
В 53 года журналист и политолог Дмитрий Запольский отказался от тщеславия, карьеры и высоких гонораров ради возможности делать мир лучше и жить в свое удовольствие. Сейчас, почти три года спустя, он очень счастлив, что сделал именно такой выбор.
Карьера Дмитрия Запольского складывалась более чем удачно. В Петербурге, где он жил, его узнавали на улицах. Двадцать пять лет он вел передачи на местных телеканалах, преподавал в вузах и занимался общественно-политической деятельностью. Был, в общем, состоявшимся и успешным профессионалом. Хорошо зарабатывал. Жил в большом красивом доме в самом престижном пригороде. Был счастливо женат и вполне здоров.
После пятидесяти Дмитрий осознал, что в этой успешной жизни ему невыносимо скучно и тошно. Он уволился и купил себе с женой и маленькой дочкой билеты на самолет до Таиланда.
Нет, в отличие от многих людей, переезжающих в Таиланд, Дмитрий не собирался стать дауншифтером. Наоборот: он хотел работать, по-настоящему, в полную силу — создавать что-то действительное и осязаемое.
«После пятидесяти я понял, как важно созидать и приносить в этот мир что-то хорошее, — говорит он. — Я хотел начать свое дело, но не пафосный бизнес, который бы давал сверхприбыли. А такое дело, чтобы мне самому было приятно и интересно. Не обязательно с большим доходом, главное чтобы хватало на жизнь».
Дмитрий решил построить красивый корабль и организовать на нем центр дайвинга. В таком центре он сам сможет работать инструктором — он давно мечтал об этом, и за пару лет до переезда даже съездил в Египет чтобы пройти обучение и получить соответствующий сертификат.
«В учебной группе на меня тогда смотрели как на сумасшедшего, — признается Дмитрий. — Мне был 51 год, в таком возрасте инструкторами до дайвингу не становятся. Среди молодых ребят я выглядел как настоящий дед. Они и называли меня как деда — «Николаич». Так и говорили: Николаич, да зачем тебе это?»
А вот зачем. В Таиланде Дмитрий купил старую шхуну, которую предстояло перестроить, сделал проект, нанял местных строителей, сам руководил стройкой и сам провел в своем дайв-центре электричество и коммуникации. Построить корабль самому существенно дешевле, чем купить новый, к тому же, перед отъездом из России Дмитрий продал свой дом, так что смог покрыть затраты.
«Безумно интересно было! — вспоминает он. — Очень сложно, как на другой планете. Тайцы могут, например, сказать: если у корабля делать нос как ты просишь, там не будут жить духи. Если там не будут жить духи, корабль утонет. А корабль, который все равно утонет, мы строить отказываемся».
Получившийся в итоге красивый деревянный корабль Дмитрий Запольский назвал Sea Dragon — «Морской дракон».
Сезон дайверов на архипелаге Ко Чанг, где живет Дмитрий, продолжается с октября по май. В эти месяцы Дмитрий работает с туристами и погружается с ними в подводный мир. Летом, когда на Чанге сезон дождей, он занимается техобслуживанием своего корабля, отдыхает и проводит время с семьей. Десять лет назад, когда ему было 46, он женился. Его невесте было 18, вот уже десять лет они очень счастливы вместе.
«Я вкусно готовлю, жена разводит орхидеи, дочка пошла во второй класс тайской школы, сыну почти пять месяцев, дом полон друзей. Я наконец собрал коллекцию виниловых пластинок Пола Маккартни и впервые за всю свою жизнь доволен собой», — говорит Дмитрий.
Дмитрий Запольский признается, что после пятидесяти в нем не осталось и капли того тщеславия, которое заставляло его строить карьеру и заниматься политической борьбой.
«Когда-то я был телезвездой, — говорит он. — Меня перло от того, что меня узнают на улице, что ко мне прислушиваются, меня боятся, со мной хотят познакомиться или подружиться. Сейчас понимаю, что все это — такая хрень! В прошлом году меня кто-то спросил: «Вы случайно на телевидении не работали? Лицо у вас знакомое…» Я даже не сразу сообразил. Я? На телевидении? А, ну да, я же работал на телевидении! Для меня все это далеко в прошлом. Преимущество жизни после пятидесяти — начинаешь более компактно мыслить. Более конкретно. Как в компьютерной игре, в которой раньше было четыре жизни, потом три жизни… К пятидесяти понимаешь, что жизнь осталась одна. Поэтому начинаешь ценить каждый прожитый день и стараешься прожить его по-настоящему».
Как быть счастливым после пятидесяти?
Не быть несчастным. Есть два правила, которые после пятидесяти надо соблюдать. Первое правило: никогда не надо думать о своем возрасте. Я вот, когда мне было 46 лет, женился на 18-летней девочке — и это самое умное и самое безумное, что я сделал в жизни. Ни секунды не жалею об этом. И вот второе правило: надо уметь совершать безумные поступки.
Хотели бы вы снова стать молодым?
С точки зрения физических ощущений — не вижу большой разницы. У меня и в моем возрасте глаза горят, огромный интерес к жизни, но к счастью, уже ни себе, ни другим, ничего не надо доказывать. Я перестал гнаться за деньгами, женщинами, славой. Сейчас я свободен от мелочной суеты, и мне интересно жить.
Что вы можете сегодня, чего не могли в 35?
Сейчас я уверен в себе и в своих чувствах, это самое главное. Сегодня я не буду делать ничего, что не принесет мне удовольствия. Не полезу во власть. Мне не нужно много денег. К пятидесяти годам я перестал быть дебилом. Все-таки, 35 лет для мужчины моего склада это еще период легкого дебилизма. В 35 ради тщеславия я рисковал, лез в авантюры, безумные политические проекты. К счастью, все это закончилось.