Что у нас есть в самом начале. В самом начале у нас есть очень интересные два развития в книге деяния апостолов. Книга Деяния Апостолов 15 глава - иерусалимский собор, в котором задается вопрос, а насколько язычник должен становится евреем чтобы быть причастным к спасению? Ставится вопрос об обрезании, ставится вопрос об иудейской традиции. Конечно же самая болльшая проблеса деяния апостолов 15 глава, и сегодня было сделано несколько интересных статей, причем они были сделаны богословами евангеликалами, это очень интересное развитие богословия..., так вот два квартала назад в журнале евангелического библейского общества была написана, статья профессора миссиологии Далаской духовной семинарии, это баптистская семинария, в которой он обосновывает, что иерусалимский собор описанный в 15 главе деяний вообще не подрывает никаким образом не подрывает никаких иудейских корней христианства и не меняет никакого закона, и ничего не делает. все что задается вопрос должен ли не еврей, чтобы быть причастным к спасению, пройти процесс галахического обращения в иудаизм в контексте второго храма. Я это очень кратко это выразил, почему я говорю в контексте второго храма, потому что на сегодняшний день форма геюра, то есть обращения в иудаизм для не еврея, она изменена, поэтому я говорю о том что это в контексте второго храма. Как это проходило в контексте второго храма мы это видим длзже в деяниях апостолов 20 глава, где Павлу был поставлен вопрос: Дорогой, а что ты делаешь? По тебе тут слухи ходят. Поэтому у нас тут есть, это ему говорят руководители христианской церкви, иудеи, которые являются рьяными почитателями закона. Пойди докажи что ты не собираешься отводить никого от иудаизма, пойди принеси с ними жертву...
Период развития христианской церкви, между смертью Иисуса и разрушением иерусалимского храма в 70 году н.э., был противоречивый достаточно. С одной стороны завеса в храме разорвалась, но с другой стороны храм существует. С одной стороны Иисус показывает на агнца и говорит: "Я есть агнец", с другой стороны Петр и Иоанн все таки идут в храм. И что происходит. Это была Б-я воля разделить работу. Работа была не между иудеями и язычниками, потому что мы видем апостола Павла, апостола язычников, ходящим по синагогам и откалывающим от синагоги часть людей. В одном из городов, в частности Эфесе, еврейская община раскололась, синагога осталась при себе а община последователей Христа собиралась в некоем "училище", которое не является ПТУ, это была ешива. Это новорит о том с каким обществом работал Павел. Более того, у нас есть свидетельство в деяниях апостолов когда однажды Павел попытался сходить к язычникам и пошел он в Афинах и ничего хорошего из этой беседы с языческими философами не вышло, но фактом является то что за Павлои шли в основном евреи и шли также так называемые чтущие Б-га. Кто такие чтущие бога мы знаем, это не евреи по национальности которые были кандидатами к геюру в синагогах и именно они узнавая о чем-то лучшем, но они уже были подготовлены, они уже небыли поклонниками греческой политеистической системы, они поклонялись единому б-гу и искали единого Б-га в синагоге. и именно эти действия Павла вызвали зависть, так как слишком много чтущих Б=га решили последовать за Павлом, поэтому возбудилась такая распря. Я это говорю к тому что Б-г раздели работу грамотно. Б-г оставил Иерусалим и допустил чтоб работа совершалась в рамках Храма.
Заметим, что во время деятельности апостолов большинство евреев давно уже проживали в рассеянии. Павел, уроженец Тарса, сам был выходцем из диаспоры, где существовала сильная богословская школа. Оттуда и был направлен учиться к раввину Гамалиилу. Он вернулся, как написано, в Галатию, но, скорее всего - в галутию, т.е. диаспору.
В Иерусалиме тоже были иудеи, последователи Иисуса, чтящие закон... Так начиналось христианство...
Выходу христиан из синагог способствовали два фактора. Во-первых, политика Ирода, который подвергал гонению христианскую церковь, опасаясь, что христианское движение будет раздражать римлян, не терпящих возмутителей спокойствия в своих провинциях. Во-вторых, позиция некоторых раввинов. Многие из них запрещали своим последователям общаться с христианами.
Ту, первую, церковь часто называют первоапостольской. Однако научно принятый термин для обозначения первой церкви - иудеохристиане. Западные богословы чётко разделяют период иудеохристианства (I-II вв. н.э.) и период первохристианства, связанный с завершением организации института папства (IV в.). Именно первохристианская церковь, легальная, поддержанная монаршей властью, и пытается избавиться от иудейского наследия, обрубить иудейские корни.
Впервые идея изменить день поклонения с субботы на воскресенье появляется во времена Иустина Мученика, который критикует евреев и заявляет, что христианство ни в коем случае не должно быть похожим на иудаизм.
Подавив в 135 году н.э. восстание под предводительством Бар Кохбы, император Адриан начинает охоту на христиан, не видя при этом разницы между христиананми и иудеями, так как христиане считались одной из сект иудаизма. Иудеи, притворившись охотниками, уходили в леса, чтобы изучать Тору. А христиане решили порвать отношения с религией, которую гонят.
Раввины в своих проповедях умоляют людей не погружаться в эллинизм. Но прессинг окружающей жизни слишком велик, к тому же во II в. в церковь вливается множество язычников, не прошедших этап поиска единого Б-га в синагогах, как иудеи и греки в I в. Поэтому гностицизм находил отклик в сердцах людей, впитавших с молоком матери платоновскую философию. И хотя в III веке гностицизм был сурово осуждён, церковь оказалась инфицирована бактериями эллинизма. Поэтому указ Константина в 321 году н.э. о праздновании воскресного дня не стал для христиан чем-то новым. И решение Собора 360 года н.э. о том, что всякий христианин, не соблюдающий воскресенье, должен быть изгнан из церкви, лишь завершило процесс разрыва между иудаизмом и христианством. С этих пор взаимоотношения христиан и иудеев начинают разворачиваться уже по политическому сценарию. В угоду своей матери, царице Елене, искренней, но весьма суеверной христианке, Константин объявляет землю Израиля Святой землёй и призывает очистить её от тех, кто отвергает христианство...
В 70 году н.э. император Тит разрушает храм и запрещает евреям жить в Иерусалиме. Но евреи спокойно живут на побережье Средиземного моря там, где сейчас находятся Тель-Авив, Ашкелон, Ашдод, и в Галилее. В 135 году н.э. Адриан использовал тактику выжженной земли,много евреев погибло, но уцелели селения в Галилее, которые не участвовали в восстании Бар Кохбы. Таким образом, официальный иудаизм не признаёт последователей Иисуса (евреев по национальности), а затем христианская церковь, отмежёвывается от христиан из иудеев. Став государственной религией христианство переходит к политическим методам борьбы с иудаизмом. В 321 году н.э. Константин принимает жёсткие меры против евреев и иудаизма: изгоняет евреев из Палестины, создавая там невыносимые для них условия жизни.
Византия, VI век... Глава христианской церкви находится в Константинополе (современный Стамбул), но там же - и самая крупная иудейская диаспора, куда бежали евреи, изгнанные из Святой земли. Везде строятся синагоги, развиваются раввинистические традиции. Здесь появляются такие основополагающие труды, как Мидраш Рабба, Песикта де-Рав Кагана и другие компиляции субботних и праздничных проповедей раввинов.
Священное Писание в синагогах Византии изучалось достаточно глубоко, чего не могли не заметить и христиане того времени. Возникают богословские диспуты, вырастающие в целые движения, порой драматические. Например, иконоборчество. Учёные говорят, что движение иконоборчества начали грамотные греки, заходившие в синагоги послушать проповеди раввинов. Приходя в свою церковь, они задавали священникам вопросы по Ветхому Завету (Танаху)... Дискуссия выплеснулась за церковные стены и дошла до императора, который придерживался позиции официальной церкви, то есть, был сторонником икон и противником субботы. В это самое время Иоанн Златоуст выступает с откровенно антисемитскими проповедями. Стремясь отлучить христиан от синагоги, он прибегает к клевете, называя синагогу местом разврата.
В Западной Европе в это время богатые евреи имели большое влияние на феодалов. В ответ Католическая церковь начинает широкую миссионерскую работу. В город Нанкин (территория Франции) привозят мощи святого, которые, якобы, исцеляют от всех болезней, но... только крещенных! Евреи же мешали миссионерам, которые были слабы в Священном Писании, а потому пользовались языческими средствами для проповеди христианства. Сохранилось письмо одного раввина феодалу, который спрашивал совета, стоит ли ему отправляться в паломничество к мощам: «Ты спрашиваешь моего совета? Я, конечно, еврей, но вот что думаю: какой смысл искать здоровья у трупа?». В V-VII вв. католические миссионеры уже сознательно пользовались языческими методами. Неудивительно, что когда они пытались обращать евреев, их миссия заканчивалась полным провалом. Документы свидетельствуют, что католические священники выглядели на диспутах с раввинами весьма бледно. И тогда церковь перешла от богословских дискуссий к языку силы. Многие евреи переходили в христианство исключительно из-за страха за свою жизнь. Переход в христианство сопровождался унизительной процедурой отречения от прежней веры. Новообращённый должен был подписаться под обещанием следующего содержания: «Я обязуюсь забыть о своём еврейском наследии, о субботе и ходить в церковь в воскресенье, вместо моего Пейсаха праздновать католическую Пасху, вместо Йом Киппура - Рождество. Единственное, о чём прошу: разрешить мне не есть свинину потому, что она неприятна моему вкусу, а не потому, что хочу соблюдать мой еврейский закон». Понятно, что далеко не все соглашались на подобные экзекуции.
Этапы деятельности католических миссионеров в Средние века можно сформулировать так. Сначала: «вы не можете жить среди нас такие, как есть», потом: «вы не можете жить среди нас», и, наконец: «вы не можете жить». И что, еще находятся люди, готовые защищать практику средневекового христианства?!
[Мартин Лютер вынужден был пойти к евреям, для того чтобы обзавестись оригинальным текстом Ветхого Завета (Танаха) и получить консультации для его перевода на немецкий язык. Но известно и другое: Лютера бросало в крайности. Он наивно полагал, что если уберёт из своей церкви мощи и иконы, то евреи рекой потекут к нему. Когда этого не произошло, он гневно заявил: «Легче крестить дьявола, чем еврея. Если кто захочет крестить еврея, то лучше предложу ему надеть на шею жернов и броситься с моста». Это не могло не отразиться на протестантском вероучении...
Католический богослов Августин в книге «Град Божий» разработал теологию замещения, согласно которой евреи полностью лишаются благословений завета и все благословения завета теперь наследует христианская церковь. Эта идея широко пропагандировалась и даже нашла отражение в изобразительном искусстве. Например, в декоре собора Парижской Богоматери есть фреска, изображающая двух женщин, одна из которых наступает на голову другой. Церковь здесь победительница, а кто под каблуком? Конечно же, Синагога!
Трагические последствия теологии Августина признаёт сегодня весь христианский мир. Однако, по-прежнему не не отступает от него. Александр Мень в книге «Таинство и образ» называет православный храм правопреемником Иерусалимского... Строя соборы, повторяющие архитектуру древнееврейской скинии, православие и католицизм на самом деле создали карикатуру на храм и перещеголяли раввинистический иудаизм, который пытался создать замену храму требованием исполнять 613 заповедей. И всё же раввины чётко понимали, что Иерусалимский храм был единственной копией небесного святилища. Августин, разработав сценарий католической мессы, создал карикатуру на жертвоприношение. Кому-кому, а христианам надо бы понимать, что в соответствии с Новым Заветом жертвоприношения закончились на кресте, а и первосвященство перешло к Иисусу.
Протестантизм в своём богословии мало что изменил. Мартин Лютер в начале своей реформаторской деятельности относился к евреям с большим уважением. И это понятно. Без помощи синагоги он не смог бы перевести Ветхий Завет (Танах). Скорее всего, именно иудейские общины Германии снабдили основателя протестантизма текстом оригиналом, так как двери Ватиканской библиотеки для Лютера к тому времени были наглухо закрыты. Лютер надеялся, что его учение окажется привлекательным для иудеев. Их реакция, однако, оказалась более чем прохладной. И Лютер возненавидел иудеев. И когда в конце XIX веке группа лидеров прогрессивных иудейских общин обратилась к лютеранским епископам Германии с просьбой принять их в члены церкви, лютеране ответили отказом, ибо заимствовали у католиков теологию замещения, как другие ранние протестанты.
Католицизм же свою позицию начал видоизменять. Осознав, что протестантизм не одолеть силой, католические богословы решили вернуть «отпавших» в лоно Католической церкви. В XIX веке кардинал Райбира написал книгу, в которой изложил основы теологии диспенциализма, согласно которой антихрист должен прийти в храм и править три с половиной года после того, как вся церковь, перед Пришествием Иисуса, вознесётся на небо. Главная цель этой теологии - разбить лютеровскую интерпретацию 13-й главы книги Откровение, согласно которой зверь - антихрист является прообразом папства. Именно на теологии диспенциализма современные евангельские христиане строят свои эсхатологические воззрения. Если антихрист сядет в храме, то храм должен кто-то восстановить. А кто будет его строить, как не евреи? Вывод: евреи должны вернуться обратно в Израиль!
Большинство протестантских богословов приняли теологию замещения в середине XIX века.
Результатом теологии замещения стало открытое отвержение христианами иудеев, черносотенные погромы в России и, наконец, Холокост.
В конце XIX века один из основателей либерального иудаизма написал книгу под названием «Иисус и иудаизм». Автор преподавал Ветхий Завет в Берлинском университете. После выхода книги преподавателя увольняют за то, что заговорил о еврейском происхождении Иисуса (!) - эта тема была «под запретом» в христианской среде.
Насколько церковь не желала видеть ничего еврейского в Новом Завете, свидетельствует искусство. Художники эпохи Возрождения изображали Палестину, не покидая пределов своей страны. А когда русский живописец Поленов отправился за натурой для своих библейских сюжетов на родину Иисуса, чтобы приблизить свою картину к повествованию, клерикалы его за это раскритиковали.
Недавно компания Би-Би-Си выпустила шокирующий документальный фильм. В основу ленты легла книга известного историка из Оксфордского университета «Папский грех», всполошившая Ватикан. Приведённые в книге документы утверждают, что именно прелаты папы Пия ХХII посоветовали Гитлеру разыграть антисемитскую карту. Преследование евреев действительно помогло партии НСДАП прийти к власти в Германии! А за месяц до «хрустальной ночи» (когда народ под руководством активистов НСДАП бил витрины магазинов, банков, ресторанов, которыми владели евреи) в кинотеатрах Германии прошёл фильм «Страсти Христовы». Так что Мэл Гибсон - не первый... Фильм стал частью пропагандистской кампании, которая должна была убедить немцев: евреи виноваты во всех бедах человечества - от смерти Христа 2000 лет назад до безработицы в Германии 1930-х годах. Меня потрясли кадры, где Гитлер произносит на площади речь с Библией в руках и цитирует тексты, которые должны доказать необходимость уничтожения евреев. К сожалению, те же самые цитаты приводят, употребляя их вне контекста, и некоторые христиане...
Холокост - страшная трагедия, подобной которой не было в истории человечества. Для истребления евреев впервые были использованы технологии массового уничтожения - газовые камеры, проводились медицинские опыты на живых людях... «Окончательное решение еврейского вопроса» потрясло основы христианского мира. В иерусалимском музее Катастрофы «Яд Вашем» есть сад Праведников, где высажены сотни деревьев в память о подвиге людей в основном, христиан разных конфессий спасавших евреев во время Второй мировой войны.
Практически сразу после окончания войны образовалось государство Израиль - в чём явно видно сверхъестественное вмешательство. Это заставило христианских богословов задуматься. Если Б-г действительно отнял у евреев благословения и отдал их церкви, то Холокост - это суд Божий. Но какой же это суд, если палачи осуждены, а евреи не только получают собственное государство, но и побеждают в войнах, создают за короткое время одну из самых процветающих экономик?!
Война расколола христианский мир на два лагеря: были церкви, изгоняющие евреев-христиан из своих рядов, и были христиане, спасавшие евреев от гонений, рискуя собственной жизнью...