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Басёна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 60249


Пещное действо./Амвон 1533 г из Софийского собора Великого Новгорода

Вторник, 13 Февраля 2024 г. 19:46 + в цитатник
Цитата сообщения браило Пещное действо./Амвон 1533 г из Софийского собора Великого Новгорода

СЏ (700x445, 462Kb)
В древности в Софийском соборе в Новгороде, в Успенском соборе в Москве и других кафедральных храмах в неделю Праотцев совершался особый чин — «пещное действо».
 
Накануне вечером в центре собора вместо светильника подвешивали пергаменного ангела, под ним стоял деревянный амвон с подсвечниками («пещь») и разыгрывались сцены из жизни ветхозаветных юношей Анании, Азарии и Мисаила.
СЏ07 (560x700, 830Kb)
Николай Рерих. Пещное действо (XVII век), 1907.
Эскиз декорации для постановки мистерии Три волхва в Старинном театре в Петербурге" 
 
Они не пожелали поклониться языческим богам: царь Навуходоносор велел бросить праведников в горящую печь, но  были спасены ангелом, который спустился с неба.
 
Незадолго до Рождества пещное действо было не только воспоминанием ветхозаветных событий, но и прообразом пришествия в мир Спасителя..
14 (517x309, 404Kb)
15 (546x316, 396Kb)
Как ещё использовался деревянный амвон в Софийском соборе, можно увидеть на миниатюрах и иконах XVI в. Это сооружение со сложной символикой для чтения Евангелия, проповедей, вынесения креста и других церемоний, известных по служебным книгам кафедральных храмов Москвы и Новгорода.
СЏ15 (474x700, 474Kb)
Общий вид Амвона 1533 года из собора Святой Софии (Софийский собор) Великого Новгорода. 
 
Празднично одетые деревянные человечки («болванцы») у подножия амвона не являются частью святыни, а как будто несут её, поэтому такое изображение мы видим и на миниатюре XVI века.
18 (533x393, 491Kb)1618407461_3-phonoteka_org-p-bezhevii-fon-dlya-fotoshopa-4 - РєРѕРїРёСЏ (699x200, 169Kb)СЏ2 (700x457, 420Kb)
В Русском музее
СЏ5 (525x700, 544Kb)
Во второй половине XVII в. пещное действо перестало совершаться, амвоны больше не использовались, ветшали и пропадали навсегда. Но рукописи не горят!
СЏ5 (525x700, 544Kb)
Деревянный амвон (высота – 300 см, окружность 600 см)
 
Один-единственный амвон дожил до наших дней — как раз из Софийского собора в Новгороде. Это без преувеличения уникальное сооружение XVI в., блестящей культурной эпохи митрополита Макария, который и сам был живописцем. 
СЏ19 (700x411, 467Kb)
СЏ20 (682x700, 613Kb)
Детали. Ярко желтое пятно - первоначальный цвет позолоты, сохранившийся под другими деталями
Купол-маковка вблизи.
21 (664x397, 286Kb)
На реставрации
 
В конце XIX в. новгородский амвон был зарисован исследователем Солнцевым, вывезен учёными в Петербург, реставрирован
 затем попал в Русский музей. Многолетняя реставрация была завершена в 2017 году, и амвон смогли увидеть все желающие. 
 
 
СЏ2 (700x87, 80Kb)
Предназначавшийся для свершения особо значимых чинопоследований в богослужении, амвон был богато украшен иконными изображениями, скульптурой и позолоченной резьбой.
СЏ30 (700x469, 407Kb)
Конструкция сохранилась практически целиком (за исключением приставных лестниц и настила кафедры).
Вставные живописные иконы с образами святых, располагавшиеся в 3 ряда, до нас не дошли, однако сохранились расписанные резные фигуры «человечков» нижнего яруса. 
♦    ♦    ♦
24 (599x413, 322Kb)
СЏ22 (696x700, 590Kb)
СЏ23 (700x693, 604Kb)
Из двенадцати резных фигур сохранилось одиннадцать
 
 Деревянные фигуры, вырезанные из липы. Это люди в разных одеждах, с разными прическами и лицами, не повторяющимися дважды.
«Но это не апостолы и не ангелы, — поясняет реставратор Анна Кондратьева. — Их в Новгороде называли „древяные человечки“. И кто они — пока для нас остается загадкой».
♦    ♦    ♦
23 (600x345, 114Kb)
"Афонский жеребий. У Успения Богородицы поп. У Преображения Господня на Ильины два попа. У Знамения Богородицы"
 
В процессе консервационных работ в одной из главок была обнаружена записка, сложенная вчетверо. Маленькая такая записочка, но с ясным посылом.
Над её точной датировкой исследователи пока спорят, но одно без сомнения - текст написан чернилами на плотной французской бумаге, которую активно завозили в Россию в XVI-XVII вв.
♦    ♦    ♦
 
25 (700x525, 367Kb)
27 (700x466, 538Kb)
СЏ24 (700x469, 578Kb)
Амвон постоянно находился в Софийском соборе перед алтарём. Позднее рядом установили два моленных места, напоминающих резные троны: царское и владычное.
 
В начале XVII в. появилось огромное паникадило немецкой работы, которое мы видим в храме до сих пор.
В Софии было тогда гораздо теснее и в то же время наряднее, чем сейчас.
146734093_devider (695x41, 4Kb)
Рубрики:  Православие/иконы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку