Реставрация Большого Театра |
Строительство новых театральных сцен
Новые постановки поддерживают интерес современной публики к театральному искусству, а экстравагантные прочтения классики оживляют репертуары театров, приводя их внутренний мир в гармонию с динамичной современной жизнью городов за их стенами. Но и сами стены могут перерождаться в соответствии с новыми технологиями и становиться частью новой жизни городов будущего. Главное при этом помнить, что театры обычно расположены в историческом центре и сильно обременены архитектурным наследием со всех сторон, включая самих себя.
Вслед за стремительно растущими Москвой и Петербургом, Большой и Мариинский театры давно уже должны были расшириться. И они действительно нашли места для новых сцен, успешно открыв их в 2002 и 2012 годах соответственно. Однако новая сцена – это отдельный институт со своим собственным миром. В то время как историческое помещение, отвечающее современным требованиям театрального дела, – задача, требующая решения на старом месте.
Пристройка условного «склада» для декораций ситуации не исправит: у Большого, например, такая пристройка появилась еще в 1894 году. Хранить и творить – совершенно разные занятия. Творчество современных режиссеров это еще и комплексная механика, и техническое оснащение, и пространство – и все это желательно в непосредственной близости от сцены.
И тогда на помощь приходит стандартная практика в наше время – реконструкция с использованием подземного пространства. Национальный театр Греции провел реновацию с углублением подземного пространства в 2006 – 2009 гг. Есть подземные залы в Мадридском королевском театре. В Петербурге в 2012 успешно реконструировали Театр на Каменном острове, добавив подземный этаж для служб театра. В Москве подземным пространством обзавелся сам Большой, в 2011 году.
Чтобы подробнее рассмотреть, нажмите на изображение
Реконструкция была нужна Большому по многим причинам. Здание театра, построенное в 1825 году, стояло на сваях из мореного дуба, которые прекрасно сохраняются в водоносных грунтах, если уровень воды не изменяется.
Это условие нарушили, когда притоки Неглинки, питавшие влажную почву, были заключены в трубы, а сама никому неугодная, непутевая речка оказалось окончательно запертой в новый надежный коллектор. Началось постепенное разрушение свайного основания. А неустойчивость в театре не к месту ни в звучании, ни в движении, ни в самом помещении.
Учитывая еще и нарушенные послевоенными ремонтными работами акустические характеристики зала, в 2005 году театр закрыли на реконструкцию. По оценкам аудиторов, стоимость работ составила около 660 миллионов долларов.
Помимо реконструкции существующего здания, означавшей обновление интерьера зала и существенную перестройку сценической части, в проект также входила задача по углублению подземного пространства. Обязательным было жесткое требование сохранить архитектурный облик, который широко известен, в частности, потому что представляет Москву на одной из самых популярных банкнот.
Строители много работали с подземным пространством под театром. Требовалось не только укрепить фундамент, но и создать новые пространства. Работы под землей велись с 2006 по 2009 год, глубинасоставила 26 метров, пространство под театром углубили на шесть уровней.
При помощи технологий подземного строительства общая площадь театра была увеличена вдвое и теперь составляет почти 80 000 квадратных метров. При этом внешние границы театра на поверхности не изменились.
Это уникальный проект даже в мировом масштабе. Появились не только служебные подземные помещения, но и новый концертный зал на 300 зрителей прямо под Театральной площадью. Зал спроектирован так, что его пространство может быть изменено в зависимости от целевого использования.
Чтобы подробнее рассмотреть, нажмите на изображение
Углубление пространства под сценой позволило оборудовать монтажные залы для декораций, создать дополнительные служебные помещения и восстановить акустику. Ранее из-за проблем с фундаментом пространство под оркестровой ямой залили бетоном, чтобы сохранить жесткость конструкции, что пагубно сказалось на акустических характеристиках. При ремонте ненужный теперь бетонный блок убрали, а оркестровую яму увеличили, теперь она вмещает большее количество музыкантов.
Полностью заменив механизацию за сценой и под ней и преобразовав пространство, реставраторы смогли привести историческую сцену Большого театра к новым стандартам театральной режиссуры. Сейчас главная сцена страны состоит из семи двухуровневых подъемно-опускных площадок. При помощи этих площадок сцена приводится в соответствие с любыми требования самых масштабных постановок.
У подземного пространства предусмотрены запасные входы с поверхности – это прозрачные павильоны на площади перед театром. А также подземные переходы соединяют основное здание театра со вспомогательным складом в историческом Доме С.А. Хомякова
Новый концертный зал в подземном пространстве Большого Театра находится всего в 40 метрах от действующей линии метро. Такое соседство – очень смелое решение, требующее тщательной проработки. В ноябре 2011 года пришлось закрыть не несколько дней движение поездов по Замоскворецкой линии на участке между станциями «Новокузнецкая» и «Белорусская», чтобы установить амортизирующие маты для обеспечения звукоизоляции подземного зала.
Архитектурная ответственность за перестройки в историческом здании театра время реконструкции несколько раз перекладывалась с одних ответственных лиц на другие. Проект работ именно с подземным пространством Большого театра – результат творческого подхода архитектурной мастерской Павла Андреева. Главный архитектор проекта А.Н. Бутырин.
Чтобы подробнее рассмотреть, нажмите на изображение
Проект устройства подземного пространства Большого театра. Мастерская Павла Андреева, 2009-2010. Источник: archi.ru
Основное здание театра имеет габариты в плане:
— наземная часть 117,45х62,30 м, включая портик, высота этажа – 2,91 – 3,02 м;
— подземная часть 151,72х77,72 м, высота этажа 2,80; 3,30 и 3,60 м.
Техническая составляющая была выполнена на должном уровне благодаря работе Вячеслава Александровича Ильичева, доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ.Вячеслав Ильичев имеет огромный опыт научного руководства проектами разработки свайных фундаментов. Он участвовал в укреплении основания Храма Христа Спасителя, строительстве подземного комплекса «Охотный ряд» и на многих других объектах.
Чтобы судить, насколько успешной была реконструкция в целом, стоит скорее читать комментарии на эту тему искусствоведов и архитектурных критиков (например, Григория Исааковича Ревзина и его коллег), а в вопросе акустических характеристик зала довериться мнениям артистов. Но с точки зрения подземного строительства реконструкция Большого театра является безусловным успехом, так как может своим ярким примером показать, как освоение подземного пространства способствует сохранению архитектурного облика исторических зданий и повышению комфорта жизни в больших городах.
Теперь у старинных зданий, постепенно утрачивающих свои функции из-за несовременного наполнения, есть наглядное пособие, как остаться в истории города еще на столетие-другое: прорасти глубже в землю, уцепиться молодыми корнями и смело конкурировать с модными небоскребами.
Рубрики: | ГЕОГРАФИЯ/МОСКВА |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |