Московская династия: Толстые Московская династия: Толстые Люди, 20 мин. на чтение Моско...
КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ - ЧЕЛОВЕК РЕНЕССАНСА ВО ВРЕМЕНА ДЕГРАДАНСА - (0)Корней Иванович Чуковский - человек Ренессанса во времена Деграданса 31 марта 2012 г. - 130 л...
Художник Pierre Bonnard - (0)Прекрасное утро.Художник Pierre Bonnard Художник Pierre Bonnard ...
ИСИКАВА ТАКУБОКУ - (0)ИСИКАВА ТАКУБОКУ * * * Есть люди, для которых всё прекрасно. И то им хорошо, и это по душе. Когда...
@zemant: - (0)Twitter @zemant: Синоптики обещали, что будет ясно, но что-то мне до сих пор ни хрена не ясно.
понедельник, 6 декабря 2010 года, 17.30 Леонид Латынин: «Возвращённая из небытия и почти утраченная человечеством способность к творчеству…» L |
http://www.chaskor.ru/article/l
— В ЖЖ вам важнее себя показать или других почитать?
— Для меня ЖЖ прежде всего территория функциональная — архив (личные компьютеры и флешки, убедился, не надёжны).
Это одна из корзин, куда я складываю свои «опавшие листья». Случалось так, что только там сохранялись тексты, потом вошедшие в «Праздный дневник».
Сюжет «себя показать» мною пережит и благополучно забыт. Нельзя плавать в бассейне, если в нём нет воды. Нельзя охотиться в лесу, из которого ушли звери, нельзя летать в небе, в котором нет воздуха.
Читатель во всём мире умер, его похоронили, давно оплакали и отпели и даже забыли, где он похоронен; редкие же оставшиеся в живых наблюдаемы только среди профессионалов, для кого ещё бумажный текст — инструмент более точный, подробный и детальный, чем интернет.
Сюжет «других почитать» гораздо жизнеспособнее. Жаль только, что на территории ЖЖ гораздо более заметны общественные туалеты без дверей и водопровода, чем читальные залы.
Впрочем, моноинформация, где главный сюжет — «мама была в Риме, а папа дома моет раму», в разных СМИ тоже неблаговонна. Вытесненная же из СМИ, действительно свежая, знаковая информация и перекочевала в ЖЖ. Вот её-то я — вполне читатель.
И, конечно же, разбросанные по белу свету друзья стали реальны и доступны в этой быстротекущей и отчуждённой жизни.
ЖЖ для меня протокол систематизации и фиксации хаоса моей жизни и моих настроений. Хотя текст стихотворения и дата его написания часто внешне никак не совпадают со знаками истории вяло или бурно текущих дней, но по прошествии времени цвет и степень энергии моих переживаний и ощущений мне больше говорит о календаре бытия, чем описание внешнего неличного события.
Для большинства же — тот (разного качества) атавистический позыв к творчеству, который может быть реализован. «Атавистический» — потому что на заре туманного зарождения сознания творческое начало было присуще КАЖДОМУ участнику коллективного бытия.
Обряд, ритуал, хоровод, пение никого не пропускали мимо себя, а вовлекали и включали в своё действо. Поэтому, когда возник обряд инета, истосковавшаяся по хороводу коллективная масса страждущих творческого участия в мире бросилась в него, как лавина, приведённая в движение гулом низко пролетевшего самолёта.
Таким образом, инет — это возвращённая из небытия и почти утраченная человечеством способность к творчеству КАЖДОГО безымянного, невидимого и неслышимого человека (исключения возможны, но не системны).
— О, об этой, ритуально-архаической, стороне ЖЖ я никогда не думал. Мы много радовались возвращению людей с помощью инета к письму и к буквам, но никогда не обсуждали это как совпадение с некими глубинными психическими пластами. Можете ли вы подумать в эту сторону более распространённо, как автор нескольких исследований о народном искусстве?
— Я считаю, что существует два вида искусства: «народное» и «дружинное».
Первое — коллективное и НЕличностное (прялка, игрушка, вышивка, хоровод, обрядовое пение и обрядовый танец).
Род безымянно расписывает прялку, род безымянно лепит игрушку, безымянно водит хороводы, безымянно и театрально совершает обряд жертвоприношения, безымянно вышивает полотенце (а «обыденное» полотенце, то есть вышитое за один день, продукт и вовсе безымянного коллективного творчества).
Второе — выделенное, обособленное, личностное, но это уже другой этап развития коллективного сознания.
А поначалу родовое сознание, ещё не оторванное от природной энергетики искусства [меандр — рисунок на спиле бивня, золото осени в окоёме лесного пейзажа, пение ветра (эолова арфа), рисунок плывущих облаков, звёзды, закаты, северное сияние, миражи], завораживает и вовлекает в участие в этой магии природы именно безымянного человека.
Это вовлечение доступно и необходимо, как коллективная охота, коллективная защита рода, участие в «магическом заговоре от мистической воли страха».
Со временем происходит разделение обязанностей и умений. Род защищает выделенная дружина, во главе её выделенный вождь, имеющий имя и некое иное энергетически особое, личностное начало.
Остальные тоже обретают некие версии умений, оставаясь безымянной массой.
У каждого из случившихся типов сознания («народного» и «дружинного») своё видение искусства. Коллективное и личностное.
Со временем народ утрачивает способность коллективного участия в творчестве.
«Дружина», напротив, доводит личностное начало до наднационального, надродового измерения и усердно использует это умение в просвещении и развлечении безымянной немой массы и в убеждении, наконец, что слово слышимое дано только ей.
(Хотя после Шекспира, Пушкина, Толстого и Достоевского только ненормальный человек может заниматься словесностью.)
Случившийся интернет не только способствовал тому, что неличностному человеку вернули дар речи; вполне естественно, что он захотел быть услышанным. Принято считать, что интернет способствует самовыражению личности, что это такое дитя прогресса, которое формирует общественное мнение, сулит новые творческие возможности. Увы, инет актуализировал и архаичное начало в культуре.
Обретя голос, безличный человек, вооружённый инетом, остался всего лишь участником хоровода в пределах ДВУХ архетипов: «за упокой» (аньешти) — танцующие поют и движутся справа налево — и обряда «во здравие», где хоровод поёт и движется слева направо (посолонь).
Человек часто думает, что он выражает свободное личностное мнение. В действительности же он принимает решение, в какой хоровод встать.
Рубрики: | *ДНЕВНИКИ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |