Эта сказочная Гжель |
Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов. ![]() Гжель всегда славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам". В то же время для аптекарского приказа было привезено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и "повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет". В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу "для алхимической посуды". Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: "Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская, которой нигде не видал я белизною превосходнее". ![]() До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год. ![]() К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся гжельских изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, в гжели делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном, гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. ![]() После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью. ![]() Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели. ![]() Вторая четверть XIX века - период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы. ![]() Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. ![]() Гжель - белое, синее. . . Лёгкие плавные линии. Цветы нездешние яркие Кажутся неба подарками. Гжель - ремесло древне - русское - Баловались деды искусствами, Узоры, в орнамент сплетая, света чуть - чуть добавляя. . . ![]() Часовня Иконы Божией Матери «Воспитание» в Гжельском сельском поселении, Московская область, Россия. ![]() Играет нежная свирель, И замирает в восхищеньи Жемчужина России - Гжель, Где поселилось вдохновение. Здесь каждый - мастер и творец. Один расписывает вазу, Другой, искусный, взяв резец, Узор наносит тайной вязью. Славянский бог, прекрасный Лель, Воспевший красоту земную, Убрал цветами колыбель, Вдохнув в них жизнь совсем иную. Переплетение листьев, трав, Цветочек, веточка, каёмка. Во всём я вижу русский нрав. И душу светлую ребёнка. Такое чудо сотворить Мог мастер любящий природу. Его призвание - дарить Минуты радости народу. Вот симпатичный башмачок Лазурью весело сияет, На нём уставший мужичок Прилёг удобно, отдыхает. Изящно ящерка стоит, Взобравшись на шкатулку ловко. Спина на солнышке горит И гордо поднята головка. В красивом синем обрамлении Часы тихонечко идут. Проходят годы и мгновенья. А гжель жива, цветы цветут! Узор на долгие года. Останется призванием гжельцев. И не иссякнет никогда Плеяда мастеров умельцев! ![]() Незатейливый узор Из оттенков краски, Глина белая, фарфор - Атрибуты сказки! Словно детская рука На кусочках глины Рисовала в три мазка Синие картины. Чашек круглые бока Расписав в колечки, В лепестки и облака - Изразцы для печки, Голубые кружева, Кобальтовый иней, Будто вьюга намела Завитушки линий. Налепила для игры Синие фигурки, Для забавы детворы, Зайцев и свистульки. Скрыта в лёгкости мазка Тайна чудо - глины. На Руси живёт века Промысел старинный. Поколения мастеров Бело-синей Гжели - Чародеи двух цветов, Наши Боттичелли! ![]() Процесс изготовления гжельской керамики: Изделия производят методом ручного литья из фарфоровой массы (шликера) в гипсовые формы Затем изделия глазуруются. В итоге они выглядят так ![]() Каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы и замывая губкой ![]() Камерная печь для обжига фарфора при температуре 1350 градусов ![]() Цех художественной росписи фарфора. Каждое изделие мастер-живописец расписывает вручную ![]() У "гжели" собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() источник TATYSIY |
Рубрики: | КУХНЯ-посуда |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |