Такой мыслитель как Ницше в то время в Европе просто не мог не появиться. Причин для этого было три.
Первая причина – кризис христианства в целом, не только католичества, но и протестантизма. Вторая причина связана с первой – прогресс техники. Если ручное производство и сельское хозяйство нуждалось в небольшом числе управляющих, инакомыслие которых можно было легко контролировать, то с развитием машинного производства пришлось жертвовать контролем над умами ради нужды иметь грамотного и квалифицированного работника. Пусть инженер верит хоть в черта, лишь бы станки крутились. А офицер – тем более, поскольку военное дело тоже усложнилось.
Но главной была третья причина – общественное устройство Европы, то есть частная собственность на землю. Человек в Европе отвоевал себе право не только политические, но и моральные права, то есть верить во что он желает или не верить вовсе. Возникновение атеистической морали сделало возможным научную критику христианства, завершившуюся в том же 19 веке. И возник вопрос: а что взамен?
Одни предлагали модернизацию христианства (различные секты), другие синкретические учения (винегрет Елены Блаватской). Ницше, как ни странно, был в стороне, хотя анализировал третий путь, прекрасно сознавая, что этот путь для единиц.
Естественно, что европейское общество нуждалось в повышении умственного уровня и грамотности работников, но не до такой же степени!
Грамотные люди уровня Ницше всегда были нужны, но в другом амплуа – управлении государством. В этой схеме Ницше – неизбежные издержки, то есть «брак на производстве». Но запретить развитие чистой науки можно было только в России, где величина страны в какой-то мере компенсировала низкий уровень образования населения. Мол, не качеством, так количеством. В европейских странах такое не годилось, при небольшом размере государств для защиты страны требовалось больше квалификации, раз не хватало количества.
В итоге Ницше выразил потребности умов в серьезных знаниях на самом верху, то есть в области «вечных проблем». «Кто я»?, «Что есть общество»?, «Что есть любовь»?, «Мораль»?, «Что мне надо»?, и так далее. Но уже с новых позиций, используя достижения науки, пусть неполные, но тем не менее. По его стилю изложения можно сделать вывод, что дерьмо за золотой дверью его ничуть не обрадовало, и тут он вовсю подражает знаменитому Джонатану Свифту с его « йеху».
Ницше вовсе не хочет раздражать читателей резкостью. Просто по другому не получилось. Обвинение Ницше в резкости выглядит смехотворным по сравнению с трудом Геттингенского университета «Пол и характер». Вот уж где, действительно, неприятно, хотя особо ругательных слов там, можно считать, нет. Но, как бывает, самые грязные ругательства можно выразить самыми красивыми словами.
Следует объяснить одну важную деталь, а именно, почему работы Ницше могли быть поняты очень узким кругом людей, можно сказать, мыслительной элитой. Дело здесь в психологии. Если в физиологии люди делятся на три пола: мужчина, женщина и гермафродит, то психология разделяет людей на семь полов. Мужчина – (5%), женщина -(5%), гомосексуалист – (2%), лесбиянки – (0,2%), ноль – (0,7%), остальные полумужчина и полуженщина. Что из этого следует? Для мужчины логика строго обязательна и дважды два строго четыре. Для женщины логики нет и дважды два у женщины столько, сколько она хочет! Гомосексуалист есть индивидуум с телом мужчины и мозгами женщины, а лесбиянка, наоборот, - тело женщины, а мозги в той или иной степени мужские. Ноль тело мужчины или женщины, но отсутствует половое влечение. Полумужчина – тело мужчины, но мозги в какой-то доле женские. Полуженщина то же самое, но доля мужских мозгов. И если дважды два задать гомосексуалисту,то он ответит, столько сколько он хочет, но может и четыре. Лесбиянка – столько, сколько ей нужно, но может и четыре. Ноль ответит, что на этот вопрос нет точного ответа! Полумужчина ответит: дважды два столько, сколько ему нужно, но может быть и четыре. Полуженщина: столько сколько она хочет, но может быть и четыре…
Итак, всего 5% мужчин имеют шансы пойти в серьезную науку и стать мыслителями. Женщина выше 7 класса школы никогда не поднимается. Здесь имеется в виду не поднимется именно как мыслитель, так как это высшее проявление абсолютной логики. Для всех остальных промежуточных типов дело обстоит так: ум и блестящие способности могут быть, но не нет строгой логики. Все промежуточные полы в логике стоят между мужчиной и женщиной и поэтому для них войти в мыслительную элиту дело случая.
Здесь есть кажущееся противоречие, так как мы видим, каких высот в мыслительной деятельности достигали, например, Фома Аквинский, будучи нулем, Иммануил Кант (полумужчина) и так далее. Однако, в их случае, мы видим, что при недостаче данных они домысливали построение своей схемы, беря заведомо непроверенные сведения, и выдавая их за верное и проверенное.
Там, где стопроцентный логик честно сообщит, что ему не хватает информации, не стопроцентный логик будет продолжать домысливать недостающее.
Опять же: если есть общественная нужда во вранье, то общество может пойти на принятие за основу заведомо обманную идеологию, что во всех обществах есть незыблемый закон. Отсутствие логики есть дурость. Дурака учить, что мертвого лечить. Остолопы составляют подавляющее большинство общества и поэтому общественная идеология обязательно имеет элемент сказки. Что поделаешь – нужда…
Получается, что даже из этих 5% стать мыслителями могут единицы (есть задатки, но нет ума; есть ум и задатки, но нет условий или времени). Следует упомянуть в этом ракурсе, что Ницше был по психологическому типу полумужчиной! Это легко разглядеть по его умению делать женские дела: мужчина не в состоянии делать несколько дел сразу, а женщина может (гомосексуалист Юлий Цезарь умел делать 5-6 дел сразу). И игра на рояле совершенно невозможна для абсолютного мужчины. Ницше делал это совершенно свободно. Но! По его произведениям видно, что строгую логику он в себе развил сам.
Это, к сожалению, очень большая редкость.
Придется в целях полного изложения упомянуть еще одно обстоятельство, препятствующее подняться на самый верх в логике – пресловутая астрология…
Как только ее не превозносили и как только ее не ругали! Сколько шарлатанов сделали ее своим заработком! Сколько дури и тумана напущено вокруг астрологии. Дошло до того, что астрономия отказалась от своего исконного названия (астрология - наука о звездах) и стала астрономией (звездоизмерением)! Это уже ни в какие ворота не лезет. Однако: для серьезных психологов астрология есть СТАТИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ и привязка к звездам есть всего лишь привязка ко времени и ничего больше. Почему астрологию освоили еще древние шумеры следует из того, что для астрологии нужно только большое число людей и наблюдательность. То есть, ничего особенного, а дальнейшие мистические наслоения – норма как для людей вообще, так и для шарлатанов. Здесь же нас интересует влияние времени рождения человека на особенности его мышления.
Вообще, как мы знаем, строгая логика и в Африке логика, и по идее в любом человеке она должна быть одинаковой. Но человек не рождается сразу мыслителем, а становится им и в процессе роста и переработки фактов перерабатывает их по разному.
Про поведение вообще нет смысла говорить – оно очевидно.
Так вот, каждый знак имеет свои особенности мышления
Овен - главный вопрос «как»? Поэтому мыслителей Овнов никогда не было.
Телец - то что не видит и не слышит - для него не существует и, кроме того, его главный вопрос «что»?
Близнецы - все данные для появления мыслителей в этом знаке. Мешает только разбросанность – десять зайцев – норма. Гоняться за двумя сразу – мелочь. Рак - мешает самоуглубленность напоказ, а в душе прирожденный лодырь. Дева - шансов сверхмало, поскольку очень трудно идут обобщения – видит деревья, но не видит леса. Весы- шансы есть, но лодырь, фантазер и гедонист. Скорпион – все задатки, но, к сожалению, не более того. Если оскорбить – кипит в душе годами, а тут не до учебы. Стрелец - шансы есть, но мешает разбросанность и частое нежелание копаться в основах. Козерог - шансов мало, поскольку не видит пользы в чистой науке. Нет материальной отдачи – нет смысла тратить время. Водолей - пригоден абсолютно, так как его главный вопрос «почему», а это вопрос емкий. Недостаток – видит лес, но деревьев часто не замечает. Рыбы – шансы есть, но мешает природная лень и то, что нужно всегда вести за руку.
Из сказанного ясно, сколько препятствий у человека в познании, скрытых внутри него самого. У Ницше этим препятствием еще был его психотип или знак – Весы. Заочно по дате рождения знак определить трудно, так как примерно треть людей рождается раньше срока и поэтому у астрологии столько ляпов. Но в случае с Ницше сомнения отпадают – типичнейший Весы. Ницше поэт. Весы в рассуждениях работают в основном подсознанием на уровне образов. Поэтому у Ницше столько емких и многозначительных понятий, вроде «мировой воли»» и т.д. В жизни Ницше был неконфликтен как Весы, и физически проявлял склонность к лени. Весы спасает только честолюбие, что Ницше нам продемонстрировал столь явственно. Главное, что нас интересует в данный момент, это влияние его схемы мышления на рассуждения. Как говорилось выше, абсолютная логика не подвержена влиянию схемы мышления. Если хватает информации. А если ее не хватает? Домыслить! И домысливание уже идет в соответствии со склонностями данного человека. У Весов есть одна важная черта – стремление видеть красоту и порядок. И если нет возможности (или бывает желания! у Весов этот порядок навести, то начинается страдание от дисгармонии. В случае Ницше это свойство Весов привело его к сумасшествию. Ум Ницше видел бардак этого мира и не мог отключиться, сознавая и пропуская через свой мозг мировую низость и подлость. Эти издержки абсолютного мышления и привели Ницше к душевной болезни. Говоря современным языком, компьютер, решая нерешаемую задачу, превысил возможности предохранителей и перегорел.