-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Госпажа_Удача

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Quotation_collection О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.01.2011
Записей: 35059
Комментариев: 5658
Написано: 57543


Эта сказочная Гжель

Пятница, 23 Ноября 2012 г. 22:54 + в цитатник
Цитата сообщения TATYSIY Эта сказочная Гжель








Самое
древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328
года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в
завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.





Гжель
всегда славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины
велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович
издал указ "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов
прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам". В то же
время для аптекарского приказа было привезено в Москву 15 возов глины из
Гжельской волости и "повелено держать ту глину на аптекарские дела: и
впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить
тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна
будет". В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к
Аптекарскому приказу "для алхимической посуды". Великий русский учёный
М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них
столь возвышенные слова: "Едва ли есть земля самая чистая и без
примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между
глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская, которой
нигде не видал я белизною превосходнее".








До середины XVIII века Гжель делала
обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич,
гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая
ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно
было исчисляться сотнями тысяч штук в год.






К 1812 году в Гжели насчитывается
25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы
Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся
гжельских изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван
Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, в гжели делали
игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из
русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы,
миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой
красками в своеобразном народном, гжельском стиле. Краски наносились
кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья,
травы.






После 1802 года, когда была найдена
светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство
полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы.
Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали
только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой
прочностью.





Около 1800 года в деревне Володино
Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой
фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов основан и первый
фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике
изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая
сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только
одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г.
Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь
для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли
собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло
фарфоровое производство Гжели.
 





Вторая четверть XIX века - период
наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства
во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы
производств постоянно совершенствовали состав белой массы.
C
середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и
керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда
выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были
национализированы.






Только с середины XX века в Гжели
начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В
1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех
фарфорофаянсовых предприятий России.






Гжель - белое, синее. . .
Лёгкие плавные линии.
Цветы нездешние яркие
Кажутся неба подарками.
Гжель - ремесло древне - русское -
Баловались деды искусствами,
Узоры, в орнамент сплетая,
света чуть - чуть добавляя. . .








 Часовня Иконы Божией Матери «Воспитание» в Гжельском сельском поселении, Московская область, Россия.






Играет нежная свирель,
И замирает в восхищеньи
Жемчужина России - Гжель,
Где поселилось вдохновение.
Здесь каждый - мастер и творец.
Один расписывает вазу,
Другой, искусный, взяв резец,
Узор наносит тайной вязью.
Славянский бог, прекрасный Лель,
Воспевший красоту земную,
Убрал цветами колыбель,
Вдохнув в них жизнь совсем иную.
Переплетение листьев, трав,
Цветочек, веточка, каёмка.
Во всём я вижу русский нрав.
И душу светлую ребёнка.
Такое чудо сотворить
Мог мастер любящий природу.
Его призвание - дарить
Минуты радости народу.
Вот симпатичный башмачок
Лазурью весело сияет,
На нём уставший мужичок
Прилёг удобно, отдыхает.
Изящно ящерка стоит,
Взобравшись на шкатулку ловко.
Спина на солнышке горит
И гордо поднята головка.
В красивом синем обрамлении
Часы тихонечко идут.
Проходят годы и мгновенья.
А гжель жива, цветы цветут!
Узор на долгие года.
Останется призванием гжельцев.
И не иссякнет никогда
Плеяда мастеров умельцев!






 

Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор -
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
Чашек круглые бока
Расписав в колечки,
В лепестки и облака -
Изразцы для печки,
Голубые кружева,
Кобальтовый иней,
Будто вьюга намела
Завитушки линий.
Налепила для игры
Синие фигурки,
Для забавы детворы,
Зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка
Тайна чудо - глины.
На Руси живёт века
Промысел старинный.
Поколения мастеров
Бело-синей Гжели -
Чародеи двух цветов,
Наши Боттичелли!






Процесс изготовления гжельской керамики:

Изделия производят методом ручного литья из фарфоровой массы (шликера) в гипсовые формы
Затем изделия глазуруются. В итоге они выглядят так
 




Каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы и замывая губкой





Камерная печь для обжига фарфора при температуре 1350 градусов





Цех художественной росписи фарфора. Каждое изделие мастер-живописец расписывает вручную





У "гжели" собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне



























































































































































































































источник


TATYSIY
Рубрики:  КУХНЯ-посуда

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку