Не менее старинным представляется и головной убор- девичья повязка. Повязка представляла собой широкую полосу, верхняя часть которой обшита мишурным галуном, а нижняя часть по центру сделана из фольги и оформлена в виде 5 "окошек" с одинаковым рисунком, вышитыми бисером, бусом, жемчугом, перламутровыми плашками. На лоб спускается бисерная или жемчужная поднизь в виде фестонов. Сзади повязка завязывается на широкие ленты из ткани и галуна.



Для начала работы необходимо сделать выкройку будущего кокошника.

Нижегородские девичьи повязки шились в виде прямой полосы ткани, обшитой металлическим галуном в один или несколько рядов, и украшены по очелью объемным орнаментом, выполненным в технике "сажение по бели" и расшитым жемчугом, стразами, бусом. Край очелья обрамлен узорной поднизью в виде фестонов. При надевании повязка принимает форму усеченного к верху конуса за счет плотного картона, подложенного под центральную часть повязки Завязывается повязка тесьмой, продетой в прошитые с изнанки петли. К краям пришиты длинные муаровые или штофные ленты, украшенные золотой бахромой. Тесьма завязывалась под косой, а ленты ее прикрывают. В самом нарядном варианте костюма девушки Безводного подтыкали еще одну ленту, к которой прикалывали шелковый бант другого цвета, спускающийся к концам подола сарафана

Конструкция кокошника состоит из трех частей: лобной части и двух клинов. При сшивании они образуют нечто, напоминающее шапочку. Лобная часть усилена картонной прокладкой. Кокошник посажен на подкладку из ситцевой ткани. Вышивка лобной части выполнена в виде геометрического орнамента в технике "золотное шитье", верхняя часть головного убора заполнена орнаментом стилизованного растительного мотива.
Конструкция кокошника состоит из 3 частей: лобная часть, затылочная часть, и широкая обтачка низа изделия . На кокошнике имеется застежка в виде металлических крючков. Выполнен кокошник из бархата и украшен золотным шитьем. Орнаментация вышивки - стилизован

ные растительные элементы.
Конструкция кокошника состоит из трех частей. Выполнен образец из бархатной ткани, украшен вышивкой золотного шитья стилизованными растительными элементами. Парчовый штоф с геометрическим рисунком является очельной часть кокошника. Кокошник посажен на подкладку. Обычно поверх кокошника надевался платок.
Конструкция кокошника состоит из двух частей - лобной и теменной. Имеет жесткий каркас из плотного картона и посажен на ситцевую подкладку. Суконная ткань, из которой выполнен кокошник, полностью расшит металлическими нитями золотого и серебристого цвета. Очень органично вписались в рисунок вышивки нашитые кусочки алюминиевой фольги и стразы. Очень богатое украшение создает на лобной части кокошника бисерная оборка, выполненная в технике "низание".


Развертка "сороки" имеет 3 основные части - очелье, позатылень и специальная нашивка из основной ткани, которая удлиняет позатылень. Конструкция имеет жесткий каркас - вшитую картонную полосу высотой 20см. Завязки шириной 5 см из ситцевой ткани, крепятся к очелью. Головной убор посажен на подкладочную ткань. Выполнен образец из бархатной ткани. Очелье богато украшено золотным шитьем, цветными стразами и нашитым парчовым позументом. Нашита тесьма из разноцветного бисера, по краям очелья пришита бахрома. Позатылень украшен вышивкой в технике "золотное шитье", орнаментация выполнена в виде растительных мотивов. К низу нашивной части позатыльня пришиты три пышных кисти красного и зеленого цвета. Декоративным соединением очелья и позатыльня являются две полоски золотной тесьмы


Свадебный головной убор "сорока" состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно "сороки" каблукообразной формы. Сорока является древним по способу ношения головным убором русской женщины. Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка - твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх большими рожками, обшитая кумачом. К ней крепится кусок холста, края которого присобраны на тонкий шнур - "вздержку". Кичку одевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем фиксируют шнуром ткань на голове. Затылок прикрывают позатыльньником - прямоугольной полосой расшитого золотыми нитями бархата, закрепленного для жесткости на картоне, к верхней части и боковым сторонам которого пришиты полосы шелковой ткани с завязками по краям. Их перекрещиваю на лбу, и несколько раз обвязывают вокруг рожек, таким образом, плотно скрепляя кичку с позатыльнем. И, наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сооружение. Основными мотивами орнамента золотой вышивки на позатыльне и по верху сороки являются "древа", аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи.

Повойник
Конструкция повойника состоит из 2 частей: лобной и теменной. Теменная часть повойника присборена, что создает небольшой объем изделия. Изделие посажено на подкладку из ситцевой ткани. Выполнен образец из бархатной ткани бордового цвета и богато украшен золотным шитьем. Орнаментация теменной части представляет собой стилизованные растительные мотивы. Лобная повойника имеет украшение из парчового штофа, на котором имеется орнамент в виде геометрических фигур. Штоф нашит на лобной части повойника. Повойники использовались как в дополнении нарядной, так и рабочей одежды. Носили его женщины замужние.
1.КИЧКА Х1Х век, Костромская губерния (Историко-художественный музей г. Егорьевска) .
Конструкция кички состоит из двух частей - лобной и затылочной. Под затылочную часть убирались волосы. Такого рода кичка была атрибутом венчальным и дополнялась фатой "дымкой", или тонкой шелковой тканью или шелковым платком, обшитым по краю бахромой, кружевом или лентой (5). Изготавливался из золоченой парчи. С вышивкой растительными мотивами из рубленого перламутра. Своеобразным очельем служила специальная сетка, выполненная в технике "шитье по шнуру".
2.КИЧКА Х1Х век, Центральная Россия (Историко-художественный музей г. Егорьевска).
Конструкция кички состоит из двух частей и также как и предыдущая . Она изготовлена из золоченой парчи, Расшивка металлическими блестками является основой вышивки, а уже по ним выполнена вышивка в технике "шитье по шнуру" рубленым перламутром, цветными стеклами.


Конструкция коруны очень проста - это вырезанная из картона специальная форма и расшитая бисером, стразами, декоративным шнуром из металлических блесток, стразами и кусочками алюминиевой фольги. Форма обшита косой бейкой из коленкора. Завязки коруны прикреплялись к краям формы. Коруна и венец были обрядовыми головными уборами и применялись во время венчальных церемоний. Поверх коруны прикрепляли фату или "дымку" или кусок тонкого шелка, обшитого тесьмой, бахромой или кружевом.
Конструкция кички имеет три детали - лобная, очельная и теменная. Каркас головного убора выполнен из плотного картона . Лобная и очельная части изготовлены из бархатной ткани. По периметру лобной части нашита золотая тесьма с фестонами из металлизированной нити. Богатое украшение образует растительный орнамент выполненный рубленным перламутром, бисером, бусом. Теменная часть выполнена из суконной ткани.

Для изготовления повязки Вам понадобится:
- 3-4 куска плотной ткани размером 16x40 см;
- плотный картон (негофрированный) размером 15x40 см под вышивку;
- плотный картон размером 13,5x8,5 см для придания формы повязке;
- кручёная бельевая х/б верёвка диаметром приблизительно 0,5 см;
- галун металлический при ширине 16 см - 40 см, при меньшей ширине галуна высота повязки набирается несколькими полосами, которые сшиваются между собой встык мелкими незаметными стежками, возможна комбинация 2-3 галунов разной ширины и рисунков;
- стеклянные стразы в металлических кастах (оправах) для центров розеток размером 2x3 см - 5 штук, (стразы могут быть насыщенного зелёного, золотисто-коричневого, красного цвета), в более ранних вариантах повязок используются камни или вставки в виде броши из мелких стёкол (Илл. 26, илл. 27), которые можно сымитировать из стразов нескольких размеров, как это сделали мы (Илл. 28, илл. 29);
- стеклянные дымчатые стразы в металлических кастах диаметром 0,7 - 0,8 см - 8 штук;
- стеклянные стразы в металлических кастах диаметром 0,3 - 0,4 см зелёные — 12 штук, красные — 6 штук (цвета можно варьировать);
- натуральный речной жемчуг - 62 штуки;
- крупные прозрачные стеклянные бусины вытянутой формы для «лепестков» розеток, размером 1-1,5 см сиреневого и коричневого цветов -15 штук;
- мелкие стеклянные бусины вытянутой формы зелёные - 42 штуки, красные - 7 штук;
- бус или крупный бисер диаметром 0,2 см серебристо-серого цвета - приблизительно 5 ниток длиной 40 см;
- белые прочные нитки №40;
- кусок набивного ситца для подкладки размером 18х40см;
- натуральный шёлк для двух лент размером 40х50см;
- золотная бахрома шириной 3,5 см -40см.
Для вышивки в технике «сажение по бели» нужно сильное и равномерное натяжение ткани, для которого желательны большие прямоугольные пяльцы. За неимением таковых, можно использовать деревянную рамку.
Итак, приступим к изготовлению повязки.
1. Сначала сделаем вышивку. Переводим контуры рисунка (Илл. 25) на кусок картона, затем крупными стежками пришиваем картон к натянутой ткани.
2. Пришиваем в центре каждой розетки крупные стразы (или комбинацию из мелких).
3. Под стразом центральной розетки закрепляем несколькими стежками конец верёвки и обводим верёвку вокруг страза, пришивая её маленькими стежками.
Верёвку нужно постоянно подкручивать, чтобы она была плотной и упругой. Сделав круг, поворачиваем верёвку и обходим второй раз по кругу, при этом жёстко скрепляем оба ряда верёвки между собой и прочно пришиваем их к основе (в конце работа будет прорезаться, поэтому вышивка должна быть монолитной). Конец верёвки закрепляем и обрезаем. (Рис. 19)
4. Вокруг обшитого центра пришиваем 5 крупных бусин.
5. Обшиваем бусины верёвкой в два слоя так же, как страз, при этом 1-й слой верёвки при повороте от одной бусины к другой образует два ряда, и мы их скрепляем между собой, а второй слой верёвки обводим по контуру образовавшихся лепестков, как показано на рисунке 19.
6. Аналогично выполняем две большие крайние розетки, розетки с арочками и волнообразную линию под розетками.
7. От края орнамента закрепляем нить и нанизываем на неё мелкие бусы или бисер. Укладывая бусинки в ложбинку, образовавшуюся между двумя рядами верёвки, другой ниткой закрепляем каждую бусинку поперечными стежками. (Рис. 20)
8. В соответствии с рисунком повязки (илл. 25) пришиваем жемчужины и мелкие стразы у основания розеток, обшиваем их бусом или бисером.
9. Внутри каждого фестона пришиваем дымчатый страз и три жемчужины. Затем делаем свисающую на лоб поднизь из трёх рядов бус или бисера с включением цветных стеклянных бусин. Между фестонами делаем подвески из красных бусин и трёх бисерин в виде «пико».
10. Вырезаем готовую вышивку по контуру и внутри рисунка. Вырезать нужно очень аккуратно, как можно ближе к верёвке, но так, чтобы не повредить нитки вышивки.
11. Завариваем клейстер: 1чайную ложку муки и 1 чайную ложку крахмала разводим в 1/3 стакана холодной воды и заливаем тоненькой струйкой в кипящую воду (2/3 стакана), непрерывно помешивая.
12. Кистью или тампоном из ваты наносим остывший клейстер на изнанку вышивки. Затем пальцами заглаживаем все подрезанные нити и края картона, одновременно удаляя излишки клейстера. Оставляем до высыхания.
13. На нижний край галуна накладываем вышивку и равномерно пришиваем по всему рисунку незаметными стежками.
14. По верху розеток и арочек нашиваем на галун зелёные бусины, жемчуг и мелкие стразы.
15. Для жёсткости проклеиваем повязку с изнанки плотной тканью в 2-3 слоя, по мере высыхания, постоянно разглаживаем галун, чтобы он высох в расправленном состоянии.
16. Под центральную верхнюю часть подшиваем картонный шаблон (рис. 21) для придания повязке формы. По боковым краям шаблона заламываем верх повязки вовнутрь.
17. Выкраиваем шёлковые ленты размером 20x50 каждая, обрабатываем края швом «через край» (рис. 9 б). К одной из коротких сторон на лентах пришиваем бахрому.
18. С изнаночной стороны повязки пришиваем подкладку швом «через край», одновременно вшивая в края повязки чуть присобранные ленты.
19. С внутренней стороны повязки пришиваем петельки из тесьмы, в них продеваем шнурок, с помощью которого повязка держится на голове.
Журнал «Чудесные мгновения. Традиционный костюм», вып 3 (2003 г.)
для изготовления нашего кокошника нам нужны следующие материалы и инструменты:
-
картон, газета;
-
ткань для обтягивания кокошника;
-
всякая красота: тесьма разных видов, бусинки, половинки бусин, бисер, нитки;
-
ножницы, клей ПВА, кисть, степлер, клеющий пистолет, зажигалка.
Подручные материалы:


Шаг 1. Для начала необходимо определиться с формой кокошника. В нашем случае будет высокий кокошник, стрельчатой формы. Определившись с формой, берем газету. Затем газетную выкройку прикладываем к картону и вырезаем кокошник.

Шаг 2. Из ткани также вырезаем по нашей выкройке еще одну деталь.

Намазываем картон клеем ПВА и ждем, когда он немного подсохнет, затем кладем сверху ткань на картон. Проглаживаем рукой.
Теперь можно приступить к самой интересной и творческой части - оформлению кокошника.
Шаг 3. Когда клей высохнет - берем нарядную тесьму, предварительно замерив необходимую длину, и при помощи степлера прикрепляем ее к кокошнику.


Шаг 4. Затем нагреваем наш пистолет и очень оперативно приклеиваем половинки бусин по заранее подуманной схеме их расположения на кокошнике.


Шаг 5. Затем берем бисер (маленькие бусины) и нанизываем на нитку, для дальнейшего формирования из этой нити «висюлек» в основании кокошника. Повторяем для обеих сторон.



Шаг 6. Далее берем тесьму для завязок, обжигаем края зажигалкой, чтобы они не сыпались. Прикрепляем тесьму-завязки также при помощи степлера.



При желании можно добавить орнамент флуоресцентными фломастерами.

Наш кокошник готов!

Мастер-класс по изготовлению головного убора
Автор: Подхалюзина Наталья Юрьевна, руководитель кружка «Сказочная мастерская».
Кочневский Дом культуры «Колос» - филиал МБУК БГО «Белоярский РДК», Свердловской области, Белоярского района.
Для начала приготовьте:
- ватман,
- клей «Момент»,
- ножницы,
- карандаш.
1. Первый этап нашей работы, мы должны решить какой формы будет наш кокошник, вы можете нарисовать шаблон сами, т. е на ваше усмотрение. Я выбрала такой, в виде треугольника.
2. Сейчас этот шаблон переводим карандашом на ватман – 2 детали (это для того, чтобы кокошник был более крепким), вырезаем и склеиваем клеем «Момент» между собой. Картонный каркас нашего головного убора готов.
3. Далее возьмём ткань
такого же цвета, как и платье, и переведём на неё шаблон – так же 2 детали
вырезаем
4. Следующий этап нашей работы.
Мы используем швейную машинку и прошьём обе детали из ткани между собой строчкой
После этого следует вывернуть на лицевую сторону и деталь из ватмана вложить в полученный тканевый кармашек
затем прошиваем ручным швом – вперёд иголкой.
5. Дальше мы возьмём с вами синтепон
Обрежем полоску из него, по длине верхней части кокошника
Скрутим в неплотный жгут, чтобы он не разворачивался, прошьём нитками, так наша деталь будет крепче.
6. Затем вырезаем из ткани полоску
по длине нашего жгута из синтепона и завернём, как показано на фото
край ткани немного прихватим нитками к синтепону, это для того чтобы дальше удобней было скручивать
Ну и вручную прошьём потайным швом
7. Ну, вот наша деталь для оформления кокошника готова
Давайте приступим к следующему этапу нашей работы. Возьмите отделочную ленту и накрутите на жгут.
Дальше начинайте пришивать его к верхнему краю кокошника, начиная с одного края, до другого.
Вот что должно получиться у нас с вами.
Нужно пришить ещё две ленты на концы нашего кокошника, чтобы завязывать головной убор.
8. И последняя наша работа – это окончательное оформление кокошника. Я сделала так.
Но вы можете оформить по своему, как вам больше нравится.
9. Я хочу показать вам, как можно красиво оформить наш кокошник, т. е результат моей работы.
Надеюсь, вам понравился мой мастер – класс, и вы попробуйте сделать такой красивый - головной убор.