-Рубрики

 -Метки

Царское село баклажаны бактус блины борис пастернак вишня выпечка выпечка не сладкая выпечка с вареньем выпечка с фруктами вышивка вязание крючком гимнастика грибы деревянное зодчество десерты дети развитие дома москвы дома питера женщина в истории живопись журналы по вязанию заготовки здоровье иван замотаев игрушки вязаные история россии история руси италия кабачки капуста картофель кекс кексы кефир кремль куриное филе курица легенды и мифы лепешки манник маринад мороженое москва моторика музыка мысли мясо овощи памятники россии пасха рукоделие печенье пикник питер подмосковье пончики поэзия пригороды питера пушкин а.с. рисование романовы россия русский язык рыба салаты сгущенное молоко секреты кулинарии слава россии соль с добавками соусы творог фарш чай чтобы помнили шаль шаль спицами школа гастронома эрмитаж яблоки в тесте ягоды

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Басёна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2011
Записей: 49431
Комментариев: 3406
Написано: 60277


Прянишников Григорий Матвеевич — городецкий купец, труженик, коллекционер

Воскресенье, 21 Августа 2022 г. 19:21 + в цитатник
Цитата сообщения Буала Прянишников Григорий Матвеевич — городецкий купец, труженик, коллекционер

В XIX – начале XX века Нижегородское Поволжье сла­ви­лось не только богатой и многолюдной ярмаркой. Особое уважение к этому краю создавали жившие и трудившиеся там люди, в том числе и те, кто радел о памятниках русской истории и культуры. Одним из крупных собирателей икон, рукописных и старопечатных книг был купец-хлеботорговец Григорий Прянишников (1845–1915).

0 0 (533x700, 219Kb)

Прянишников Григорий Матвеевич
(1845–1915), старообрядец беглопоповского согласия, купец второй гильдии в 1876 году

Григорий Матвеевич Прянишников родился в 1845 г. в деревне Большие Мосты Ковернинской волости Макарьевского уезда Костромской губернии (ныне Большемостовское сельское поселение Ковернинского района Нижегородской области) в семье старообрядцев–беглопоповцев. Родители нарекли младенца в честь прп. Григория Синаита. Прадед Григория, Никифор, занимался пряничным производством — оттуда и пошла фамилия «Прянишников». Отец Прянишникова, Матвей Степанович, по словам Ивана Блинова, был обыкновенным деревенским мужиком «без всякого образования», мать же «была довольно грубая, не развитая и необразованная женщина полуидиотского характера». В то же время сам Григорий с раннего детства выделялся любознательностью и весёлым нравом, был человеком увлекающимся и чутким. Никакого образования Прянишников так и не получил, выучившись лишь читать и кое–как писать по–славянски.

Важной вехой, способствовавшей дальнейшему преуспеянию Григория Матвеевича, стала женитьба на Любови Носовой, дочери состоятельного семеновца Петра Гавриловича Носова, в приданое за которой он получил 90.000 рублей. Более того, вскоре после свадьбы Петр Носов выстроил в Городце большой 2–этажный особняк, который подарил своему зятю. Данное стечение обстоятельств позволило Прянишникову не только открыть собственную мануфактурную торговлю, но также начать скупать иконы, лицевые рукописи и иные антикварные вещи.

0 0 (700x448, 297Kb)

Сохранившийся в Городце дом Прянишникова Григория Матвеевича и его семьи. Теперь здесь расположились - Фонд Социального Страхования РФ, фонд Обязательного Медицинского Страхования и кафе-бар.

Любовь к старинным вещам, особенно к иконам, Прянишников обрёл еще в детстве. Неизгладимое впечатление на юного Григория Матвеевича производили изображения святых с длинными бородами, особенно Онуфрия и Петра Афонских и Марка Фряческого, которым он даже завидовал, желая и самому иметь подобную бороду. Данное своё стремление Прянишников успешно осуществил.

Слава о необычайно длинной бороде Прянишникова распространилась далеко за пределами Городца. Ввиду его бороды многие эмоциональные натуры почитали Григория Матвеевича за провидца и Божьего человека. Некоторые из них испытывали к Прянишникову прямо–таки болезненное влечение, постоянно ища контакта со своим кумиром. Наиболее сильное впечатление Григорий Матвеевич производил на женщин (особенно инокинь, которых прямо–таки завораживал) и на некоторых состоятельных людей, имея в их рядах множество поклонников. Среди последних выделялся известный беглопоповский предприниматель Николай Александрович Бугров — один из богатейших людей России своего времени, не решавший без совета Прянишникова ни одного религиозного вопроса.

Григорий Матвеевич Прянишников был купцом II гильдии, старообрядцем-беглопоповцем. Долгие годы жил в селе Городце Нижегородской губернии, а родом был из деревни Большие Мосты Макарьевского уезда Костромской губернии, что недалеко от знаменитой Хохломы. Его прадед, Никифор Прянишников, занимавшийся пряничным производством, однажды имел честь быть представленным императрице Екатерине II и получил от неё в подарок золотые часы. Когда и при каких обстоятельствах правнук Никифора переселился в Городец — неизвестно. Здесь, в Городце, Григорий Матвеевич поставил большой дом и начал активно заниматься хлебной торговлей. В 80-х годах XIX века вместе с именитым волжским купцом — пароходчиком и хлеботорговцем Николаем Бугровым — он был приглашён ко двору Александра III.

Биографических сведений о Григории Матвеевиче Прянишникове сохранилось совсем немного. В основном это краткие заметки людей, которым доводилось с ним общаться. Так, о приглашении ко двору известно лишь благодаря записи Городецкого крестьянина-книгописца Ивана Блинова по поводу истории с длинной бородой, которая была у Прянишникова. Она, пишет Блинов, «касалась, почти до земли, а если сидит, то касалась до полу. От самого лица имела вид две косы. Но только носил он её под поддевкою или кафтаном и никогда её не расчесывал. Только когда пришлось быть ему с Бугровым Н.А. на балу у Александра III, тогда он привёл её в порядок и расчесал. И тогда она получила очень красивый вид. С приведённой в порядок бородой он снял себя на фотокарточку».

Известно также, что в 1893 году Прянишников Г.М. принимал участие в торжествах по случаю коронации Николая II в составе делегации нижегородских купцов, многие годы был попечителем Городецкой старообрядческой часовни, сооружённой ещё в 1771 году по повелению императрицы Екатерины II после путешествия по Волге. Однако, главное, что определило общественную деятельность купца, — неугасимый интерес к русским древностям.

0 0 (474x700, 125Kb)

Прянишников Григорий Матвеевич
0 0 . (288x386, 47Kb)

Купцы-старообрядцы из села Городец Балахнинского уезда Нижегородской губернии. с серебряным блюдом на котором они преподносили печатный пряник Царю Николаю II. В конце XIX века в Городце было 15 пряничных заведений. В ассортименте пряников насчитывалось до 30 сортов, различающихся величиной (от самых мелких, "закусочных", до аршинных), и вкусом: печеные, сахарные, сиропные , миндальные и др. Работали в них потомственные мастера, преимущественно: Глазуновы, Бахаревы, Беляевы, Лемеховы, Щербаковы и др. На фото слева Прянишников Григорий Матвеевич.

Увлеченный сбором разного антиквариата, Григорий Матвеевич прослыл в Городце Нижегородской губернии за городского сумасшедшего. Современники писали о нем: "Чудачество было страшное, его немногие понимали, он с каждым человеком был разный, некоторые считали его прямо ненормальным".

Как отмечали его современники, «он чрез меру был любопытен и был замечательным знатоком в иконописи и других вещах». Прянишниковская коллекция икон и мелкой пластики была поистине уникальной. В купеческом доме для неё выделили специальную комнату. Сохранилось краткое описание этого собрания коллекционера, датированное апрелем 1919 года, ныне разбросанное по трём музеям: Городецкий краеведческий, Нижегородский художественный и Третьяковская галерея: «После умершего здешнего жителя Прянишникова Г.М. осталось и перешло во владение наследнице — родной его дочери Малехоновой С.Г., очень ценное в научном и историческом отношении собрание древностей. А именно: 710 икон письма разных эпох и стилей, многие из них украшены дорогими серебряными, золочёными и жемчужными окладами и уборами. Медных икон 1500. Знамя князя Пожарского Нижегородского ополчения: имеет вид двухсторонней иконы с изображением с одной стороны лика Богоматери Смоленской Одигитрии, с другой стороны «Преображение Господне». Знамя в узкой деревянной раме с сохранившимися петлями. Внизу имеется надпись с датою».

Далее в Описи упоминается «очень ценная библиотека, заключающая в себе 300 печатных книг, 203 рукописные — всех 503 книги. Есть замечательные, шитые шелком иконы XV- XVI веков и воздухи. Очень много древней серебряной золочёной посуды с эмалью. Нумизматический отдел заключает в себе 950 серебряных монет и 150 золотых, итого — 1100 монет. Есть очень редкостные, римские и другие, в том числе есть серебряный рубль Константина. А также есть много и другой редкостной старины».

Книги в коллекции Прянишникова Г.М. занимали особое место. Своеобразным импульсом к их приобретению и хранению стала причастность Григория Матвеевича к старообрядчеству. А необходимость вести богослужение, участвовать в религиозной полемике, знать основы богословия определила качество подбора книг. И хотя в учёных кругах того времени Прянишникова Г.М. называли «собирателем-любителем», в действительности это был профессиональный знаток и ценитель, о чём и свидетельствует собранная им коллекция.

Книги купец приобретал в основном на Нижегородской ярмарке. Выбирал, как правило, не датированные рукописи, от которых отказывались другие собиратели. Охотнее всего брал их у Шибанова П.В., Большакова С.Т. и Силина И.Л., известных московских антикваров-букинистов, постоянно приезжавших в Нижний. «Покупал он рукописи с большим толком, — вспоминал П.П. Шибанов. — Всеми презираемый за притеснения, которые он чинил продавцам, он всё же много покупал: без него не обходились: его все ругали, и всё-таки к нему несли».

Коллекционер Григорий Прянишников

Известен случай, когда к нему зашли два дельца с предложением выкупить резной крест XV века за 100 рублей. Прянишников усадил их за стол и, пока шло чаепитие, настолько вымотал своей жадностью, что антикварщики оставили на столе крест и поспешили покинуть его дом. Но Прянишников бежал за ними до дверей и требовал, чтобы они всё-таки забрали предлагаемую им сумму за крест в... 8 рублей серебром, которые Прянишников бросил им в след, когда те уходили — несмотря на крайнюю скупость, брать что–либо бесплатно коллекционер почитал грехом.

В воспоминаниях Шибанова П.П. есть весьма любопытные наблюдения, достойные того, чтобы привести их целиком: «Скупость и прижимистость Григория Матвеевича были не менее легендарны, чем его борода. Торговался Прянишников самым жесточайшим образом и продать ему вызывала только крайняя необходимость в оборотных средствах.Существует целый ряд ценнейших древних рукописей, сбыть которые бывает, однако, нелегко вследствие ограниченного круга лиц, могущих ими интересоваться. Это, главным образом, не датированные монументальные рукописи XVII и даже XVI столетия, как Благовестное Евангелие, Толковый Апостол, Пандекты Никона Черногорца, Синтагма Властаря (Матфея Правильника) и т.п. Памятники редкие, значительные, крупные; манкировать ими нельзя было, приходилось покупать и платить приличные цены за каждую, приблизительно 250–350 рублей. Музеи, библиотеки и собиратели древних памятников приобретали такие рукописи неохотно и на них покупателями являлись лишь лица типа Овчинникова, Прянишникова и Плигина. Если первый и последний уже обладали той или подобной рукописью, то оставался один Прянишников. И вот тут он уже помучает вас.
— Хорошо, «Правильник» (это так сокращенно называли Синтагму Властаря), — скажет Прянишников. — Да ведь ты и цену за него, Пётр Васильевич, загнал какую, 500 рублей.
— Какая же это цена, Григорий Матвеевич, ведь «Правильник», подумайте, XVI века, — скажет отец.
— Что же XVI: знаем, что XVI, а ведь летописи-то нет, поди докажи.
— А если бы была летопись, Григорий Матвеевич, и полторы бы взять нельзя было.
— Нет, ты вот что, как делом-то возьмешь, говори: любую половину уж я дам тебе, — предложит Прянишников.
У отца мурашки забегают от такого предложения: 250 рублей, когда отец сам заплатил 350 рублей, и надо ведь было попользоваться.
Начинается торг, но Прянишников — кремень и поддается туго. С другой стороны, отец уже пытал счастья и у Овчинникова, и у Плигина, и у других. Деньги забиты, а они нужны для новых покупок. И отец знает, что, если Прянишников не возьмет, рукопись долго ещё пролежит.
— Ну, как же, Григорий Матвеевич, сколько же делом-то дадите, ведь это же не цена, — скажет отец.
— Ух, батюшка, не цена, как же не цена? Ещё цена-то какая! Да я ничего не говорю, может и не цена. Я не принуждаю. Поди, может, кто и дороже даст, — скажет жёстко Прянишников и молчит. Но отец знает, что идти, увы, некуда, по крайней мере, в ближайшее время.
— Ну, вот что, Григорий Матвеевич, деньги нужны. Уж я с Вас цену возьму — 350 рублей. Делать нечего.
— Ах ты, греховодник, сколько нажить-то с меня хотел, Пётр Васильевич. Как только у тебя язык-то поворотился выговорить. Ну, делать нечего, уж дам тебе триста и ни копейки, — отрезает Прянишников.
И вот, в записной книге под 1880 годом красуется у отца запись: «Матвея Правильника. 350. — Прянишникову 300». И подобных записей за год пройдёт не одна. Отец правильно сказал, что датированного Матвея Правильника XVI века продать за 1500 рублей было легче, чем не датированного за 500 рублей. Таковы обаяние и ценность даты.
Но Прянишников вообще покупателем слыл из рук вон скаредным, и к нему шли уже в последний момент, изведав предварительно все другие ходы».

0 0 (451x700, 376Kb)

Многие списки произведений, вошедших в различные рукописные книги, считались достаточно редкими. Порой уникальными были и сами книги, хранившиеся в библиотеке Прянишникова Г.М. И тогда городецкие или нижегородские купцы заказывали изготовить с раритетов рукописные копии. Так были сделаны списки Книги Мефодия Патарского, Жития Фёдора Студийского, Книги о старчестве и житии отеческом, Правил Иоанна Постника и Слов Епифания Кипрского о ересях.

Став со временем прекрасным знатоком старинных книг, икон и иных антикварных вещей, Григорий Матвеевич также обладал и незаурядными личными качествами. «В нем, — пишет Блинов, — было чудное душевное созерцание и великий ум, <…>. Любил всегда говорить о Боге, о бытии и творении Божии, о небесном чиноначалии. В молодости любил петь песни, иногда при собрании играть в карты. В одно время с ним случилось такое произшествие: как–то пришлось ему быть в тонком сне, одному в комнате, вдруг ему представляется кто–то, отворил дверь, и на пороге появился человек в виде Иоанна Богослова, и грозит ему пальцем и говорит: «Смотри ты, у тебя в руках Евангелие». И затем пропало это видение. А ему тогда часто приходилось читать Евангелие, и вот он размыслил, что это за то ему грозил, что играет в карты, и с тех пор больше никогда не играл. Вина во всю жизнь не выпил не одной капли и ничего хмельного. ужасно любил иконы, даже мне иногда говаривал: «Есть ли буду помирать, так бы и взял несколько иконочек с собой на будущий свет». Он твёрдо верил в загробную жизнь, и сильна у него была вера в Бога. Но любил иногда и шутить, потому что в нем и чудачество было страшное, его немногие понимали, он с каждым человеком был разный, некоторые считали ево прямо ненормальным» . Упоминаемое Блиновым чудачество и унаследованный от матери тяжелый характер с годами стали у Прянишникова ещё более выраженными. «Домашний быт семьи Г. М., — вспоминает Иван Блинов, — был до крайности стеснителен, все начиная от жены, дети и прислуга до такой степени были запуганы ево суровым и диким характером а также и упрямым несговорчивым нравом что, боялись даже свободно взглянуть на людей»

0  0 (524x700, 459Kb)

Приход на Коломну князя Димитрия. Миниатюра. «Сказание о Мамаевом побоище»

За книгами, необходимыми для сверки богослужебных текстов, обращались к Прянишникову Г.М. даже из Казани. Так, в сборнике духовных стихов, старообрядческих сочинений, выписей из богословских и богослужебных книг рубежа ХIХ–ХХ веков есть запись: «В селе Городце у Григория Матвеевича Прянишникова находится книга Старчество, писанная с древней. В ней о молитве Исусовой означено…» Книга «Великий миротворный круг», или «О Старчестве и житии отеческом», привлекла внимание и известного русского учёного и коллекционера древностей Барсова Е.В. «Настоящий список, — отмечал он, — выделяется в ряду других своими внешними достоинствами. К списку в самом начале присоединена картина кровного родства. По-видимому, в основе изображения кроется мысль о смене человеческих поколений и их непрерывной преемственности… Замечательно, что типы кровного родства в картине представляют характер медальных изображений».

По воспоминаниям Блинова, в течение многих лет Прянишников пользовался баней («маскарадом») и менял бельё лишь раз в 6 месяцев, отчего в последние годы у него было «страшное обилие» вшей: «В комнате где он находился нельзя было садится на стул или прислонится к стене, потому что, везде расползались ево прикормленныя паразиты» [7]. Своим домашним он позволял мыться чаще, но обычно не более 10 раз в год. Кроме того, Григорий Матвеевич был буквально одержим страстью к старым вещам. Так, он не менее 40 лет постоянно пил из одной и той же чашки и 50 лет покрывал стол одной скатертью. Имея около 20 кафтанов и массу новых рубашек, все время ходил в обносках.

Другой страстью предпринимателя были продолжительные чаепития, в ходе которых выпивалось до 30 чашек, и сопутствующий им приём гостей, чей поток, по причине обилия поклонников, фактически не прекращался. Больше всего Прянишников любил принимать у себя беглых попов, бродячих монахов и странников–бегунов. Причём, как это ни парадоксально, ему особенно нравилось расспрашивать их про интимные дела.

В средних летах Григорий Матвеевич овдовел. Любовь Петровна скончалась родами, оставив ему 3–х детей: старшего сына Александра, дочерей Анфису и Стефаниду. Александр и Анфиса умерли в молодом возрасте от чахотки, и единственной наследницей стала младшая дочь Стефанида Григорьевна, которую Прянишников выдал за известного коммерсанта и антиквара, доверенное лицо Н. А. Бугрова, Льва Алексеевича Малехонова.

После смерти жены и 2–х детей Григорий Матвеевич намеривался постричься в иноки, для чего купил себе старую монашескую ризу и схиму. Однако это желание так и осталось неосуществленным, и спустя некоторое время после смерти Прянишникова его монашеское одеяние попало в Румянцевский музей. Скончался Григорий Матвеевич от рака пищевода на 70–м году жизни в своём особняке среди многочисленных книг и икон 21 июня (4 июля по н. ст.) 1915 г.


0 0 (566x700, 544Kb)

Фронтиспис «Канон Честному Кресту».
0 0 (468x700, 463Kb)

Бог дарует Моисею Скрижали Завета. Миниатюра. «Книги пророков с толкова-ниями».

Из находящихся в собрании Прянишникова 203–х рукописных книг непосредственно по заказу Григория Матвеевича было переписано не менее 18. Следует отметить, что манускрипты, создаваемые в мастерской предпринимателя, ни в коей мере не являлись подделками, но были авторскими списками копируемых произведений — в писцовых записях ставилась реальная дата, называлось имя книгописца и чьим «иждивением» переписывалась и оформлялась рукопись. Из работавших в скриптории Прянишникова каллиграфов и художников выделялись родственник Григория Матвеевича, также уроженец деревни Большие Мосты, Максим Осипович Прянишников и каллиграф более младшего поколения, уроженец деревни Кудашихи, Иван Гаврилович Блинов, впоследствии ставший наиболее известным мастером скриптория, приобретшим всероссийскую известность.
0 0 (408x700, 487Kb)

Григорий Прянишников, предстоящий Христу Великому Архиерею. Миниатюра. «Песнь Песней Соломона с Толкованием». Неизвестный художник. 1894

Прянишников Г.М. относился к своему собранию чрезвычайно бережно и не всякого допускал к книгам, а тем более не позволял самостоятельно работать с ними. «Человек он был необщительный. Ходил он всегда с прищуренными глазами и какой-то саркастической улыбкой… Собрания его никто не видел, и о значительности его судили по его покупкам, которых он, действительно, делал много», — вспоминал Шибанов П.П.

Кроме Барсова Е.В. с книгами из собрания Прянишникова удалось поработать Белокурову С.А. — историку, библиографу, секретарю Общества истории и древностей российских. Материалы одной из них он использовал для написания труда о библиотеке московских государей в XVI столетии.

Важным начинанием, связанным с собиранием книг, было создание Прянишниковым Г.М. книгописной мастерской в своём доме. Благодаря оставленной записке одного из городецких книгописцев — Блинова И.Г., в нашем распоряжении имеются прямые свидетельства о работе книгописной мастерской: «…Как-то мне пришлось услышать о Прянишникове Г.М., что у него в доме имеются книгописцы, списывавшие для него с древних рукописей книги и картины. Сейчас со всей радостью отправляюсь к нему, взяв с собой своей работы Апокалипсис. Прихожу к нему в дом. Он меня принял и спросил, что мне нужно от него. Я объяснил ему с величайшей робостью своё дело и показал ему свою работу. Он же взял от меня и понёс показать своим мастерам. Где они рассматривали, дверь была со стеклом, и мне всё было видно, как они вместе с ним смотрели на мою работу и довольно смеялись. На меня такой пришёл стыд, что провалился бы сквозь полу от стыда и проклинал себя, что пошёл к нему, т.е. к Прянишникову. Когда он вышел и отдает мне мою книгу, и говорит: «Иди домой и годика три попиши дома, тогда и приходи. Мне мастера сказали, что вы много очень написали “ятей” вместо “есть”».

В своей книгописной Прянишников Г.М. собрал каллиграфов, изографов и иконописцев высокого уровня мастерства. Известны имена некоторых мастеров, среди них очень талантливый художник-изограф Максим Осипович Прянишников, переписавший не одну книгу и целый ряд икон, которые находятся в настоящее время в Городецком краеведческом музее.

Мастерская купца-собирателя стала целой школой книгописания с определёнными традициями и характерными чертами как в письме, так и в оформлении книг, в миниатюрах же чувствуется большое влияние иконописных традиций.

Купец 2-й гильдии Прянишников Г.М. за свою жизнь собрал небольшую коллекцию рукописей, состоявшую из 209 книг XV–XX веков. Все рукописи собрания, безусловно, имеют большую ценность. Среди них — творения Григория Богослова XV века, Минеи на все месяцы года, кроме августа, XV–XVII веков, Евангелие-апракос и Евангелие-тетр XVI века, Уставы русских монастырей в списках XVI–XVII векрв, Прологи XVII века, Трефолой XV века со службами Сергию Радонежскому, Петру Митрополиту, Варлааму Хутынскому.

Прянишников Г.М. — городецкий купец 2-й гильдии, старообрядец-беспоповец, будучи попечителем городецкой часовни, получил широкую известность как коллекционер рукописных книг.

Собирательская деятельность Прянишникова Г.М. была по достоинству оценена его современниками. В 1888 году он избирается в члены Нижегородской учёной архивной комиссии. В 1918 году собрание рукописных книг Прянишникова Г.М. было куплено Румянцевским музеем. Находившиеся вместе с рукописями иконы передали в 1923 году из Румянцевского в Исторический музей. Там же хранится и собрание старопечатных книг.

«Дело» Григория Матвеевича по организации скриптория и коллекционированию антиквариата явилось яркой страницей культурной истории Нижегородского края рубежа XIX–XX вв. А колоритная личность предпринимателя навсегда осталась в свидетельствах современников и в памяти потомков символом «золотого века» городецкого купечества.

разделитель 07 (477x43, 5Kb)

Источник 1 Источник 2

Рубрики:  История России
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку