-Рубрики

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ирина_Арнюшкина

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.05.2010
Записей: 10259
Комментариев: 6404
Написано: 19947


Ритуал шкуры

Суббота, 08 Октября 2011 г. 22:40 + в цитатник
Цитата сообщения Foxess Ритуал шкуры

«Шкуры животных являются важнейшим символом внешнего превращения, с помощью которого человек хочет получить, в конечном счете, изменения внутренние. Шкура при этом – символ переходной стадии. Присутствующий при рождении защитный дух Бес вначале носил на спине львиную шкуру, позднее на груди шкуру пантеры. Со шкурой, под которой лежал текену (т.е. фигура, заменяющая умершего), была связана идея повторного рождения. Важнейший ритуал выхода для дальнейшей жизни после смерти исполнял так называемый заместитель жреца, в качестве одежды служителя он носил шкуру пантеры. Многие саркофаги из Древнего царства имеют на своих крышках рельеф шкуры пантеры». (Справочник "Египетский символизм")

 

 

В книге  «Египетские мистерии» Л.Спеснс ,в главе «Ритуал возрождения» автор пишет, что в перерывах между публичными мистериями разыгрывались мистерии тайные. И если публичные представления содержали только историю жизни Озириса, то тайные ритуалы, проводимые в уединённых местах, святилищах, рассказывали о воскрешении бога. В эпоху Древнего царства они были известны, как «священные ритуалы, соблюдаемые в соответствии с жреческой книгой священнодействий» - Херш Сешта (вы видите, что слово «Сешта» аналогично «Сешат», в египетском письме нет гласных). Сокровенная драма состояла из 24 сцен, каждая из которых длилась один час. Она начиналась в первом часу ночи и заканчивалась в последний час следующего дня, шаг за шагом подводя к воскрешению бога.

 Далее автор описывает некоторые, дошедшие до нас, сцены. Предполагается, что в четвёртом часу забальзамированное тело Озириса предается земле, что описывается, как таинство возрождения Озириса в виде растения, т.е. его ежегодное появление в виде зеленых побегов злака. В этот же час провозглашается, что Озирис имеет еще один этап возрождения – животный. И тут уже возникает «наша шкура». У врат Уабта приносят в жертву животных, чьи шкуры служат саваном бога. Из этой-то «колыбели» из шкур (мескет) бог и возрождается вновь в виде ребёнка или животного.
      «Приветствую тебя! – восклицает Изида. – Береги мескет, обитель, где священная Ка возрождает жизнь». Обычно это бычья шкура, посредством которой призывают священную корову Нут – Великую Праматерь, богиню неба, мать Осириса. Бог лежит на шкуре, его мать разговаривает с ним и произносит магические заклинания, чтобы он поднялся. Руководит этими ритуалами бог Анубис, несущий символ девственности – прикреплённую к шесту шкуру животного. Он парит над священной колыбелью, приняв положение плода в утробе, и пытается с помощью симпатической магии ускорить созревание зародыша бога. Гор повторяет то же во имя своего отца над другой шкурой-колыбелью шедшед.
      По мнению Морэ (одного из виднейших египтологов), очень важен ритуал «перевоплощения в животное». В нем мы, по существу, можем найти одну из самых загадочных тайн египетских обрядов, о которой древние памятники рассказывают очень мало. Теоретически, умерший возвращается к жизни, пройдя через шкуру жертвы, и памятники свидетельствуют, что умерший или посвящаемый действительно исполняли этот обряд. Обычно на протяжении веков сквозь шкуры, человеческие или жертвенных животных, проходили в основном жрецы. Так называемое, «перевоплощение в животное» не совсем верный термин, на самом деле, таким образом разыгрывалась мистерия возврата в изначальное состояние, которое символически изображается виде божественного животного – коровы – первородной материи.
      Существовало несколько вариантов этот церемониального эпизода. В определённый период истории Египта человек, принесенный в жертву, рассматривался как олицетворение Сета, врага Осириса. Позже, в качестве жертв использовались военнопленные, в основном эфиопы. И только на более цивилизованной стадии в жертву стали приносить животных – быков, газелей или свиней, символизирующих Сета. Сет – олицетворение материального мира или хаотической энергии и символ цикличности, тогда, как Осирис символизировал духовное сознание человека. Так как во всех мистериях подразумевалось циклическое развитие жизни, и Закон Циклов был основополагающим законом Египта, то первоначальная единая духовная материя, из которой было создано всё, неминуемо приносит себя в жертву в мире дуальности. По этому же закону, в конце цикла, духовная материя должна быть возрождена в сознании материального человека. Обогащённый дух, сбрасывая человеческое одеяние, возвращается к себе Домой шествуя по Дороге Богов – Млечному пути в Центр Галактики – материнское лоно, символом которого является шкура Божественной Коровы богини Нут. В дальнейшем эти мистерии перешли во многие обрядовые действия со шкурами животных в других религиях и других странах.
      В этих церемониях всегда бросается в глаза изображение одного человека – текену (фигура заменяющая мертвого), которого волокли на деревянных санях к шкуре принесенного в жертву животного. Считалось, что способ возрождения, описанный в ритуалах, как «прохождение сквозь шкуру-колыбель» во благо Осириса, открыл для людей и богов Анубис. В некоторых сценах сама Исида, сопровождающая погребальный кортеж, одета в разукрашенный саван текену. Эта фигура напоминает плод во чреве. Возле гробницы текену принимал участие в обряде, который заключался в том, что он ложился в вышеописанной позе на невысокое ложе. Это и является, по всей видимости, изобретенным Анубисом магическим действием, где жертвоприношение заменяется подражательной магией. Текену, исполнявший роль человеческого эмбриона, выходил из шкуры-савана, как новорождённый.
      Несколько позже роль текену упраздняется, её берёт на себя один из жрецов. Обряд упростился: человек просто лежал, укутанный в саван, как будто спал. Однако результат этого сна был чудесен – пробудившись, жрец изрекал: «Я видел своего отца (Осириса) во всех его перевоплощениях». То были перевоплощения в саранчу, пчел и, в конце концов, в тень. Считалось, что, когда жрец «пробуждался», он приносил с собой тень шкуры-савана, т.е. воскресшую душу умершего, а заодно саранчу (олицетворяет материальный мир) и пчел (олицетворяют духовный мир, где соты – символ единства), выступающих свидетелями произошедшего. Это напоминает легенду об Аристее, где шкура жертвенного животного породила живых существ, улетевших возрождёнными. Что касается тела, то оно больше не умирало, душа и тело возрождались к вечной жизни (пчела в системе средиземноморских верований – это воскресшая душа, так же как бабочка в кельтских легендах).
      По мнению А. Морэ, всё вышесказанное имеет чрезвычайно древнее происхождение, возможно даже доисторическое. Саван текену – это прототип савана Осириса. Возрождение также связывают с предметом, известным как «шедшед». Вероятно, это было средство, с помощью которого душа поднималась на небеса. Во многих документах предполагается, что таинственный предмет «шедшед» это шкура-колыбель мескет. Кроме бычьей, в качестве шкуры-колыбели использовали и другие, например шкуру обезьяны, пантеры или леопарда. Сохранившиеся до наших дней изображения обряда возрождения, во-первых, очень редки, а во-вторых, по словам Морэ, «художники очень ненавязчиво и осторожно знакомят нас с обрядом мистерий, так, чтобы не открыть их невеждам. На этих рисунках перед нами предстаёт тот древний процесс посвящения, о котором молчат тексты».
      Теперь поговорим более подробно об одном из самых известных египетских праздниках – празднике Хеб–сед, что переводится, как «праздник хвоста». Во время этой церемонии фараон прикреплял к поясу искусственный хвост – косу, представлявший как бы остаток шкуры-колыбели, «пуповину». Само слово «сед» является сокращённой формой слова «сешед» («сешат») или «шедшед». Таким образом, этот царский праздник представлял собой таинство шкуры. Весьма похожий пример можно найти в ведических ритуалах Индии. В обряде Дикши, или обожествления человека, изготавливалась специальная хижина, где посвящаемый обряжался в шкуру черной антилопы. Хижина символизировала матку, шкура – плаценту, а пояс – пуповину. Омовение водой олицетворяло оплодотворение семенной жидкостью, а вся церемония напоминала ритуал возрождения Осириса. Дикша по сути является представлением, изображающим второе рождение – то возрождение, которое превращает человека в бога, т.е. последнюю стадию посвящения.
      Праздник Хеб-сед проходил по сходному сценарию: постройка сооружения, применение воды, втирание мази, выход из шкуры и так далее. Сохранились документы, которые сообщают, что этот ритуал не был привилегией одного лишь фараона и не обязательно связан только лишь с похоронами. Известно, что в Абидосе некто Упуатуа с позволения своего царственного хозяина «прошел Ритуал Шкуры». Изученные документы дают основание полагать, что Ритуал Шкуры являлся последней стадией посвящения, известной в тот период и того, кто его прошел называли «полностью посвящённым», «истинным аху, тем, кому известны тайные формулы» или «тем, кому известны все тайны магии Суда». Над прочими же, не посвящёнными, ритуал Озириса исполнялся лишь после смерти. Одна из фраз, часто встречающихся в надписях периода Нового царства, «ухем анх», означает «возродивший свою жизнь», т.е. – возрождённый через посвящение.
      Л. Спенс в своей книге пишет, что «Ритуал Шкуры являлся наиболее важным магическим обрядом в мистерии возрождения после смерти. Памятники Древнего царства свидетельствуют о процедуре посвящения живого фараона во время праздника Хеб-сед и умершего – посредством похоронных обрядов. Эти тайные обряды входят в «таинство шкуры». Фараон или жрец, в сопровождении богов-псов, Седа, Анубиса и Упуаута, облачался в шкуру и проходил путь от возрождения до вознесения на небо с помощью шедшед. Первоначально шедшед представлял собой шкуру жертвенного животного, символизирующую шкуру священной коровы Нут, Великой Праматери. Позже под влиянием моды или обычаев, её стали заменять полотном – саваном или бинтами».

Л.Спенс "Египетские мистерии"
    

Рубрики:  Кемет
Египет

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку