Иллюстрированный музыкальный словарь A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W ...
ИСПОЛНИТЕЛИ - (0)Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А Б В Г Д...
КОМПОЗИТОРЫ - (0)Композиторы A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V ...
31 мая родились - (0)31 мая родились... 1850 Евгений Павлович Тверитинов офицер Российского императорского ...
Ленин и Инесса Арманд - (0)Инесса Арманд. История любви "Она была необыкновенно хороша&qu...
Поговорим о хоровой музыке. Свете тихий. |
Давно не писал о хоровой музыке. Только что закончилась репетиция. Мы разучиваем новое произведения Н.Кедрова (младшего) "Свете тихий". Сколько гармонии! Я для меня звучит новое имя в этом музыкальном мире. Кедров младший, зачит был и Кедров старший. О них для начала и поговорим.
Семья Кедровых.
Кедров, Николай Николаевич - отец (1871 - 1940) Кедров Николай Николаевич - сын (1906 - 1981)
Н. Кедров-отец родился в 1871 году в семье священника. В 1897 году окончил Петербургскую консерваторию по классу вокала у Станислава Габеля. В этом же году он создает ансамбль, получивший название Петербургский русский вокальный квартет, которому он посвятил всю свою жизнь.
Н. Кедров-отец - автор ряда произведений для смешанного и мужского хоров, гармонизаций и обработок песнопений православной церкви («Благослови, душе моя, Господа», «Во царствии Твоем», «Господь, просвещение мое» и др.) Умер в 1940 году.
Николай Кедров-сын родился в 1906 году в Петербурге. Пианист. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории им. С. Рахманинова. С 1929 года - член ансамбля, основанного его отцом. Во время Великой Отечественной войны был на фронте в рядах Французской армии. После войны, во второй половине 40-х годов Н. Кедров-сын возрождает квартет, которым руководит до своей кончины в Париже в 1981 году.
Как и отец, Н. Кедров-сын - автор многочисленных хоровых и вокальных произведений, гармонизаций православных песнопений, для разного состава исполнителей («Достойно есть», «В память вечную», «Буди имя Господне» и др.)
Музыкальная деятельность Кедровых тесно связана с Петербургским русским вокальным квартетом. Его первый концерт состоялся в 1898 году в Малом зале Петербургской консерватории. Репертуар ансамбля включал русские народные песни, романсы, оперную музыку. В период с 1908 - 1915 г.г. квартет ежегодно гастролировал по Европе. В нескольких концертах принимал участие Ф. Шаляпин, а в 1913 - 1914 г.г. они выпустили в Лондоне пластинку русских народных песен. После революции 1917 года деятельность квартета была прекращена, а семья Кедровых эмигрировала во Францию. В Париже Кедров-отец воссоздает ансамбль, который стал носить его имя. Жизненные потрясения привели его к мысли об изменении репертуара, основой которого стали Богослужебные песнопения Русской православной церкви. После смерти Кедрова-отца, сын становится руководителем квартета. Он расширяет репертуар, в который помимо православных церковных песнопений и собственных произведений появляются сочинения композиторов XVIII - XX веков.
Концерты квартета "Кедров" проходили с неизменным успехом. Выступления начинались песнопениями знаменного распева, обработками древних монодий, затем звучали сочинения композиторов XVIII–XIX веков (на творчество которых оказала влияние итальянская, французская и немецкая музыка), в заключение концерта — исполнялись композиции, созданные в конце XIX-начале XX века и отразившие поиски русских композиторов своего национального стиля, самобытного музыкально-гармонического языка. Завершала концерт молитва "Отче наш" — сочинение Н.Кедрова-отца, которую публика всегда слушала стоя.
После смерти Н. Кедрова-сына наследником традиций и руководителем квартета становится отец Александр Кедров-внук.
Н. Кедров-сын в течение всей своей жизни сочинял и гармонизовал богослужебные песнопения. Стиль его сочинений отличался простотой, и, несмотря на острую иногда гармонию, его музыка создает атмосферу смирения, кротости и спокойствия. В Лондоне Николай Николаевич выпустил два сборника богослужебных песнопений: "Литургия" и "Всенощное бдение", в которые вошли его собственные композиции и сочинения композиторов русской эмиграции.
Сама традиция воспевать песнь при возжжении светильника довольна древняя и уходит своими корнями в дохристианскую эпоху. По свидетельству Варрона, древние греки имели обычай, при возжжении светильника приветствовать его словами свете добрый (φως αγαθόν). Этот обычай перешел и в христианство, только, вместо языческого стихиопоклонения, он переосмысляется в христологической перспективе. Христиане изменили эту условную житейскую, языческую поговорку и вместо φως αγαθόν стали петь Φω̃ς ι̉λαρόν, переходя, таким образом, от языческой традиции благодарения вечернего света (возжжения светильника) к анагогическому воспеванию Света Божественного – Сына Божия. Действительно древние греки, будучи язычниками, благодарили сам огонь, как бы наделяя его неким сверхъестественным свойством, обожествляя его. Он податель света, жизни и т.п. Это отголосок древнего языческого поклонения стихиям, которое со временем и вошло в традицию благодарить огонь, или богов, при возжжении вечером светильника вечером, при наступлении темноты. Христиане, воссылая благодарность Богу Истинному, при наступлении вечернего света (т.е. времени, когда возжигали светильники) воспевали: Φω̃ς ι̉λαρόν κ. τ. λ., возводя таким образом свою мысль от света естественного (светильничного), который освещает ночную тьму, к Свету духовному, Свету Божественному – Сыну Божию, воплотившемуся Логосу – Христу Спасителю. Свету, просветившему нас благодатию божественной, Свету просветившему тьму языческую. Этим и объясняется христологический, по преимуществу, контекст гимна Свете тихий.
Греческий текст
|
Славянский текст
|
Φως ιλαρον αγιας δοξης,
αθανατου Πατρος, ουρανιου,
αγιου, μακαρος,
Ιησου Χριστε,
ελθοντες επι την ηλιου δυσιν,
ιδοντες φως εσπερινον,
υμνουμεν Πατερα, Υιον,
και Αγιον Πνευμα Θεον.
Αξιον σε εν πασι καιροις
υμνεισθαι φωναις αισιαις,
Υιε Θεου, ζωην ο διδους·
Διο ο κοσμος σε δοξαζει.
|
Свете Тихий святыя славы
Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго,
Иисусе Христе!
Пришедше на запад солца,
видевше свет вечерний,
поем Отца, Сына
и Святаго Духа, Бога.
Достоин еси во вся времена
пет быти гласы преподобными,
Сыне Божий, живот даяй,
темже мiр Тя славит.
|
![]() ![]() |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |