Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.
Микеланджело Буонарроти
Страшный суд.
Алтарная фреска,1537-41г.г.
Художник сумел выразить задуманное - великую драму всего человечества, разочарование и отчаяние отдельного человека.
"И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное" .
(Откровение 20:11-15.)
Центр фрески и вихревого движения - Христос,творящий суд и восстанавливающий справедливость. В этот момент Христос не посланец мира и не Князь милосердия, а Верховный Судья, грозный и устрашающий. Он поднимает в грозном жесте правую руку, чтобы вынести окончательный приговор и разделить всех воскресших на грешников и праведников
Юный и героически прекрасный Христос, олицетворяющий Высший Суда, - образ, совершенно свободный от признаков условной религиозной иерархии и исполненный подлинно микеланджеловской грозной мощи. Он изображен в окружении Богоматери и святых, которые образуют вокруг кольцо.
Его поднятая правая рука, обрушивающая проклятие на носителей греха слева от Него, одновременно оказывается динамическим центром композиции, словно приведя в бурное движение целые сонмы тел возносимых праведников и низвергаемых в бездну грешников.
Всемирный потоп.
Микеланджело (1475-1564)
Фрескa, 1509г, 280 x 570см,см,, Сикстинская капелла, Ватикан
Главной идеей "Потопа" является не всемирная катастрофа, а человек со всеми его сильными и слабыми сторонами. Он показан в бесплодной борьбе со смертью, которая обрушивается на него проливным дождем с хмурого неба. Вся земля покрыта водой, только гребни гор, как маленькие островки, виднеются среди безбрежного океана.
Люди, измученные и объятые ужасом, поднимаются на вершину одного из таких островков в надежде на спасение. Среди них мужчины, женщины и дети.Вот жених на руках несет испуганную невесту; мать, держа на руках малыша, пытается укрыть его от разбушевавшейся стихии; рядом обезумевший от страха юноша, надеясь уцелеть, карабкается на гнущееся под порывами ветра дерево.
Среди безбрежного моря воды обезумевшие и озверевшие люди борются за место, в уже переполненной лодке. Вдали виден ковчег, вокруг него тоже бушуют страсти: обезумевшие от страха люди стучат в него кулаками, взывая о помощи и прося пустить их.
Справа на скале группа беженцев пытается укрыться от ливня под большим куском холста. В этой группе тоже все по-разному реагируют на происходящее. Муж с женой с покорностью смотрят на подступающую к их ногам воду; юноша, облокотившийся на бочонок, нашел забвение в вине; старик и женщина протягивают руки, чтобы помочь мужчине, несущему на своих плечах безжизненное тело сына.
Микеланджело изображает всех этих людей перед лицом приближающейся смерти, показывая их поведение в зависимости от их душевных сил и качеств. Разрушительные силы природы - едва обозначены.
Мастер видит всю страсть и мучение, весь тяжелый труд и победу в человеческих личностях Всю катастрофу, страсти, мучение он передаёт в выраженях лиц, движениях и жестах. И если обозлённые вызывают ужас от катастрофы, то сцены взаимной помощи и милосердия вызывают вопрос: почему все эти люди должны погибнуть?