Итальянская вокальная школа иезуитов привела к исчезновению умения говорить громко и красиво
Шаляпин оттачивал свой неповторимый голос речевым сигналом. Когда его спрашивали, что он чувствует, когда поет, он отвечал: "Я пою пятками". В этом - ответ на вопрос, в чем сила голоса. Сила голоса - в резонансе.
Но в резонансе - не только мощь. В нем и наше здоровье. Частоты, возникающие при правильном пользовании голосом, обладают лечебным свойством. Доказательство тому -долголетие многих певцов. С.Лемешев работал на профессиональной оперной сцене с одним легким и дожил до 76 лет.
Вам сделали больно. В коре головного мозга возникает импульс, который управляет связками, и вы издаете крик. Но при этом не успеваете вдохнуть воздух, а крик издаете весьма громкий. Этот пример говорит о том, что сила издаваемого звука и высота тона - не в силе воздушной струи. Казалось бы, чем сильнее ударил, тем громче звучит. Нет, с голосом все обстоит по-другому.
Целенаправленная работа с голосом может делать его вашим оружием. Особенно важно это для тех, кто занимается различными видами единоборств. Боевой клич как способ психического подавления неприятеля известен, кстати, с незапамятных времен. Голосом можно и подавлять, и очаровывать.
Иллюминаты-итальянцы внушили миру,что "душа" голоса - колебание голосовых связок. С их легкой руки вокальное преподавание укрылось от ясного разума магическими заклинаниями: "опора дыхания", "регистры голоса", "фонационное положение связок"…Так наука пошла ложным путем.
На самом деле русский ученый Илья Грузинов еще в 1812 году нашел,что"Человеческий голос рождается в груди в нижнем конце дыхательного горла, посредством задней перепонки, соединяющей хрящевые кольца оного…"
Рецепт простой- надо говорить и петь грудью, а не горлом Чтобы этот раструб заработал, необходимо опустить вниз гортань и увеличить пространство, соединяющее гортань и трахею. Самый близкий аналог - блок-флейта. Музыкант соединяет два или более блоков, и инструмент звучит как одно целое.
Даю упражнения автора Владимира Багрунова
Представим, что ту медсестру, к которой мы обращались, зовут Анна. Затем мы обращаемся к ней по имени Ханна, затем _ Гханна (звук ГХ - украинский вариант русского Г) и наконец -Ганна. Согласная "Н" - сонорная и, следовательно, звучная. Полезность этой согласной состоит и в том, что она тренирует тонкую координацию языка - ведущего артикуляционного органа речи. Напоминаю, что гласная "А" требует самого широкого открытия "второго рта". Звуки "X" и "ГХ" тренируют, кроме открытия "второго рта", также и контроль плавности выдоха. Звук "Г" в идеале, к которому мы стремимся в этих упражнениях,
полностью открывает "второй рот".
Упражнение 1. Анна!
Выполнение: Имя "Анна" произносим на восходящей интонации (интонация просьбы). Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 2. Ханна!
Выполнение: Слово "Ханна" произносим с интонацией просьбы, как и в упражнении 1. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 3. Гханна! (звук ГХ - украинский вариант русского Г).
Выполнение: Произносим слово "Ганна" в украинском варианте с интонацией просьбы, как и в упражнении 1. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 4. Ганна!
Выполнение: Слово "Ганна" произносим в русском варианте с интонацией просьбы, как и в упражнении 1. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Суммарное минимальное время выполнения цикла из трех слов - около 5 мин. С паузами между упражнениями оно составляет 6-7 мин.
Как легко заметить, разница в произношении - только в первом звуке (А, X, ГХ и Г). С какой целью установлена эта разница? Все четыре звука имеют как общие, так и различные свойства. Общее их свойство состоит в том, что произносятся они в глубине гортани, в том месте, где происходит открытие "второго рта". Различие их - в степени участия произвольной мускулатуры при их произношении.
В первом случае (А) идет чистый звук при самом широком открытии глотки ("второго рта"). Во втором (X) - чуть зашумленная струя воздуха. В третьем (ГХ) - эта струя идет с голосом. Во втором и третьем случаях (это заднеязычные, задненебные согласные) дело обходится без активного участия корня языка. В четвертом случае (Г) в формировании звука активно участвует корень языка (он смыкается со стенкой гортани, и напор воздуха их не размыкает) и звук носит взрывной характер.
Украинцы в свое время отказались от этого звука (Г), так как он хотя и на доли секунды, но запирает гортань, т.е. прерывает связь трахеи и гортани. Поэтому голоса у украинцев более звучные в прямом смысле: при произнесении украинского Г звуковая струя не прерывается. Не потому ли на Украине до сих пор не смолкают песни? Русский заднеязычный звук Г, с одной стороны, закрывает на мгновение гортань, но, с другой стороны, если научиться этот звук произносить при открытом "втором рте" и контролировать это произношение, то тогда можно быстро закрепить навык открытия "второго рта", а это половина успеха в восстановлении природной постановки голоса. Этот навык, по сути дела, переводит всю артикуляционную систему из "первого рта" во "второй". А это значит, что вся речь ставится на дыхание и увеличивается сила звука, интонационная составляющая и дикция. Вот на таких простых упражнениях и можно добиться впечатляющих результатов.
Продолжение следует